Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Основные направления и идеи западной философии

Читайте также:
  1. I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения.
  2. II. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ И МЕДИЦИНСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ.
  3. II. Принципы средневековой философии.
  4. III. Основные политические идеологии современности.
  5. III. Предмет, метод и функции философии.
  6. IV.5. Основные тенденции развития позднефеодальной ренты (вторая половина XVII—XVIII в.)
  7. V. АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГОРНЫХ ПОРОД И МАССИВОВ. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГОРНЫХ ПОРОД
  8. V6. ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИКО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБРАЗ АВТОРА
  9. Актуализация проблематики социологии образования: причины и направления
  10. Анализ технологичности изделия и деталей. Основные показатели.

Иррационализм А. Шопенгауэра

 
 
Артур Шопенгауэр (1788-1860) — наиболее яркий представитель иррационализма — философского направления, которое отвергает логические связи в природе, восприятие окружающего мира как це­лостной и закономерной системы, а также идею развития. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерно­стей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется дру­гим движущим силам, например аффектам, воле

 

 


В своем творчестве Шопенгауэр выступал против диалектики и историз­ма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму. Шопенгауэр подвергает Гегеля очень жесткой критике: «Да разве и могут умы, уже в ранней молодости извращенные и испорченные бессмыслицей гегельянщины, понимать глубокомысленные исследования Канта? Их рано при­учили считать пустословие за философские мысли, жалкие софизмы за остроумие, и пошлое мудрствование за диалектику; их головы расстроены усвоением неистовых словосочетаний, в которые ум тщетно и мучительно старается вложить какой-нибудь смысл» (Шопенгауэр А., 1998. Т. 1. С. 18). Неприятие Гегеля у Шопенгауэра было настолько силь­ным, что он даже однажды написал: «Гегель не только не имеет никаких заслуг перед философией, но оказал на нее крайне пагубное, поистине отупляющее, можно сказать, тлетворное влияние. Кто может читать его наиболее прославленное произведение, так называемую «Феномено­логию духа», не испытывая в то же время такого чувства, как если бы он был в доме умалишенных, того надо считать достойным этого местожительства» (там же). Подобная столь эмоциональная форма критики — показатель не только неприятия философии конкретно Геге­ля, но в его лице, как наиболее яркого представителя, всей абсолютизи­рующей разум философии.

 

Главным принципом своего учения Шопенгауэр провозгласил волюнтаризм, по которому движущей силой, определяющей всё в окружающем мире, является воля.

 

В своей главной работе «Мир как воля и представление» философ вы­водит логический закон достаточного основания, по которому истин­ная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из пред­ставления, которое является фактом сознания

 

 

 
 

 

 


Схема 86. Законы объекта представлений.

 
 

 

 


Схема 87. Законы субъекта представлений.

 

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля:

  1. Окружающий мир по своей сущно­сти есть реализа­ция воли.

 

  1. Воля присуща не только живым ор­ганизмам, но и не­живой природе в виде «бессознательной», «дрем­лющей» воли.

 

  1. Воля — абсолют­ное начало, ко­рень всего сущего, идеальная сила, способная определять всё сущее и влиять на него.

 

  1. Всеобщая воля вызывает внеш­ние события в мире, движение предметов, возникновение явлений.

 

  1. Воля есть высший космический прин­цип, который лежит в основе мирозда­ния и является все­общей сущностью вещей.

 

  1. Окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании чело­века; сущностью мира и его вещей является воля.

 

  1. Мир явлений и мир сущности яв­ляются, соответ­ственно, миром представлений и миром воли.

 
 

 

 


Схема 88. Пессимистические взгляды А. Шопенгауэра.

 

Философия жизни Ф. Ницше и А. Бергсона

 
 
Фридрих Ницше (1844-1900) — выдающийся философ, продолжив­ший философские традиции Шопенгауэра и ставший основополож­ником родственной иррационализму «философии жизни». Стержне­вым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как единственная реальность, существующая для конк­ретного человека. Цель философии, по Ницше, в том, чтобы помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. Характерной чертой его философии является то, что он не создал целостную философскую систему наподобие системы Канта или Гегеля. Напротив, его творчество фрагментарно, нередко свои идеи он выражал в виде образных афоризмов, стихотворений.

 

 


Таблица 30


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Специфика западной философии XIX – XX в | Философские воззрения Фридриха Ницше

Дата добавления: 2014-03-21; просмотров: 485; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.