Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Вопрос 1. Древнеиндийская философия
Индийская культура – одна из древнейших и наиболее загадочных из известных нам культур. В то же время, индийская модель миропонимания, основанная на уважении к окружающей действительности и этике ненасилия, является своеобразной альтернативой господствующей в современном мире откровенно антропоцентристской европейской модели. Работы, посвященные древнеиндийской философии, Вы можете найти на сайте http://www.philosophy.ru/library/asiatica/indica/index.html. Характерные черты древнеиндийской философии: · размытость границ между человеком и природой, постольку поскольку весь окружающий мир мыслится живым и одухотворённым; · доминирование морально-этической проблематики над натуралистической, то есть тезис о том, что человек должен прежде всего разобраться с самим собой, а не «улучшать» окружающий мир; · акцент на необходимости постоянного самосовершенствования; · восприятие материального мира вещей как обмана, иллюзии, тени реальности; · ориентация на мистическое переживание одухотворённости бытия. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: · XV – VI вв. до н. э. – ведический период; · VI – II вв. до н. э. – эпический период; · II в. до н. э. – VII в. н. э. – эпоха сутр. Веды (дословно – «знания») – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды, как правило, включали в себя: · «священное писание», религиозные гимны («самхиты»); · описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов; · книги лесных отшельников («араньяки»); · философские комментарии к Ведам («упанишады»). До наших дней дошло всего четыре Веды: · Ригведа; · Самаведа; · Яджурведа; · Атхарваведа. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед – Упанишады (дословно с санскрита – «сидение у ног учителя»), в которых дается философская трактовка содержания Вед. Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI – II вв. до н. э.) являются две поэмы – эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи. В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам: · буддизм; · джайнизм; · чарвана-лакаята. Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение: · индуизм (и брахманизм, как его более ранняя форма); · йога; · веданта; · вайшешина; · ньяя; · миманса; · санкхья. Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н. э. – VII в. н. э.) – кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.). В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм. В XVIII – ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской). Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты – космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет – до нового рождения Брахмы. Вся бесконечная история – это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания: «пракрити» – материальное сознание; «пуруша» – чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди); «майя» – сознание сновидения, мираж. Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения – в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности. Душа в индийской философии состоит из двух начал: · атмана; · манаса. Атман – частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен. Манас – душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы. Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме. Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма – предопределенность человеческой жизни, судьбы, закон нравственного воздаяния за совершенные поступки. Цель кармы – провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития – мокши. Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней. Мокша – освобождение, которое означает слияние души с Брахманом, отождествление с ним. Это высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) – высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами – Великими Душами. Ахимса – единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы – непричинение вреда тому, что нас окружает (людям, животным, живой природе), неубиение. После V в. до н. э в Индии, а в Китае и Юго-Восточной Азии после III в. н. э. зарождается буддизм – религиозно-философское учение, основателем которого считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563 – 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего «прозрел» (527 г. до н. э.) и передал свои духовные достижения людям. Главная идея буддизма – «средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения). «Средний путь» – путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является нирвана – высшая благодать, состояние безмятежного покоя, которое достигается личными усилиями верующего, направленными на освобождение ото всех земных чувств, страстей, привязанностей и переживаний. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины: · земная жизнь полна страданий; · страдания имеют свои причины – жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; · от страданий можно избавиться; · существует путь, освобождающий от страданий, – отказ от земных желаний, просветление, нирвана. Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является нирвана – великое освобождение. Данный план – так называемый восьмеричный путь – предусматривает соблюдение следующих принципов: · правильное видение – понимание основ буддизма и своего пути в жизни; · правильная мысль – жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь; · правильная речь – слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер; · правильное действие – жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла; · правильный образ жизни – соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке; · правильное умение – усердие и трудолюбие; · правильное внимание – контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь; · правильное сосредоточение – регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие: · не убий; · не укради; · будь целомудренным; · не лги; · не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 949; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |