Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 2. Толпа как субъект социального и политического действия

Читайте также:
  1. I. Посредством изменения субъектного состава.
  2. Административная ответственность по сравнению с уголовной имеет свой круг субъектов, правомочных рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях.
  3. Административно-территориальное устройство субъекта РФ и внутреннее территориальное деление муниципального образования
  4. Активизация военно-политического сотрудничества России с членами ШОС.
  5. Антациды местного действия.
  6. Антигистаминные средства непрямого действия.
  7. Билет 38. Руководитель, его личность и деятельность как субъекты управления.
  8. Биоэтика и экоэтика: грани взаимодействия.
  9. В элитарной теории демократии нельзя говорить о группах интересов как о субъекте ППР.
  10. Взаимодействие государства с другими субъектами политической системы.

 

Одним из проявлений процесса формирования и усиления в обществе массовых политических настроений неудовлетворенности является поведение толпы.

Поведение больших групп (толп) людей, мотивируемое эмоциями, стихийно или целенаправленно распространяющимися в этих толпах, может стать важнейшим фактором процесса социальных и политических трансформаций в современном обществе.

Толпа– скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

Первым исследователем феномена толпы был французский социолог и социальный психолог Гюстав Лебон (1844-1931). Современные учебники по социальной психологии утверждают, что его главная работа «Психология масс» и сегодня является наиболее полным исследованием психологических закономерностей массового сознания и поведения. Г.Лебон утверждал, что идея побеждает не потому, что она верна, или логически доказана, но благодаря психологическим механизмам, не имеющим ничего общего с разумом, таким как внушение, подражание и заражение.

 

 

«Какими бы ни были идеи, внушаемые толпам, они могут стать господствующими только при условии их облачения в простейшую форму и внедрения в сознание в виде образов… Те, смысл которых менее всего определен, порой обладают наибольшей действенностью. Таковы, например, термины: демократия, социализм, равенство, братство и т.п., чей смысл остается таким туманным, что пухлых томов недостаточно, чтобы его прояснить. И все же действительно магическая сила связана с произнесением слогов, как если бы они содержали решение всех проблем. Они соединяют в себе неосознанные и многообразные чаяния и надежду на их осуществление».[11]

Г. Лебон отмечает, что толпа агрессивна, она несет в себе разрушительные тенденции, и в то же время склонна беспрекословно подчиняться лидеру. Личность растворяется в толпе, ее поведение становится бесконтрольным и иррациональным. «Развитые умственные способности людей, из которых состоит толпа, не противоречат этому принципу. Эти способности не имеют значения. С того самого момента, когда люди оказываются в толпе, невежда и ученый становятся одинаково неспособными соображать».[12]

По мнению Г.Лебона, находясь среди большого числа людей себе подобных, человек приобретает ощущение необыкновенной силы. Это приводит к тому, что он реализует такие инстинкты, которым в нормальном состоянии он никогда не дал бы воли. В толпе любое действие, любое чувство заразительно до такой степени, что человек готов принести им в жертву собственные интересы. В толпе полностью отключается самоконтроль. В толпе у человека исчезает чувство ответственности, при этом уверенность в безнаказанности тем сильнее, чем толпа многочисленнее.

Опираясь на знание механизмов поведения толпы, Г. Лебон дает советы кандидатам, претендующим на выборные должности: чтобы воздействовать на избирателя, надо осыпать его самой нелепой лестью и, не стесняясь, давать ему самые фантастические обещания.

Российский исследователь этого периода Л. Войтоловский вслед за Г. Лебоном объединяет массу и толпу, давая им, однако, полностью позитивную оценку.[13] Вдохновленный историей российских революций 1917 года, Л. Войтоловский становится апологетом революционной толпы. Полемизируя с Г. Лебоном, он утверждает, что не вожак ведет толпу, а, напротив, толпа направляет его действия, находит в лидере выражение своих стремлений и чаяний.

В современной социальной психологии наиболее интересные исследования феномена толпы проводились в рамках французской «школы социальных представлений», и прежде всего, в работах ее лидера Сержа Московичи. В одной из его работ, названной «Век толп», сравнивая социальную и политическую активность в Западной Европе в XIX и XX веках, С.Московичи делает вывод, что если в XIX веке политические процессы определялись деятельностью таких социальных общностей, как нации, социальные классы и слои, интересы которых представляли политические партии, то в XX веке главным субъектом социального и политического действия становится толпа. «В цивилизованном обществе, - пишет С.Московичи, - массы возрождают иррациональность, которую считали исчезающей, этот рудимент примитивного общества, полного отсталости и культов богов. Вместо того, чтобы уменьшаться в процессе развития цивилизации, ее роль возрастает и укрепляется. Вытесненная из экономики наукой и техникой, иррациональность сосредоточивается на власти и становится ее стержнем. Это явление нарастает: чем меньше времени люди посвящают заботам об общественном благе, тем меньше у них возможностей противостоять коллективному прессингу. Разум каждого отступает перед страстями всех. Он оказывается бессильным господствовать над ними, поскольку эпидемию невозможно остановить по своей воле». [14]

По мнению Я.Щепаньского, «значение толп и публики проявляется в периоды социальных волнений, революционных настроений, войны, забастовок, когда любое собрание или сборище может превратиться в агрессивную толпу, а она в свою очередь - в борющуюся группу, если толпою овладеют организованные группы, которые сумеют ее направить».[15]

Одним из важнейших механизмов, способствующий возникновению и развитию поведения толпы, является механизм эмоционального заражения. Войдя в комнату, где только что был рассказан смешной анекдот, и все присутствующие громко смеются, человек, как правило, поддается всеобщему веселому настроению, хотя причина смеха ему неизвестна. Его поведение при этом внешне похоже на поведение человека, который услышал и понял шутку, но принципиально отличается от него по своим истокам.

Механизм эмоционального заражения ведет к стиранию индивидуальных различий, при этом эмоциональное состояние и поведение каждого участника толпы определяется не столько его сознательным анализом обстановки, сколько эмоциональным состоянием и поведением окружающих. Процесс циркуляции эмоций в толпе, вызванный эмоциональным заражением, получил название циркулярная реакция.

В условиях действия циркулярной реакции эмоциональное заражение дополняется механизмом подражания. Используя механизмы эмоционального заражения и подражания, можно превратить толпу в аморфную массу, бессознательно реагирующую на стимулы одинаковым образом. Этому способствует стимулирование ритмичных действий (пение, скандирование лозунгов и др.).

Г.Лебон подчеркивает, что «утрата сознательной личности, господство неосознающей личности, ориентация, посредством заражения, чувств и идей в одном направлении, тенденция немедленно превращать внушенные идеи в действия – таковы основные черты индивида в толпе. Это уже не он сам, а автомат, управлять которым его собственная воля бессильна».[16]

В толпе действует механизм внушения. По мере усиления воздействия механизма эмоционального заражения увеличивается внушаемость каждого ее участника по отношению к воздействиям, исходящим изнутри ее (в том числе, со стороны лидера). Одновременно он теряет способность воспринимать сообщения, источник которых находится вне толпы.

С.Московичи отмечает, что «люди, составляющие толпу, ведомы беспредельным воображением, возбуждены сильными эмоциями, не имеющими отношения к ясной цели. Они обладают удивительной предрасположенностью верить тому, что им говорят. Единственный язык, который они понимают, - это язык, минующий разум и обращенный к чувству».[17]

В истории человечества первыми социальными институтами, целенаправленно управлявшими поведение толпы с помощью психологических механизмов заражения, подражания и внушения, стали религиозные институты. Различные религиозные конфессии управляли массовым сознанием и поведением, начиная с танца шамана архаического племени, заставляющего соплеменников на основе заражения и подражания постепенно ускорять ритм своих действий, и заканчивая детализированными ритуалами современных мировых религий. Действием механизма внушения, опирающегося на заражение и подражание, можно объяснить происхождение некоторых «чудес», совершаемых во время массовых ритуальных действий (чудесные явления, чудесные исцеления и др.).

В современном обществе эту функцию часто выполняют не только «колдуны» и «колдуньи», но и разнообразные «целители» (Кашпировский, Грабовой), собирающие в залах толпы несчастных людей, надеющихся на «чудо». Дальше всех в обещании «чудес» продвинулся Грабовой, обещавший не только исцелить, но и воскресить умерших родственников.

По характеру поведения и типу доминирующих эмоций толпу можно разделить на несколько видов, составляющих две группы: пассивную и действующую.

Видами пассивной толпы являются:

- случайная толпа – это толпа, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием (дорожная авария, драка и др.);

- конвенциональная толпа – это толпа, собирающаяся по поводу события, объявленного заранее (концерт, спортивное состязание, политический митинг), движимая одинаковыми интересами и готовая (по крайней мере, на первом этапе) соблюдать принятые в подобных ситуациях нормы поведения и проявления эмоций (конвенции);

- экспрессивная толпа – это толпа, формирующаяся, как правило, на основе случайной или конвенциональной, когда участники толпы совместно (как правило, ритмично) выражают свое эмоциональное отношение к происходящему.

Видами действующей толпы являются:

- агрессивная толпа – движимая ненавистью, проявляющейся в уничтожении, разрушении, убийстве;

- паническая толпа – движимая страхом, стремлением избежать реальной или воображаемой опасности;

- стяжательская толпа – движимая желанием обладать теми или иными объектами, участники которой вступают в конфликт между собой (примером могут служить вкладчики разорившихся банков или финансовых пирамид, стремящиеся в первую очередь возвратить вложенные деньги). С этой точки зрения лучшим способом дискредитировать любую политическую акцию является раздача подарков, которая может превратить участников в стяжательскую толпу.

Эта достаточно условная классификация видов толпы представляет, прежде всего, не академический, а практический интерес – в плане целенаправленного воздействия на ее поведение. Основные способы такого воздействия основано на том, что возникшая толпа сравнительно легко превращается из одного вида в другой. Нам часто приходилось наблюдать, как конвенциональная толпа болельщиков или участников митинга превращается сначала в экспрессивную, а нередко и в агрессивную.

Известны также случаи, когда агрессивная толпа может быть рассредоточена или превращена в паническую.

Агрессивная толпа может быть рассредоточена и превращена в ряд случайных толп, если на периферии ее организовать несколько якобы случайных происшествий (драк, танцев под звуки внезапно появившегося приемника, рассказов очевидцев о только что случившихся неподалеку происшествиях и т.д.).

При этом ритмичное пение или скандирование лозунгов может стать эмоциональной подготовкой для последующего превращения их в агрессивные действия с помощью коротких и эмоциональных указаний лидера толпы.

Еще одним способом воздействия на толпу является раздача денег, продуктов или подарков, способная превратить большинство видов толпы (как пассивную, так и действующую, например, агрессивную) в стяжательскую, направив негативные эмоции и действия ее участников друг против друга. Если толпа достаточно большая, образовавшаяся давка может, в свою очередь, спровоцировать панику.

Примером последовательного превращения конвенциональной толпы, собравшейся в районе Калужской площади Москвы, в экспрессивную, агрессивную, и затем целенаправленного рассредоточения и трансформации в совокупность случайных толп могут служить события 3 октября 1993 года. Начальной точкой превращений послужил тот факт, что участники очередного митинга в поддержку Верховного Совета, запланированного коммунистами около памятника В.И.Ленину, не смогли попасть на площадь и начали скапливаться у ограждений в районе пересечения Калужской площади с Садовым кольцом. За счет действия механизма эмоционального заражения толпа превратилась в экспрессивную, словами и жестами, выражающую. свои негативные эмоции. В момент высокого эмоционального напряжения был выдвинут призыв двигаться в сторону здания Верховного Совета (Белому дому). Встретив на своем пути сопротивление со стороны милиции, толпа постепенно превратилась в агрессивную. Степень агрессивности толпы, подошедшей к зданию Верховного Совета, была особенно высокой в тот момент, когда к ней вышли ранее заблокированные в здании политики (А.Руцкой, Р.Хасбулатов, В.Макашов и др.). Однако, прозвучавший в этот момент призыв двигаться на Останкинский телецентр заставил толпу рассредоточиться по различным транспортным средствам, нарушив ее целостность и превратив в несколько случайных групп людей.

Эти события были использованные действующей властью в качестве предлога для расстрела здания Верховного Совета РФ

Для эффективного воздействия на поведения толпы следует иметь в виду, что любая толпа более компактна в центре и рассеяна по краям. Целенаправленная трансформация толпы может осуществляться изнутри (с центра толпы ею, как правило, управляет лидер) или извне (с периферии толпы обычно действуют противники, пытающиеся разрушить толпу или спровоцировать ее на непредвиденные организациями акции агрессивные ил панические действия).

Классическим примером грамотного управления толпой можно назвать действия сторонников В.Ющенко и Ю.Тимошенко во время т.н. «оранжевой» революции в 2004 году. Структура толпы, находящейся на площади (майдане) Независимости, в которой было четко организованное (и, как теперь известно, хорошо оплачиваемое) ядро, дающее импульсы для очередных действий периферии, и представители этого ядра, рассредоточенные по всей территории толпы, позволяла легко вызвать заданную эмоциональную реакцию, а, при необходимости, и заданные действия участников. Для постоянного поддержания соответствующих эмоций со сцены выступали известные певцы и музыканты, периодически сменяемые политическими лидерами, сообщающими об очередных, якобы готовящихся «провокациях» и призывающих сплотиться и защитить свои интересы.

Такая четкая структура и организация не давала возможности конкурирующей стороне разрушить или перенаправить толпу.

Вероятность возникновения и превращения толпы, как показывает практика, повышается в периоды социальных, экономических и политических кризисов, высокого уровня социального напряжения.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 1. Масса и массовые политические настроения | Тема 3. Общественное мнение

Дата добавления: 2014-04-05; просмотров: 966; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.