Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема. Формирование духовно-материальной культуры в эпоху Средневековья

Читайте также:
  1. II. Становление риторики в период Средневековья
  2. Автономная нервная система.
  3. Авторитет учителя физической культуры
  4. Активизация деятельности учащихся на уроке физической культуры
  5. Антропологические аспекты культуры
  6. Базовые понятия и определения, их формирование в процессе развития складского и тарного хозяйства
  7. Банковская система. Банки и их функции
  8. Банковская система. Кредитно-денежная политика.
  9. Биосфера как естественноисторическая система.
  10. БИОСФЕРА – ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

В Глоссарий

Базилика, крестово-купольный храм, смальтовая мозаика, арка, аркада, каллиграфия, паруса, спиритуализм, сенсуализм

Семинар:

1. Идеологические контексты формирования материальной культуры Византии

Лекция 2. (конспект)

(Западная Европа)

Средние века - тысячелетний период , от 5 по 15 век, в развитии человеческой цивилизации. Этот период ознаменован переходом человеческого общества к новой общественной формации - феодальному строю. Такой переход у каждого народа происходил по - разному, со своими особенностями. Наверно этим объясняется такое разнообразие культур в период средневековья.

Эпоха средневековья внесла свой особый вклад в создание и развитие цивилизационных процессов. К примеру: изобретены ветряные и водяные мельницы, механические часы, бумага, писчее перо, уличное освещение, очки и т.д. Средневековье завершает собой существование канонической культуры, создавая предпосылки становления культуры эпохи Возрождения.

Доминанта средневековой идеологии –религия, но при этом необходимо отметить, что сфера духовной жизни включала городскую и сельскую народную культуру, рыцарскую, впитав в себя наследие античной культуры.

Одним из ярких зачинателей Средневековой культуры явилось Каролингское возрождение ( империя Карла Великого). Каролингская эпоха создала свою стилистику архитектурной формы. Дворцовая капелла в Аахене- дворцовая резиденция Карла Великого, построенная около 800 года, занимала квадратную площадь со стороной 120 м., на которой размещался двухэтажный дворец с деревянной галереей по периметру, тронным залом, лестничной башней, пристроенной галереей с колоннадой, купальный бассейн, окруженный прямоугольной в плане галереей, баня, жилые постройки для свиты и обслуги. Многие здания соединялись закрытыми переходами. Все это вместе взятое создавало систему зданий , ансамблевость которых создавала не только эстетически гармоничный образ, но и отвечала практически всем потребностям имперского дворца.

В сельской местности располагались многочисленные монастыри – поселки, состоящие из часовен и церквей, монашеских келий, мастерских. В раннее средневековье монастыри – почти единственные хранители знаний, в том числе хозяйственных и технических. Благодаря этому, а также жесткой дисциплине и организации труда они были экономически очень эффективны. Имущество монастырских общин увеличивалось и за счет пожертвований земельными владениями, деньгами, продуктами. Монастырь обзаводился слугами и зависимыми крестьянами, трудившимися под руководством братии. При обителях создавались больницы, гостиницы, приюты, многие люди находили здесь защиту во время войн, голода, эпидемий. За века монастыри скопили большие материальные и культурные богатства, они обеспечивали своим обитателям благополучную жизнь и высокий общественный статус. Поэтому монахами становились представители всех сословий.

Развитие средневековой цивилизации тесно связано с ростом городов. В начале средних веков города в Европе – это небольшие группы людей (1-5 тыс. человек), живших вокруг крепостей или резиденций епископов и мало чем отличавшихся от крестьян. К X–XI вв. ремесло отделяется от сельского хозяйства и вместе с тем происходит быстрый рост городов как центров ремесла и торговли. Теперь в крупных городах живет 20-30 тыс. человек и более, растет число малых городов. Горожане достаточно быстро освобождаются от власти окрестных феодалов, налаживают самоуправление (коммуны). Состав городского населения был очень пестрым. Здесь проживают короли и герцоги со своими придворными и слугами, епископы, монахи, священники, люди свободных профессий – юристы, врачи, архитекторы, преподаватели и ученики школ и университетов; крестьяне ищут в городе заработков и освобождения от крепостной неволи, нищие и преступники – легкой поживы. Постепенно складывается сословие горожан – бюргеров (по-немецки) или буржуа (по-французски). Его основу составили ремесленники и купцы, объединенные по профессиям в особые союзы – цехи, гильдии, братства, «торговые дома». Средневековый город строился вокруг рыночной площади, рядом с которой помещались городской собор и здание городского совета (ратуша). Улицы были узкими, дома примыкали друг к другу, верхние этажи нависали над нижними. Не существовало водопровода, канализации, уличного освещения; мусор выбрасывался прямо на улицы, где бродил домашний скот и птица. Для защиты от врагов город окружался мощными стенами, их кольцо со временем расширялось, охватывая и пригороды. Именно в городах начинается «техническая революция» зрелого средневековья. С XI в. повсеместно внедряется обожженный кирпич, облицовочный кафель, черепица. К XII в. были освоены такие методы обработки металла, как сварка, термическая обработка, горячая и холодная ковка, штамповка, вытяжение, изгибание, протягивание, шлифовка, чеканка. В XIII в. уже известны строгание, сверление, обточка и полировка. Развивается производство стекла, витражей, зеркал. В XII в. появляются ручные и педальные станки (ткацкие и токарные), в XIV– XV вв.– кривошипные механизмы, зубчатые передачи, сверлильный станок, подъемный кран, землеройная машина. Был сконструирован и первый автомат – механические часы, башенные, а затем комнатные и карманные. В последней трети XV в. изобретено книгопечатание. С XIV в. распространяется огнестрельное оружие. На море на смену ладьям раннего средневековья приходит каравелла – многомачтовый корабль, способный совершать океанские плавания.

Основой экономического уклада средних веков был феодализм. Он скреплял общество сложной системой связей, основанной на владении землей, насилии и идеологическом принуждении. Феодал, рыцарь, сеньор – это вооруженный член класса владельцев земли, чьи права освящены церковью, подкреплены законом и обычаем, чье могущество зиждется на всеобщей зависимости от земледелия. Лишь постепенно другие социальные группы, особенно горожане, а отчасти и крестьяне, смогли ослабить власть землевладельца над собой.

Средневековье – период господства натурального хозяйства, ориентированного на самообеспечение в рамках поместья или крестьянского двора, на независимость от ввоза и вывоза. Это время не знало и массового производства. Почти каждый предмет был неповторим, служил долго, стоил дорого. Оружие, орудия труда, одежду передавали по наследству, бережно хранили, многие вещи (чаще всего мечи) имели имена, их окружали легенды [6, с. 20]. Натуральное хозяйство удовлетворяло общество, в котором каждый должен был иметь ровно столько, сколько требовало его общественное положение, его ранг. За соблюдением этого правила бдительно следили государство, знать, цехи, общины, наконец, церковь, осуждавшая обогащение. Товарное хозяйство, нацеленное на расширение сферы производства и обмена, могло играть тогда лишь второстепенную роль. Торговые отношения затруднялись высокими пошлинами и разбоем на дорогах, доход приносила в основном продажа предметов роскоши. Однако к концу средневековья спрос на товары и потребность в деньгах сильно возросли, а крупные торговые и банковские объединения стали влиять и на экономику, и на политику.

Средневековая эпоха создала свою собственную цельную культуру, чему способствовали такие исторические стили как романский, готический, исламский. Их формообразующая сила распространялась на многие элементы предметно-пространственной среды: города, замки, храмы, монастыри, одежда, оружие, мебель, ювелирные изделия. Образ среды средневековья, а значит и типа личности, формировался под влиянием состояния страха. Отсюда средневековый быт в основе своей сужался к домашнему. Крепость, дом, город, храм защищал , поэтому эти факторы играли огромную роль в жизни человека. Создателем их был мастер-ремесленник. Господствующая идеология христианства формировала представление о предметном мире как о части чего-то большого, именно эта особенность восприятия определяла тенденцию формообразования к ансамблевости. 10-12 века во Франции и Германии, преимущественно, ознаменованы возникновением, становлением и развитием романского стиля. Термин возник в 19 веке как обозначение стиля европейского искусства этого периода. Предположительно это связано с тем, что постройки этого времени носили отпечаток римский: каменные со сводчатыми перекрытиями. Государства представляли собой конгломераты отдельных, замкнутых, враждующих феодов (поместий). Каждый феод был крепостью, с полновластным сюзереном. Большую роль играли монастыри. Сводных крестьян уже нет, они -крепостные своего синьора и его вассалов. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Основным признаком романской архитектуры является обороноспособность, для нее характерны тяжелые, закрытые, массивные формы, независимо от того идет ли речь о церквях, монастырях или крепостях. Создаются замки-крепости и храмы-крепости. Замок-крепость рыцаря, церковь-крепость бога. Крепость строилась из камня на холме со сторожевыми башнями, вросшими в тело храма, ее художественная концепция проста и строга. Храм это базиликальная церковь, внутреннее пространство и внешний вид которой отличаются ясностью архитектоники. Архитектурный декор очень сдержан- всего лишь аркатуры, подчеркивающие основные линии. Внутреннее помещение храма открывает целый мир странных, волнующих образов. При этом удивительное смешение и пестрота образов. На капителях зданий, на окнах, рельефах стен и дверей гнездятся кентавры и львы, всякого рода химеры, эти существа замешиваются в компанию святых, они олицетворяют силы дьявола. Они пришли в романское искусство из языческих народных культов. Здесь же мужиковатые изображения святых, апостолов. Романское искусство непосредственно, при всей своей суровости, в нем есть искренняя и пылкая экспрессия. Искусство почти лишено мистической символики, это и понятно- художники были простыми людьми , ремесленниками: каменотесами, плотниками, гончары, пусть даже суеверные, но далекие от схоластической премудрости церковных философов, от их замысловатых абстракций. В средневековой Европе художник, оставаясь ремесленником, стоял на низших ступенях феодальной лестницы. С возникновением городов ремесленничество стало развиваться , появляются цехи: ткачей, каменщиков, гончаров, живописцев. Искусство в средневековье стало делом рук, ума и сердца людей из низшего сословия, достаточно свободное. Они вносили в свои творения религиозное чувство. Предметы домашнего обихода, инвентарь и мебель изготавливались в рамках натурального хозяйства, хотя они и отвечали своему назначению, в них чувствуется дилетантство. Произведения искусства средневековья тесно связаны с определенным местом, поэтому их называли прикладным искусством. Жилище и мебель имеют также свои особенности. В крепостях феодалов для жилья оборудованы жилые башни. Основным помещением их был высокий полутемный, холодный и неприветливый зал, огражденный каменными стенами, изобилующий колоннами, каминами и фресками. Позднее появляется деревянная обшивка и окрашенные в разные цвета потолочные балки. Пол выложен керамической плиткой и покрыт коврами. В городах скромные жилища: комнаты узкие и мрачные, мебель грубая и примитивная, краски кричащие. С характерными мебельными формами можно познакомиться по обстановке церквей - это кресла для клироса -пример мебели для сидения, мебель ризниц -шкафы и сундуки. Для создания шкафов пользовались накладками из кованого железа, что стало декоративным элементом в мебельном искусстве. Обивка мебели не применялась, мебель покрывалась слоем краски живых тонов с целью сокрытия дефектов. Необработанный деревянный каркас обтягивали холстом, покрывали слоем гипса или мела, в некоторых местах расписывали эту грунтовку наподобие картин. Позднее к этому добавляется резьба по дереву и тонкая железная фурнитура. Сундук в средневековье занимал особое место, но мог служить кроватью, мебелью для сидения, дорожным чемоданом. Сидели на низких скамьях, стоящих вдоль стен, или на сундуках, только главам знатных семей полагался отдельный стул. Его высокая конструкция и высота спинки отражали степень знатности владельца. Стул имел подставку для ног, чтобы не ставить ноги на холодные плиты, мебель ставилась вплотную к стенам. В средневековье большое значение приобретают кровати, характерная конструкция-рама на точеных ножках, окруженная низкой решеткой. Позднее, под влиянием восточной шатровой конструкции, стали применять кровати с балдахином. Столы имеют простую брусочно-дощатую конструкцию: для церквей делались столы из камня. Иногда стол-это просто съемная широкая доска на двух козлах, столы, как правило, разбирались после трапезы. Романская мебель полностью соответствовала средневековому образу жизни и уровню культуры, ремесло удовлетворяло элементарные потребности. Многочисленные элементы орнамента с убедительной силой выражают религиозные настроения. К 13 веку ремесленное производство достигает значительного уровня, что стимулирует активное построение и развитие городов. Становится активной позиция ремесленных артелей, начинает формироваться новый класс - буржуазия, в руках которой сосредотачиваются большие финансовые массы. Это, в свою очередь, приводит к стремлению «буржуазии» упрочить свое положение в среде проживания, что приводит к активному развитию городской среды. Объекты материальной среды обретают тенденцию к усложнению формы.

Одним из ярких примеров сложных объектов материальной культуры в силу такой тенденциозности средневековья является готический собор, который был в силу специфики культа домом по своему основному назначению. Собор был местом молитвенных собраний, огражденных от волнений внешнего мира, общественным учреждением: здесь заключались сделки, происходили трапезы и собрания, укрывались от стихий и вражеских нашествий. Значит, строители должны были создать многофункциональный сложный организм, затрагивающий все аспекты жизнедеятельности горожан.

И тем не менее собор это сакральный центр, олицетворяющий «божественную вселенную», для этого использовались средства зодчества, скульптуры, живописи, витраж, ювелирное искусство, музыкально- исполнительское искусство, красноречие , при этом все подчинялось строгим нормам и правилам. Портики и колоннады античного мира перемещаются в интерьер, горизонтальную компоновку сменила вертикально взлетающая, динамичная символизирующая отречение человека от мирской суеты. Собор в мироощущении средневекового человека есть пространство добра, тождественное « граду небесному», это пространство многофункционально и просторно (Ульмский собор вмещал 30 тыс. человек одновременно).

В гражданских сооружениях определяющим моментом становится целесообразность. Хотя в гражданских зданиях не исключалось стремление к украшательству. Такое стремление в большей степени распространялось на внутреннее оборудование и предметное наполнение: мебель, утварь, ковры, гобелены и даже на инструмент ремесленника. Так как важнейшей функцией дома было изоляция семьи от окружающего мира, то и дом старались окружать забором, глухой стеной или высоким цоколем без окон. Окна были закрыты ставнями, у торговцев одно окно имело разрезные ставни, нижняя часть опускалась на шарнирах. Образуя прилавок, а верхняя - навес. В силу тесноты улиц дома были высокими, дом завершался черепичной крышей. Дома имели разнообразную планировку в зависимости от занятий хозяина: при входе располагалась передняя, занимавшая высоту в два этажа, в ней стоял большой резной шкаф, расписные сундуки. Из передней вход в остальные помещения первого этажа: мастерскую, жилую комнату, на кухню. Стены жилой комнаты выложены деревянными панелями с резьбой либо росписью. По стенам располагались лавки, резные сиденья. В комнате располагались песочные часы, люстра и зеркало. В центре располагался сосновый стол, покрытый суконной скатертью. Из передней поднималась наверх лестница. На втором этаже по периметру шла галерея, на которую выходили расположенные там комнаты , здесь находилась спальня хозяина. Кухня имела открытый очаг со свисавшим стержнем для подвешивания котелков и кастрюль и с вытяжным колпаком. По стенам на полках и крючках располагалась кухонная утварь. Для хранения припасов использовалась глиняная посуда, редко стеклянная (массовое ее изготовление началось в 13-14 в.) . Мастерские располагались на первом этаже , сырье и готовые изделия на чердаке. Для их подъема и спуска в слуховом окне чердачного помещения укреплялся горизонтальный брус с блоком и веревкой.

По своему назначению мастерские были разнообразны, это обуславливалось дифференциацией профессий, начавшейся еще в 12 в. Строгое разделение профессий строго отслеживалось. Выполнять работы из «неположенного» данному мастеру металла или сплава запрещалось. Общая картина говорит о том, что между бытом и трудом не было разрыва, и это было важной стороной жизни, обеспечивающей гармонию существования и деятельности. Средневековая культура выполнила свою миссию, продемонстрировав самому человеку его творческие возможности и определив последующие этапы в развитии культуры. Средневековое искусство выдвинуло новые эстетические идеалы, новое содержание и художественные приемы. Опираясь на христианство – искусство проникает во внутренний мир человека, его нравственному облику.

Решаются сложные архитектурные задачи, создаются новые формы монументальной пластики и живописи, в которых стремление отобразить картины мира. И в этом огромный вклад Средневековья в мировую культуру.

В глоссарий:


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Лекция 1.(конспект)Формирование духовно-материальной культуры в Византии | Тема 4. Становление индустриальной цивилизации в эпоху Возрождения

Дата добавления: 2014-03-15; просмотров: 652; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.