Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Индо-буддистский тип культурыПонятие типа культуры и типологии. Критерии и основания для типологической классификации культуры Лекция 10 Типология культуры Основные вопросы темы: 1 Понятие типа культуры и типологии. Критерии и основания для типологической классификации культуры. 2 Индо-буддистский тип культуры. 3Специфика культуры Китая. 4 Мир христианской культуры. 5 Исламский тип. Присущее культуре многообразие, ее способность выполнять разные функции и вступать во взаимодействие с различными сферами социальной жизни обуславливает разнообразие типологий культуры. Осмысление типа культуры детерминировано основополагающим принципом, который положен в основу анализа культурного контекста, выявляющего его качественные черты. История развития теоретической мысли о культуре знает много различных типологий, авторами которых являлись ученые различных ориентаций (О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, П. Сорокин и др.) В настоящее время можно назвать более десятка встречающихся в литературе типов культуры. Наиболее известные из них следующие. Формационный тип кладет в основу типологизации способ производства материальных благ, устанавливает зависимость типа культуры от господствующих в обществе общественных отношений. Эта типология принята в марксистской литературе и связана концептуально с понятием общественно-экономическая формация. По К. Марксу, выделяют 5 общественно-экономических формаций – первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталическую и социалистическую, которым соответствуют свои типы культуры. В рамках антагонистических формаций выделяются культуры противоположных классов – рабовладельцев и рабов, феодалов и крепостных крестьян, буржуа и пролетариев. В немарксистской литературе (Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, З. Бжезинский и др.) также существует типология, в основу которой положен экономический принцип – уровень развития производительных сил и степень технического прогресса общества. Согласно этой теории, выделяют аграрные, индустриальные и постиндустриальные или технотронные типы и соответствующие им культуры. Если положить в основу типологической классификации – качество политической власти, то можно выделить деспотические и демократические типы культуры. Как правило, к первым относят Запад, а ко вторым – Восток. Языковой принцип классификации определяет типологический анализ культуры по общности этносоциальных характеристик. В соответствии с этим принципом выделяют латиноамериканский, англо-американский, славянский, арабский, азиатский типы культуры. Религиозный принцип позволяет классифицировать культуру в зависимости от господствующего типа религиозного мировоззрения. Этот принцип позволяет делить культуру на конфуцианско-даосистскую, индо-буддистскую, христианскую, мусульманскую и др. Из них первая относится к народно-национальным религиям, остальные три – к мировым. Таким образом, типология культуры – качественно-содержательная характеристика конкретно-исторических, этнонациональных, религиозных, регионально-территориальных и других форм культуры. В этом контексте выделяют: 1. Антропокосмический тип культуры – античные формы культуры, выражающие единство природно-космического и человеческого начал. 2. Демократически-технотронный тип – современная культура высокоразвитых цивилизаций, характеризующаяся высоким научно-техническим прогрессом. 3. Индивидуально-прагматический тип культуры – система ценностей, сложившаяся в эпоху зрелых буржуазных отношений, когда доминирующими становятся прагматические интересы человека, личная инициатива, предприимчивость и т.п. 4. Конкретно-исторический тип культуры: природно-символический (архаичная культура), антропокосмический (античность), христианско-религиозный (средневековье), универсально-гармонический (Возрождение), протестантско-реформистский (Реформация), рационально-нормативный (абсолютизм), критически-просветительский (просвещение), романтически-утопический (романтизм), индивидуально-прагматический (капитализм), тоталитарно-бюрократический (социализм), демократически-технотронный (индустриальные страны). Основные этапы формирования данного типа культуры – это ведический, брахманизм, буддизм, индуизм. Индуизм является глобальным синтезом, конечным итогом всех длительных религиозно-философских поисков индийской мысли. Индуизм охотно включил многие религиозно-философские доктрины, которые возникали в борьбе с ним или его предшественником – брахманизмом. Важнейшими из многочисленных богов индуизма считается триада богов (тримурти) – Брахма – бог-творец, созидатель Вселенной, Вишну – хранитель мирового порядка, способный к перевоплощению в земные смертные существа и Шива – бог смерти, разрушения, изменения, а также покровитель аскетов. Подавляющее большинство индуистов делится на шиваитов (почитающих Шиву) и вишнуитов (почитающих Вишну). При этом Вишну – активный помощник людям, сообщает им истину, оберегает от опасностей и зла. Такое участие в делах людей достигается за счет его перевоплощений – аватар. Таких перевоплощений у Вишну бесчисленное множество, однако, основных считается десять. В первых четырех он выступает в облике животных (в качестве рыбы спасает легендарного царя Ману от потопа; в качестве черепахи дает советы о напитке бессмертия; в облике вепря извлекает землю из вод; в облике человека-льва помогает поразить царя-демона. Это же он делает в пятом обличье карлика-великана. Остальные пять известных аватар Вишну – Парашурама – (воин-герой), Рама, Кришна, Будда и мессия Калка, приход которого еще ожидается. Наиболее любимые в Индии аватары Вишну – это Рама и Кришна. Весьма противоречив Шива – суровое и довольно жестокое существо: три глаза, черепа вокруг шеи, змеи вдоль тела дополняют его необычайный облик. В культе Шивы на первый план вышел его не разрушительный, а созидательный элемент: культ жизненной силы и мужского начала (культ лингама) стал основным в шиваизме. Характерной чертой культуры Древней Индии является то, что сами природные условия изолировали ее от остального мира – на юге естественной границей оказались воды Индийского океана, на севере величайший в мире горный хребет – Гималаи. Именно с гор берут начало две великие реки Инд и Ганг, где стало развиваться ирригационное земледелие, что полностью соответствует общей схеме формирования культуры «территориальных царств», главными центрами которых стали города в районе Хараппы и Мохенджо – Даро. История Древней Индии распадается на две больших периода. Первый – время хараппской цивилизации (2500-1800гг. до н.э.) и последующий арийской или индоарийский. Индия – один из древнейших очагов человеческой цивилизации. На ее территории обнаружено значительное количество останков материальной культуры эпохи палеолита, мезолита и особенно неолита (орудия охоты, тесла, зерномерки, остатки тканей, черепки глиняных сосудов). Найдены также образцы наскальной живописи (фигуры животных и человека, охотничьи сцены). Раскопки в долине Инда доказывают наличие здесь уже в III тыс. до н. э. древнейших городских поселений эпохи бронзового и медного века (топоры, серпы, пилы, долота, ножи, рыболовные крючки, наконечники стрел и копий). Жители Древней Индии первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Довольно высокого развития достигло гончарное дело и ювелирное искусство. Наиболее современной среди древневосточных городов оказалась система водоснабжения и канализации. В городах строились двух- и трехэтажные здания из обожженного кирпича. Хараппской цивилизации была известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов (рисунчатое письмо) и слоговых знаков. Найденная при раскопках линейка содержала десятичную систему деления, современное начертание цифр (позже названных в несколько измененном виде арабскими). Были известны извлечения квадратного и кубического корней, исчисления числа «пи», арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры. Потребности ирригационного земледелия вызвало развитие астрономии. Древнеиндийские астрономы делили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом, каждые 5 лет добавлялся 13 месяц. Год состоял из шести сезонов по 2 месяца в каждом. Известна была разница в долготе дня и ночи в разных широтах земного шара. Древнеиндийские астрономы выдвигали идею шарообразности Земли и ее вращения вокруг своей оси. Занятия химией и медициной носили религиозно-практический характер. Древнеиндийским химикам была известна термическая обработка металлов, кальцинирование и дистилляция, изготовление кислот, красок, парфюмерии, металлов, препаратов из ртути. Хотя религиозные предрассудки трактовали болезни как кару за греховность жизни, выдающиеся древнеиндийские медики – Джавака (V- IV вв. до н.э.) и Чарака (I в. н.э.) умели диагностировать и излечивать различные болезни и славились далеко за пределами страны. Ими созданы содержательные работы по хирургии, терапии, фармации. При операциях использовались свыше двухсот различных инструментов, применялось обезболивание. Довольно развита и совершенна древнеиндийская письменность, о чем свидетельствуют надписи Ашоки (III тыс. до н.э.). Огромную роль сыграли труды Панини по созданию грамматики санскрита со словарным запасом в две тысячи корней. Исследования Панини позволили выявить морфологию языка, все правила которого он свел к четырем тысячам стихотворных формул. Впоследствии, в середине XIX века, это способствовало развитию сравнительного метода в языкознании в Европе. Именно на санскрите записаны знаменитые поэмы «Махабхарата» (главный герой Кришна) и «Рамаяна». На основе народных и культовых образов в Древней Индии сложилась драматургия. Ее родоначальником стала танцевальная пантомима, сопровождаемая комментариями сказителя. Постепенно индийская драма из пантомимы превратилась в театральное действо при участии говорящих актеров. Важнейшим дополнением театральных празднеств явилась музыка- - т.н. театр «сангит», выражавший единство пения, инструментальной музыки, богатого мимикой и жестами танца. Творцом танца считается Шива, которого считают «царем танца», а также Кришна. Литературные источники свидетельствуют о довольно высоком уровне развития архитектуры и изобразительного искусства. Первые культовые сооружения – круглые в плане с полусферическими покрытиями легли в основу храмовой архитектуры. Среди них большое количество посвященных Будде пещерных храмов и ступ – сооружений в виде перевернутой чаши, напоминающей холм. Ступа была символом высшего уровня освобождения – нирваны. Тут же сооружались столбы – стамбха с высеченными на них буддистскими мудростями, несущие на себе главные символы буддизма – крылатых львов и колесо закона. Пещерные храмы (всего их 1200) были огромных размеров, хотя и высекались в скалах. С распространение индуизма строятся храмы индуистским богам. Особенно известен храм Шивы в Эллоре. Построен в базальтовой скале на глубине 33 метров и дленной 87 метров. С приходом в Индию мусульман в XII веке индийские мастера переосмыслили мусульманскую традицию, придав мусульманским минаретам своеобразный облик. Например, Мавзолей Тадж-Махал в Агре (XVII в.) – гимне любви и скорби Шах-Джахана своей жене. Подводя итоги, следует отметить, что индийскому искусству присущи свои особенности. Во-первых, традиционность: как бы не изменялись времена, оно сохраняет свое неповторимое мировосприятие. Во-вторых, динамичность: его пронизывает танец, движение, ритм, присутствующие явно или в скрытом виде во всех видах искусства. В-третьих, чувственность: представляя мир как результат божественной любви, сначала индийская мифология, а потом и философско-религиозные учения и, наконец, искусство прославляют чувственную форму любви, не видя в ней ничего низменного наоборот, любовь выступает как великое творческое начало мира («Камасутра»). В-четвертых, символичность: Искусство соединяет религию, философию, поэзию в единый образ мира. Поэтому индийская культура – одна из первых культур Востока, которая не прекратила свое существование, а остается живой культурой с глубокой древности до наших дней. Во многих религиозных системах Индии соединяются фатализм (неизбежность рока, судьбы) и представление о возможности преодоления фатальной неизбежности. В центре множества учений стоит человек, его путь самопознания и самосовершенствования, несмотря на то, что вся восточная культура не знает проблемы человека как предмета для анализа. Тесные связи существуют между русской и индо-буддийской культурой. Достаточно вспомнить принципы ненасилия Л.Н. Толстого и Махатмы Ганди, творчество Н. Рериха и двух его сыновей.
Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 476; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |