Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАОтдел Г. РАССЛОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТКАНИ
Одним из видов многоголосия, особенно характерным для современной музыки, является расслоение всей многоголосной ткани наразные пласты, разобщение отдельных ее слоев, слышание которых происходит хотя и в одновременности, но в разных планах. Это разобщенное слышание возникает благодаря тому, что логика организации в каждом из этих пластов своя и может не совпадать с логикой другого. Между пластами возникает противоречие — фактурное, структурное, тональное, функциональное или ладовое, иногда — просто регистровое, которое и вызывает разобщенность восприятия. Такое расслоение музыкальной ткани на противоречащие друг другу слои образует полифонию пластов (термин Вл. Протопопова, 118,с. 66) и может быть в самом общем плане названо явлением полипластовости. Полипластовость знаменует собой сочетание и взаимопроникновение различных принципов организации ткани и, прежде всего, на новом уровне — ее полифонизации, поскольку это явление всегда связано с совмещением по вертикали пластов, имеющих самостоятельную в горизонтальном отношении логику развития. С другой стороны, каждый из пластов (или один из них) внутри себя может иметь гармоническую, а иногда и монодическую логику организации. Следовательно, полипластовость может образовываться не только совмещением пластов с одинаковой организацией (монодия + монодия, гармония + гармония, полифония + полифония), но и сочетанием в одновременности разных складов (гармония + монодия, полифония + гармония и т. п.). Поскольку пластов бывает и больше двух, возникает большое многообразие возможных сочетаний. Часто само разобщение, как будет показано ниже, выражается в типично гармонической форме несовпадения (несовпадение комплексов — полиаккордика). Таким образом, гармонический фактор — это постоянный «участник» образования полипластовой ткани. Не следует забывать, что фактурное расслоение аккорда присуще и чистому виду гармонического склада и имеет акустическое обоснование в самой физической природе звука (о двуплановости аккорда см. 170).Различного рода органные пункты — неотъемлемая форма изложения функциональной гармонии — есть не что иное, как проявление полипластовости в виде функционального, а иногда и тонального разобщения выдержанного тона и комплекса верхних голосов. В современной музыке различные формы расслоения предстают в значительно усложненном виде. Применительно к гармонии полипластовость может выражаться в четырех основных формах противоречия пластов: структурной (полиаккордика), функциональной (полифункциональность), тональной (политональность), ладовой (полиладовость). Эти формы связаны с различными аспектами организации и, как будет показано ниже, могут совмещаться в одном явлении (например, политональность может быть выражена полиаккордикой и т. п.).
Дата добавления: 2014-03-08; просмотров: 866; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |