Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Музыка и танецVI. V. IV. III. I. Мелодия (от греческого пение, напев) – это одноголосное выражение музыкальной мысли, это основа музыки и в ней в первую очередь выражается замысел композитора. Она представляет собой одноголосную последовательность музыкальных звуков, находящихся в определённом соотношении по высоте и имеющих определённый темп и ритм. Мелодия сама самостоятельна в отличие от других выразительных средств, способна воплощать определённые мысли и эмоции, передавать настроение. Мелодия всегда несёт в себе художественный образ. У мелодии есть свои законы, основной из них волнообразность, мелодическая линия имеет изгибы нарастания и спада. Совокупность движения мелодии вверх, вниз и на месте называется мелодическим рисунком. Важные виды мелодического рисунка 1. Восходящее движение в мелодии, т.е. переход к более высоким звукам. 2. Нисходящее движение в мелодии, т.е. переход к более низким звукам. 3. Волнообразное движение мелодии, т.е. последовательность восходящих и нисходящих переходов. Всякая мелодия существует во времени, она длится с временной природой музыки и тесно с ней связана. Одно из самых заметных её выразительных средств ТЕМП. II. Темп – это скорость исполнения музыки. Темп обозначается в начале произведения.
Основная терминология: Adagio – медленно Andante – умеренно Allegro – быстро Для большей выразительности музыкального произведения применяется постепенно ускорение или замедление темпа. Ashelerando – ускорение Ritardando – замедление Темп во многом определяет облик настроения музыки. Медленный темп выражает состояние покоя, неподвижности, созерцания. Средний темп достаточно нейтрален и встречается в музыке в разных настроениях. Быстрый темп встречается при передаче непрерывной устремлённости движений, может выражать чувство кипучей энергии, радости, светлого праздничного настроения. А может выражать драматизм. Произвольно изменять скорость музыки произведения нельзя. Откуда берётся ощущение темпа в мелодии? Для ощущения темпа важны не все звуки, а лишь некоторые, более сильные и более тяжелые. Обычно в мелодии периодически на отдельных звуках возникают акценты, а между ними следующие звуки, более слабые. Ощущение темпа зависит от того какое время проходит между ними соседними акцентированными звуками, т.е. какое время занимает такт в музыке. Темп музыкального произведения измеряется числом тактов в единицу времени (например, в минуту). Венский вальс – 60 тактов в минуту. Организованность в музыке основана на определённом чередовании акцентов, ударных долей, это метроритмическая организация музыки (метр - мера) – это чередование сильных и слабых долей в такте, равномерное. Цифровое обозначение метра называется размером и ставится в начале нотной записи. Верхняя цифра (или первая) показывает количество долей в такте, нижняя или вторая какой длительности выражена доля в данном размере. Размеры бывают двухдольные (чётные) чередование одной доли ударной и одной неударной; трёхдольный (нечётный) чередование одной ударной доли и двух неударных долей. А также из сочетаний простых размеров образуются сложные размеры, например, четырёх дольные (сильная доля, слабая, относительно сильная и слабая). Звук, на который приходится ударение (ударная доля) вместе споследующими ударами, безударными образуют такт – это отрезок времени от одной сильной доли до другой. В нотах такты определяются друг от друга вертикальными линиями. Ритм – одно из главных выразительных средств музыки. Это последовательное сочетание музыкальных звуков различной длительности, т.е. соотношение долгих и кратких звуков. Относительно друг от друга размеров не так много 2\4; 3\4; 4\4; 6\8. А соотношение музыкальных длительностей бесчисленное множество, звуки записываются знаками (т.е. нотами, которые имеют разную длительность в звучании). Для обозначения длительности звуков к кружочкам добавляют палочки, штили, хвосты. - целая нота «1и2и3и4и» - половинная «1и2и» - четвертная «1и» - восьмая «и» - шестнадцатая на «и» - два удара Чередование звуков различных длительностей образуют ритмический рисунок мелодии. Он уже сам по себе может охарактеризовать некоторые жанры музыки. Динамические оттенки – это изменение громкости звучания при исполнении музыкального произведения. Динамические оттенки очень важны для передачи образов в музыке (например, колыбельная исполняется тихо, содержание такой музыки противоречит громкому звучанию, а тихое звучание противоречит праздничному маршу). Динамические оттенки связаны с мелодическим рисунком, соответственно этому восходящее движение мелодии сопровождается усилением звучания, а нисходящее ослаблениям. В зависимости от динамичности оттенков музыкального произведения движения могут быть сильными и энергичными или мягкими и нежными, резко акцентированными или слитными или плавными. К динамическим оттенкам музыки относится: 1. изменение силы звучания 2. постепенное замедление или ускорение темпа 3. плавное или прерывистое звучание мелодии
Перечисленные оттенки обозначаются итальянским термином: Forte – громко Piano – тихо Crescendo – усиление Diminuendo – ослабление Ещё существуют такие понятия: «Мажор» музыка торжественная, праздничная, радостная, весёлая либо спокойная. «Минор» музыка драматическая, печальная. 1.Музыка имеет метрическую организацию, это даёт возможность так же организовать хореографическое произведение в определённые хореографические отрезки. 2.Музыка несёт образность, которую мы можем раскрыть средствами хореографии. 3.Музыкальное произведение имеет свою драматургию. Хореография следует за музыкальной драматургией и ориентируется на неё. 4.Музыка определяет жанр хореографического произведения его язык, форму. На метроритмической организации музыки, основывается национальный колорит (своеобразие чего либо). Темп в хореографическом произведении подчиняется темпу музыки, но может и не совпадать. Нужно добиваться образа видимого и слышанного замысла композиторского и балетмейстерского, сочетания слов и действия. Взаимосвязь музыки и танца. 1.Танец около музыки – это когда музыка имеет своё содержание, а хореография своё. Неверное использование музыкального материала. 2.Танец на музыку. Музыка проста по драматургии, а хореография имеет качественность. Хореография выше музыки. 3.Танец под музыку. Музыка содержательна, а хореография бедна. Музыка выше хореографии. 4.Танец в музыку – это когда содержание и качество музыки совпадает с содержанием и качеством хореографии. К этому нежно стремиться.
Дата добавления: 2014-03-17; просмотров: 450; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |