Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
5.1. Источники изучения врачевания и лекарствоведения В истории древней Индии выделяют 3 периода: 1) период Хараппской цивилизации (III – начало II тыся- челетия до н.э.); 2) Ведийский период (конец II – сере- дина I тысячелетия до н.э.); 3) классический период (вт. пол. I тысячелетия до н.э. – начало I тысячелетия н.э.). Источники изучения: 1) археологические раскопки (водопровод Хараппской цивилизации и др.); 2) священные книги «Веды» (сан- скрит – «знание» ), состоят из самхит: «Ригведа», «Самаведа», «Аджурведа», «Атхарваведа»; 3) поэмы «Махабхарата», «Рама- яна»; 4) буддийская литература, в т.ч. «Буддистский канон»; 5) зако- ны: «Предписания Ману»; 6) медицинские книги: «Чарака- самхита», «Сушрута-самхита»; 7) этнография, народный эпос.
5.2. Влияние религиозно-философских концепций Врачевание было связано с религиозно-философскими кон- цепциями: индуизм, Аюрведа, буддизм, йога. Символ индуизма – «Ом». Особенность Индии – 4 основных сословия (варны): 1) брахманы (жрецы); 2) кшатрии (знать, члены царских родов); 3) вайшьи (земле- дельцы, скотоводы); 4) шудры (бедняки). Вне варн 5-ое сословие – парии (неприкасаемые). Врачевать могли представители 3-х высших варн. В «Ригведе» упоминаются божества: братья-близнецы, хирурги АШВИНЫ (Aswini Kumars); РУДРА – владыка лекарственных трав; СОМА – бог опьяняющего напитка. Были также злые духи и демоны – враги богов и людей, приносили несчастья, болезни, лишали потомства. Древних лекарей называли бхишадж («изгоняющий бесов»).
5.2.1. Аюрведическая медицина «Аюрведа» (Ayurveda – «знание о жизни» («наука жизни», «жизненное знание»). Творец мира БРАХМА (Lord Brahma) поведал сокровенные знания ДАКШЕ ПРАДЖАПАТИ (Daksha Prajapati) – мудрецу, отцу всех живых существ на земле. В период золотого века (Сатья- юга) люди жили долго без болезней и страданий. Dhanvantari – Бог Аюрведы Болезни появились в начале серебряного века (Трета-юга). Причи- ны: карма, грех, дисбаланс Тридоша, накопление Амы, неправильная ди- ета, влияние злых духов, времени и др. Один из принципов – индивиду- альный подход к человеку: нет 2-х одинаковых людей, поэтому не мо- жет быть 2-х одинаковых проявлений одной болезни. В Аюрведе речь идет о жизни, здоровье, анатомии, болезнях, способах диагностики, ле-
Можно проследить связь с древнерусским словом «ведать», с белорусским «веды» – знания. Лекция № 2
чения и профилактики, омоложения и очищения организма. Зная консти- туционный тип, врач может понять сущность человека, рекомендовать режим, диету, упражнения и др. Используется представление о дошах (тонкая энергия, возникает при сочетании 2-х из 5 элементов (эфир, воз- дух, огонь, вода, земля)). Выделяют 3 «доши»: 1) «Вата-доша» (эфир,воздух); 2) «Питта- доша» (огонь, вода); 3) «Капха-доша» (вода, земля, слизь). В организме человека преобладает одна из дош, что определяет его врожденную кон- ституцию – соматический тип. Выделяют 10 типов конституций: 1) однодошные: Вата, Питта, Капха; 2) двойные: Вата-Питта, Вата-Капха, Питта-Вата, Капха-Вата, Пита-Капха, Капха-Питта; 3) трехдошные: Вата-Питта-Капха. Здоровье зависит от соотношения дош и врожденного конституци- онного типа. В каждом человеке заложено определенное «количество» дош. Тридоша управляют физиологической и психической активностью. Содержать в балансе все 3 доша очень сложно. Задача человека – под- держание оптимального баланса Тридоша организма. Помимо дош выделяют 7 дхату (санскрит – «строительный мате- риал»): 1) Раса (хилус, первичный сок); 2) Ракта (кровь); 3) Мамса (мы- шечная ткань); 4) Медас (жир); 5) Астхи (кости); 6) Маджджа (костный мозг); 7) Шукра (семя). Диагностика болезней основывалась на детальном опросе больно- го, исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, особенностей голоса и т.п. Например, язык связан с Капха-доша, желудком, кишечником, сердцем, почками и печенью, поэтому по нему можно судить об их состоянии. На языке выделяли 4 зоны: кончик – сердце и печень, середина – желудок с поджелудочной железой и селе- зенкой, корень языка – кишечник, боковые участки – печень и почки. Важная часть – пульсовая диагностика. Выделяют 150 видов па- тологического и физиологического пульса (сила удара, скорость, часто- та, ритм, сочетания и т.д.). По пульсу можно определить дисбаланс Три- доша. С позиций Аюрведы «Вы есть то, что вы едите, и вы есть то, что вы думаете». Методы лечения: 1) Лангхана (голодание); 2) Бримхана (дие- та). Для исцеления нужно устранить причину болезни. Методы лечения: прием препаратов (травы, специи, ми- нералы, эфирные масла и т.п.), внешнее воздействия (мас- саж, грязи, ванны), очищение организма, кровопускание, хирургические методы; лечение цветом, запахом (аромо- терапия), музыкой; йога и др. Считается, что средства Аюрведы не имеют побочных эффектов.
Чакры: 1 – теменная (цвет индиго), 2 – лобная (фиолетовый цвет), 3 – горловая (синий цвет), 4 – сердечная (зеленый цвет), 5 – солнечного сплетения (желтый цвет) 6 – сакральная (оранжевый цвет), 7 – копчиковая (красный цвет) Лекция № 2
5.2.2. Буддизм и медицина Буддизм возник в Индии в VI-V вв. до н.э. Осно- вателем религии считается Сиддхартха Гаутама (Siddhartha Gautama) – БУДДА (Gautama Buddha, 623- 544 гг. до н.э.). Вскоре после рождения Сиддхартхи его отцу было предсказано, что сын станет монахом- аскетом, если встретит больного, старого или мертвого человека. Поэтому вокруг мальчика была создана обстановка, которая изолировала его от этого. Но предсказание сбылось… Столкнувшись со страданиями жизни, Сиддхартха Гаутама покинул царский двор. После упорных поисков «правды жизни» он стал «БУДДОЙ», т.е. «просветлен- ным» или «пробужденным», основателем буддизма. Учение Будды составило «Буддийский канон». В центре уче- ние о 4-х благородных истинах: 1) существует дукха (неудовлетворен- ность, страдания, болезни, беды, безысходная старость, смерть): «жизнь есть страдание», «рождение — страдание, старость — страдание, болезнь — стра- дание, смерть — страдание»; 2) существуют причины дукхи: «Люди, гонимые желанием, бегают вокруг, как бегает перепуганный заяц. Связанные путами и узами, они снова и снова в течение долгого времени возвращаются к страданию»; 3) осво- бождение, преодоление дукхи – достижение нирваны; 4) восьмеричный путь (правильные понимание, мысль, речь, действие, образ жизни, уси- лие, фокусировка мысли, концентрация), «который способствует видению и знанию, ведет к спокойствию, высшей мудрости, просветлению и нирване». Нравственные нормы буддизма – смирение, целомудрие, благоче- стие, любовь к ближнему, человеколюбие, братство, прощение обид. Любая жизнь – это страдание: болезнь, старость и смерть. В сансаре (колесо рождений и смертей, перерожде- ний) не может быть счастливых жизней: «Ни хождение нагим, ни спутанные волосы, ни грязь, ни пост, ни лежание на сырой земле, ни пыль и слякоть, ни сидение на корточках не очистят смертного, не победившего сомнений». Цель буддизма – снижение страдания – совпадает с целями медицины. Ее естественное выражение в отношении к больным. В Ин- дии раньше, чем в Западной Европе, появились богадельни (при буддий- ских храмах) и помещения для больных – дхармашалы (лечебницы). Важную роль в развитии медицины сыграли буддист- ские монахи. Фактически, все монахи имели познания по медицине: оказывать лечебную помощь считалось высокой добродетелью. Известен Чин ЧЕН (Chien Chen, 683-763), китайский буддистский монах, изучавший медицину. В 1-ой части «Буддийского канона» ( «Винайа-питака») излага- лись правила и нормы жизни монахов, устав общины (правила, нормы поведения, этика, мораль, дисциплина и т.п.). В общины не принима- лись несовершеннолетние, рабы, преступники, должники, воины, чи- новники, заразные и неизлечимые больные. Члены общины станови-Лекция № 2
лись бхикшу (нищие, давали обет не иметь частной собственности). Их одежда состояла из старых, но чисто вымытых лоскутьев желтого цвета. Будда утверждал: «Кто бы из монахов ни присматривал за мной, он дол- жен присматривать и за больными». Монахи занимались делами больных бо- лее 2000 лет. Эта система существует в Шри Ланке, Тибете, Бирме и др. Легенды гласят, что сам Будда занимался врачеванием. На фрагменте иконостаса в буддистском монастыре Енджуса (Южная Корея, XVIII в.), изображен БУДДА ВРАЧУЮЩИЙ. Краеугольный камень буддизма – достижение нирваны («конечное освобождение», «блаженство», «веч- ный покой», «спасение от перерождений» и т.п.). Цель пути – освобож- дение, прерывание сансары. Чтобы достигнуть нирваны буддист должен заниматься медитацией, которая предполагает сосредоточение мысли, самоконтроль, снимает стресс, перенапряжение, дает высокую энергич- ность. Изучение медитации может дать полезные результаты для науч- ной медицины: 1) использование приемов (тождественны методикам аутотренинга) может быть полезным и эффективным при лечении пси- хосоматических заболеваний; 2) врач, который использует аутотренинг, может легче переносить профессиональные нагрузки, лучше находит точки взаимодействия с больным, обладает большим терпением и вы- держкой при общении и с больными, и с коллегами и т.д. Буддизм способствовал развитию психосоматического и превен- тивного (профилактического) подхода в медицине; играл важную роль в эволюции традиционной индийской и китайской медицины. Можно го- ворить о преемственности между более древними медико-философскими концепциями (например, «Аюрведа») и традициями буддизма.
5.2.3. Йога Йога объединила религиозную философию, мо- рально-этическое учение и систему упражнений-поз (асаны). Йога состоит из 2-х уровней: 1) хатха-йога (физическая йога); 2) раджа-йога (овладение духом). «Йога» обозначает также такие состояния сознания, как сосредоточенность, размышление, созерцание. Хатха-йог: 1) яма – воздержание от вреда живому; лжи и неис- кренности; воровства; чувственных наслаждений и страстей; принятия даров; 2) нияма – приобретение хороших привычек, очищение тела омо- вением водой, а души (ума) размышлениями о боге и положительными эмоциями; привыкание к телесным страданиям; состояние телесной и духовной бодрости; 3) асана – улучшение состояния тела и души опре- деленными статичными позами (около 80), в которых надо находиться как можно дольше и из которых надо уметь вернуться в нормальное со- стояние, что не всем удается, поэтому асанами надо заниматься под ру- ководством специалистов; 4) пранаяма – регулирование дыхания: для того, чтобы ум мог сосредоточиться, оно должно быть поверхностным. Лекция № 2
5.3. Медико-гигиенические традиции Древнейший и практический самый совершенный в мире водопро- вод относится к периоду Хараппской цивилизации Индии. Большое внимание уделялось личной гигиене, опрятности тела, чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоровье людей. Применялась вариоляция для профилактики натуральной оспы (см. выше). Запрещался выброс нечистот на улицы города и регламентировали место и способы сожжения трупов; в сомнительных случаях гибели че- ловека назначалось вскрытие. Были установлены строгие наказания за добавление ядов в пи- щу, лекарства и благовония.
5.4. Развитие хирургии Согласно преданиям, Дакша Праджапа- ти научил «науке жизни» богов – братьев Ашвинов, которые стали врачами полубогов, людей и животных. Ашвины почитались как ис- кусные хирурги. Очевидно, поэтому хирургия считалась «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба, верным источником сла- вы». Инструменты Сушруты Искусство оперативного лечения (хирургия) в древней Индии по уровню мастерства было са- мым высоким в древнем мире. Развитию хирургии способствовали правовые нормы: если вора ловили с по- личным на месте преступления, то ему от- рубали нос или уши. Врачеватели добились соблюдения чистоты во время операций. Они отличались смелостью, ловкостью и отличным владением инстру- ментами (ученики хирурга отрабатывали навыки на плодах тыквы и других предметах). Они производили ампутации конечностей, лапаро- томии, камнесечения, грыжесечения, пластические операции (они умели восстанавливать носы, уши, губы). Способ ринопластики вошел в исто- рию как «индийский метод».
Слова из «Сушруты-самхиты» говорят о многогранности ме- дицинской профессии: «Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного в замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение; врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает Метод ринопластики Лекция № 2
уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них вла- деет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом». Лекция № 2
5.5. Знаменитые врачи. Врачебная этика ДЖИВАКА (Givaka) – личный врач Будды, цен- тральная фигура в буддистской медицинской системе, в Юго-Восточной Азии (Индия, Шри Ланка и др.) считается отцом медицины, источником знаний о заживляющих свойствах лекарственных растений, минералов, массажа. Дживака
СУШРУТА (Suśruta, IX. до н.э.) написал книгу Сушрута- самхита»: описано более 300 опе- раций, 120 хирургических ин- струментов и не менее 650 ЛС. Описал сахарный диабет (диагноз – по вкусу мочи), 76 болезней глаз и методы их лечения. Причинами заболеваний считал климат, времена года, космические стихии, ветры, неопрятность одежды и жилища, испорченную воду, вредные местности и др.
ЧАРАКА (Caraka) – автор медицинского сборни- ка «Чарака-самхита», который содержит сведения о лечении внутренних болезней, о более 600 ЛС расти- тельного, животного и минерального происхождения (для лечения ран, болезней области головы и всего ор- ганизма, психических заболеваний, детских болезней, противоядия, эликсиры против старческого одряхления, средства, повышающие половую активность и др.). Врачебная этика древней Индии требовала, чтобы врачеватель, «который желает иметь успех в практике, должен быть здоров, опрятен, скромен, терпелив, носить коротко остриженную бороду, старательно вычищенные обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду … в особенности же избегать болтов- ни … Речь его должная быть тихая, приятная и обнадеживающая». Запрещалось требовать вознаграждение за лечение обездоленных, друзей врача и брахманов. В тех случаях, когда состоятельные пациенты отказывались от уплаты за лечение, врачевателю могло быть передано все их имуществ. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного. В «Чараке-самхите» есть следующее обращение к врачевателю: «Если вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы небес после смерти … Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного, Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни … Вы не должны пьянство- вать, творить зло или иметь злых товарищей … ваша речь должна быть приятной … вы должны быть рассудительны и всегда совершенствовать свои знания … Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить … никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы повредить больному или другому». Эта проповедь сходна с «Клятвой Гиппократа». Можно говорить о преемственности древних традиций врачебной этики. Лекция № 2
5.6. Лекарствоведение В «Аюрведе» (см. выше) описано более 700 лекарственных препаратов, большая часть из которых – растительного происхождения. Лечение заболеваний было направлено на восстановление равновесия между дыхани- ем, желчью и кровью, в т.ч. с помощью ЛС. Так, например, для удаления из организма испорченных соков применяли рвотные, слабительные, потогонные средства и масла. Предпочтение отдавалось ЛС растительного происхождения. Но также использовались минеральные вещества: препараты мышьяка, же- леза, меди (прижигали язвы, лечили глазные болезни и кровопотери), свинец, сурьму, цинк, соли аммония (их включали в состав мазей). Особо почиталась ртуть (применялись ее соли – красная, желтая, белая): «врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав — человек; знакомый со свойствами ножа и огня — демон; знающий силу молитв — пророк; зна- комый со свойствами ртути — бог!» (Сушрута). Очевидно, данное высказывание имело силу не только в отноше- нии ртути, но и других сильнодействующих лекарств. Фактически, именно познания в области лекарствоведения приравнивались к боже- ственным знаниям. Очевидно, не случайно приготовлением лекарств, ядов и противоядий занимались только врачеватели: «в руках невежды ле- карство — яд и по своему действию может быть сравнимо с ножом, огнем и светом, в руках же людей сведущих, оно уподобляется напитку бессмертия» (Сушрута). Слава о целебных свойствах индийских растений распространилась далеко за пределами древней Индии. Из страны экспортировали в другие регионы Мира (в т.ч. в Европу) перец, нард, мускус, сандал, киннамон, алоэ и другие растения и благовония.
5.7. Историко-медицинский портрет цивилизации 1. Источники изучения: водопровод Хараппской цивилизации, Веды; раннебуддийская литература, «Буддистский канон»; законы Ману; «Чарака-самхита», «Сушрута-самхита» и др. 2. Аюрведа – наука о жизни. 3. Пантеон богов: Ашвины, Брахма, Рудра, Сома и др. 4. Философская система – Йога. 5. Буддизм. Будда врачующий. Дживака – личный врач Будды. Первые больницы (дхармашала) и приюты при буддистских монастырях. 6. Врачи: Сушрута, Чарака. 7. Кастово-варновая система. Врачеванием могли заниматься предста- вители трех высших варн: брахманы, кшатрии, вайшьи. 8. Высокий уровень развития хирургии. Пластическая хирургия: рино- пластика («индийский метод). Лекция № 2
Дата добавления: 2014-05-01; просмотров: 1734; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |