Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
7.1.1. Источники изучения врачевания и лекарствоведения Жители древней Греции называли себя эллинами, а свою страну – Эллада. В интерпретации своей истории древние гре- ки смешивали реальные события и мифо- логические образы. Греки создали ориги- нальную культуру, внесли существенный вклад в развитие различных научных дис- циплин, в т.ч. медицины и фармации. Боги Олимпа во главе с Зевсом (Zeus) Источники изучения: 1) данные археологии (монеты с изображе- нием Гиппократа, Асклепия и др.; рисунки на вазах, медицинские ин- струменты и т.п.); 2) данные этнографии (народный эпос, мифология); 3) произведения литературы: поэмы ГОМЕРА (Homeric poems) «Илиа- да» и «Одиссея» и др.; 4) труды историков: «История в девяти книгах» ГЕРОДОТА (Herodotus, 484-432 до н.э.) и др.; 5) медицинские трактаты: «Гиппократов сборник» и др.
7.1.2. Исторические периоды и развитие врачевания Предполисный период, или «гомеровский». В поэмах Гомера описаны повреждения (ранения, ушибленные раны и нагноения, укусы змей); сведения об эпидемии чумы, сумасшествии, меланхолии, об ис- пользовании серы как лекарства и др. Лечением ран в войсках занимались не толь- ко врачеватели, но и сами воины. Лечение состоя- ло в извлечении стрел и других ранящих предме- тов, выдавливании крови, применении болеутоля- ющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с наложением повязки и др.
Ахилл перевязывает Патрокла Полисный период (сформировались города-государства – поли- сы, которые объединяли свободных граждан, владевших землей и раба-Лекция № 2
ми) отмечен двумя значимыми явлениями: 1) формирование философии; 2) становление храмового врачевания (см. ниже). Классический период – это период расцвета греческой филосо- фии (см. ниже); полисный строй достиг наивысшего уровня развития. Врачевание оставалось семейной традицией, но рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников – не членов данного рода. Так сложились передовые греческие врачебные школы (см. ниже). Эллинистический период – это заключительный этап развития древней Греции (3 столетия): объединение полисов в централизованное государство, создание империи Александра Македонского (?-323 г. до н.э.) и ее распад. Центры греческой науки переместились на Восток: Александрия, Пергам, Антиохия и др. В терапии большое внимание уде- лялось диетике. Существовали больницы и аптеки, во главе которых стояли врачи. Начали производить анатомические вскрытия. В хирургии сочеталась бескровная хирургия Гиппократа (см. ниже) и индийская хирургия Сушруты (см. выше). Александрийские хирурги пере- вязывали сосуды; проводили внутриполостные операции, опе- рировали почки, печень, селезен- ку и др. Операции проводились с использованием анестезии (манд- рагора и др.). Античные хирургические инструменты:1 – плоская круглая ложка; 2 – ложка в форме зонда; 3 – небольшие ножницы; 4 – пинцет; 5 – акушерский захват; 6 – щипцы; 7 – ранорасширитель; 8 – пила для костей; 9 – хирургический нож; 10 – катетер; 11 – малое зеркало; 12 – игла; 13 – игла для удаления катаракты; 14 – хирургический нож для удаления катаракты
7.1.3. Влияние религиозно-философских концепций Исцеление от болезни считалось спасением от смерти, т.к. боль- ные находились на колеснице смерти, а их излечение означало возвра- щение к жизни. Согласно мифологии , боги обитали на горе Олимп. Многие из них имели отношение к врачеванию и со- хранению здоровья. Так, например, крылатый ГИПНОС (греч. Ὕπνος – «сон») олицетворял сон. Гипнос «неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается Гипнос своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в слад- кий сон». Гипносу подчинялись не только люди, но и боги. От его имени произошел термин «гипноз». У Гипноса был брат-близнец ТА́НАТОС (греч. Θάνᾰτος – «смерть»). Гипнос
Миф – часть объективной реальности, выраженная в иносказательной или символической форме. Лекция № 2
7.1.3.1. Жреческая медицина. Культ Асклепия Культ АСКЛЕПИЯ (Asclepius, греч. Ἀσκληπιός – «вскрывающий») – бога медицины, оздоровления, омоло- жения и врачей – исключительно врачебный культ. Аскле- пий изображался с посохом, обвитым змеей. В древнем Риме известен как ЭСКУЛАП (Aesculapius). Прообразом Асклепия считается врачеватель Троянской войны – царь Фессалии и глава семейной врачебной школы (упоминает- ся в «Илиаде» Гомера). Анализ мифологии позволяет понять традиции греческой медицины. Греческие боги в своих поступках были похожи на людей. Асклепий был сыном АПОЛЛОНА (Apollo, Ἀπόλλων), бога солнечного света, музыки и поэзии, врачеватель богов и бог врачевате- лей. Согласно легенде, Асклепий появился на свет пу- тем рассечения чрева его матери после ее смерти. Су- ществует версия, что так был рожден римский импера- тор (кесарь) ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ (поэтому операция назы- вается «кесарево сечение» («царское»)). Аполлон Искусству врачевания Асклепий обучался у кентав- ра ХИРОНА (Chiron, Χείρων), знатока лекарствен- ных растений и искусного врача. Ученик превзошел учителя: научился не только исцелять, но и ожив- лять. Это противоречило «естественным законам приро- ды и мироздания», и вызвало гнев АИДА (Aid), бога подземного мира и царства мертвых, у которого Ас- клепий «похищал» людей, и ЗЕВСА (Zeus).
Зевс убил Асклепия молнией, а затем оживил его, сказал ему, что теперь он «бог людей, а не бог богов. Асклепий отказался от воскрешения людей. В его честь на небе появилось созвездие Держатель Змеи, или Змееносец (лат. Ophiuchus; англ. Serpent Holder). Асклепий использовал кровь из вены МЕДУЗЫ ГОРГОНЫ: кровь из левой стороны была целебной, а из правой – губительной для человека.
Согласно мифологии, бог Ас- клепий женился на ЭПИОНЕ (Epione, «Облегчающая боли») – до- чери правителя острова Кос. Этот остров стал одним из центров меди- цины древней Греции. На нем воз-Лекция № 2
никла Косская врачебная школа (см. ниже). Асклепий и его дети Лекция № 2
Потомки Асклепия составили врачебный род аскле- пиадов. У Асклепия было несколько дочерей и сыновей, все они обучались врачеванию у своего отца. Каждый из них символизирует один из аспектов медицины. ГИГИЕЯ (Hygeia), дочь Асклепия, богиня здоровья, предупреждения заболеваний – "Health" (произошло название «гигиена»); изображалась в виде юной женщины в тунике, с диадемой, и змеей, которую она поила из чаши. Асклепий и Телесфор ПАНАКЕЯ (Panacea), дочь Асклепия, покровительница лекарственного врачевания (произошло слово «панацея» – уни- версальное средство от болезней ("Universal Remedy")). ИАСО (Iaso), дочь Асклепия, считалась богиней выздоровления – "Medicine". ЭЦЕСО (Aceso), дочь Асклепия, считалась богиней восстановле- ния – "Healing". ЭГЛА (Aglaea), дочь Асклепия, считалась богиней естественной красоты – "Healthy Glow". МАХАОН (Machaon), сын Асклепия, был военным хирургом; вме- сте с Подалирием был врачом греческой армии в Троянской войне. К.Линней (см. Приложение 6) назвал в его честь одну из бабочек – Papilio machaon. ПОДАЛИРИЙ (Podaleirios, Ποδαλείριος), сын Асклепия, просла- вился лечением внутренних болезней. ТЕЛЕСФОР (Telesphoros), сын Асклепия, считался богом выздо- ровления, изображался в виде юноши, укутанного в плотное покрывало с шапочкой на голове. Наиболее распространенные атрибуты Асклепия: Посох (кадуцей) – это символ помощи и поддержки больным; атри- бут странствующих врачей-периодевтов (ими было большинство древне- греческих врачей). Утолщения на посохе символизируют сложность и мудрость врачевания. Существует преемственность между символами древних цивилизаций. Так, например, древнеиндийский врач Сушрута (см. выше) рекомендовал врачу иметь посох. Считалось, что люди психо- логически больше доверяют пожилым врачам (поскольку знания прихо- дят с опытом), то посох можно рассматривать как символ зрелости, а, сле- довательно, высокого профессионализма. В средние века посох трансформировался в трость. Она считалась неотъемлемой частью экипировки врача. Значение этого атрибута можно интерпретировать двояко. Во-первых, это символ солидности и зрелости. Во-вторых, трость имела набалдашник (ручку) из слоновой кости, серебра или золота (чем дороже был материал, тем выше было общественное по- ложение врача и его достаток; золото символизировало бога солнца Лекция № 2
Аполлона – отца Асклепия, трость с золотым набалдашником стала сим- волом исцеляющей силы, передающейся от одного врача к другому). Средние века известны своей жестокостью и непредсказуемостью судьбы врача (см. Лекцию № 3). Если не удавалось вылечить могущественного пациента, то врача могли подвергнуть пыткам или казнить. Существует историческая версия: в набалдашнике трости, полом внутри, врачи хранили яд, которым могли воспользоваться в случае не- благоприятного исхода лечения (а, может быть, чтобы использовать его в других, не совсем благородных целях (!)). Но чаще всего в набалдашнике хранились ароматические вещества (например, «марсельский уксус» и др.), которые использовали как предохранительные средства от зараже- ния. Входя в помещение к больному, врач в качестве средства «предохра- нения» от болезней подносил трость к носу. Собака – символ верности, преданности. Коза: ее молоком был вскормлен Асклепий, именно поэтому она никогда не использовалась в Греции для жертвоприношения. Петух – символ бодрости. Дельфинийский амфалос (пуп) – центр земли. Треножник Аполлона – символ дельфийского оракула; символ эмпирической медицины («эмпирический треножник»). Свиток – символ учености и обращения к богу его пациентов. Банки (медицинские) – древнейшее средство лечения болезней. Яйцо – это начала всего живого; символ надежды, новой жизни, ко- торую бог возвращает больным с их выздоровлением. Растения (кипарис, пальма, виноград, мак) – исцеляющее искус- ство Асклепия тесно связывалось с целебными свойствами растений.
7.1.3.2. Жреческая медицина Изображение Асклепиона в Эпидавре. На о. Кос в VI-V вв. до н.э. были воздвигнуты первые асклепейо- ны – храмы в честь Асклепия. При выборе места для их сооружения ориентирами были минеральный источник (вода обладает природным лечебным действием, поэтому источник считался священным) и кипа- рисовая роща (ее воздух был целебным). Таким образом, религиозные атрибуты врачевания сочетались с рациональными природными лечеб- ными факторами. Религиозный ритуал исключал из святилищ все нечи- стое, что было связано с рождением и смертью. Поэтому рожениц и не- излечимых больных изгоняли за пределы священной ограды. Лекция № 2
Служители следили за чистотой святилища и его посетителей. Вход разрешался только после тщательного омовения в водах священно- го источника. В асклейпион принимались лишь те, кто давал священную «Клятву» (известную как «Клятва Гиппократа») и таким образом приобщался к братству асклепиадов. Существует предположение, что именно для них (т.е. для посторонних людей, не принадлежавших к роду асклепиадов) и был написан текст «Клятвы» (см. Лекцию № 1). Врачевание в асклейпионах сочетало эмпирические и магические приемы. Использовали лекарственное врачевание, водолечение, гимна- стические упражнения и др., а также ритуально-обрядовые приемы, ко- гда при помощи средств одурманивающего и наркотического действия, а также методов психологического воздействия больные вводились в со- стояние «искусственного сна» (состояние гипноза или экстаза). Это со- провождалось «явлением бога и его священной змеи». Сама церемония лечения, как правило, начиналась с приближением ночи. Исцеленные пациенты в благодарность за по- лученное лечение дарили храму изготовленные из мрамора, золота, серебра изображения выле- ченных органов (серебряные сердца, золотые глаза, мраморные руки и т.п.) – вотивные при- ношения (т.е. посвященные богам). Таким образом, в Греции существовала храмовая или жреческая медицина. Храмовое врачевание развивалось на фоне эмпирического врачевания. Но существовала также светская меди- цина. Причем, в Греции не было резкой границы между светской меди- циной и врачеванием в храмах. Помимо аклейпионов (храмовых лечеб- ниц) существовали лечебницы на дому у врача – «ятреи».
Медицинские сюжеты в древнегреческой скульптуре Лекция № 2
7.1.3.3. Философия и медицина «Врач-философ равен богу» Гиппократ «Природа ничего не делает лишнего, природа производит все ради чего-нибудь» Аристотель Греция – родина философии. Под понятием «философия» («любовь к знанию» (любомудрие)) понимались различные области знаний. В античной Греции классического периода сформировалось 2 си- стемы философии и естественнонаучных знаний: 1) естественнонаучное (материалистическое) атомистическое учение Демокрита; 2) объектив- ный идеализм Платона (428-348 гг. до н.э.).
Все великие древнегреческие врачеватели были философами, многие великие философы хорошо знали медицину.
ДЕМОКРИТ (Democritus of Abdera, 460-370 гг. до н.э.) считал медицину сестрой философии («MEDICINA SOROS PHILOSOPHIAE»). В его работах есть рассуждения об эм- бриологии, диете, лихорадке, прогностике, бешенстве, лекар- ствах и др. Он объяснял все жизненные процессы движением и связями атомов (греч. ατοµοσ – неделимые): «Нет ничего, кроме атомов, веч- но движущихся в бесконечной пустоте» (система античной атомистики). Демо- крит – автор изречение: «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они имеют сами в своем распоряжении средства к этому».
Для античной философии характерна систематизации знаний, что способствовало развитию систематизации в медицине и фармации: создание теорий болезни, классификация ЛС, зарождение самостоятель- ных направлений (анатомия и хирургия); создание современной меди- цинской терминологии: хирургия («рукодействие»), педиатрия («лече- ние детей»), психиатрия («лечение души») и т.п.
АРИСТОТЕЛЬ (Aristotle, 384-322 до н.э.), сын при- дворного врачевателя, считал себя потомком Махаона (см. выше). Возможно, это способствовало формированию у него теоретических медицинских представлений и познанию практических приемов врачевания. Взгляды Аристотеля оказали большое влияние на развитие естествознания. По его представлениям, Земля покоится в центре Вселенной, ко- торая вечна. Существует иерархия различных субстанционных форм (от минералов до человека); все они состоят из 4-х элементов (стихий) – ог- ня, воздуха, воды, земли. Эти стихии являются различными проявления- ми первоматерии. Аристотель высказывал также предположение о суще- ствовании пятого элемента (лат. quinta essentia – эфир, начало движе- ния), из которого состоят небесные тела. Лекция № 2
Теория о 4-х элементах: огонь, воздух, вода и земля; влияла на философские и ме- дицинские концепции.
Схема взаимного соотноше- ния 4-х элементов и 4-х жид- костей организма по Ари- стотелю.
Аристотель считал, что сердце – это самый важный человеческий орган, который образуются у плода раньше других органов. На основа- нии наблюдений о наступлении смерти после остановки сердца пришел к выводу, что сердце – это мыслительный центр. Оно содержит воздух («пневму» –носитель душевных процессов, проникающий в материю и оживляющий ее), который распространяется по артериям. Мозг предна- значен для образования жидкости, охлаждающей сердце.
ТЕОФРАСТ (Theophrastous), древнегреческий есте- ствоиспытатель, философ и ботаник, уделял внимание ле- карственным растениям. Его знаменитый трактат «Ис- следование о растениях» был переведен на многие языки.
7.1.4. Медико-гигиенические традиции. Медицинские школы Древняя Греция – родина олимпийских игр. Важной чертой древнегреческой культу- ры является особое внимание к красоте человеческого те- ла, и как следствие – к физическим упражнениям. Боль- шое значение придавалось образу жизни. В одном ряду с обучением грамоте и музыке стояли физическое воспитание, зака- ливание и личная гигиена. Это нашло отра- жение в рисунках на древнегреческих вазах, а также в греческой скульптуре.
Подготовка врачевателей осуществлялась через семейные школы. 1. Кротонская школа: организм есть единство противоположно- стей; здоровье – результат равновесия противоположных сил (сухого и влажного, теплого и холодного и т.д.); аллопатия – противоположное излечивается противоположным («CONTRARIA CONTRARIIS CURANTUR»), этот тезис часто приписывается Гиппократу – («CONTRARIA CONTRARIIS SUNT REMEDIA»).
АЛКМЕОН КРОТОНСКИЙ (Alcmaeon of Crotone, VI-V вв. до н.э.), философ и врач, анатомировал животных; описал зрительный нерв и слуховые проходы. Он считал мозг центром ощущений и интеллекта и рассматривал болезни как дисгармонию первоэлементов организма. Лекция № 2
2. Книдская школа: учение о 4-х соках – кровь, слизь, светлая желчь и черная желчь, на базе этого учения получила развитие гумо- ральная теория; большое внимание уделялось диагностике заболеваний; на основе обширной симптоматики была разработана частная патология и разнообразные методы лечения, в т.ч. хирургические. ЭВРИФОН КНИДСКИЙ (V в. до н.э.) – терапевт и акушер. 3. Сицилийская школа: сердце - главный орган сознания. ЭМПЕДОКЛ из Акраганта (ок. 495-435 гг. до н.э.) – основатель Сицилийской медицинской школы. Спас два города от эпидемии (мора), осушив болота и применив дезинфицирующие окуривания 4. Косская врачебная школа: учение о тесной взаимосвязи орга- низма с природой и стремление поддерживать природные целительные силы в организме: «Природа — врач болезней» (Гиппократ); учение о 4-х ти- пах телосложения и темпераментах; разработка принципов наблюдения и лечения у постели больного (основа клинического направления в ме- дицине); формирование основ врачебной этики и др. Наиболее извест- ный представитель – Гиппократ.
7.1.5. Гиппократ – «отец медицины» Гиппократ II Великий (Hippocrates, ок. 460-370 гг. до н.э.) принадлежал к роду асклепиадов (см. выше), и вошел в историю под именем ГИППОКРАТ. Его ле- гендарное имя стало символом врачебного искусства не только древней Греции, но и всего древнего мира. Нередко, Гиппократа называют «отцом медицины». Но достижения греческой медицины не сводятся только к имени Гиппократа. Самые первые биографии Гиппократа были написаны через несколько веков после его смерти. Естественно, что они носят отпечаток той легендарности, которой было окружено имя этого великого врачева- теля. Поэтому не исключено, что при составлении жизнеописаний зна- менитого врачевателя биографы могли преувеличить его заслуги. Гиппократ много путешествовал. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Гиппократ жил в период вы- сочайшего расцвета эллинской культуры, когда каждая отрасль челове- ческой деятельности имела своих выдающихся представителей. Можно сказать, что в области медицины это был век Гиппократа. Гиппократ считается автором трудов «Афоризмы», «Про- гностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», «О переломах», «О ранах головы», «О древней медицине» и др. «Прогностика»: приведено ставшее классическим описание лица умирающего больного – «маска Гиппократа». «Эпидемии»: под «эпидемиями» подразумевались не инфек- ционные, а широко распространенные среди народа заболевания. Приве- дены истории болезней. Лекция № 2
«О воздухах, водах, местностях»: причины болезней разделе- ны на 2 группы: 1) воздействие конкретных условий окружающей при- роды, общих для всех людей данной местности; 2) индивидуальные при- чины, определяемые образом жизни каждого. Гиппократ описал типы характеров и телосложения. Люди каждого типа имеют свои особенности, которые определяют пред- расположенность к болезням, влияют на их течение и требуют различного подхода в ле- чении. На этой основе сформировалось уче- ние о 4-х темпераментах, каждый из кото- рых связан с преобладанием в организме од- ного из телесных соков: 1) крови – сангвиник, 2) слизи – флегматик, 3) желтой желчи – хо- лерик, 4) черной желчи – меланхолик.
«О вправление вывихов»: описана «скамья Гиппократа». «О ранах головы»: описана сложная хирургическая повязка «шапка Гиппократа». История не сохранила ни одного под- линника, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других врачей древней Гре- ции. Все работы анонимны. Около 300 г. до н.э. медицинские рукописи были объединены в «Гиппократов сборник». В нем перечисле- но более 250 лекарств растительного и 50 ле- карств животного происхождения.
Вправление вывиха плеча; рисунок из книги комментариев Аполлона Критского к произведениям Гиппократа
«Гиппократов сборник» – это энциклопедия древнегреческой медицины классического периода. В нем объединены труды различных врачебных школ. Он содержит 5 сочинений, посвященных врачебной этике и правилам врачебного быта: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления». Гиппократ призывал лечить не болезнь, а больного («MEDICE, CURA AEGROTUM, SED NON MORBUM»), учитывать индивидуаль- ные особенности организма и влияние окружающей среды. Гиппократ также видел задачу врача в том, чтобы помочь природе исцелить больного: «Лечит болезни врач, но излечивает природа» («NATYRA SANAT, MEDICUS CURAT MORBOS»). Врачуя больного, необходимо помнить о заповеди «прежде всего не вредить» («PRIMUM NON NOCERE»). Лекция № 2
7.1.6.Этические традиции, требования к врачу В процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать в себе «презрение к деньгам, совестливость, скромность, … решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами …Врач-философ равен богу» ( «О благопри- личном поведении»). Врач должен был помнить лекарства, способы их получения и правильного применения. Большое внимание придавалось внешнему виду врача и его поведе- нию в обществе: «те, кто сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других». Именно поэтому врачу надлежало «держать себя в чистоте, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных... Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает по- мощь справедливости…» ( «О враче»). Врач, прежде всего, должен сам быть здоровым («MEDICE, CURA TE IPSUM»). Кроме того, врач должен обладать талантом оратора и акте- ра, т.к. операции нередко проводились публично в присутствие родствен- ников и близких больного, на которых, как и на самого больного, нужно было произвести благоприятное впечатление. Особое значение это имело для общественных врачей. По окончании обучения, будущий врачеватель давал «Клятву» (см. Лекцию № 1).
7.1.7. Врачи александрийского периода С Александрией связан расцвет хирургии и описательной анато- мии. Этому способствовало вскрытие трупов, а также …. вивисекция живых людей – приговоренных к смертной казни преступников (!). Рассмотрим основные достижения выдающихся представителей алек- сандрийской школы (знакомство с ними стало возможным благодаря эн- циклопедической работе К.Цельса (см. ниже)).
ГЕРОФИЛ из Халкидона (Herophilus, ок. 335- 280 гг. до н.э.) – первый грек, который начал вскры- вать человеческие трупы (обратная сторона деятель- ности его в том, что он проводил анатомические ис- следования на живых людях!). Некоторые считают его «отцом анатомии». Основные труды: «Ана- томия»; «О глазах»; «О пульсе». Исследовал и описал строение внутренних органов: твердую и мягкую мозговые оболочки, части головного мозга, желудочки мозга (четвертый желудочек считал местом пребывания души); ход нервных стволов и их связь с головным мозгом; печень, двенадцатиперстную кишку; стекловидное тело, оболочки и сетчатку глаза и др. Изучил ана-Лекция № 2
томию сосудов, заложил основы учения о пульсе (в течение многих сто- летий оно было забыто). Считал пульс результатом деятельности сердца. По его мнению, четырем важнейшим органам – печени, кишечни- ку, сердцу и легким – соответствуют 4 силы: 1) питающая, 2) согреваю- щая, 3) мыслящая и 4) чувствующая. В александрийский период появилось много новых лекарств рас- тительного происхождения. Герофил выдвинул теорию о специфическом действии каждого из них. Он полагал, что болезнь является неизлечимой до тех пор, пока для нее не будет найдена необходимая лечебная трава. Примечательно, что даже в период хирургических операций хирурги то- го периода старались максимально использовать лекарства, которые вводили «в самые сокровенные закоулки организма».
ЭРАЗИСТРАТ из Кеоса (Erasistratus of Keos, ок. 300-260 до н.э.) изучал анатомию и функции головного мозга, процесс дыхания, работу мышц, питание и секреторную деятельность организма и оставил выда- ющиеся работы о сердце и кровеносной системе. Описал сердечные и венозные клапаны, мозговые извилины, ветвления некоторых нервов. Разделил нервы на чувствительные и двигательные. Ему приписывается изобретение зонда. Некоторые исследователи считают его «отцом фи- зиологии». Предполагал в теле 2 противоположных элемента: жизнен- ный дух и кровь. Причиной болезней считал «плетору» – излишек крови, но не рекомендовал кровопускания, т.к. они снижают сопротивляемость организма, практиковал перевязку кровоточащих артерий. Выступал против чрезмерного употребления лекарств, предписывал паровые ван- ны, покой, диету и физические упражнения. Из александрийской школы вышли выдающиеся врачи древнего Рима: Асклепиад, Диоскорид, Соран Эфесский, Клавдий Гален и др. (см. ниже).
7.1.8. Историко-медицинский портрет цивилизации 1. Источники изучения: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «История в де- вяти книгах» Геродота, «Гиппократов сборник», труды философов и историков, данные археологии (изображения на вазах, монеты с изоб- ражением Асклепия и Гиппократа) и др. 2. Храмовая медицина: культ Асклепия (храмы асклейпионы). Гигиея (богиня здоровья), Панакея (покровительница лекарственного враче- вания) и др. Асклепиады – потомки Асклепия. 3. Натурфилософия. Врач↔Философ. Демокрит. Аристотель. 4. Семейные медицинские школы. Книдская, Косская и др. 5. Гиппократ. «Гиппократов сборник». «Клятва Гиппократа». Учение о четырех темпераментах и др. Принципы лечения: аллопатия, «не навреди». 6. Врачи александрийского периода: Герофил, Эразистрат. Лекция № 2
Дата добавления: 2014-05-01; просмотров: 1436; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |