Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Ссылка на Табель о рангах№6 РУССКАЯ КУЛЬТУРА в п п ХVIII в. 1. Условия развития. Отличие культуры XVIII в. от культуры IX-XVII вв. В XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве, пришел конец диктату церкви в определении направления, форм и ха рактера русской культуры. Хотя церковь в XVIII в. и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В XVIII в. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития природы и общества. Новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной. "Окно в Европу" через Балтику, выход к Черному морю, рост международного авторитета России повлекли за собой установлен» постоянных. контактов со странами Европы. Так, на смену средневековой, традипионалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре IX-XVII вв. в XVIII столетии приходит "новая культура". Ее отличительные черты - светскость, рационалистическое (от слова рацио - разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов. Культура XVIII в. во многом определяется просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя. В рамках истории русской культуры XVIII столетия обычно принято выделять два периода: конец XVII - первая четверть XVIII в., характеризующийся становлением новой русской культуры; середина – вторая половина века, когда происходил процесс складывания и расцвета сословной, преимущественно светской, культуры дворянства и культуры крестьянской, продолжавшей носить, в основном, традиционный характер. Вершиной русской аристократической культуры стала попытка создать идеальный мир в рамках дворянской усадьбы, где устанавливала гармонические отношения между людьми, между человеком и природой. В русском искусстве первой полвины - середины XVIII в. господствовал стиль барокко. 2. Возникновение светской школы. Светский характер образования, соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства. В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревой башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, размещавшегося рядом) была основана Школа математических и навигацких наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы. Школа канцелярских служителей, позднее - горные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дворянам, уклонявшимся от учебы. Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского (кириллицы) и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета "Ведомости", которую начали издавать с декабря 1702 г. По указу 1714 г. В губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных сословий (кроме детей крепостных крестьян). В условиях военного времени (Северная война и др.) была велика потребность в специалистах, поэтому в первые петровские школы набирали "робяток всякого рода, оприч (кроме) помещичьих крестьян". Однако со второй четверти XVIII в. правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений. Образование стало еще одной привилегией господствующего сословия. Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в Санкт-Петербурге в 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе велась в Пажеском корпусе (для императорского двора). Таким образом, к середине XVIII в России сложилась система замкнутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой губернии открылись формально бессословные главные народные училища, а в каждом уезде - четырехклассные и двухклассные малые народные училища. Однако образование в целом оставалось сословным, так как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. В конце XVIII в. в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полностью лишены возможности получить образование. 3. Книгоиздательская деятельность. В 1708-1710 была проведена реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу, что способствовало увеличению издания светских гражданских книг и учебников. С 1703 года стала выходить первая печатная газета «Ведомости», издававшаяся по указу Петра I. В «Ведомостях» публиковались военные сообщения, известия о состоянии торговли и промышленности, о новых школах, иностранная хроника и др. Большая заслуга развития Российского книгоиздания принадлежит русскому просветителю, писателю, журналисту Н.И. Новикову. В его типографиях печаталось около трети издаваемых в последней четверти XVIII века книг. Он издавал книги по всем отраслям знаний, а также сатирические журналы «Трутень», «Живописец», Кошелёк», в которых выступал ярым противником крепостного права. Новиков - организатор библиотек и школ в Москве, книжных магазинов в 16 городах России. 4. Наука и техника. Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, указ об основании которой были подписан годом раньше. В состав Академии вошли университет и гимназия для подготовки кадров. В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменноугольного района и бакинской нефти. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей. Ледовитого океана. Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине XVIII в. географом И.К. Кирилловым "Атласа Российского". (В середине XVIII в. лишь Франция имела атлас своей страны, подобный "Атласу" И.К. Кириллова.) Экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. С.П. Крашенинников составил первое "Описание земли Камчатки". Имена С. Челюскина, двоюродных братьев Д. и X. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. В 60-70-е годы были организованы Академические экспедиции П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, И.И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири. В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов положили начало русской истори- ческой науке. Во второй половине века свои исторические труды создали историки М.М. Щербатов и И.Н. Болтин. Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик А.К. Нартов, работавший в петровское время. Во второй половине века выдающийся ученый-самоучка И.И. Ползунов на 20 лет раньше англичанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в условиях крепостничества это изобретение не получило практического использования и было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный изобретатель - И.П. Кулибин, чей проект одноарочного 300-метрового моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают воображение людей. В петровские времена открылся первый русский естественноисторический музей - Кунсткамера (1719); было положено начало Библиотеке Академии наук (1714). Собственных кадров ученых в России было недостаточно, и на первых порах в Академию наук приглашались иностранные специалисты. В России работали выдающиеся ученые того времени: математик Л. Эйлер, основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоиспытатель К. Вольф, историк А. Шлецер. Однако рядом с ними зачастую оказывались иностранцы-авантюристы, не имевшие никого отношения к науке. С приходом в Академию в середине XVIII в. М.В. Ломоносова произошел заметвый рост числа русских специалистов-ученых. М.В. Ломоносов. Выходец из государственных крестьян Архангельской губернии Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), один из титанов мировой науки, своими энциклопедическими познаниями и исследованиями поднял русскую науку на новую ступень. Не было ни одной отрасли знаний в то время, где не проявился бы его гений. М.В. Ломоносов был одним из основоположников физической химии; высказал замечательные предположения об атомно-молекулярном тстроении вещества; открыл закон сохранения энергии; занимался изучением атмосферного электричества. Его открытие атмосферы на Венере знаменовало создание астрофизики как специальной науки. М.В. Ломоносову принадлежат и замечательные труды в области гуманитарных наук. Он первым выступил против норманской теории происхождения Древнерусского государства. Его "Российская грамматика" была первой научной грамматикой русского языка. М.В. Ломоносов оставил весьма заметный след и в поэзии (основатель силлаботонического стихосложения): его перу принадлежат многие замечательные оды, поэмы и стихотворения. Выдающуюся роль сыграл М.В. Ломоносов как организатор русской науки. Он был создателем первого русского университета, его ученики и коллеги (академики) - астроном С.Я. Румовский, математик" М.Е. Головин, географы и этнографы С.П. Крашенинников и И.И. Лепехин, физик Г.В. Рихман и др. - обогатили русскую науку замечательными открытиями. 5. Основание академии наук. Мысль о создании Академии Петр вынашивал давно. Проектов было много. Но дело затянулось. Своих ученых в России тогда не было, а с иностранцами возникли сложности. Петр требовал, чтобы приглашали крупнейших ученых Европы, но не все хотели ехать в далекую и неведомую северную страну. Кроме того, у Петра постоянно оказывались неотложные дела, которые отвлекали его от мыслей об академии. Наконец, 22 января 1724 г. состоялось заседание Сената, на котором был утвержден проект основания Академии наук. Было решено на первое время отдать под Академию дом Шафирова, оказавшегося в это время в опале. Петр даже распорядился нанять эконома и кормить академиков, чтобы приезжие ученые "времени не теряли бездельно" и не таскались по трактирам. По замыслу Петра, петербургская Академия наук не должна была походить на западные. Она должна была объединять, во-первых, университет, где будут обучать медицине, философии и юриспруденции; во-вторых, гимназию, которая будет готовить учеников для университета, и, в-третьих, собственно Академию, т.е. "собрание ученых и искусных людей". В странах Западной Европы все эти учреждения существовали раздельно. Петр же считал такое положение неприемлемым для России. По его мнению, "при заведении простой Академии" "науки не скоро в народе расплодятся". А если же создавать один только университет, то в стране не будет надежной системы образования. Ведь молодые люди должны не только "началам обучаться", но и впоследствии "выше градусы науки воспринять". Вот почему царь хотел, чтобы петербургская Академия стала не только местом, где "науки обретаются", но и таким учреждением, которое было бы просветительным центром и разрабатывало государственные задачи. Другой особенностью русской Академии было то, что ее создавало государство и оно же собиралось содержать ее. На Западе академии сами искали себе средства к существованию. Петр выделил на содержание Академии большую по тем временам сумму в 25 тыс. руб. в год. Академикам он тоже пообещал выдавать "довольное жалованье". Переговоры с иностранными учеными о приглашении их на службу в русскую Академию велись весь 1724 год - накануне смерти Петра. Многие иноземные ученые отказывались ехать в Россию. Одни прикрывали отказ льстивыми речами, а другие открыто высказывали сомнения в успехе нового начинания в полудикой и почти сплошь неграмотной стране, где и школ-то почти не было. Но и русское правительство выбирало кандидатов в академики осторожно, а некоторым и вовсе отказывало. Так было отказано, например, математику Слейбе, который неумеренно восхвалял себя. Петр сказал о нем, что "он не прямого сорту есть". Но русская Академия наук не только не отставала от лучших европейских академий и университетов, но и во многом их превосходила. Академик Бильфингер, возвратившийся через 6 лет после основания Петербургской Академии в Германию, сказал в своей публичной речи: "Кто хочет основательно научиться естественным и математическим наукам, тот отправляйся в Париж, Лондон и Петербург. Там ученые мужи по всякой части, и запас инструментов. Петр, сведущий сам в этих науках, умел собрать все, что для них необходимо. Он собрал отличный запас книг, дорогие инструменты, заморские редкости природы, искусственные произведения, словом, все, признанное знатоками за достойное уважения". 6. Архитектура. В XVIII в. новое развитие получила архитектура. В области строительства был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий. Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи - Санкт-Петербурга. Группа выдающихся архитекторов раннего барокко (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляла его планировку и застройку. Д. Трезини возвел летний дворец Петра I, собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий. Продолжалось монументальное строительство и в Москве. В первой половине XVIII в. Были сооружены Меншикова башня (рядом со зданием Московского Главпочтамта), церковь Иоанна Воина на Якиманке, собор Заиконоспасского монастыря (его купол хорошо виден за вестибюлем станции метро "Площадь Революции"). Их создание связывают с именем архитектора Ивана Зарудного. В этих постройках элементы средневековой архитектуры переплетаются со светским началом — здания напоминают дворцовые строения или башни-монументы, увенчанные крестами. Тоща же в Москве возводятся Арсенал в Кремле, промышленные здания Суконного и Монетного двора. Каменный мост через Москва-реку и Кузнецкий мост через Неглинную, Лефортовский дворец и другие общественные постройки. Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII в. наивысшим его достижением стало возведение Кижского ансамбля на одном из островов Онежского озера с 22-гпавой центральной Преображенской церковью. Вслед за Петербургом принципы регулярной планировки распространились на старые русские города. С этой целью была создана специальная комиссия, которая составила более 400 проектов перепланировки (генеральных планов) городов. Господствующим архитектурным стилем в первой половине XVIII в. было барокко. Для барокко (в переводе с итальянского - "вычурный") характерна монументальность построек, сочетавшаяся с пышностью, блеском, великолепием, эмоциональной приподнятостью. Это достигалось за счет изогнутых линий фасадов и общего плана зданий, обилия колонн, декоративных лепных украшений и скульптур, создававших светотеневые эффекты. Крупнейшим мастером барокко в России был В.В. Растрелли итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для петербургской знати. Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве и др. А в Москве городской архитектор Д.В. Ухтомский построил Кузнецкий мост через р. Неглинную, Красные ворота, колокольню в Троице-Сергиевом монастыре. Им была создана архитектурная школа, из которой вышли замечательные зодчие А.Ф. Кокоринов, И.Е. Старов, М.Ф. Казаков и др.
Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма характерны ясность форм, простота и в то же время монументальность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность человеческой личности. В его основе лежит обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость горизонтальных и вертикальных линий. Петербург принимал "строгий, стройный вид". Во второй половине XVIII в. архитектор И.Е. Старов построил здание Таврического дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры, В.И. Баженов - Каменноостровский дворец и Арсенал, А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. ВалленДеламот - Академию художеств и Гостиный двор, А. Ринальди - Мраморный дворец, Ю.М. Фельтен - набережную Невы и решетку Летнего сада, Д. Кваренги - Академию наук и другие здания. Складывался неповторимый облик Петербурга:
По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех сторон земли К богатым пристаням стремятся. В гранит оделася Нева, Мосты повисли над водами... (А. С. Пушкин).
Выдающимися архитектурными постройками обогатилась и Москва. Гениальный русский архитектор В.И. Баженов возвел дом Пашкова (ныне старое здание Российской государственной библиотеки). Ученик и друг В.И. Баженова М.Ф. Казаков создал большое количество общественных зданий и особняков, и сегодня украшающих столипу. Это здание Сената в Кремле, Колонный зал Благородного дворянского собрания, старое здание Московского университета, псевдоготические узоры Петровского дворца и другие великолепные постройки. 7. Живопись и театр. Уже в парсунах и иконописи XVII в. (например, С. Ушакова) наметился путь перехода к светскому искусству. В первой половине XVIII в. особенно ярко успехи русской живописи проявились в творчестве А.Т. Матвеева и И.Н. Никитина. Ведущим жанром их творчества был портрет. В портретах Петра I и "Напольного гетмана" И. Никитина, в "Автопортрете с женой" А. Матвеева художники наряду с показом портретных черт своих героев передали их внутренний мир, духовную индивидуальность. Эта черта русской портретной живописи — передача богатства внутреннего мира человека, его неповторимой индивидуальности - поставила русский портрет XVIII в. в ряд выдающихся достижений мирового искусства.
Чуть старомодно, по форме напоминая парсуну, выглядят портреты художника А.П. Антропова: A.M. Измайловой, Петра III. Близок к А.П. Антропову по живописной манере И.П. Аргунов, вышедший из числа крепостных Шереметевых (портреты "Неизвестная крестьянка", "Калмычка Аннушка" и др.). Ф.С. Рокотову с его филигранной техникой лучше других удалось передать внутренний мир изображаемых: портреты поэта В.И. Майкова, мужа и жены Суровцевых. Крупнейший портретист второй половины XVIII в. Д. Г. Левицкий выразил многогранность человеческой натуры, например, в портретах Н.И. Новикова, богача и мецената П. Демидова, воспитанниц Смольного института, Д. Дидро. В образах, созданных ВЛ. Боровиковским, сильнее выявлены интимные стороны человеческой натуры. Художник явно находился под влиянием сентиментализма (портреты М.И. Лопухиной, А.Б. Куракина, В.И. Арсеньевой и др.). Наряду с портретной живописью распространение в XVIII в. по- лучила графика (А.Ф. Зубов), мозаика (М.В. Ломоносов), пейзаж (С.Ф. Щедрин) и особенно картины на исторические и мифологические сюжеты (А.П. Лосенко). В акварелях И.А. Ерменева и картинах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян. Сохранились и народные картинки - лубок. Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. По инициативе купца Ф.Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр (ныне Академический театр драмы им. А.С.Пушкина). Одновременно крупнейшие русские вельможи создавали театры у себя в вотчинах или в своих столичных домах, где актерами были их крепостные крестьяне (в Москве и Подмосковье, например, их было более 50). В стране насчитывалось более 100 крепостных оркестров. Наиболее известен московский театр Шереметевых в Останкине, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян – драматическая актриса и певица П.И. Жемчугова и балерина Т.В. Шлыкова. В XVIII в. было положено начало балетному искусству в России: в 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же столетай были написаны и поставлены также первые русские оперные спектакли: опера "Анюта", композитором которой считают В.А. Пашкевича, "Мельник-колдун, обманщик и сват" М.М. Соколовского, "Ямщики на поставе" Е.И. Фомина; создавал свои произведения композитор Д.С. Бортнянский. Одним из важнейших результатов развития русской культуры в XVIII столетии был процесс складывания русской нации. Победа светского направления в искусстве, установление широких связей с культурой других народов, успехи науки подготовили подъем русской культуры в XIX в. 8. Изменения быту и нравах. После посещения стран Европы и возвращения из "великого посольства" Петр I со свойственной ему нетерпеливостью собственноручно начал стричь бороды у встречавших его бояр и обрезать длинные рукава и полы боярских одежд. Он приказал коротко стричь волосы и брить лицо (бояре жаловались, что лица у них стали "босые"). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Желавшие сохранить бороду должны были платить особый налог, о чем свидетельствовал специальный медный "бородовой знак". Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое ранее, по "Соборному уложению" 1649 г., расценивалось как уголовное преступление. Местом встреч и развлечений стали введенные Петром ассамблеи (собрания). По приказанию царя с немецкого языка было переведено специальное руководство о правилах хорошего тона и поведения в обществе — "Юности честное зерцало", дополненное Петром I. В нем предписывалось держать отца и мать "в великой чести", быстро отвечать на вопросы, быть вежливыми со старшими. Давались советы, как вести себя в обществе. "Юности честное зерцало" пользовалось большим спросом и четырежды переиздавалось. Наряду с ассамблеями, которые устраивались для дворян, в петровское время проводились и общественные праздники. Строились триумфальные арки, устраивались "огненные потехи" (фейерверки), проводились массовые гулянья во время празднования побед в войнах, смотров флота, коронационных торжеств. Начиная с 1 января 1700 г. в России начали праздновать Новый год и устраивать елки. Тогца же, с 1 января 1700 г. Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в большинстве стран Европы.
Дата добавления: 2014-04-15; просмотров: 421; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |