Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Виды правки

Читайте также:
  1. Выдача гражданам удостоверений (справки), свидетельства о праве на меры социальной поддержки.
  2. Жесткие оправки
  3. ОСОБЕННОСТИ лексической правкИ научного текста
  4. Поправки
  5. Поправки Конституции
  6. Разжимные оправки
  7. СИСТЕМА ЗАПРАВКИ ТОПЛИВОМ

Литература.

Тема № 6. Процесс правки текста

Рассматриваемые вопросы:Правка текста. Виды правки текста.

 

В ходе углубленного прочтения текста редактор достигает точ­ности его оценки и обычно лишь после этого приступает к прав­ке. Именно так рекомендует ему поступить традиционная мето­дика редактирования, основывающаяся на опыте редакторов художественной литературы. Методика динамического редакти­рования, предложенная при подготовке к изданию научной и тех­нической литературы, советует редактору составлять своё заклю­чение о материале сразу после ознакомительного чтения, правку вести в ходе углубленного чтения, а затем, непосредственно пе­ред сдачей в набор, просмотреть весь текст еще раз. При подго­товке к опубликованию материалов массовой информации мы наблюдаем гибкое сочетание различных методик, диктуемое мно­гообразием содержательных и жанровых характеристик журна­листских произведений.

В литературе по теории и практике редактирования проблемы редакторского анализа оттеснили на второй план вопросы, связан­ные с процессом правки текста. Это в определенной мере нахо­дит объяснение в концепции, видящей суть редактирования в сво­еобразной прогностической проверке рукописи с точки зрения того, как произведение будет служить читателю, а отнюдь не в правке ее. И хотя общепризнанно, что часто правка занимает едва ли не большую часть времени при подготовке рукописи к изданию, мно­гие пособия по методике редактирования вооружают редактора лишь самыми общими рекомендациями, как править текст.

Идея правки текста не противоречит ни его объективным ха­рактеристикам, ни психологическим закономерностям творчес­кого процесса создания литературного произведения. Умело про­веденная трансформация не нарушает цельности и связности тек­ста. Напротив, освобождение его структуры от элементов, привнесенных побочными влияниями, проясняет замысел автора, его идею. «Осторожно убираешь лишнее, словно снимаешь плен­ку с переводной картинки, и постепенно под рукой проступает яркий рисунок. Рукопись не тобою написана. И все-таки радост­но чувствуешь некоторую причастность к её созданию... Мне, редактору, эта работа дала очень многое. Она помогла понять, как разрозненные, скупые факты, преломляясь в воображении писа­теля, обрастают плотью, как из деталей складывается образ. Работа помогла заглянуть в творческую лабораторию писателя», – так видит свою работу редактор.

Редакторская работа не терпит трафарета. Нет таких рецеп­тов правки, которые можно было бы применить к любому тек­сту. Редактор имеет право выбрать приём правки, но этот прием должен быть точным, обоснованным, и применять его надо умело.

Понимание сложности литературного процесса и психологии автора должно предостеречь редактора от правки, которая не яв­ляется необходимой. Количество поправок и изменений в руко­писи отнюдь не свидетельствует о качестве его работы. Не сек­рет, что и сегодня в редакциях газет можно встретить сотрудни­ков, которые считают своим долгом переписать заново всё авторское произведение. Они делают это, искренне убежденные в том, что приносят пользу, что их труд необходим. После такой обработки текст становится более «гладким» и многое теряет.

 

В методике редактирования принято различать четыре вида правки: правку-вычитку, правку-сокращение, правку-обработку и правку-переделку.

Цели корректорской и редакторской вычитки различны. Кор­ректор, вычитывая подготовленный к печати текст, добивается его полного совпадения с текстом авторитетным, выверенным, внося необходимые исправления. Цель редакторской правки-вычит­ки – чтение текста «насквозь». Редактор должен отметить его смысловые, композиционные, стилистические недочёты, обратить внимание на правильность написания географических наимено­ваний, имён и фамилий, на точность цитат, цифр и дат, проверить сопоставимость единиц измерения. В его обязанность входит также проверка соответствия заголовков тексту и соответствия подпи­сей под иллюстрациями изображению.

Обычно вычитку поручают опытному редакционному работ­нику, но он ни в коем случае не должен подменять редактора, готовившего материал. Его обязанность – заметить недостатки текста и указать на них, но отнюдь не править его, исключая, разу­меется, бесспорные ошибки и буквенные опечатки. Поэтому даже при очень высокой квалификации вычитчика ведущий редактор участвует в этом процессе, снимая его вопросы.

Цель правки-сокращения – уменьшить объем текста, до­вести его до заданного размера. Обычно сокращения как специ­альный вид правки бывают вызваны необходимостью внести конъюнктурные изменения или различными техническими со­ображениями. Правка-сокращение в отличие от правки-вычит­ки уже прямое вмешательство в текст, поэтому редактор дол­жен учитывать особенности его смысловой и синтаксической структуры.

Характер изменений, вносимых обычно в текст при сокращении, позволяет разделить их на две группы: сокращение текста частями и сокращения, которые мы условно назовем внут­ритекстовыми. В первом случае исключаются части текста, пред­ставляющие собой определенные смысловые звенья. Они, как правило, оформлены композиционно и синтаксически. Сокра­щение однотипных примеров, фактов одного смыслового ряда, частных подробностей не вызывает трудностей при редактиро­вании. Если сокращения намечены правильно, не искажают смыс­ла и не противоречат манере автора, текст после них нуждается в минимальной дополнительной обработке «стыков» между ока­завшимися после правки рядом частями текста. Она необходи­ма для достижения его связности. Сокращая текст, редактор все­гда должен тщательно следить за тем, чтобы эпизоды и факты, исключённые в процессе правки, не упоминались косвенно в последующем изложении.

Когда связь между смысловыми звеньями текста необходима, сокращение его крупными частями невозможно. В этом случае прибегают к сокращениям внутритекстовым, связанным с более глубоким вмешательством в текст.

Сокращения, обусловленные литературными качествами произведения, следует рассматривать уже как правку-обработку. Обработка – самый распространен­ный вид правки. Ее задача – подготовка к публикации окончатель­ного варианта текста, в котором полностью учтены результаты редакторского анализа. Цель обработки – литературная отделка текста, совершенствование его формы, уточнение идеи автора, его замысла. По своему характеру изменения, вносимые при этом в текст, разнообразны: сокращения, дописывание отдельных фрагмен­тов, замена слов и оборотов речи, изменение синтаксических струк­тур, совершенствование композиции. Особенности авторской ма­неры изложения, его стиль правка-обработка изменять не должна.

Цель правки-переделки – создание нового варианта текста на основе материала, представленного автором. Строго основыва­ясь на сообщённых фактах, журналист облекает мысль автора в литературную форму. Изменение жанровой структуры произве­дения, обработка текста в случае изменения его целевого назна­чения также осуществляется правкой-переделкой. Близка по ме­тодике к правке-переделке литературная запись – специфичес­кий вид творческого сотрудничества редактора и автора.

Деление правки на виды по ее целям в значительной степени условно. Странной выглядела бы попытка ограничить задачу прав­ки текста каким-нибудь одним (за исключением вычитки) ее ви­дом. Процесс редактирования текста един, и профессионализм редактора проявляет себя в умелом сочетании различных при­емов правки, их разнообразии, в умении целесообразно эти при­емы применять.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
В-2. Развитие энергетики и электромашиностроения в СССР | Организм человека как единая биологическая система

Дата добавления: 2014-03-11; просмотров: 683; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.