Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Читайте также:
  1. Видео ОПОЗНАНИЕ С НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНА
  2. Вненаучное познание.
  3. Воображение и научное творчество.
  4. Глава 3 НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
  5. Историческое и естественнонаучное познание
  6. НАУКА. Научное познание.
  7. Научное и вненаучное познание
  8. Научное ПО
  9. Научное познание, его характеристики и уровни.

 

1.Специфика и структура научного знания.

2.Методы эмпирического и теоретического исследования.

3.Модели развития научного знания.

 

1. Основной формой познавательной деятельности в обществе является наука. Главной задачей научного познания является постижение объективных законов природы, общества и самого процесса познания.

Знания приобретаются людьми во всех сферах жизни – в повседневности, в политике, в экономике, в искусстве. Но в этих сферах жизнедеятельности знания не являются главной целью. Так, в искусстве, главной целью является не объективное знание о реальности, а отношение к ней художника, который создает мир новых чувственно-выразительных форм – эстетических ценностей.

Каждая наука имеет свой предмет, методы исследования, свой язык (понятийный аппарат), способы проверки полученного знания на истинность. Научное знание характеризуется объективностью, систематичностью, логической непротиворечивостью, фактической и логической обоснованностью, открытостью для изменений. В соответствии с исследуемым предметом научное знание делится на естественно-научное, социально-гуманитарное и техническое.

Главная установка научного знания – объяснить все существующее из него самого на основе выявления действующих в нем законов. Эта установка отличает научное знание от религиозного. Религия также дает людям систематическое и обоснованное знание, но оно подчинено вере в сверхъестественное. Наиболее близка к науке философия. Однако в целом философия наукой не является. Главная задача философии – проявить всю глубину сущности и существования человека в мире. Вместе с тем решение этой задачи невозможно без исследования общей структуры мира и методов проникновения в нее. Эта область исследований сближает философию с наукой. Для науки, как и для философии характерна постоянная методологическая рефлексия, то есть осознание, анализ самих исследовательских процедур, средств и методов получения знания.

Научное знание имеет сложно организованную структуру. В этой структуре выделяют три уровня:

- уровень эмпирических знаний;

- уровень теоретических знаний;

- уровень философских оснований.

Знание, полученное на эмпирическом уровне, является результатом непосредственного контакта с исследуемым объектом в наблюдении или эксперименте. На этом уровне мы получаем знание о свойствах объектов, фиксируем их отношения и устанавливаем эмпирические регулярности, обобщения, то есть эмпирические законы. Объекты эмпирического знания отличаются от объектов реальности тем, что в них выделяются те свойства и отношения, которые существенны с точки зрения данной познавательной цели, а от множества других свойств отвлекаются.

Теоретический уровень знания выявляет сущность объекта, дает объяснение эмпирическим свойствам и обобщениям. На теоретическом уровне познания нет непосредственного взаимодействия субъекта с изучаемым объектом. Теоретическое познание имеет дело с идеализированными объектами. Они вводятся как результат мысленного конструирования: эмпирические объекты наделяются только существенными в данном познавательном отношении признаками и в таком виде не существуют реально. Примерами таких объектов являются, например, «точка», «масса», «тело», «сила» и другие в классической механике. Теоретическое исследование выявляет сущностные связи в чистом виде (в реальном же объекте сущность неотделима от явления). Такое выявление осуществляется путем мысленных логических операций с идеализированным объектом и его сторонами.

Эмпирический закон следует отличать от теоретического закона. Эмпирический закон является результатом обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Теоретический закон – это знание логически необходимое, достоверное, ибо является следствием теории. Например, закон, описывающий соотношение между давлением и объемом газа (PV = const), вначале был открыт Р. Бойлем как обобщение опытных данных. Экспериментально им была обнаружена зависимость между объемом сжимаемого под давлением газа и величиной этого давления. Теоретический же закон PV = const был получен позднее на основе модели идеального газа. К идеальному газу, находящемуся в идеальном сосуде под давлением, физик Бернулли (академик Санкт-Петербургской императорской академии) применил законы ньютоновской механики и путем расчетов получил ту же формулу. Однако смысл ее был уже иной. У Бойля эта формула соотносилась с реальными экспериментами и таблицами их результатов, а у Бернулли она была связана с теоретической моделью идеального газа. В этой модели были выражены сущностные характеристики поведения любых газов при относительно небольших давлениях. Закон, описывающий эти сущностные связи, носит характер достоверно-истинного знания.

Таким образом, и теоретическое, и эмпирическое познание имеет дело с разными срезами одного и того же объекта. Эмпирическое знание в явлениях и их соотношениях улавливает проявление закономерности. Однако в чистом виде закон раскрывается только в теоретическом исследовании. Следует подчеркнуть, что теория не возникает как прямое индуктивное обобщение опыта - между опытом и теорией нет «логического мостика».

Однако, оба уровня познания всегда взаимосвязаны. Теоретическое исследование опирается на эмпирический базис, а эмпирическое знание всегда погружено в теоретический контекст. Так, если мы не имеем теоретических знаний о микромире, то траектории на фотобумаге, щелчки счетчика Гейзера или траектории в камере Вильсона нам ничего не говорят об этом мире. В определенных точках развития науки знание эмпирическое переходит в теоретическое. Теоретическое знание открывает новые горизонты для эмпирического исследования, ориентируя и направляя его в поисках новых фактов, способствуя совершенствованию его методов и средств.

Включение знания в культуру предполагает его философское обоснование. Философские основания научного знания – это общие представления о структуре мира, о пространстве и времени, о типах связей между его частями, о путях их познания.

Иллюстрацией роли философии в научном познании может служить истолкование результатов квантовой механики. Как соотнести вероятностный характер ее предсказаний с представлением о структуре мира в целом?

Известна полемика по данному вопросу между А. Эйнштейном и Н. Бором. А. Эйнштейн: Вероятностный характер предсказаний в квантовой механике обусловлен тем, что она опирается на неполную информацию о действительности. Сама же действительность строго закономерна – детерминистична, в ней все определено, и вплоть до деталей – предсказуемо. Н. Бор: Квантовая механика отражает объективную вероятность, случайность, свойственную микромиру.

Когда считается, что в самом мире нет никакой случайности, вероятности, то и теория не может содержать в себе вероятности. Ученые всегда работают на основе некоторых философских предпосылок, и хотя многие из них могут не осознавать этого, эти предпосылки в действительности определяют их общую позицию в исследовании.

2. Каждая наука имеет свой предмет и методы исследования. Метод – это система уже имеющегося знания, преобразованная в средство получения нового знания. Метод становится совокупностью действий, направленных на достижение новых результатов. Он обеспечивает объективность и единообразие результатов, получаемых всеми субъектами.

Система используемых методов и учение о них, составляют содержание методологии. В силу единства мира происходит взаимопроникновение методов различных наук. Всеобщие методы познания:

- анализ и синтез – реальное или мысленное разделение объекта на составные элементы и их объединение в целое;

- абстрагирование – отвлечение от несущественных для данного исследования свойств и отношений от изучаемого объекта;

- индукция - построение общего вывода на основе частных данных;

- дедукция – получение частного вывода из общих положений;

- аналогия – установление сходства по некоторым сторонам, свойствам и отношениям между нетождественными объектами;

- моделирование – изучение оригинала путем исследования его копии;

- вероятностно-статистические методы, которые выявляют закономерность в совокупности действии множества устойчивых, случайных факторов;

- системный подход основывается на общих принципах изучения объектов как систем элементов, их связей, отношений и их роли в структуре функционирования и развитии системы.

К методам эмпирического исследования относятся:

- наблюдение – целенаправленное исследование объекта без вмешательства в его естественное состояние;

- эксперимент – активное, контролируемое и управляемое вмешательство в естественное состояние объекта.

В наблюдениях и экспериментах используются следующие познавательные операции:

- сравнение – выявление сходства или различия объектов;

- описание – фиксирование результатов с помощью определенной системы знаков;

- измерение – нахождение числового выражения величины тех или иных характеристик объекта.

К методам теоретического познания относятся:

- формализация – фиксация содержания знания в знаково-символическом виде, благодаря чему рассуждения об объекте переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами);

- аксиоматический метод – научная теория строится в виде систем аксиом (постулатов) и правил логического вывода, что дает возможность получить теоремы из аксиом, одних формул – из других;

- гипотетико-дедуктивный метод основывается на системе гипотез. Гипотезы анализируются на предмет подтверждаемости эмпирическими фактами и уже имеющимися теоретическими законами. Затем из гипотезы логически выводятся следствия, которые проверяются опытом. Если следствия не согласуются с эмпирическими данными, то гипотеза опровергается. Но даже многократно подтвержденные опытом гипотезы, не становятся абсолютным, достоверным законом, а имеют относительный, вероятностный характер;

- восхождение от абстрактного к конкретному – метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении мысли от абстрактно-одностороннего, неполного знания, к конкретному – целостному воспроизведению в теории исследуемого объекта.

В движении мысли к конкретному доминируют методы синтеза и дедукции, воспроизводится противоречивое развитие самого объекта.

Кроме общенаучных методов, применяющихся на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования, в любой науке существуют свои специфические приемы и средства исследования. В социально-гуманитарных науках применяются следующие методы и логические операции:

- идеографический метод – описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов, событий;

- герменевтический метод – выявление смысловых центров культуры как текста через диалог и понимание духовного мира эпохи;

- интроспекция – самонаблюдение, самоотчет;

- эмпатия – восприятие внутреннего мира другого человека;

- тестирование, опросы, интервью; социальное моделирование и социальный эксперимент;

- ролевые и имитационные игры и многие другие методы.

3. Важнейшей характеристикой знания является его изменение, развитие. Гегель сформулировал ее в тезисе о том, что истина есть процесс, а не готовый результат.

В современной философии проблема роста, развития является главной в философии науки. Особенно активно эта проблема разрабатывается в постпозитивизме. Представители постпозитивизма – К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатое, П. Фейерабенд, Ст. Тулмин и многие другие философы создают различные модели развития научного знания. Многие из них считают, что существует близкая аналогия между развитием знания и биологической эволюцией.

Модель роста научного знания К. Поппера подчеркивает, что развитие знания не является простым накопительным кумулятивным процессом, а напоминает «дарвиновский отбор»: повторяющееся ниспровержения одних научных теорий и их замену более информативной теорией. Рост научного знания осуществляется методом проб и ошибок, и представляет собой выбор теории в определенной проблемной ситуации.

Свою модель роста научного знания Поппер изображает схемой: P1 – TT – EE – P2, где Р1 – исходная проблема; ТТ – теория, с помощью которой эта проблема решается; ЕЕ – процесс устранения ошибок в теории путем критики и экспериментальных проверок; Р2 – новая, более глубокая проблема, для решения которой необходимо построить более глубокую и информативную теорию.

Модель развития научного знания, разработанная Т. Куном, фиксирует два основных этапа в развитии науки – «нормальной науки» и научной революции. Под «нормальной наукой» Т. Кун понимает исследования, которые ведутся научным сообществом с опорой на крупные научные достижения. Эти достижения (например, работы Коперника, Ньютона, Эйнштейна) определяют парадигмы научной деятельности, т.е. модели постановки проблем и способы их решений. Задача «нормальной науки» - выявить весь потенциал, который заложен в научных достижениях. Однако со временем появляются новые факты, которые в рамках принятой парадигмы выглядят аномалиями. Возникает кризисная ситуация, которая разрешается формированием новой парадигмы, т.е. научной революцией. Вновь складываются условия для функционирования «нормальной науки».

Прогресс науки выражается в том, что научные теории представляют все большие возможности ученым для решения задач. Однако нет никаких оснований считать более поздние теории лучше отражающими объективную действительность. «Я не сомневаюсь, например, что ньютоновская механика, - пишет Т. Кун, - улучшает механику Аристотеля и что теория относительности улучшает теорию Ньютона в том смысле, что дает лучшие инструменты для решения головоломок. Но в их последовательной смене я не вижу связного и направленного онтологического развития».

Согласно И. Лакатосу, развитие научного знания представляет собой конкуренцию научно-исследовательских программ. Фундаментальной единицей оценки процесса развития науки является не теория, а исследовательская программа. Она включает в себя неопровержимые для сторонников этой программы фундаментальные положения, формируемые на их основе методологические принципы и круг проблем, решаемых, на основе этих положений и принципов.

Исследовательские программы очень устойчивы. Противоречия и трудности в объяснении каких-либо явлений «не могут одним ударом уничтожить исследовательскую программу». Известно, что Ньютон не мог на основании механики объяснить стабильность солнечной системы и утверждал, что Бог исправляет отклонения в движении планет, вызванные различными возмущениями. Несмотря на то, что такое объяснение вообще никого не удовлетворяло, кроме, может быть самого Ньютона, небесная механика в целом успешно развивалась. Эту проблему удалось решить П. Лапласу только в начале ХIХ века.

Главным источником развития науки, делает вывод Лакатос, является не взаимодействие теории и эмпирических данных, а конкуренция исследовательских программ в деле лучшего описания и объяснения наблюдаемых явлений, предсказаний новых фактов.

Американский философ П. Фейерабенд считает недостаточным абстрактно-рациональный подход к анализу роста и развития знания. Такой подход отрывает науку от того культурно-исторического контекста, в котором она существует и развивается. Философ показывает, что в развитии науки в одни периоды ведущую роль играет концептуально-понятийный аппарат, рациональная методология, а в другие периоды - социально-культурный фактор в широком смысле слова.

Самые плодотворные периоды развития науки, по Фейерабенду, это периоды борьбы альтернатив. Их истоки коренятся в различии мировоззренческих и социальных позиций ученых; знание не только теоретически, но и идеологически нагружено. Поэтому нет универсального метода познания, и ученые руководствуются принципом «все дозволено». Только такой принцип совместим с творческим мышлением. Таким образом Фейерабенд обосновывает позицию методологического плюрализма: существует множество равноправных типов знания, и это способствует росту знания и развитию личности. Фейерабенд подчеркивает социально-культурную обусловленность развития науки, однако при этом в его анализе часто стираются различия между научным и вненаучным знанием.

Рассмотренные модели развития научного знания выдвигают на первый план положение о том, что качественно новое знание формируется через научные революции. Научная революция осуществляется в результате решения внутринаучных проблем, что ведет к смене мировоззренческих и методологических установок. Таким образом, развитие науки осуществляется в широком социально- культурном контексте.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ТЕМА XV. ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ | ТЕМА XVI. БУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Дата добавления: 2014-03-11; просмотров: 590; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.