Выдающийся философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения. Основные труды: «Философские письма» (1733), «Метафизический трактат» (1734), «Основы философии Ньютона» (1740), «Опыт всеобщей истории о нравах и духе народов: В 7 томах» (1756-1769), «Трактат о веротерпимости» (1763), «Философский словарь» (1764) и др. Вольтер страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: «Раздавите гадину!»). Он считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакие теория и практика не смогут достоверно доказать ни его наличие, ни его отсутствие. Поэтому Вольтер видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей под угрозой Божьего наказания в повиновении и жестких рамках нравственности. В отношении познания Вольтер выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому. Он выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (т.е. выдвинул идею «просвещенного абсолютизма»), а также вел переписку с рядом «просвещенных» монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства. Вольтер оказал значительное влияние на философию пропагандой деизма и материалистического сенсуализма, скептицизма и вольнодумства.
Шарль Луи Монтескье
(1689-1755)
Выдающийся французский философ, писатель, юрист, ученый. Основные труды: «Персидские письме» (1721), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1733), «Размышления о всемирной монархии» (1733) и «О духе законов» (1748). Монтескье выступал с позиций деизма, т.е. видел в Боге создателя, но отвергал его возможность вмешиваться в дела людей и процессы природы. Он также видел в Боге средство для поддержания порядка
и воспитания нравственности, отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих и подавление человеческой инициативы. Монтескье считал, что история делается людьми, а не в силу
Продолжение таблицы 25
Божественного предопределения. Кроме того, он усмотрел влияние климата и географии на устройство общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом — к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии, и наоборот). Монтескье считал, что до появления государства существовало «естественное состояние», где люди беспрепятственно проявляли свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти. Как в свое время и Джон Локк, Монтескье выдвинул идею «разделения властей», т.е. разделение государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную— и выступал за верховенство закона. Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества.
Жан Жак Руссо
(1712-1778)
Выдающийся философ-просветитель, основное внимание уделивший социально-политической философии и выступавший с позиций революционной демократии. Основные труды: «Рассуждение о науках и искусствах» (1750), «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Политическая экономия» (1758), «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762), «Эмиль, или 0воспитании» (1762). Руссо видел в Боге мировую волю и мировой разум. Он считал, что материя несотворима и объективно существует всегда. Человек состоит из смертного тела и бессмертной души. Он не в силах до конца познать мир, т.е. сущность вещей и явлений. Философ был сторонником эмпирического познания. Руссо выступал против религии как таковой, против христианства, но опасался, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения. Поэтому предлагал создать заменитель религии — «гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли» и т.д. Главной причиной противоречий в обществе Руссо считал частную собственность. Он заявлял, что угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению. По его мнению, в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни. Власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами — непосредственно через собрания. Руссо считал, что в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества — на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией и разбирающихся в науках.
Этьен де Кондильяк
(1715-1780)
Выдающийся философ, основное внимание уделявший исследованию проблем познания. Основные работы: «Опыт о происхождении человеческих знаний» (1746), «Трактат о системах» (1749), «Трактат об ощущениях» (1754) и «Трактат о животных» (1755). Кондильяк полагал, что мир познаваем, что человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать его ум и органы чувств. С его точки зрения,
Окончание таблицы 25
окружающий мир является источником всех знаний, причем в основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека). Самостоятельного познания разумом без участия чувственного восприятия не существует. В «Трактате об ощущениях» Кондильяк доказывал, что все психические процессы выводятся из ощущений, и оспаривал теорию врожденных идей Декарта. Кондильяк воспользовался воображаемой моделью статуи, которая была лишена всех психических способностей, за исключением способности воспринимать обонятельные ощущения. Неожиданное и сильное обонятельное ощущение, считал он, порождает внимание. При повторном воздействии два стимула сравниваются. Это обязательно требует участия памяти, способности сравнения и способности выносить суждения. А это составляет суть самых сложных действий интеллекта. Кондильяк считал, что каждое ощущение сопряжено с эмоцией удовольствия или неудовольствия, что в свою очередь определяет направленность деятельности или волевой импульс. Таким образом, вся деятельность души, считал Кондильяк, возникает из ощущений и их превращений, а человек есть только то, что он приобрел через ощущения.