Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Интонирование текста

Читайте также:
  1. АСПЕКТЫ ПРЕДПРЕВОДЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА.
  2. Ввод текста
  3. Ввод текста
  4. Вставка декоративного текста в документ
  5. Говоря о наборе и верстке текста, невозможно не коснуться Microsoft Word - многофункциональной программы обработки текстов.
  6. Изложение текста.
  7. КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВЫХ СТИЛЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПРЕДПЕРЕВОДЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА
  8. Обтекание текста вокруг рисунка
  9. Общение на уровне текста. Создание высказывания.

 

Особого внимания требует соблюдение знаков препинания и правильное их выделение (интонирование) в произнесении текста. Если при чтении не соблюдать знаков препинания, это поведет к «пробалтыванию» текста, торопливости. «Борьба с торопливостью является изучением интонаций, диктуемых знаками препинания», – говорил К.С. Станиславский.

Все знаки препинания требуют для себя обязательных голосовых интонаций: точка, запятая, вопросительные и восклицательные знаки имеют свои, только им присущие, голосовые интонации.

В этих интонациях есть воздействие на слушателей, которое обязывает к определенной реакции: вопросительная интонация – к ответу, восклицательная – к сочувствию и одобрению, восхищению, протесту, двоеточие – к внимательному восприятию дальнейшей речи – это знак полузаконченной мысли, заставляющей ждать перечисления, разъяснения.

«Полюбите запятую, – говорил К.С. Станиславский, – именно в ней вы можете заставить себя слушать».

А.П. Чехов называл знаки препинания «нотами при чтении». Если в средней школе пунктуация изучается для того, чтобы правильно расставлять знаки препинания на письме, то в вузах следует развивать особое внимание к индивидуальной авторской пунктуации, понимать смысловые и выразительные функции знаков препинания при воплощении авторского текста в устный рассказ.

Мысль является главным возбудителем чувства. Чем глубже и ярче мысль, тем острее оценка фактов, тем выразительнее и разнообразнее речь. Нужно воспитывать в себе способность к образному мышлению, развивать фантазию, приучаться «выстраивать» свой рассказ по перспективе в определенной автором логике, последовательности.

Большую помощь в такой работе оказывает пунктуация. Но не следует рассматривать само значение правил пунктуации как ключ, которым можно открыть любую дверь. Этот ключ действует только в руках мыслящего, творческого, много практически работающего человека.

Знаки препинания возникли сначала из потребности разделить письменный текст на определенные части в соответствии со смысловой структурой устной речи. А затем, с развитием литературы, возникла необходимость указать на связь одной мысли с другой, на выражение определенных чувств.

В современном русском языке восемь знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак, тире; к ним можно причислить еще абзац, скобки и кавычки. Все они могут употребляться для отделения одних частей текста от других, и тогда называются «отделяющими».

Некоторые из этих знаков служат и для выделения, подчеркивания отдельных слов и выражений, выступая как парные знаки. Тогда они называются «выделяющими». Это могут быть две запятые, два тире, скобки, кавычки.

Знаки препинания не цель, а средство для раскрытия мысли. Каждый из знаков препинания имеет ему одному присущие качества. Однако способов их использования мастерами слова множество. В тех случаях, когда устному выражению каждого знака пытаются приписать всегда одну и ту же интонацию, речь обедняется, становится «рубленой», однообразной. Знаки препинания обладают многозначностью и в определенных условиях расширяют свое значение.

Следует знать, что понятие «знаки отделяющие» не должно расцениваться как обязательный сигнал к остановке мысли, к завершению ее. В литературных произведениях мы часто имеем большие куски текста, объединенные одной мыслью, одной действенной задачей. Часто такие большие куски текста отмечаются в письменной речи абзацем. Хотя абзац, по существу, не является знаком препинания, он оказывает непосредственное влияние на интонирование точки или восклицательного, вопросительного знака.

Точки, запятые и другие знаки препинания, которые встречаются внутри большого куска, отделяют части, но не препятствуют дальнейшему развитию мысли. И только когда рассказывающий «добивается цели», он заключает свою речь «окончательной» точкой.

Изучение знаков препинания в авторском тексте органично связано с логическим анализом текста, является частью этого процесса и подчинено основной задаче исполнителя – вернее и глубже передать идею, главную мысль произведения, свое отношение к происходящему.

 

ТОЧКА. Точка – это знак остановки в речи, но последний слог последнего слова перед точкой должен звучать интонационно ниже предыдущих, а не выше, как при запятой. Интонирование точек различно. Слушатели после точки не ждут продолжения фразы, так как она закончена. Например, интонирование точки в фразе, завершающей текст отрывка, будет иное, чем в первоначальных строках, когда продолжается развитие событий, мыслей.

Точкой обычно обозначается конец предложения, но понижение тона на точке может быть разным, в зависимости от того, где эта точка стоит: в конце предложения, абзаца или рассказа.

Голосовые изгибы, не подкрепленные логикой, мыслью, действенной задачей, неубедительны, неопределенны, как бы низко мы не опускали голос на точке и как бы высоко ни поднимали его на вопросе.

Длительность паузы на точке может быть различной. Так, короткие фразы, заканчивающиеся точкой, помогают созданию энергичного ритма речи.

Задание:Прочтите внимательно следующие примеры. Обратите внимание на разнообразие интонаций и пауз на точках и в то же время на те общие качества, которые присущи этому знаку препинания. Вспомните содержание всего произведения, из которого взят отрывок, уточните, что в нем происходит:

Пример 1. Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»:

Пестреют шапки. Копья блещут.

Бьют в бубны. Скачут сердюки.

В строях равняются полки.

Толпы кипят. Сердца трепещут.

Дорога, как змеиный хвост,

Полна народу, шевелится.

Средь поля роковой помост.

А теперь прочтите отрывок, заменив точки запятыми. Подумайте, что меняется в описании картины казни Кочубея.

Пример 2. Отрывок из романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого. Это рассказ о том, как переменилось отношение окружающих к князю Андрею после аудиенции у императора Франца:

«Император сказал, что он благодарит, и наклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова.

Вчерашний флигель-адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом.

Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии 8-й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собрался с мыслями.

Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним».

Обратите внимание, что все точки находятся внутри абзаца. Каждая короткая фраза – отдельная картина, раскрывающая характеры людей, окружающих князя Андрея, и отражающая его отношение к тому, что происходит. Устное выражение точки тут крайне разнообразно.

 

ЗАПЯТАЯ.Запятая ставится только внутри предложений. В простом предложении она отделяет однородные члены предложения друг от друга, уточняющие обстоятельственные слова от общего обстоятельства места, времени и т.д., вводные слова, обращение и пр. В сложном предложении она может отделять простые предложения внутри него, располагаясь перед союзом или союзным словом. В сложном бессоюзном предложении запятая ставится преимущественно тогда, когда простые предложения, входящие в его состав, объединены сочинительной связью и эта связь между ними очень тесна.

В случаях противопоставления или уточнения смысла первой части сложного предложения во второй и т.д. запятая в бессоюзном предложении заменяется тире или двоеточием.

При относительной самостоятельности частей сложного предложения запятая заменяется точкой с запятой.

Запятая очень многозначна и потому требует в разных случаях разной интонации. Так, при перечислении, она требует последовательного повышения голоса. Это особенно важно помнить при передаче сложного синтаксического построения – периода.

Пример 1.Прочтите фразу из «Двух гусаров» Л.Н.Толстого:

«В 1800-х годах, в те времена, когда не было еще ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни низких пружинных диванов, ни мебели бел лаку, ни разочарованных юношей со стеклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собою целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной и грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики, когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были еще молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин и из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно и не нечаянно уроненные платочки, когда наши матери носили коротенькие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков, когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света, - в наивные времена масонских лож, мартинистов, тугенбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, в губернаторском городе К. был съезд помещиков и кончались дворянские выборы».

Пример 2. Чем отличаются запятые от запятых в примере 1?

«А ведь счастья много, так много, парень, что его на всю округу бы хватило, да не видит его ни одна душа!» (А.П.Чехов «Счастье»).

В последнем примере имеет место случай несоблюдения запятой (запятая, не требующая паузы, поставлена в скобки).

Мы говорим: «А ведь счастья много, так много (,) парень, что…».

Но если обращение стоит в начале фразы, запятая соблюдается.

Мы сказали бы: «Парень, а ведь счастья много…»

Случаев несоблюдения запятой в устной речи довольно много. Запятая обычно «снимается» перед одиночным деепричастием, так как оно создает с уточняемым им глаголом как бы одно понятие, единый образ:

«Михайла сидел (,) насупившись».

(А.Н. Толстой «Петр первый»).

Но в случае, когда деепричастие стоит перед глаголом, оно приобретает большую самостоятельность и требует паузы после себя:

«Насупившись, сидел Михайла».

Без пауз произносятся в устной речи такие вводные слова, как конечно, вероятно, пожалуй, кажется, можетбыть, впрочем, чего доброго, по-моему, к несчастью, наконец, и т.д.

Мы, например, говорим:

«Я (,) кажется (,) понимаю, ты (,) чего доброго (,) обиделся».

Из приведенных примеров уже видна многозначность запятой: она может и разъединить две части одной мысли (при сопоставлениях и противопоставлениях), и концентрировать, собирать внимание (при перечислениях). Она нередко исчезает перед обращением, при вводных словах, перед деепричастиями и во многих других позициях.

Предлагаем быть внимательными к этому знаку, который обладает таким большим количеством значений и так часто употребляется.

 

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ. Точка с запятой – знак, не имеющий своей постоянной мелодии. Он звучит либо точкой, смотря по смыслу, либо запятой, когда разделяются фразы.

Иногда запятая может звучать точкой. Например:«Реальность нашей программы – живые люди, (.) это мы с вами».

Точка звучит запятой, когда два предложения можно связать по смыслу в одну фразу. Наряду с этим запятая может звучать восклицательно при перечислении быстрой смены явлений или событий.

Например:«И всё: горшки, стаканы, скамьи, столы –

Марш! Марш!

все в печку поскакало».

(А.С.Пушкин «Гусар»)

Внимательно читая, например, произведения И.С. Тургенева, мы видим, как часто он прибегает к точке с запятой, когда рисует широкое полотно, в котором каждая подробность неотделима от всей картины.

Выделяя внутри большого куска текста какую-нибудь подробность, Тургенев приостанавливает на ней наше внимание, а потом ведет дальше и дальше, из отдельных картин составляя единое целое.

Задания:

Пример 1. Прочитайте вслух следующий отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Певцы»:

«Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль.

У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыдания внезапно поразили меня… Я оглянулся – жена целовальника плакала, припав грудью к окну.

Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще слаще прежнего, Николай Иванович потупился; Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шепотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно покатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился…»

При описании пения рядчика писатель редко прибегает к точке с запятой. Но вот начинает петь Яков. Меняется ритм рассказа, меняется и расстановка знаков препинания, каждая фраза изобилует точками с запятой. Они как бы направляют внимание то на одного слушающего, то на другого.

Во всех случаях точка с запятой сохраняет интонацию понижения, но вместе с тем каждый раз она разная и по мере развития мысли требует все более яркой и богатой интонации.

Пример 2.Проанализируйте следующий пример из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Татьяна в лес; медведь за нею;

Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук ее за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой;

То в хрупком снеге с ножки милой

Увязнет мокрый башмачок;

То выронит она платок;

Поднять ей некогда; боится,

Медведя слышит за собой,

И даже трепетной рукой

Одежды край поднять стыдится;

Она бежит, он все вослед,

И сил уже бежать ей нет.

Задание: На примере любого произведения русской или украинской классической литературы продемонстрируйте роль точки с запятой в художественном контексте (описание, размышление, лирическое отступление).

 

ДВОЕТОЧИЕ.Двоеточие часто соперничает с тире. Оба знака служат пояснению.

Задание:Прочитайте внимательно и проанализируйте:

Пример 1. «Яковом, видимо, овладело упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более – он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя…»

(И.С.Тургенев «Певцы»)

Очень часто двоеточие используется как знак, отделяющий авторский текст от прямой речи. Пауза в этом случае меньше, чем на двоеточии внутри предложения.

Авторский текст, подготавливающий реплику, произносится в том же ритме, в том же ключе, что и сама реплика. Характерное для двоеточия повышение голоса как бы «перехватывается» репликой.

Пример 2.Герой повести А.П.Чехова «Моя жизнь» рассказывает:

«Управляющий сказал мне: «Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели».

Я ему ответил: «Вы слишком льстите мне, ваше превосходительство, полагая, что я умею летать».

И потом я слышал, как он сказал: «Уберите этого господина, он портит мне нервы».

 

ТИРЕ.Знакомясь с историей русской пунктуации, мы узнаем, что ученик М.В. Ломоносова А.А. Барсов впервые указал на новый знак препинания – «молчанку»; этот знак позже получил название «тире».

«Эта молчанка, писал Барсов, начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время для выражения жестокой страсти, либо для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному и неожиданному слову или действию впоследствии».

Со временем эмоциональная наполненность тире несколько сгладилась, «жестокая страсть» чаще стала обозначаться с помощью других знаков, а вот «приготовлением к какому-либо неожиданному слову или действию» осталось. Паузы на тире обычно бывают значительными, с большой психологической нагрузкой, интонации яркие и выразительные.

Тире – знак, не имеющий своей мелодии. Тире может звучать, смотря по смыслу, точкой, запятой, двоеточием, многоточием или совсем выпадает.

Например:«Фома слушал ее и /…/ точно мед пил».

«Я – мирная» (Я мирная).

«А попадется /,/ пристукнем».

Тире относится к знакам, стоящим обычно внутри предложения. Тире часто служит для разделения противопоставляемых явлений.

Два тире являются знаками выделяющими; ими отмечается прямая речь, а иногда вводное слово или предложение.

Задание:Прочитайте вслух эпизод из «Каменного гостя» А.С. Пушкина – встречу Дон Гуана с Дон Карлосом у Лауры:


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Логическое ударение | ЗАДАНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

Дата добавления: 2014-03-11; просмотров: 1015; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.008 сек.