Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ЛЕКЦИЯ 4. XVII ВЕК В ИСТОРИИ РОССИИ. Смутное время
События рубежа XVI-XVII вв. получили, с легкой руки современников, название «смутное время». Причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений в конце правления Ивана IV и при его преемниках. Это было время, фактически представляющее собой полномасштабную гражданскую войну, распад социальных связей, когда стоял вопрос о существовании самого государства. Побудительной причиной начала Смуты явился династический кризис. Иван IV, умерший в 1584 г., не оставил сильного преемника. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева (1581 г.), второй Федор был слабоумен, младшему Дмитрию было лишь два года. Вместе со своей матерью, седьмой женой Ивана IV Марией Нагой, он жил в Угличе, отданном ему в удел. На престол вступил средний сын Грозного – двадцатисемилетний Федор Иоаннович (1584 – 1598 гг.), мягкий по натуре, но не способный к делам правления государством. Умирая, Иван IV создал при сыне регентский совет, куда входили Б.Я. Бельский, И.П. Шуйский, И.Ф. Мстиславский, Н.Р. Юрьев, Б.Ф. Годунов. Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов, на сестре которого был женат Федор. В 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож, в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. И хотя молва считала Годунова виновником его гибели, источники не дают однозначный ответ на вопрос о причинах гибели царевича. Со смертью бездетного Федора Иоанновича в 1598 г. прекратилась старая династия. Земский собор избрал царем Бориса Годунова (1598 – 1605 гг.). Годунов, безусловно, был крупным государственным деятелем, политиком талантливым, осторожным и настойчивым. Человек, пробившийся к трону благодаря своим родственным связям и деловым качествам, знавший несколько иностранных языков, имевший прекрасную библиотеку, он надеялся установить в России мир и процветание. Он впервые предпринял попытку ликвидировать культурное отставание России от Запада. Для этого Годунов широко раскрыл двери иностранным специалистам. Другим его беспрецедентным шагом была отправка на учебу за границу группы дворянских детей. В 1589 г. в России было учреждено патриаршество. Это было крупным событием, укрепившим престиж и духовную независимость страны. Ему удалось не только стабилизировать внешнеполитическое положение России, но и возвратить – в результате войны со Швецией 1590 – 1593 гг. – Иван-город, Ям, Копорье и Корелу. Однако важнейшей задачей Годунова стало преодоление двух тяжелейших последствий опричнины – экономического кризиса и разобщенности, противоречий среди господствующего класса. Его положение осложнялось тем, что в глазах части знати (да и не только ее) он так и не обрел легитимности. Широкое хождение получили слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия. Тяжелое экономическое положение также не оставляло ему простора для маневра, и он продолжал практику закрепощения крестьян. По-видимому, в 1592 – 1593 гг. был издан указ, запрещавший навсегда крестьянам по всей стране переходить к новым хозяевам. Указ об урочных летах (1597 г.) вводил пятилетний срок сыска беглых крестьян. Он уже определенно исходил из прикрепления крестьян к земле. В результате неурожайных лет 1601 – 1602 гг. в стране разразился страшный голод. Он продолжался 3 года и был усугублен варварски циничной спекуляцией зерном. Все попытки царя поправить ситуацию с помощью раздачи денег, бесплатного хлеба и организации общественных работ к успеху не привели. Только в Москве умерло 127 тыс. человек. Голод привел к взрыву социального недовольства и падению престижа Годунова. В 1603 г. началось мощное восстание холопов, охватившее центральные уезды. Восстание было подавлено. Но ситуация в стране не стабилизировалась. Еще в 1601 г. в Речи Посполитой появился беглый монах Григорий Отрепьев – бывший холоп бояр Романовых, выдававший себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия (скорее всего, к этой роли он был подготовлен Романовыми). В.О. Ключевский справедливо писал, что Лжедмитрий был лишь “испечен в польской печке, а заквашен в Москве”. Заручившись поддержкой польско-литовских магнатов, Лжедмитрий тайно принял католичество и обещал римскому папе распространить католицизм в России. Лжедмитрий обещал также передать Речи Посполитой и своей невесте Марине Мнишек, дочери сандомирского воеводы, Северские (район Чернигова) и Смоленские земли, Новгород и Псков. В результате он сумел получить право набрать в Польше добровольцев для похода на Москву. В 1604 г. с четырьмя тысячами поляков, русских дворян-эмигрантов, запорожских и донских казаков Лжедмитрий переправился через Днепр. Он выбрал окольный путь к Москве, так как на юго-западных окраинах государства начиналось мощное крестьянское восстание, и Лжедмитрий получил здесь необходимые подкрепления и припасы. Крестьянство, уверенное, что наконец-то появился “добрый царь”, “спаситель”, несло его к престолу. На сторону самозванца стали переходить и московские воеводы. События ускорила неожиданная смерть Бориса Федоровича Годунова на 54-м году жизни. Еще утром 13 апреля 1605 г. он принимал послов. После обеда и небольшой прогулки кровь хлынула у него из носа и ушей, царь скончался. Спустя сутки состоялась церемония присяги новому царю – сыну Бориса шестнадцатилетнему Федору Борисовичу. Царь Федор Борисович и его мать по требованию самозванца были арестованы и тайно убиты, а патриарх Иов сослан в монастырь. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий во главе перешедшей на его сторону армии триумфально вступил в Москву и был провозглашен царем. Однако, несмотря на некоторые сильные личные качества и определенную популярность среди войск и населения, укрепиться Лжедмитрию на престоле не удалось. Он не сумел заручиться поддержкой ни одной из реальных социально-политических сил. Из чувства самосохранения, а возможно, и патриотизма свои польские авансы (обещания отдать Псков, Новгород, Смоленск) самозванец возвращать не хотел. Более того, приняв в Польше католичество, он не разрешил строить на Руси католические храмы. Желая привлечь на свою сторону русское дворянство, Лжедмитрий щедро раздавал земли и деньги, но их резервы оказались не беспредельны. Не решился он восстановить и Юрьев день, чего так ждали крестьяне. Православная церковь относилась к царю-католику настороженно, отказывая ему в кредитах и доверии. Бесчинства поляков в Москве вызывали острое недовольство посадских и служилых людей. В результате боярского заговора и восстания москвичей 17 мая 1606 г. Лжедмитрий I был убит. Через три дня труп его был сожжен, прах заложен в пушку, из которой выстрелили в ту сторону, откуда пришел самозванец. Импровизированный Земский собор, наскоро собранный боярами, выбрал на царство В.И. Шуйского (1606 – 1610 гг.), опытного интригана и царедворца. Вступая на престол, он первым из российских правителей дал “крестоцеловальную запись”, принес присягу “всей земле” никого не казнить без суда, не отнимать имущество у родственников осужденных и не слушать ложных доносов. Однако этот принципиально важный договор царь частенько игнорировал. Подавление крестьянской войны мало что изменило в стране. В 1607 г. на Брянщине появился молодой человек, объявивший себя спасшимся царем Дмитрием. В отличие от первого самозванца, с самого начала Лжедмитрий II был ставленником польских феодалов. Он сумел набрать силы как в Польше, так и в России и в1608 г. двинулся к столице. Дойдя до Москвы, самозванец засел в Тушине, где начала действовать своя Боярская дума и свой “патриарх” – ростовский митрополит Филарет (Федор Романов). Главную роль в тушинском лагере играли отряды шляхтичей из Речи Посполитой (Лисовского, Ружинского, Сапеги), занимавшиеся разбоем и грабежами по всей стране. Они безуспешно пытались в течение 16 месяцев захватить сильную крепость Троице-Сергиев монастырь. 17 июля 1610 г. бояре потребовали, чтобы Шуйский отрекся от престола. Участники заговора обещали выбрать царя позднее, а пока в Москве стали править 7 бояр – “семибоярщина”. Напуганные размахом крестьянского движения и ростом анархии в стране, московские бояре, несмотря на протесты патриарха Гермогена, заключили договор с польским королевичем Владиславом о “призвании его на царство”. На основании этого договора польские войска вошли в Москву, и наместник Владислава (тому исполнилось лишь 15 лет) А. Гонсевский стал распоряжаться в стране. Иностранный гнет не устраивал ни крестьянство и посадских людей, ни дворянство. В стране вызревала идея всенародного ополчения для спасения России. Положение же страны все более ухудшалось: поляки после 624-дневной осады захватили Смоленск, шведы – Новгород. В этой ситуации в Нижнем Новгороде, по инициативе купца К. Минина, создается второе ополчение, руководство которым поручается князю Д. Пожарскому. В августе 1612 г. оно вошло в Москву, а в октябре того же года польский гарнизон в Кремле капитулировал. Попытка Сигизмунда III вернуть себе русскую столицу не удалась, под Волоколамском он потерпел поражение и отступил. В январе 1613 г. в Москве собрался на редкость многолюдный (около 700 человек) Земский собор, в котором принимали участие выборные от бояр, дворян, духовенства, посадских людей, казаков, стрельцов и, видимо, черносошных крестьян. Наиболее приемлемой для всех собравшихся стала кандидатура 16-летнего Михаила Федоровича Романова (1613 – 1645 гг.), сына митрополита Филарета. Дело в том, что семейство Романовых устраивало все слои русского общества. Они были своими для родовитого боярства, для людей, связанных с опричниной Ивана Грозного, и в то же время – для лиц, пострадавших от опричнины: Романовы не были особо замешаны в терроре 1570-х годов. Наконец, долгое пребывание Филарета в Тушине рождало иллюзии о “справедливой” власти у казачества и крестьянства. Вступая на престол в феврале 1613 г., Михаил Федорович, судя по всему, дал обязательство не принимать решений без совета с Боярской думой и Земским собором. Перед правительством Михаила Федоровича стояла трудная задача по ликвидации последствий интервенции. После нескольких военных столкновений в 1617 г. между Россией и Швецией был заключен Столбовский мир. Швеция возвращала России Новгородскую землю, но удерживала за собой Балтийское побережье и получала денежную компенсацию. С Речью Посполитой было заключено Деулинское перемирие, по которому за ней оставались Смоленские и Черниговские земли. Таким образом, в основном территориальное единство России было восстановлено, хотя часть русских земель осталась за Речью Посполитой и Швецией. В ходе смуты, в которой приняли участие все слои и сословия русского общества, решался вопрос о самом существовании Российского государства, о выборе пути развития страны. В конкретных условиях начала XVII в. выход из смуты был найден в осознании регионами и центром необходимости сильной государственности.
В XVII в. в жизни страны постепенно вызревают новые явления, которые в дальнейшем послужат важнейшими предпосылками начала нового периода российской истории. Основными факторами, придававшими своеобразие истории страны, являлись особый тип феодализма, сформировавшийся в основном в XVI веке, и природно-географические особенности России. Несмотря на огромные внешнеполитические и внутриполитические трудности, государство не только устояло, но и продемонстрировало беспрецедентно быстрое и длительное расширение своих пределов. С 1462 г. по конец XVI в. территория России выросла с 430 тысяч до 5,4 млн. кв. км, т.е. более чем в 12,5 раз! В XVII в. рост продолжался и уже к середине века Российское государство стало крупнейшим в мире. В среднем, с середины XVI в. и до конца XVII в. его площадь увеличилась на 35 тыс. кв. км ежегодно (что равняется примерно площади современной Голландии). В XVII в. территория России расширилась за счет включения новых земель Южного Приуралья и Левобережной Украины, дальнейшего освоения Дикого поля. В XVII в. шло освоение Сибири и Дальнего Востока. К середине века русские землепроходцы (С. Дежнев, Е. Хабаров и др.) вышли к побережью Тихого океана, а к концу века было основано русское поселение на Камчатке – Верхнекамчатск. К концу XVII в. население России насчитывало 10,5 миллионов человек. По числу жителей Россия занимала четвертое место среди европейских государств (во Франции насчитывалось 20,5 млн. человек, в Италии и Германии – 13 млн. человек, в Англии – 7,2 млн. человек). В период после Смуты главным оставалось решение проблемы ликвидации разрухи и укрепления власти. Выход из экономического кризиса растянулся до 1650-х годов. С развитием товарного производства происходит быстрый рост городов. В Европейской части России с начала 20-х годов и до конца XVII в. их число возросло со 181 до 300. Самым крупным была Москва, в которой проживало до 200 тыс. жителей. Важнейшей тенденцией социального развития России в XVII в. явилось укрепление феодально-крепостнических отношений. В 1649 г. на Земском соборе было принято Соборное Уложение, окончательно оформившее крепостное право. Под давлением дворянства, страдавшего от бегства крестьян в боярские вотчины, сыск беглых крестьян стал бессрочным. В целом политика правительства Алексея Михайловича была направлена на регламентацию и унификацию сословий. Все более стирались грани между различными категориями крестьянства, происходило как бы уравнивание их крепостным правом. Происходило дальнейшее сближение статуса дворян и бояр. В дворянстве утрачивалась связь между службой и ее земельным вознаграждением. Поместье оставалось за дворянином и его семьей даже в том случае, если он прекращал службу; более того, поместье теперь разрешалось менять, отдавать в качестве приданного и пр. Таким образом, утрачивался условный характер поместного землевладения и оно вплотную приблизилось к вотчине. Принципиально новым явлением в экономике России XVII в. стали мануфактуры. Впервые они возникли в Тульско-Каширском районе. По жалованной грамоте царя Михаила Федоровича голландец Виниус в 1632 г. основал на реке Тулице железоделательные заводы. К ним были приписаны рудники и крестьяне (тем не менее на заводах работали и наемные рабочие). В XVII в. в России насчитывалось приблизительно 30 мануфактур. Металлургические заводы были построены на Урале и в районе Тулы, кожевенные предприятия – в Ярославле и Казани. Отмеченные выше моменты в хозяйственной жизни страны способствовали началу формирования всероссийского рынка. Важными центрами оптовой, межрайонной торговли стали ярмарки: Московская, Архангельская, Макарьевская (возле Нижнего Новгорода), Ирбитская (на Урале), Свенская (под Брянском) и др. В XVII в. новые веяния затронули и верховную власть. Самодержавие активно лавировало между группировками господствующего класса, укрепляя трон и централизацию управления. В России формировался абсолютизм. Но в отличие от Западной Европы этот процесс происходил всецело на базе феодальной системы, что не могло не наложить отпечаток на тип складывающегося абсолютизма. Переход России к абсолютизму проявлялся в разных сферах политической жизни страны: в изменении царского титула, отмирании такого атрибута сословно-представительной монархии, как Земские соборы, в эволюции приказной системы и состава Боярской Думы, повышении значения различных слоев населения в государственном аппарате, победном исходе для царской власти в ее соперничестве с властью церковной. Постепенный переход к абсолютизму проявился в укреплении самодержавия. Отметим, что при Михаиле Федоровиче восстановление государства шло трудно еще и потому, что царь Михаил не обладал талантами государственного деятеля. Власти находили выход в постоянном диалоге с обществом через Земский собор, который в первой половине XVII в. работал почти непрерывно. Ситуация медленно, но стабилизировалась. Самодержавие было восстановлено при царе Алексее Михайловиче (1645 – 1676 гг.). В 1654 г. он принял титул «Царь, Государь, Великий князь, всея Великия и Малыя России самодержавец» (Малой Россией или Малороссией называлась Украина). Титул окончательно закрепил за страной название «Россия». Две главы Уложения 1649 г., принятого при царе Алексее Михайловиче (1645 – 1676 гг.), специально были посвящены защите престижа царской власти, определению наказаний за нанесение урона чести самодержца. Центральная власть добивалась, чтобы все в государстве делалось в соответствии с законом. Сами законы были крайне жестокими. «Богохульство», т.е. выступление против церкви, каралось сожжением на костре, заговор против царя – смертной казнью. Выступления против власти подавлялись жестоко и кроваво: фальшивомонетчикам заливали горло расплавленным свинцом или оловом, за царское бесчестие (оскорбление в адрес царя) вырезали язык. Царь Алексей Михайлович получил прозвище «Тишайший». Новый царь был человеком начитанным, отличался крепким здоровьем и веселым нравом, набожностью, был примерным семьянином, любил роскошь и ритуалы. Однако был вспыльчив и «подвижен на гнев», но быстро отходил. Ему нравились пышные выезды, охота. Он даже написал сочинение о правилах соколиной охоты – «Урядник сокольничья пути». Формирование абсолютизма проявилось, в частности, в падении роли Земских соборов. Если в конце XVI – начале XVII в. пошатнувшаяся власть пыталась всемерно опереться на их авторитет, то с 20-х годов они собираются все реже, от случая к случаю, а Земский собор в 1653 г., принявший решение о воссоединении Украины с Россией, стал последним Собором полного состава. В 80-е годы XVII в. остатки Земских соборов (в виде разного рода совещаний) окончательно исчезли. Неуклонно падало значение Боярской думы. Вместе с тем в XVII в. еще более усилилось значение приказной системы, составляющей стержень госаппарата. Всего на протяжении века действовало около 80 приказов, функции которых часто пересекались. Усиление централизации, крепостничества, налогового бремени, рост различных злоупотреблений властей не могли не вызвать энергичной реакции со стороны народных масс. Российский XVII век был назван современниками «бунташным». Во второй половине XVII в. Россию потрясали бесконечные бунты: медные, соляные и т.д. Особенно мощным было восстание под руководством казака Степана Разина (1670 – 1671 гг.), которое вошло в историю как крестьянская война. «Война» охватила обширные районы Дона, Поволжья, Приуралья, нашла отклик на Украине. Восставшие сумели захватить Царицын, Астрахань, Саратов, Самару и другие города. Однако под Симбирском Разин был разбит, а затем выдан «домовитыми» казаками и 6 июня 1671 г. был казнен в Москве на Красной площади. Трудно оценить реальное значение народных восстаний для дальнейшего развития страны в XVII в. По-видимому, они отчасти играли роль какого-то ограничителя эксплуатации и злоупотреблений властей, но в целом – еще больше подталкивали централизацию и укрепление госаппарата. Крупнейшим мероприятием в годы царствования Алексея было проведение церковной реформы. Формально речь шла об исправлении богослужебных книг и унификации церковных обрядов, а фактически – о необходимости упорядочения и централизации церковной (а шире – и всей духовной) жизни вслед за аналогичными процессами в социально-экономической и политической сферах. Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, патриарх Никон (1652 – 1658 гг.) энергично принялся за церковную реформу, опираясь на греческие книги. Ему противостояла группировка, настаивавшая на «чистоте» только русских текстов. Ее возглавлял протопоп Аввакум. Никон, сын крестьянина, совершил головокружительную карьеру от священника до патриарха с титулом «великого государя», которым стал в 1652 г. Сразу же он начал энергичную реформаторскую деятельность, поддержанную царем Алексеем. Государственный интерес к реформе складывался из внешнеполитических задач (объединение православных церквей облегчило бы воссоединение Украины с Россией), а также внутренних потребностей дворянского государства (ограничение могущества Церкви). Однако Никон в процессе реформы надеялся вернуть Церкви утраченные позиции. Новый патриарх подчеркивал первичность духовной власти по сравнению со светской. Став соправителем царя, он оттеснял на задний план Боярскую думу, а порой и Алексея Михайловича. Отношения между ним и царем настолько обострились, что когда Никон в Успенском соборе Кремля в 1658 г. отрекся от патриаршества, царь поспешно принял его отставку. В 1666 г. церковный собор подтвердил низложение властолюбивого патриарха, а тем самым и главенство светской власти над духовной. После этого главным защитником церковной реформы стал сам Алексей Михайлович. Церковный собор 1666 – 1667 гг. проклял всех противников реформы и предал их суду светских властей. Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авторитет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков – старообрядцы – отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводилось к тому, как указывалось выше, по каким образцам – греческим или русским – унифицировать церковные книги. Спор между ними шел и о том, как следует креститься – двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход – по ходу солнца или против солнца и т.д. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедями «расколоучителей», бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск в низовье Печоры и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя «огненному крещению» – самосожжению в ответ на приход в мир «Никона-Антихриста». Только в 1675 – 1695 гг. было зарегистрировано 37 «гарей», во время которых погибло не менее 20 тыс. человек. Таким образом, церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом. Он всколыхнул сознание миллионов людей, заставил их усомниться в легитимности существующего миропорядка, породил раскол между официальной светской и духовной властью и значительной частью общества. Раскол дал толчок общественной мысли и подготовил почву для грядущих преобразований. Самым жгучим вопросом русской внешней политики в середине XVII в. оставались отношения с Польшей. По Люблинской унии (1569 г.), объединившей Польшу и Литву в единое государство – Речь Посполитую, в нее также были включены Белоруссия, большая часть Украины. В 1596 г. в Бресте была заключена уния (союз) между православной и католической церквами, по которой православные обряды на Украине сохранялись. Но главой объединенной церкви провозглашался римский папа. Большинство православной знати признало унию. В результате украинские земли оказались под напором полонизации и католизации, украинцы потеряли ряд прав и оказались людьми второго сорта. Польская аристократия сосредоточила в своих руках крупные владения на этих территориях. В некоторых крупных городах, например, во Львове, украинцев ограничивали в праве торговли, в праве участвовать в городском суде и самоуправлении. На Украине официальным языком стал польский. В 1648 г. началась освободительная борьба украинского народа под руководством Б. Хмельницкого против польских панов. Настала пора возобновления борьбы России с Речью Посполитой. Земский собор в Москве 1 октября 1653 г. принял решение о воссоединении Украины с Россией. Для России это означало необходимость войны с Речью Посполитой и 1 октября 1653 г. Польше была объявлена война. На Украину выехало посольство во главе с боярином Бутурлиным. 8 января 1654 г. в городе Переяславле (ныне Переяслав-Хмельницкий) состоялась Рада (Совет). Украина была принята в состав Российского государства. Россия признала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти, сложившиеся во время освободительной войны. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме Польши и Турции, и иметь реестровые войска до 60 тыс. человек. Налоги должны были поступать уже в царскую казну. Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Оно освободило народ Украины от национального и религиозного гнета, спасло его от опасности порабощения Польшей и Турцией. Оно способствовало формированию украинской нации. Благодаря воссоединению с Украиной России удалось вернуть Смоленские и Черниговские земли, что давало возможность начать борьбу за Балтийское побережье. Кроме того, открывалась благоприятная перспектива расширения связей России с другими славянскими народами и государствами Запада. Однако Польша не смирилась с потерей Украины. В результате изнурительная, затяжная русско-польская война завершилась в 1667 г. заключением Андрусовского (близ Смоленска) перемирия. Россия отказывалась от Белоруссии, но оставляла за собой Смоленск и Левобережную Украину. Запорожье переходило под совместный контроль Украины и Польши. В 30-е годы правительство принимает меры по укреплению обороноспособности страны. Изменяется организация вооруженных сил. Падает значение малоэффективного дворянского ополчения. Основной военной силой становятся регулярные солдатские и рейтарские полки. С 1635 г. началось возведение больших оборонительных линий и крепостей на южных границах для обороны от набегов крымских татар. Одним из способов организации обороны на южных и юго-восточных окраинах Московского государства стало привлечение пограничного населения к особой сторожевой службе, наградой за которую было наделение землей, припасами, предоставление разных льгот. В пограничных городах теперь селились городовые казаки. Постепенно, с усилением централизации власти вольные казаки объединялись в казачьи войска, которые стали создаваться с XVI в. В XVII в. с развитием ремесла и торговли, ростом городов связано широкое распространение в них светских элементов. На протяжении всего столетия шел активный процесс обмирщения культуры – освобождения ее от церковного влияния. Расширение политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией. Во II половине XVII в. было создано несколько государственных школ. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. Здесь готовили священников и чиновников. В XVII в. созданы последние летописные сочинения. Летописание уступает место историко-публицистическим произведениям. В 70-х годах появляется первая печатная историческая книга. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII – первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории. Рост образованности населения обусловил повышение книжного спроса. В течение XVII в. Печатный двор издал около 500 наименований книг, среди которых значительное место занимает светская литература. В 1621 г. при царском дворе появилась первая рукописная газета «Куранты», содержавшая переводы иностранных известий. В 1672 г. был создан первый придворный театр в Москве, просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполнялись мужчинами. Определенные изменения происходили и в зодчестве. Здесь также начала пробиваться тенденция к обмирщению. Культовые постройки все более обрастали различными украшениями и таким образом сближались с гражданскими. Шатровые храмы оставались одной из излюбленных форм, хотя вскоре были запрещены, вероятно, как нарушающие канон. В последней четверти XVII в. возникает «московское», или «нарышкинское барокко», поражавшее пышностью украшений и в то же время пропорциональностью. Наиболее ярким примером этого стиля явилась церковь Покрова в Филях, Сухарева башня в Москве. Вершиной деревянного зодчества стал ансамбль царского дворца в Коломенском. В русской живописи тоже по-прежнему властвует иконопись. Но влияние раскола церкви наблюдается и здесь. Во главе движения стоял непревзойденный художник этого периода Симон Ушаков (1626 – 1688 гг.). Он внес в традиционное представление об иконописи свое понимание назначения иконы, выделяя прежде всего ее художественную, эстетическую строну. Наиболее известны его иконы «Спас Нерукотворный» и «Насаждение древа государства Российского». Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи – «парсуны» (персоны), изображавшей реальные персонажи, например, царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.
Лекция 4. Петр Великий и первая попытка модернизации страны.
План: 1. Начало нового времени. Философия индустриальной эпохи. Проблема российской модернизации. 2. Внешняя политика России. Образование российской империи. 3. Бюрократическая революция. Изменения в области культуры и быта.
Дата добавления: 2014-04-17; просмотров: 663; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |