Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 1. Масса и массовые политические настроения

Читайте также:
  1. C. Сердечная реанимация - непрямой массаж сердца
  2. III. Основные политические идеологии современности.
  3. VIII. Социально-политические течения Ренессанса.
  4. Антицеллюлитный массаж
  5. Баночный массаж
  6. Биомасса Мирового океана и ее использование
  7. Виды денег. Денежная масса. Денежная система.
  8. Виды массажа
  9. Военно-политические блоки
  10. Воздействие массажа кожу

 

 

XX век дал широкомасштабные примеры значительного влияния массовых настроений на целый спектр политических процессов и явлений. Действия больших групп людей, охваченных теми или иными настроениями, могут вести к изменениям политической системы. Быстро распространяясь в обществе, массовые настроения неудовлетворенности способны создавать кризисные политические ситуации, порождая новые, подчас неожиданные политические процессы.

Опыт последних десятилетий также показывает, что сегодня даже краткосрочное планирование в политике невозможно без учета существующих и прогнозируемых массовых настроений.

Понятие «массовые настроения» становится одной из ведущих категорий в исследованиях, посвященных периоду французских революций. Так, например, А.Манфред считал динамику массовых настроений одним из значимых факторов в истории Франции конца XVIII - начала XIX вв. Живое описание массовых настроений в работе "Великая французская революция" вызывает непосредственные ассоциации с описанием современных политических событий: "Население Парижа и других городов Франции находилось в непрерывном возбуждении. Газеты, многочисленные брошюры и листовки, выпускавшиеся в те дни, пользовались огромным спросом. У всех пробудился интерес к политике; люди жили нетерпеливым ожиданием перемен. В Париже на площадях и бульварах возникали импровизированные собрания. Никому неведомые ораторы произносили вдохновенные речи…, приносили последние новости…, вслух читали газеты. Стоявшие в Париже войска заряжались этим настроением народа".[1]

К. Маркс, исследуя события 1848 - 1849 гг. во Франции, обращал специальное внимание на массовые настроения в качестве одного из наиболее значимых факторов политических изменений: "Представим себе теперь среди этой торговой паники французского буржуа с его помешанным на коммерции мозгом, который все время терзают, теребят, оглушают слухи о государственных переворотах и восстановлении всеобщего избирательного права, борьба между парламентом и исполнительной властью, распри фрондирующих друг против друга орлеанистов и легитимистов, коммунистические заговоры в Южной Франции, мнимые жакерии в департаментах Ньевра и Шера, рекламы различных кандидатов в президенты, широковещательные лозунги газет, угрозы республиканцев защищать конституцию и всеобщее избирательное право с оружием в руках, апостольские послания эмигрировавших героев in partibus, предвещающие светопреставление ко второму воскресенью мая 1852 г., - и тогда мы поймем, почему буржуазия, задыхаясь среди этого неописуемого оглушительного хаоса из слияния, пересмотра, продления, конституции, конспирации, коалиции, эмиграции, узурпации и революции, обезумев, кричит своей парламентарной республике: "Лучше ужасный конец, чем ужас без конца!".[2]

В российской историографии вопрос о роли массовых настроений в политическом процессе был впервые поставлен В. Ключевским. Выделяя специальный раздел в описании последствий Смуты "Настроение общества", он прослеживает связь политики с настроениями масс. В. Ключевский пишет, что "внутренние затруднения правительства усиливались еще глубокой переменой в настроении народа. Новой династии приходилось иметь дело с иным обществом, далеко не похожим на то, каким правили прежние цари. Тревоги Смутного времени разрушительно подействовали на политическую выправку этого общества… Недовольство становится и до конца века остается господствующей нотой в настроении народных масс… Эта перемена выразилась в явлении, какого мы не замечали прежде в жизни Московского государства: XVII век был в нашей истории временем народных мятежей".[3]

В конце XIX - начале XX века исследованием массовых настроений в контексте поведения толпы были заняты такие ученые, как Г. Тард, Г. Лебон, С. Сигеле. Они впервые определили массу как неклассическую общность, обращая внимание на отличие ее от классических социальных групп, традиционно изучаемых социологией.

Психоаналитический подход к анализу массовых политических настроений берет свое начало в работе З. Фрейда "Коллективная психология и анализ "Я". Наиболее последовательно идеи З. Фрейда были развиты В. Райхом в работах, посвященных германскому фашизму.

Во второй половине ХХ в. массовые настроения начинают восприниматься в качестве одного из основных атрибутов массового общества. Динамика политических процессов сопровождалась все большим вовлечением широких масс в политику. Стало очевидным, что налицо не просто количественное нарастание их участия в политическом процессе, а значительные качественные изменения самой массы как субъекта политической активности.

По мнению Х. Ортега-и-Гассета "то, что раньше воспринималось как количество, теперь предстает перед нами как качество; оно становится общим социальным признаком человека без индивидуальности, ничем не отличающегося от других, безличного "общего типа".[4] В этой же работе он делает заключение: "Цивилизация XIX века автоматически создала тип человека массы".[5]

Важнейшими составными частями и одновременно катализатором, усиливающим влияние массовых форм сознания и поведения в общественной и политической жизни, стали бурно развивающиеся средства массовой информации, в частности телевидение.

Можно вспомнить прогнозы М. Маклюена (1911-1980) и Г. Маркузе (1898-1979) о том, что массовое потребление телевизионной, а не письменной информации приводит к формированию нового типа массового сознания. Возникает не осмысливающая воспринимаемое, а импульсивно реагирующая психика. Центральными в ней становятся процессы, происходящие на неосознаваемом уровне. Такая психика рождает хаотичное поведение.

По мнению Г. Маркузе такой психикой обладают участники массовых беспорядков как формы нерегулярного политического поведения.[6]

Большинство исследований, посвященных радиальной ксенофобии, политическому экстремизму, терроризму, свидетельствуют о том, что в современных условиях усиливается роль массовых форм сознания и поведения, в том числе массовых настроений в социально-политическом процессе.

Какова же психологическая природа массовых настроений? Настроение - это всегда эмоциональное, обычно неосознанное отношение к тому, что помогает или наоборот мешает нам осуществлять наши потребности, воплощать в жизнь наши желания. Если предоставляемые нам обществом возможности соответствуют или превышают наши потребности и интересы, мы как правило бываем удовлетворены, наше настроение становится позитивным. Если же наши потребности и интересы не удовлетворяются, настроение становится негативным ("плохое настроение").

Указанная закономерность была впервые подробно исследована Куртом Левином, который ввел понятие "притязания". Притязания, по мнению К. Левина, являются прежде всего важнейшим фактором, обуславливающим активность личности. Притязания создают систему психологического напряжения, которое ведет к изменениям в деятельности человека. Напряжение всегда содержит в себе необходимость своего разрешения, ослабления, снятия.

Массовые настроения являются особым психическим состоянием, промежуточным между эмоциями и мнением. Массовое настроение - это переход от непосредственного эмоционального переживания и реагирования к слабо осознанным суждениям, вырастающим из этих переживаний. Настроения занимают промежуточное место между эмоциональным и рациональным состояниями человеческой психики. Отсюда вытекает их сложный характер. С одной стороны они обладают качествами эмоций, то есть отражают неосознанную оценку и переживание, с другой - представляют собой явления сознания, то есть определенную степень знания об окружающей действительности.

Массовые политические настроения могут возникать, во-первых, как реакция на социальные и политические изменения, на конкретные политические события, действия политических институтов и отдельных политических фигур. Во-вторых, массовые настроения неудовлетворенности, вызванные неполитическими причинами, могут быть стихийно или осознанно направлены в политическую сферу. Этот процесс получил название процесса канализирования (от слова «канал»).

Настроения очень заразительны и легко распространяются в группе. Они объединяют людей, находящихся в сходном положении, и формируют чувство общности, противопоставляя его всему, что их не устраивает в обществе в целом. Контроль сознания за такими настроениями крайне затруднителен, так как они формируются и распространяются на эмоциональном уровне, формируя свой собственный субъект - массу.

Обобщая многие подходы к исследованию массы, Б. Грушин предложил ее наиболее общее определение: "Массы - это ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)".[7] Таким образом, основные признаки массы - аморфный характер, то есть отсутствие какой-либо структуры; неопределенность, размытость состава; ситуативный характер, выражающийся в том, что само ее существование зависит от конкретной ситуации и может легко меняться; внесоциальная природа, то есть отсутствие в ней границ между социальной, религиозной, демографической принадлежностью.

Как указывает Б. Поршнев, "люди, охваченные однородным настроением и выражающие его более или менее совместно, тем самым составляют общность".[8] То есть настроения сами формируют своего субъекта, распространяясь среди людей и становясь массовыми.

Личность в массе лишается своих индивидуальных черт, легко поддается внушению и заражению. Действия, вызванные настроением и управляемыми механизмами внушения, подражания и заражения, носят неосознанный характер, точно так же, как в обыденной жизни человек не совершает, как правило, таких действий, которые становится способен совершить в толпе.

Массовые настроения неудовлетворенности легче всего формируются и распространяются в обществе, лишенном четкой социальной структуры. Отсюда следует, что особую значимость они приобретают в обществе, находящемся в ситуации социокультурного кризиса, включающего как разрушение его сложившейся социальной структуры, так и трансформацию привычной системы ценностей и норм. В таком обществе массовые настроения становятся основным фактором, определяющим политическую ориентацию личностей, входящих в массу. Именно таким было российское общество конца 80-х – 90-х годов.

Сегодня одним из факторов появления массовых настроений неудовлетворенности становится нарастающее преобладание катастрофической информации, распространяемой многими российскими СМИ. Заполняя первые полосы одних изданий, эта информация начинает восприниматься как сенсационная и, в этом качестве, многократно повторяется другими газетами и телеканалами.

Катастрофическая информация заставляет членов общества со страхом (и одновременно со своеобразным любопытством) ожидать сообщений о новых, еще более страшных несчастьях и катастрофах, формируя эмоциональное состояние постоянного тревожного ожидания и усиливая неудовлетворенность происходящим вокруг.

Для манипулирования массовыми настроениями может использоваться религия. Недовольство объясняется отступлением от истинной веры или происками ее врагов и трансформируется в действия по истреблению или изгнанию иноверцев и отступников.

В современном обществе, как и в прошлом веке, канализирование массовых настроений все чаще опирается на национальные чувства, когда недовольство объясняется засильевм представителей иных национальных групп («Понаехали тут») и трансформируется в агрессивные по отношению к ним действия.

Ярким примером подобного манипулирования стала подхваченная «демократическими» движениями и средствами массовой информации кампания по усилению сепаратистских настроений в СССР в конце 80-х годов, закончившаяся развалом Советского Союза. Аналогичная деятельность в начале 90-х годов привела в ряде случаев к кровавым конфликтам. Наиболее трагическими стали события в Чечне, происходившие после провозглашения независимости Ичкерии Джохаром Дудаевым 6 сентября 1991 года.

Сегодня российская власть вынуждена искать решение проблем, корни которых лежат в непонимании предшествующим советским и российским руководством феномена массовых политических настроений, неумении грамотно противостоять манипулированию ими со стороны самых различных антироссийских политических сил.

Для политического анализа особое значение имеет тот факт, что массовые настроения обычно содержат в себе определенный негативный в социально-политическом отношении заряд. Как правило, они направлены против той или иной стороны социально-политической реальности. Даже в случае существования настроений, определяемых ниже как "пассивные", в них присутствует потенциальная возможность активности, основанной на психологическом отрицании системы.

Так произошло с массовыми настроениями неудовлетворенности 70-х – начала 80-х годов, ставших основой первых массовых выступлений, направленных против «несправедливости» действий политической элиты и стихийно ориентированных на возврат к «подлинному социализму».

Впоследствии они были успешно канализированных различными движениями и организациями, называющими себя «демократическими». При этом степень их «демократичности» определялась, как правило, степенью отрицания господствующих в обществе ценностей и норм. Большой вклад в этот процесс внесли западные СМИ, популярные в эти годы среди интеллектуальной элиты.

Все мы помним выступления пенсионеров против закона о «монетизации льгот», в ряде регионов под влиянием различных оппозиционных партий и организаций переросшие в требования отставки действующей власти или ее отдельных представителей; или аналогичным образом канализированные выступления автомобилистов против повышения пошлин на ввозимые в Россию иномарки.

Массовые настроения могут относительно легко быть направлены (канализированы) против того или иного социального или политического субъекта (Во всем виноваты коммунисты, демократы, Горбачев, Ельцин, Гайдар, Чубайс, Лужков, Зурабов, Путин и т.д.).

Динамика развития массовых политических настроений выглядит следующим образом.

Первый этап начинается после прихода новой власти. Это пассивно-удовлетворенное настроение. Массы надеются, что новая политическая элита предпримет действия, которые в скором времени приведут к реальному улучшению их жизни.

Второй этап - пассивная неудовлетворенность, связанная с нереализованными ожиданиями людей. Показателем наступления этого этапа часто является резкое увеличение распространения слухов. Возникает своеобразный циклический механизм: настроения - слухи - настроения.

В качестве примера можно вспомнить слухи о смерти Б.Н.Ельцина, периодически распространявшиеся в массе в середине 90-х годов (в период избирательной кампании по выборам Президента РФ). Эти слухи, с одной стороны, отражали массовые настроения неудовлетворенности ельцинским режимом, а, с другой, не подтверждаясь, способствовали усилению указанных настроений неудовлетворенности.

Сегодня похожую роль играют периодически появляющиеся слухи (часто целенаправленно инициируемые с помощью СМИ или сети Интернет) о конфликте между Президентом Д.Медведевым и премьер-министром В.Путиным, отражающие тревожные ожидания, опирающиеся на еще не забытые образы кризисов конца 80-х – 09-х г.г.

Под влиянием оппозиционных политических сил неудовлетворенность может быть канализирована в необходимом им направлении, что приводит к возникновению социально-психологических, а впоследствии и организационно оформленных общностей людей, объединяемых общим негативным настроением по отношению к существующей власти, как это происходило в Советском Союзе в конце 70-х - 80-х гг.

На этом этапе происходит циркуляция эмоций, проявляющаяся в "кухонных", "уличных" дискуссиях. В Советском Союзе настроения пассивной неудовлетворенности находили выражение в росте алкоголизма, а позже, наркомании, в усилении влияния нетрадиционных религий, а также в популярных произведениях представителей русского рока.

Это настроение неудовлетворенности, получившее выражение в текстах песен тех лет, описывает в своей книге воспоминаний "Все очень просто…" А. Макаревич: "Я пытаюсь вызвать в памяти атмосферу тех дней… Время казалось вечным - оно не двигалось. Три генеральных секретаря отдали богу душу, шли годы, а время стояло, как студень. Время какого-то общего молчаливого заговора, какой-то странной игры. И как это бывает в полусне - все вяло, все не до конца, все как в подушку. Наверняка в тридцатые годы было страшнее. А тут и страшно-то не было. Было безысходно уныло. Один шаг в сторону, и - нет, никто в тебя не стреляет - просто беззвучно утыкаешься в стену. Солженицын считал, что стена эта на соломе нарисована - ткни, и рассыплется. Мне же она всегда представлялась студнем, который трудно проткнуть. Зато в нем очень легко увязнуть".[9]

Если властные структуры не способны устранить или с помощью средств массовой информации отвлечь внимание масс от источника неудовлетворенности, возможно наступление третьего этапа их развития. На этом этапе происходит переход массовых настроений на этап активной неудовлетворенности, то есть к желанию действовать, которое может проявляться как в немотивированной агрессии и насилии по отношению к личностям или группам, воспринимаемым в качестве ответственных за все существующие проблемы, так и в политически ориентированном поведении.

В конце 80-х – начале 90- годов эти настроения под влиянием целенаправленной пропаганды националистических организаций канализировались в агрессивные действиях толпы. По такому сценарию происходили в этот период массовые выступления в ряде республик Советского Союза, а впоследствии в регионах Российской Федерации (Татарстан, Чечня и др.)

Сегодня настроения неудовлетворенности определенной части общества ( в первую очередь, молодежи) актуализируются в агрессивных действиях, направленных против всех, кто непохож на «нас» и только поэтому виноват во всем том, чем «мы» недовольны в этой жизни.

На этом этапе от того, кто и в какую сторону направит массовые настроения, во многом зависит будущее социально-политическое развитие общества.

Совсем недавно мы могли наблюдать, как стихийное (а частично и целенаправленное) канализирование настроений неудовлетворенности, опирающееся на ошибки непрофессиональных или коррумпированных чиновников, может привести к реальным выступлениям определенных групп населения России. Так, в начале 2005 года в ряде российских регионов законное недовольство пенсионеров, протестующих против реальных проблем, вызванных некомпетентным применением закона о замене льгот денежными выплатами, были превращены организаторами митингов (умеющими грамотно манипулировать толпой) в требования отставки правительства и президента. Этим немедленно воспользовалось руководство КПРФ, начавшее сбор подписей депутатов Государственной Думы РФ за объявление вотума недоверия правительству.

Массовые настроения неудовлетворенности, усиленные недоверием к результатам очередных выборов и грамотно управляемые проигравшей стороной (заявления о массовой фальсификации), стали базой многих т.н. «цветных» революций в государствах постсоветского пространства, в том числе самой известной из них «оранжевой» революции на Украине.

"Как правило, - пишет Д. Ольшанский, - внимание исследователей от Г. Лебона и Г. Тарда до современных авторов фиксировалось на наиболее ярких, максимально эмоциональных проявлениях уже сложившейся толпы. Возможно, именно поэтому недостаточное внимание было уделено тому фактору, который собирает толпу, образует данную массу еще до того момента, как она становится "эмоциональным организмом". Этот фактор - сходные настроения людей. Именно настроения как бы притягивают людей друг к другу, группируют в особую общность. Распространяясь, настроения очень быстро достигают значительной интенсивности, перерастают в эмоции, растворяются в них и становятся как бы незаметными на фоне последних. Однако стоит схлынуть эмоциям, и вновь, при внимательном анализе, заметными становятся настроения".[10]

Таким образом, главной функциеймассовых политических настроений в обществе является формирование и эмоциональное обоснование социально-политических действий достаточно больших общностей людей за счет объединения их в массу на основе общности переживаемых настроений. Настроения проявляются в массовом политическом поведении и обеспечивают развитие социально-политических процессов.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ | Тема 2. Толпа как субъект социального и политического действия

Дата добавления: 2014-04-05; просмотров: 542; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.