Творчество Ницше принято условно делить на три периода:
№
Период
Его характеристика
Раннее творчество
(1869-1876)
Ницше находится под сильным влиянием философии Шопенгауэра и увлечен проблемами эстетики. Он создает произведение под названием «Рождение трагедии из духа музыки», а также «Несвоевременные размышления». В «Рождении трагедии из духа музыки» Ницше вводит разграничение дионисийского и аполлоновского начал в культуре: аполлоновское начало Ницше отождествляет с рациональностью (Аполлон привносит в жизнь иллюзию жизни, т.е. упорядочивает хаос), а дионисийское начало — с иррациональным, с хаосом, буйством, экстазом. По мнению Ницше, в греческой трагедии эти два начала гармонично соединились. С возникновением же рационалистической философии, которое Ницше связывает с деятельностью Сократа, греческая трагедия погибла.
Продолжение таблицы 30
Ницше полагал, что возрождение подлинно трагической культуры возможно; свои надежды он связывал с немецким композитором Рихардом Вагнером. Однако достаточно быстро (уже к 1871 г.) он изменил свое мнение. Именно в этот момент Ницше становится критиком современной ему культуры.
Средний период
(1876-1882)
Ницше в основном занимается проблемами морали и познания. Он пишет работы «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря» и «Веселая наука». Ницше критикует современное общество, которое он характеризует как общество декаданса (упадка), причем в основном эта критика направлена на христианство. В христианстве Ницше видит проявление идеологии слабых, которые по воле истории заняли место сильных. Именно христианство стало причиной того, что европейская культура — это культура изнеженных людей. Христианство умерло, оно не способно (и, по большому счету, никогда не было способно) быть ориентиром для людей. Идеи и представления, лежащие в его основе, уже действительно не воспринимаются никем серьезно. Именно так следует понимать высказывание Ницше о том, что Бог умер, которое можно обнаружить на страницах «Веселой науки». Христианство вступило в заговор против всего здорового — силы, красоты, смелости, удачливости, в конечном счете — против самой жизни. Оно превратило в силу то, что естественно считать слабостью, а слабостью стало то, что в действительности является силой. Покорность христианина, надеющегося на то, что сделавшие ему зло люди будут наказаны во время Страшного суда кем-то более сильным, — разве это не проявление слабости? Почему это должно считаться добродетелью? Ответы на эти вопросы неизбежно приводят к выводу, что христианство — это не только заблуждение, но и вредное явление, отдаляющее людей от подлинной жизни
Поздний период
(1882-1889)
Ницше формирует понятие «воли к власти». Он создает наиболее значительные свои работы, такие как «Так говорил Заратустра», «Поту сторону добра и зла», «Воля к власти», «Антихрист» и другие. В 1889 г. Ницше фактически сходит с ума: после очередного апоплексического удара он способен только импровизировать на фортепиано. В этот период Ницше окончательно ставит диагноз своему времени — нигилизм, который он определяет как отказ от ценности жизни и от всего, что достойно желаний. Это состояние Ницше оценивает как знак того, что приходит новая эпоха — эпоха переоценки всех ценностей. Прежняя культура слишком высоко ценила потустороннее, теперь же пришло время новых — сильных — людей, сверхчеловека, который нацелен на всё земное и стремится к силе и власти. Ницше убежден, что в основе как жизни, так и мира лежит воля. Он выделяет несколько видов воли человека: «волю к жизни», волю внутри самого человека («внутренний стержень»), неуправляемую, бессознательную волю (страсти, влечения, аффекты) и «волю к власти». Последней разновидности воли — «воле к власти» — философ уделяет особое внимание. «Воля к власти» присуща каждому человеку. Она близка к инстинкту самосохранения и является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Также, согласно Ницше, каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расширению своего «Я» во внешнем мире, экспансии «Я»
Философия жизни Ницше стала предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни (феноменологии, экзистенциализма, постмодерна и др.). Еще одним ярким представителем философии жизни является Анри Бергсон.