Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Понятие и сущность культурыВ социально-политическом и гуманитарном лексиконе современного общества трудно подобрать понятие, которое было бы столь универсально и употребляемо так часто, как слово «культура» и выражения с употреблением этого понятия. Говорим о культуре эпохи, культуре народа, культуре региона, о культуре городов и сел, культуре поведения, о субкультуре, контркультуре, о материальной и духовной культуре, культуре личности, массовой и элитарной культуре ... Это и понятно, культура вбирает в себя множество знаний. Культура, как видим, - многоаспектное социальное явления, как с точки зрения ее содержания, так с точки зрения формы. Нет (пожалуй, и не будет) единого видения культуры. Разные люди по-разному понимают ее - слишком широк диапазон ее ориентиров. В одном случае под культурой подразумевают человеческую деятельность и ее результаты в виде совокупности материальных и духовных ценностей общества, социальные нормы, законы. Во втором - достижения искусства: музыки, живописи, скульптуры, балета, танца. В третьем - произведения литературы, истории, кино, театра, народного творчества. В четвертом - стремление сохранить достижения народа в его историческом развитии (память о прошлом, исторические традиции, материалы, посвященные героическому прошлому предков). В пятом-традиции, обычаи народа, составляющие его духовный «корень». В шестом - умение вести себя в обществе, общаться (культура без общения умирает), красиво, со вкусом одеваться, обставлять быт... Словом, в понятие «культура» мы вкладываем ряд значений. Утвердившись в научном гуманитарном знании относительно недавно, «культура» превратилась в область интересов многих исследователей и научных направлений. Изучением различных сторон сложнейшего социального феномена культуры занимаются философия, социология, языкознание, археология, этнография, история, искусствоведение, история архитектуры, история театра, музыки, история естествознания, религиоведение, этнология, этнография, культурная антропология, социальная антропология и др. Не останавливаясь на предмете изучения каждой из них, отметим предмет философии культуры и социологии культуры, так как они составляют методологическую платформу для других наук о культуре. Российский философ и социолог Л.Г. Ионин отмечает, что «философия культуры - это обозначение подходов к изучению сущности, цели и ценности культуры, ее условии и форм проявления... Социология культуры - наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами и применительно к конкретно-историческим ситуациям». В последнее время представления о роли культуры в жизни общества существенно меняются, что обусловливает изменение представлений о предмете, цели, методе, объеме социологии культуры. То же самое можно сказать о предмете других наук о культуре. В связи с этим становится невозможным строго следовать за предметом каждой из них. Нет эпохи в истории человечества, народа, поколений, человека без культуры. Что же есть она? Дать строгое научное и в то же время универсальное определение культуры никому из специалистов, занимающихся теоретическими проблемами культуры, в том числе и социологам, не удавалось. В связи с этим существует огромное количество определений и характеристик культуры, данных ее исследователями как в нашей стране, так и за ее пределами. Знатоки заявляют, что на сегодня сформулировано 500 -даже больше - дефиниций культуры. Американские культурологи Альфред Кребер и Клайд Клакхон проследили эволюцию понятия и дефиниции культуры. По их подсчетам с 1871 г. по 1919г. было дано всего семь определений культуры. С 1920г. по I960 г. - уже более 160. Их они распределили по шести основным группам: нумерические, исторические, нормативные, психологические, структурные и генетические. Сегодня можно говорить об интенсификации процесса изучения культуры: в последние несколько десятилетий стало больше специалистов, занимающихся теоретическим осмыслением проблем культуры; разнообразнее стала тематика научных исследованиям по вопросам культуры; кроме того, глубже стало понимание обществом значимости культуры для своего развития и совершенствования. Слово «культура» (лат. cultura) появилось более двух тысяч лет тому назад. Оно встречается в работе знаменитого римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона «Тускуланские беседы» 45 года до н.э. Здесь древний римлянин говорит о философии как «культуре ума». Первоначальное же, более широкое употребление «культуры» связано с трудом, активной, преобразующей деятельностью людей. Этимологически оно обозначало -«возделывать», «обрабатывать», то есть «обрабатывать землю», «возделывать почву». Позже к этому добавилось «воспитание», «образование», «развитие», «почитание». У В.И. Даля в «Толковом словаре» «культура - это обработка и уход, возделывание, возделка; это образование - умственное и нравственное». По характеристике французского социолога Леви-Строса, культура есть все то, что не относится к природе, что обладает подчеркнутым человеческим измерением. Многие исследователи природу и культуру категорически противопоставляют друг другу и говорят, что природа сама по себе, существуя реально, объективно, не культурна и не некультурна. Какое отношение, спрашивают они, к культуре имеют вековые девственные леса Сибири и ковыльные степи Ставрополья, стада диких слонов в Индии и Ниагарский водопад в Северной Америке? Никакого. Другое, мол, дело, когда человек создает «вторую природу» (о чем говорил Гегель), выводит новые сорта растений и высокопородных коров, овец, свиней и пр. Однако такая альтернативность природы и культуры недопустима, ибо эти два явления тесно связаны между собой, а натура обеспечивает, гарантирует существование культуры. Развитие современной цивилизации показывает, что, во-первых, «природное, существующее и функционирующее в обществе в самых разнообразных формах, включенное в орбиту активной жизнедеятельности человека и служащее его развитию, с полным основанием несет в себе культурное слагаемое. Во-вторых, природное бытие самого человека, забота человека об этом бытии, сохранение и развитие собственного здоровья, нормального воспроизводства потомства и т.д. - все это так же слагаемые человеческой культуры. В-третьих, сохранение и развитие окружающей человека природной среды, обеспечение оптимального баланса функционирования общества и природы - все это явственно выступает как важная грань культуры современного человеческого общества». С позиций исторического развития общества культура в полном смысле слова начинается со времени вмешательства человека в природные процессы, с момента создания элементарных орудий труда, приспособлений с целью преобразовать натуру, подчинить ее себе. Говоря о культуре, разные мыслители по-разному трактовали ее. Одни - широко, другие - слишком узко, предельно сжато. В понимании французских просветителей XVIII века культура есть искусственная среда существования, в которой возможны всякие переделки и доработки, усовершенствования и улучшения. Английский историк, этнограф XIX века Эдуард Тайлор характеризовал культуру так: «Культура... слагается... из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Абраам Моль говорит, что культура - это интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создает в ходе своей социальной жизни. Русско-американский социолог Питирим Сорокин считает, что культура - это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов. Согласно советскому философу и культурологу Э. Маркаряну, культура - это специфически человеческий способ деятельности. Российский философ B.C. Барулин полагает, что культура - это феномен, раскрывающий сущность, природу, жизнедеятельность человека. Человек - центр культуры и абсолютное «пространство», в рамках которого живет и функционирует культура. Вне человека, в отторжении от него, культура не существует. «Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе»,- писал российский философ В.М. Межуев. Если осуществить некоторый анализ сказанного в литературе о культуре, то получится: КУЛЬТУРА - это определенное качественное состояние общества на каждом этапе его развития, в котором воплощаются и. физические, и духовные качества человека. Культура - это все то, что создано человеком в процессе творчества, а также сам процесс творческого созидания. Это - способ жизни человека, необходимая среда обитания. Это - труд и производство, быт и искусство, наука, воспитание и образование, формирование сложной пирамиды социальных институтов и отношений, развитие семьи и т. д. Являясь специфическим, человеческим способом жизни (разумная деятельность, труд, использование знаков, символов, социальность), культура отличает человека от животных. Можно сказать, что содержание культуры составляют системы ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм; нравы и обычаи; язык и письменность; характер одежды, поселений, работы; постановка воспитания; экономика; характер армии; общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, другие проявления объективного духа народа. Значит, культура понимается как способ жизнедеятельности человека, процесс творчества и продукт творческой деятельности, то, что создано руками и разумом людей, необходимая среда обитания, осмысление человеком собственной практики и всего того, что дано природой, что существует естественно, само по себе. Такая характеристика культуры предполагает ее двоякое понимание: в широком смысле и в узком. В широком смысле культура - это совокупность способов и приемов человеческой деятельности, процесс активного созидательного воздействия человека на мир, творческого освоения мира человеком и одновременно результаты этого процесса (материальные и духовные ценности), становящиеся исходным пунктом дальнейшей предметно-практической и познавательной деятельности, социокультурные нормы, способы организации поведения и общения людей и социальных групп, передаваемые последующим поколениям. Культура в узком смысле - это духовная культура (чаще всего "культура" используется в этом смысле) - человеческая деятельность по духовному освоению мира, производству и воспроизводству сознания людей. Она включает образование и науку, нравственность и эстетическую культуру, политическую и правовую культуру, обычаи, традиции, язык, культуру чувств. Культура - подлинная душа и реальное лицо любого народа, проявляющееся в деятельности последнего. В ней раскрывается духовный мир человека, его глубинные проявления (способности, потребности и пр.). Культура - мера реализации и развития сущностных сил человека, самосознание общества, каждого его периода, каждой эпохи. Культура дает возможность индивиду формировать мировоззренческие ориентации в социальном мире, снабжает человека системой социальных «указателей» - запретов, разрешений, поощрений, императивов. Такие указатели - это социальные, культурные, моральные нормы (эталоны, обычаи, нравы, законы), ценности, язык, символы. Нормы (социальные) - это правила поведения людей в обществе, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между индивидами, группами, указывающие на дозволенное и недозволенное поведение в определенных жизненных ситуациях. Социальные нормы, или нормативная система, через традиции, обычаи определяют границы возможного или должного поведения, служат ориентирами при социализации, выборе социально одобряемого поведения. Они одновременно являются и средствами контроля за этим поведением. Ценности - основа и фундамент всякой культуры: это общие ориентиры, представления, разделяемые большей частью общества, по вопросу о том, что желательно, правильно, полезно. Ценности не есть нечто статичное. Они изменяются от поколения к поколению (имеют конкретно исторический смысл и содержание), но всегда выступают регуляторами человеческих отношений, стремлений и поступков. Ценности имеют структуру, элементами которой выступают оценка социальных явлений с точки зрения присущих ценностям критериев (экономических, политических, эстетических, моральных и др.); цели, сообщающие о том, что должно быть, к чему следует стремиться; средства, с помощью которых можно достичь желаемого; требования в виде пожелания, чтобы нечто было осуществлено. Символы - действия, объекты, условные знаки, воспринимаемые обществом как эквивалент чего-то другого; символы обозначают разные явления, одинаково понимаемые разными людьми. Создавая продукты материальной или духовной культуры, люди опредмечивают в них самих себя, причем не только свою общественную сущность, но в той или иной мере свою индивидуальность. В очеловеченно-сти собственной природы человека и внешней природы - сущность культуры. Иными словами сущность культуры есть процесс созидания и развития общественного человека во имя реализации своей родовой человеческой природы при помощи всех созданных им материальных и духовных средств, всего богатства общественных отношений и форм, есть процесс самосозидания человека в его общественной жизни. Короче - это общественный процесс самосозидания человека. Человек творит культуру и творим культурой. Этим он приобщается к обществу, социуму. Это приобщение означает социокультурность. Благодаря такому приобщению через культуру человек создает условия для своего разностороннего развития. Последнее - цель культуры, в основе которой лежит мера развития человека. Критерий культуры - гуманизация общества (социальных институтов и отношений, взаимоотношений его субъектов). По творениям людей каждой эпохи мы судим о ее культуре. Как отмечалось, культура - явление историческое, эпохальное. Это значит, что она - не только фундаментальное социальное явление, но и явление, переходящее от одного уровня к другому. Культура не возникает вдруг, спонтанно. Ее формируют, развивают и совершенствуют поколения, живущие в определенных социальных условиях, в определенное историческое время. При этом они овладевают, прежде всего, той культурой, которая в непрерывных стараниях поколений уже создана до них, и тем самым осваивают социальный (культурный) опыт, накопленный в глубинах веков их предшественниками. Культура связывает поколения. Исторические связи культуры называются диахроннымн. И накопление опыта и ценностей, и их количество и качество, и характер и эффективность их усвоения и заимствования у разных народов и поколений разные. Зависит это от многих факторов: от базового «трамплина» культуры (Ньютон не случайно говорил, что, если он видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов), от природно-климатических условий, особенностей исторического развития народов, специфики сформировавшихся ценностей, традиций, социальных институтов и отношений, формирующих психический склад народа (общностей), его характер, темперамент, мироощущение, восприятие. Для характеристики совокупности последних в общественном сознании сформировалось, а в науке закрепилось понятие «менталитет». Культура - это информация, запечатленная либо в предметно-умственных образах, знаках, практике людской, либо в структурах обыденного или специализированного языка в научных и художественных текстах. Литературовед и культуролог Ю.М. Лотман в этой связи отмечал, что культура человечества строится как знаковая или языковая. Освоение культуры - социально значимый процесс. Оно предполагает активную (возможна и пассивная) включенность субъектов культуры в этот процесс освоения. Активность может быть как добровольной (чаще всего), так и принудительной, даже в том случае, когда речь идет о приобщении к непривычным для данного общества нормам поведения. Так, при европеизации русских патриархальных отношений Петр I, наряду с заимствованием достижений науки, техники, строительства, особенно кораблестроения, в русскую действительность весьма жестко внедрял и внешние формы поведения, одежды, манеры общения. При этом средства для внедрения избирал самые строгие (варварские). В указе от 5 апреля 1709 года Петр отмечал: «Нами замечено, что на Невской першпективе и на ассамблее недоросли отцов знаменитых, в нарушение этикету и регламенту штиля в гишпанских камзолах и панталонах с мишурой щеголяют предерзко. Господину полицмейстеру Санкт-Петербурга указываю: впредь оных щеголей с рвением вылавливать и сводить в Литейную часть и бить кнутом изрядно, пока от гишпанских панталон зело похабный вид не окажется. На звание и внешность не взирать, а также и на вопли наказуемого». В том же указе говорилось: «Замечено, что жены и девицы на ассамблеях, не зная политесу и правил одежды иностранной, яко кикиморы одеты бывают: одев робу фижмы из атласу белого на грязное исподнее - потеют и гораздо и отменно зело гнусный запах распространяют, приводя гостей иностранных в смятение и бегство. Указую: впредь перед ассамблеей мыться мылом в бане со тщением и не токмо за чистотой верхней робы, но и за исподнею также следить усердно, дабы гнусным видом и вонью не позорить жен российских». В то же время освоение культуры - процесс глубоко личный, интимный, не всегда приемлющий грубого внешнего давления. Культура - внутренне противоречивая, антиномичная система. Противоречивость ее выражается в ряде моментов: 1) в опредмечивании и распредмечивании духовного богатства личности; 2) в социализации и индивидуализации личности, социальных групп средствами культуры; 3) в существовании общечеловеческого и национального в культуре. Можно говорить о таких антиномичных моментах в культуре, как противоречие между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку; между традиционностью и тем обновлением, которое происходит в ее организме. Опредмечивание (воплощение) - это процесс созидания, умножения духовных ценностей, культуры, это превращение внутреннего мира человека во внешнюю (предметную) реальность. (Здесь внутренняя деятельность сначала превращается во внешнюю, а затем «застывает» в результате деятельности). Опредмечивание требует своеобразной «сортировки» участников культурного процесса. Здесь необходимы талант, спосооности для предметного (результативного) участия в культуротворчестве, хотя абсолютизировать такое понимание опредмечивания нельзя, так как в формировании национальных, народных традиций, обычаев участвуют самые широкие слои общества (этносов, в первую очередь). Культура способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям. Культура возвышает человека над миром животных. Создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. В то же время культура способна с помощью нравственных норм закрепить безнравственность и суеверие, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено для уничтожения людей. Распредмечивание (развоплощение) есть превращение культурных ценностей в духовное богатство личности, социумов. Другими словами, рас-предмечивание представляет собой превращение внешней реальности во внутренний мир человека. Распредмечивание - более массовое явление, в которое вовлекается большое количество людей, объективно и субъективно приобщающихся к достижениям культуры. Благодаря этому процессу народы (этносы) овладевают своими и другими культурными традициями. Культура наследуется не биологически (генетически), а посредством социализации, предполагающей свою противоположность - индивидуализацию. Процесс социализации и индивидуализации - двуединый, сложный диалектический процесс. Он предполагает охват как широкомасштабных явлений, так и вовлечение в него отдельных личностей. Социализация, если сказать просто и понятно, - процесс становления личности, социальных групп субъектами общественных отношений; это вбирание, впитывание людьми тех ценностей, норм, ролей, стереотипов социального поведения, которые общество выработало на протяжении своей истории, а также участие людей в творении этих ценностей и стереотипов. Благодаря этому каждый человек «предстает» таким, каким является само общество, то есть те, кто его составляет и формирует (каждый становится таким, как все). Однако в то же время каждый становится другим, так как каждая личность индивидуальна, неповторима. Личность несет на себе груз не только общества, но и собственного, индивидуального Я. Индивидуализация - выделение, вычленение одного, отдельного благодаря характерным признакам из среды остальных; это - развитие в отдельном человеке способностей, свойственных именно данной личности и позволяющих отличить одного индивидуума от другого (других). Противоречивость процесса социализации и индивидуализации на собственном примере показал Н.А. Бердяев. Последний отмечает, что он никогда не хотел и не мог чему-либо подчиниться. Во всяком случае, хорошей стороной этого свойства была большая независимость. «Парадокс моего существования,-пишет философ, - в том, что будучи асоциален в одном смысле, в другом смысле я был очень социален, так как стремился к социальной правоте и справедливости, к социальному освобождению, к братской общности людей. Я принадлежал к тому типу людей и к той небольшой части поколения конца XIX и начала XX века, в которой достиг необычайной остроты и напряженности конфликт личности, неповторимой индивидуальности с общим и родовым». В культуре следует выделить диалектику двух явлений - культуры национальной и культуры общечеловеческой. Культура со времени образования этносов носит национальный характер, ибо каждый народ обладает своей неповторимой культурой (языком, музыкой, танцами, литературой, традициями, религией, архитектурой, живописью). Взаимодействие народов (этносов), социальных (национальных) групп таково, что о достоинстве, поведении других народов, групп отдельные (конкретные) народы и группы судят исходя из норм собственной культуры. При этом вторые обычно уверены, что их обычаи, традиции, культурные ценности лучше других, они составляют своеобразный центр культуры, хотя допускают, что некоторые традиции, обычаи и нравы других культур могут быть в чем-то лучше. Взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, и все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней, американский социолог У.Самнер называл этноцентризмом. Он проявляется в семьях, братствах, церквях, племенах, нациях, школах, бизнесе и т.д. Обычно этноцентризм присущ всем обществам: люди склонны переоценивать собственные организации и недооценивать все другие. Этноцентризм - необходимое условие формирования национального самосознания. Этноцентризм, с одной стороны, укрепляет чувство единства людей определенной национальности, с другой, отдаляет людей друг от друга, усиливая противопоставление народов, культур друг другу. Культура несет в себе значительный общечеловеческий слой, так как жизнь, деятельность человека требует использования совокупного социального опыта, накопленного всеми народами, всем человечеством. Общечеловеческая (мировая) культура не есть простое механическое слияние национальных культур, а представляет собой синтез лучших достижений национальных культур, каждая из которых обладает собственной спецификой, а также культур разных эпох и цивилизаций, разных социальных, демографических групп, разных культурных ойкумен. Надо полагать, что вся эта совокупность культур образует великолепную мозаичность мировой культуры. Русский философ Н.О. Лосский, живший за границей, отмечал по этому поводу: «Национальная культура приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достоянием всего человечества. Прежде всемирное значение имела культура древней Греции и древнего Рима». Очевидно, имея ввиду общечеловеческий характер культуры, русский философ и культуровед М.М. Бахтин отмечал, что культура не имеет своей территории. «Не иметь территории» означает не антинациональность культуры, а отсутствие у культуры постоянной прописки с замкнутыми на замок границами, общезначимость, доступность культуры всем тем, кто желает ею обогащаться и ее обогащать». В связи с рассмотрением вопроса о диалектике национального и интернационального в культуре в социологии употребляется понятие культурного релятивизма. Культурный релятивизм - подход к другим культурам, согласно которому члены одной социальной группы не могут понять поведения, мотивов и ценностей других групп, если они, первые, анализируют поведение, мотивы и ценности вторых только в свете своей собственной культуры, только с точки зрения этноцентризма. С.С.Фролов отмечает: «Для того, чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностью той культуры, частью которой он является. Ценность и значение этого элемента могут рассматриваться только в контексте определенной культуры. Теплая одежда хороша в Арктике, но нелепа в тропиках. Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе - сочетание черт и этноцентризма, и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженность основным образцам этой культуры, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование». Синонимом понятия «культура» для обозначения определенного качества, уровня развития выступает понятие «цивилизация». Слово «циви-лизационный» употреблялось еще в античную эпоху. Его смысл - «гражданский», «государственный». Французские мыслители XVIII века называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. Позже это слово употреблялось для обозначения «вежливого» человека, то есть с хорошими манерами и навыками самоконтроля. Само понятие «цивилизация» появилось в эпоху Просвещения, во второй половине XVIII века и характеризует нравы, законы, искусство, науку, философию, процесс, действие, направленное на выход из примитивного состояния (цивилизация следует за периодом варварства). В то же время цивилизацию пытались представить как разумный абсолют, пригодный для всех времен и народов. Ошибочность такой позиции просвещенцев пытались показать мыслители разных стран, в том числе русский историк и социолог Н.Я. Данилевский (1822-1885). Последний сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история определенных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер. Есть множество цивилизаций, которые все вместе являются выражением бесконечно богатого творения гения человечества. По Данилевскому, собственно культура - это концентрация духовных проявлений цивилизации, вершина ее развития, спуск с нее - начало упадка цивилизации. В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось в качестве характеристики капитализма в целом. В современной социальной мысли категория «цивилизация» применяется для того, чтобы уйти от одномерной картины мира, учитывать неповторимость путей развития стран, народов, целых регионов; чтобы «схватить» уровень, ступень их общественного развития, материальной и духовной культуры. В учении марксизма цивилизация - период овладения дальнейшей обработкой продуктов природы, период промышленной в собственном смысле этого слова (материальная культура) и искусства. На ступени цивилизации разделение труда и обмена, товарное производство в целом достигают полного рассвета и совершают переворот в обществе. В настоящее время широко используется термин «мировая цивилизация». Он характеризует развитие общества от локальных форм к «всемирным» через разрешение глобальных проблем, угрожающих существованию человеческой культуры. Сегодня, в связи с интернационализацией экономических, политических, культурных, коммуникативных связей, речь идет о формировании планетарной цивилизации, а затем, возможно, и космической. Несмотря на синонимичность понятий «культура» и «цивилизация», между ними имеются определенные различия. Они начинаются с происхождения слов. «Культура», как отмечалось, вбирает в себя воспитанность, образованность, развитость, почитание, возделывание, а «цивилизационный» означает гражданский, государственный. Культура - наиболее совершенное развитие цивилизации. Немецкий философ О. Шпенглер наоборот считал, что цивилизация есть определенная заключительная стадия развития любой культуры. Основными признаками западноевропейской цивилизации, отмеченными в его книге «Закат Европы», выступают: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы». Культура Западной Европы, находящаяся в стадии заката, якобы не может дать ничего оригинального ни в области духа, ни в области искусства. Немецкий мыслитель во многом был прав, но его «прогнозам» не суждено было сбыться, так как цивилизация в Европе, несмотря на множество вновь возникающих проблем, продолжает развиваться и совершенствоваться.
2.3.2. Структура культуры Культура - сложная, в структурном отношении многогранная, многоуровневая сфера жизни общества. «Схватить» культуру как единое целое невозможно, ибо в ней сосредоточены как деятельность огромного количества поколений (говорят 1200) творцов культуры, так и несметные ценности - материальные и духовные. Современные американские социологи из Йельского университета во главе с Дж. П. Мердоком разработали классификацию компонентов культуры, выделив в ней 88 универсалий, или общих поведенческих категорий, присутствующих во всех культурах. При структурировании культуры следует выделить ряд показателей. Прежде всего, у культуры всегда есть носитель-субъект. По этому признаку культура подразделяется: - на культуру человечества (мировую), национальную, культуру той или оной социальной общности (классовую, городскую, сельскую, профессиональную, молодежную и пр.), культуру малых групп (первичный коллектив, семья), культуру личности; - на культуру народную (непрофессиональную) и профессиональную («ученую»); О соотношении общечеловеческой и национальной культур речь уже шла. Здесь отметим следующее. У абстрактного человечества нет никакой культуры. Последняя приобретает общечеловеческий, мировой характер, когда национальные культуры «делегируют» в сокровищницу мировой культуры свои выдающиеся достижения. Культура, как правило, этнична. Но этничность не является обязательной чертой культуры во все времена. В связи с интеграционными процессами в мире возникают такие элементы культуры, которые не имеют национальной специфики: медицина, техника, технология, авиация, естествознание... Процессы культурного синтеза приводят (в науке, технике, спорте, кино...) к рождению мировых школ, вбирающих черты культур разных национальностей. В этой связи уместны слова Иоганна Вольфганга Гете, отмечающего, что наука и искусство принадлежат всему миру, и перед ними исчезают межнациональные барьеры. По характеру культуру обычно делят на общую и ту, которую представляют люди, субъекты определенных профессий. Общая культура включает те требования, которые предъявляет общество к культуре каждого гражданина независимо от его рода занятий. Чаще всего ими выступают элементарные нормы нравственности, которые выработали народы независимо друг от друга и которые находят отражение в крупнейших - мировых и национальных - религиях и источниках их вероучений - Библии, Коране, Талмуде и пр. Культура профессионально занятых людей (культура учителя, врача, агронома, юриста, инженера...) связана с основным родом деятельности человека и опирается не только на знания и навыки, которые индивид получает, приобретая профессию, но и на общую культуру. И чем выше их уровень, тем качественнее профессиональная культура. Ее нельзя сводить, как иногда неуклюже это делается, к соблюдению норм этикета. Вопрос значительно фундаментальнее и глубже. К сказанному следует добавить следующее. Развитие культуры проходило на двух уровнях: на уровне стихийного развития, охватившего огромный период времени, когда каждый член общества был «сведущ» во всем и «умел» делать все; и на уровне профессионализации труда. На первом уровне формируется общая культура. С появлением профессиональной культуры возникают специальные институты, предназначенные для функционирования культуры, для ее производства, сохранения, распространения и потребления. Это - научные лаборатории, издательства, творческие союзы, общества и объединения, система массовой информации. Эти два блока тесно взаимосвязаны между собой. Второй блок вырос из первого. Особое место в структуре культуры занимает культура личности, ибо все социальные общности и малые группы формируются из совокупности отдельных личностей. Поэтому уровень, характер, качество культуры людей обеспечивают состояние групповой, общностной культуры. И наоборот, в обыденном сознании культура чаще всего сливается с культурностью, то есть духовно-нравственным достоянием личности. На сегодняшний день нет абсолютного критерия культурности личности и вряд ли когда-либо возможен. Однако наиболее ценимыми качествами культурного человека является сознательность, организованность, ответственность, надежность, внутренняя убежденность и последовательность в поступках, неподкупность, эрудиция, скромность, аккуратность, отзывчивость, вежливость, доброта, справедливость. Итак, цепь субъектов-носителей культуры, как субъектов деятельности, выглядит так: человек (индивид, личность) - малая группа - социальные институты, организации, объединения - классы (другие субъекты социального расслоения) - этносы (народы) - страны - государства, региональные сообщества - человечество как родовой субъект. Народная (непрофессиональная) культура включает в себя народное миросозерцание и миропонимание, прикладные эмпирические знания в области производства, народную культуру быта, народную медицину, педагогику, этику, народное искусство. Многие ее элементы получили название «фольклорная» культура (нередко народную культуру называют «традиционной культурой»). Непрофессиональная культура создается народными массами и неотделима от труда и быта народа, условий его проживания. Ее авторство анонимно. Здесь возможны варианты, обусловленные особенностью региона, традициями. Так, одна и та же национальная сказка, к примеру, имеет свои особенности на севере страны, в центре и на юге. Профессиональная культура создается специалистами. На протяжении долгого времени (в классовых обществах) она создавалась представителями господствующих классов или людьми, специально привлеченными ими. Деятели этой культуры имеют особую (профессиональную) подготовку, прошли то или иное обучение и работают в области культуры. Произведения профессионалов имеют автора, официально фиксируются и сохраняют тот вид, в каком первоначально были созданы. Правда, когда они приобретают особую популярность, в массовом порядке исполняются (например, песни), то их авторство может оказаться неактуальным, может «потеряться», тем более если авторская культура в широких масштабах использует традиционные народные мотивы и приемы. Некогда профессиональная и народная культуры противостояли друг другу. С Нового времени, когда вырос уровень образованности населения, совершеннее и массовее стали навыки людей, взаимовлияние народной и профессиональной культур усиливается. В силу этого обстоятельства ныне далеко не всегда между традиционной и профессиональной культурой можно провести четкую грань, например, между профессиональным и непрофессиональным сказителем, певцом, художником. Лучшие достижения традиционной, народной культуры, культивируемые через самодеятельность, кооперированные ремесленные промыслы, профессиональную художественную культуру, организованные массовые гу-ляния, празднества и другие культурные мероприятия, остаются традиционными лишь по форме, так как пополняются идейно новым содержанием. Поэтому они должны рассматриваться уже не как часть традиционной культуры, а как традиционалистическая органическая часть новой культуры. Культуру можно рассматривать с позиции двух ее блоков - субстанционального и функционального. Субстанциональный блок составляет как бы «тело» культуры, ее основу (для каждой эпохи характерно свое «тело» культуры). Он включает ценности культуры - ее произведения, нормы, требования к каждому члену общества. Сюда относятся нормы права, религии, морали, нормы повседневного поведения и общения людей — нормы этикета. Функциональный блок культуры раскрывает процесс движения культуры. В этот блок входят традиции, обычаи, обряды, ритуалы, табу (запреты), обеспечивающие функционирование культуры. Они были главными в народной культуре. Традиции, запреты (табу) регламентировали в прошлом, регламентируют отчасти и теперь, поведение не только отдельных людей, но и социальных групп, сословий. Так, в средневековой Германии крепостным под страхом смертной казни запрещалось носить сапоги: это была исключительно привилегия дворян. В Кельне в XV веке судьи и врачи должны были ходить в красном, адвокаты - в фиолетовом, прочие ученые мужи - в черном. На протяжении долгого времени в Европе только свободный человек мог носить шляпу. В России при императрице Елизавете люди без чина не имели права носить шелк, бархат. В Судане существует обычай, согласно которому замужняя продевает латунную проволоку сквозь нижнюю губу. О замужестве при этом говорит и ее прическа. Культура делится на определенные виды, роды, типы. Основанием для такого деления выступает многообразие человеческой деятельности. Прежде всего, следует выделить материальную культуру и культуру духовную, которые в реальной жизни тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимопроникают друг в друга. В материальную культуру входят: а) культура труда и материального производства; б) культура быта; в) культура места жительства (жилища, дома, деревни, города) - топосы; г) культура отношения к собственному телу; д) физическая культура. Особенностью материальной культуры является то, что она не тождественна ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности. Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования. Духовная культура, как отчасти уже было показано, - многослойное образование. Она включает в себя познавательную (интеллектуальную) культуру, нравственную, художественную, правовую, религиозную, педагогическую. Народные традиции, обычаи, обряды, имеющие тысячелетнюю историю, следует относить и к материальной, и к духовной культуре, ибо они пронизывают ту и другую, и предпочтения совершенно неуместны. Кроме того, есть ряд видов культуры, которые нельзя причислять только к материальной или только к духовной. Они представляют собой своеобразное «вертикальное» сечение культуры, пронизывающее всю ее систему. Это культуры: экономическая, политическая, экологическая, эстетическая. Тем самым обеспечивается (условно) как горизонтальный (плоскостной), так и вертикальный срезы культуры. По содержанию и влиянию культуры на человека ее делят на прогрессивную и реакционную. Культура, как явление формирующее человека, может воспитывать личность как нравственную, так и безнравственную. При характеристике типов культуры следует говорить о горизонтальной тнпологизации культуры и вертикальной. С точки зрения горизонтальной типологизации выделяют такие типы культур: цивилизационные, региональные, этнические, национальные, локальные. При характеристике вертикальной типологизации культуры следует говорить о доминирующей культуре, субкультуре, контркультуре. Попытаемся охарактеризовать каждую из них. Доминирующая культура - это совокупность основных элементов культуры, символов, верований, традиций. обычаев, убеждений, ценностей, образцов поведения, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Субкультура - часть общей культуры (тесно связанной с доминирующей культурой), система ценностей, традиций, обычаев, которые присущи определенной (большой) социальной группе. Социальные группы вырабатываю свои собственные символы, ценности и образцы поведения, которые, как правило, не разделяются всеми людьми данного общества. Различают национальную (национальных меньшинств), конфессиональную (религиозную), профессиональную, молодежную культуру, субкультуру правящей элиты, субкультуру социальных низов. Своя субкультура у наркоманов, бомжей, алкоголиков, глухонемых, одиноких, спортсменов и т.п. Например, молодежная субкультура складывается на основе общих символов, норм, одежды, образцов, языка, ценностей, вытекающих из возрастных, социальных и психологических черт молодых людей, их социально-экономического положения. Контркультура - такая субкультура (нормы, ценности, образ жизни), которая находится в противоречии с нормами и правилами поведения более крупного сообщества людей, общества в целом, или находится в конфликте с господствующими ценностями, доминирующей культурой. Следует также сказать о таких культурах, как массовая и элитарная культуры. Массовая культура - явление культуры XIX - XX века, порожденное явлениями» массового общества» - индустриализацией, научно-технической революцией, массовой миграцией населения и урбанизацией, разрушением локальных общностей и размыванием территориальных и социальных границ, распространением грамотности, расширением демократических институтов, широким вхождением трудящихся слоев в гражданскую жизнь и пр. Массовая культура характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанного на массовое потребление. Это - культура повседневной жизни, предназначенная для восприятия массовым сознанием с помощью средств массовой информации (радио, телевидение, грамзапись, магнитофон), которые проникают в самые широкие слои и самые удаленные уголки. У нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, отражает и реагирует на любое новое событие; может быть национальной и интернациональной. Массовую культуру нередко называют поп-культурой, или культурой поп-арт (популярное искусство). Разновидность массовой культуры –китч (от нем. «халтура», удешевленное) - специфическое «культурное» явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры: синоним псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями. Элитарная культура - культура, создаваемая привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными мастерами. Она - высокая культура - включает изящное искусство, серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу; трудна для понимания для неподготовленной аудитории или для отдельного неподготовленного человека. Как правило, круг ее потребителей - критики, искусствоведы, литературоведы, музыканты, писатели, художники, завсегдатаи музеев, выставок, театралы.
2.3.3. Социокультурная динамика Социокультурная динамика - изменения или модификация черт, признаков культуры во времени и в пространстве в результате воздействия внешних или внутренних сил. Изменения предполагаются как внутри культуры, так и во взаимодействии разных культур. В рамках социокультурной динамики следует говорить о возникновении, развитии, распространении и многообразии культур. Культура возникает вместе с человеком как общественным существом, обладающим языком и мышлением. Способность к языку и мышлению - главное, что в первую очередь, отличает человека от животного. Язык и мышление - необходимые условия для творческой деятельности человека, для возникновения культуры. Культура есть культура мышления. Последнее представлено через язык, как язык жестов, литературы, поэзии, науки, разных видов искусства (живописи, музыки, архитектуры, скульптуры, театра, балета), религии. Научное (в том числе социологическое) изучение разных культур начинается с изучения языка этих культур. Значительной вехой в становлении культуры стало возникновение письменности, которая позволила расширить возможности накопления знаний, опыта, стала средством передачи знаний другим поколениям. Письменность положила начало научному познанию и освободила мышление человека для творческой деятельности. В развитии культуры важную роль сыграли средства накопления и передачи информации, книгопечатание, появление библиотек, система образования (школы, университеты), почта, газеты, журналы, радио, телевидение. История культуры предстает как история ее развития от примитивных форм к более высоким. Существуют разные концепции, объясняющие развитие культуры: эволюционизм, катастрофизм, диалектический подход. С позиций эволюционизма культура рассматривается как вытеснение старых форм культурной жизни новыми при сохранении всего ценного, жизнеспособного в старых формах. Этот процесс происходит как бы снизу вверх. Другой подход состоит в рассмотрении культуры как результата крутых, скачкообразных изменений, происходящих время от времени в той или иной сфере общественной жизни. Эти скачки ведут к появлению новых форм культурной жизни. Такое развитие предполагает не только движение снизу вверх, но и сверху вниз. Эта позиция названа позицией катастрофизма. Согласно диалектическому подходу развитие культуры включает периодически сменяющиеся этапы эволюционных и революционных изменений. Распространение культуры предполагает следующий алгоритм. В результате одиночного открытия или изобретения появляется некая культур- ная форма, первоначально как достояние ее творца. Постепенно эта форма становится достоянием ближайшего окружения человека, его микросреды. Именно здесь, в микросреде, и решается вопрос о ее жизненности. В том случае, если микросреда принимает новый культурный образец, это становится социокультурным фактом. Информация об этом проникает в более крупные социальные общности, становится достоянием широких масс. Если на этом новом уровне культурный образец выдерживает испытание, то он усваивается людьми как неотъемлемая часть культуры общества. Он входит в индивидуальную культуру личности. Значит, главное в культу-ротворчестве - это результат творческой деятельности. Однако важная роль в распространении культуры в современных условиях принадлежит средствам массовой информации. Культура не статична, она - процесс непрерывного движения и изменения (как самодвижения, самоизменения). Это изменение от эпохи к эпохе есть социодинамика культуры, процесс развития мировой культуры, ее история. Это развитие зависит от изменения всей социальной жизни.
2.3.4. Функции культуры
В процессе накопления исторического опыта, знаний, навыков, многообразных ценностей, культура начала выполнять (и выполняет) следующие функции: а) Функция социализации (или человекотворения, гуманистическая). Процесс социализации заключается в усвоении человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать, творить в качестве полноправного члена общества. Благодаря средствам культуры, как отмечалось, происходит и социализация, и индивидуализация личности. б) Познавательная (или гносеологическая) функция. Эта функция находит свое выражение, прежде всего, в науке, научном поиске. У познавательной функции культуры двойная направленность. С одной стороны, она направлена на систематизацию знаний и раскрытие природы и общества, с другой - на познание человеком самого себя. в) Социальная функция. Данная функция обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта новым поколениям. У человечества нет иного пути сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных духовных богатств (языка, книг, техники, эстетических ценностей...), как только через культуру. г) Функция приспособления к среде. Эта функция может считаться самой древней и едва ли не единственной общей для человека и животных, хотя в отличие от последних, у которых нет никакой культуры, человек в деле защиты от стихийных сил пошел неизмеримо дальше. Он научился и вынужден приспосабливаться к двум видам обстоятельств - природным и социальным. д) Знаковая (семиотическая) функция. Культура представляет собой определенную знаковую систему. Овладение культурой невозможно без изучения ее знаковых систем. Знаковая функция нераздельно связана с нормативной функцией. Носителями этой функции выступают, главным образом, словесный язык, специфические «языки» искусства (музыки, театра, живописи, кино и т.п.), а также языки науки с ее математическими, физическими, химическими и другими символами и формулами. Знаковая функция культуры называется также сигнификативной (означающей, приписывающей значения). Важнейшие условные знаки человеческой культуры -слова. Предметы и явления отнюдь не всегда подчиняются воле человека, манипулированию ими. А слова - знаки, которыми мы их обозначаем, - подчиняются нашей воле, соединяясь в смысловые цепочки - фразы. Со знаками, со значениями, которые им придаются, манипулировать гораздо легче, чем с самими явлениями. е) Регулятивная (или нормативная) функция. Проявляется в существовании систем норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их общественной и личной жизни и деятельности - труде, быте, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях. Регулятивная функция культуры осуществляется на целом ряде уровней: нравственном, правовом, бытовом и пр. Высшими нормами регуляции поведения людей являются нормы морали. Следующим уровнем, на котором осуществляется регулятивная функция культуры, являются нормы права. Уровнем, где проявляется нормативная сторона культуры преимущественно на бытовом уровне, являются обычаи и обряды. Регулятивная функция культуры проявляется и в нормах поведения на работе, в быту, в общении с другими людьми. в отношении к природе. ж) Социально-интегративная функция. Эта функция состоит в объединении людей в социальные общности, социальные группы, слои, сословия, касты, этносы и т.д. з) Оценочная (аксиологичсская) функция. Она выражается в том, что представляющие ее люди в теории и на практике стремятся ответить на вопрос, поставленный еще Сократом: «Что есть благо?». На протяжении всей истории человечества его наиболее светлые умы как бы классифицируют все предметы и явления окружающего мира с точки зрения их «полезности» или «вредности» для выживания грядущих поколений. и) Функция разграничения и интеграции человеческих групп. В реальной жизни этносы, нации и страны разделены не столько географией и политическими границами, сколько своими культурно-психологическими особенностями. Поэтому культура выступает как фактор разграничения между сравнительно небольшими, а порой и весьма значительными человеческими группами. к) Коммуникативная функция. Благодаря культуре люди вступают в общение друг с другом, находят общие интересы и взаимопонимание. л) Критериальная функция. Она состоит в сравнении развитости, степени совершенства социальных институтов, отдельных индивидов и общества в целом. м) Этническая (этноинтегрирующая) функция. Если лишить этнос внутренних культурных связей, он неизбежно разрушиться. Таким образом, культура как многофакторное, полифункциональное социальное явление выступает показателем духовности человека, его внутренней свободы, самостоятельности его взглядов, оценок, суждений.
Литература
1. Гуревич П.С. Культурология. - М., 1999. 2. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы. - М., 1981. 3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 2000. 4. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. - М., 2000. 5. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996. 6. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. - СПб., 1997. 7. Категории философии и категории культуры. Киев, 1983. 8. Коган Л.Н. Социология культуры. - Екатеринбург, 1992. 9. Культура: теории и проблемы. - М., 1995. 10. Культурная деятельность: опыт социологического исследования. - М., 1981. 11. Культурология. XX век. Антология. - М., 1995. 12. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М., 1983. 13. Межуев В.М. Культура и история. - М., 1977. 14. Общая социология / Под общ. Ред. проф. А.Г. Эфендиева. Раздел IV. - М., 2000. 15. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
Дата добавления: 2014-04-28; просмотров: 484; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |