Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 5.1. Основные этапы работы над созданием сценария культурно-досуговой программы

Читайте также:
  1. I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения.
  2. I. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  3. II ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В ВЫГОРОДКАХ.
  4. II. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ И МЕДИЦИНСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ.
  5. II. РЕКОМАНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
  6. III ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НА СЦЕНЕ.
  7. III. Корпоративные постулаты и принципы работы сотрудников
  8. III. Основные политические идеологии современности.
  9. IV.5. Основные тенденции развития позднефеодальной ренты (вторая половина XVII—XVIII в.)
  10. V. АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГОРНЫХ ПОРОД И МАССИВОВ. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГОРНЫХ ПОРОД

Межличностные отношения-это процесс и результат психологического отражения людьми связей между ними; это взаимосвязанные установки людей друг на друга; Установка- это основанная на жизненном опыте человека, неосознаваемая готовность реагировать определенным образом на определенные стимулы и ситуации.

В соответствии с данным определением возможен структурно-компонентный анализ межличностных отношений:

1. Когнитивный компонент-система знаний и представлений людей друг о друге.

2. Эмоциональный компонент-система эмоциональных переживаний людей по поводу друг друга

3. Поведенческий компонент-система потенциальных поведенческих реакций людей друг на друга.

4. Рефлексивный компонент

 

Проблема содержательного анализа межличностных отношений

1. ось власти

2. ось любви

3. ось свободы

 

Этапы общения (Б. Ломов):

1. Этап формирования общих координат

Основные задачи этапа:

1. Создание релевантных условий и предпосылок общения

2. Создание мотивационной основы общения

3. Определение пространственных и временных характеристик будущего общения

4. Пояснение и сближение личностных смыслов партнеров по общению

 

2. Этап совместного построения программы общения

Основные компоненты совместной программы общения

1. Определение темы будущего общения

2. Порядок обсуждения отдельных вопросов

3. Распределение ролей в общении(говорение и слушание)

4. Лидерство-ведомость

5. Ориентация на задачу, ориентация на отношения

6. Баланс рациональности- эмоциональности

7. Определение критерия понимания эффективности будущего общения

 

3. Основной этап. Решение основной проблемы общения.

При анализе данного этапа выделяют две стороны общения: содержательная сторона, формальная сторона.

Содержательная сторона- система психологических факторов, условий и механизмов, определяющих степень продуктивности, результативности общения.

Формальная сторона- система психологических факторов,условий и механизмов, определяющих степень легкости/трудности достижения результатов общения.

 

Основные характеристики общения

1. Предметная компетентность партнеров.

2. Социальная компетентность- интуитивное понимание людьми закономерностей и механизмов общения.

3. Мотивация сотрудничества(фактор доброй воли).

4. Совпадение или взаимодополнительность их характеристик( конгуентность партнеров по общению)

5. Аутентичность (подлинность) коммуникативного поведения

6. Синхронизация психологических, физиологических, психофизиологических функций партнеров по общению.

 

4. Результативный этап

1. Завершение процесса общения

2. Подведение итогов общения

3. Нормализация психоэмоционального состояния партнеров по общению

 

Результативный этап делится на позитивный и негативный.

Позитивный:

1. Решение основной проблемы общения или осознание высокой вероятности ее решения и дальнейшего взаимодействия с данным партнером.

2. Формирование установки на дальнейшее сотрудничество.

3. Формирование когнитивных(конъюктивных) чувств.

4. Уменьшение психологической дистанции.

5. Улучшение межличностных отношений.

 

Негативный вариант:

1. Нерешение основной проблемы решения или осознания ее принципиальной неразрешимости при дальнейшем взаимодействии с данным партнером.

2. Формирование установки на взаимное избегание или на сотрудничество.

3. Формирование дизинктивных чувств-происходит увеличение психологической дистанции.

4. Чувство психологического антогонизма.

5. Ухудшение межличностных отношений.

 

 

Коммуникативная сторона общения

Специфические особенности человеческой коммуникации

1. Единство общения и отношения

2. Ориентация на воздействие

3. Необходимость равной активности партнеров по общению

 

В человеческой коммуникации происходит не обмен готовой информацией, а порождение, развитие, уточнение, корректировка информации.

Необходимость сходного понимания партнерами ситуации общения. Закономерность и неизбежность, возникновение смысловых барьеров коммуникации.

 

Основные эффекты человеческой коммуникации( результат).

1. Фактически полное и точное понимание

2. Фрагментарное понимание

 

Факторы:

1. Естественные колебания внимания психологии.

2. Ограниченный уровень компетенции партнера в теме сообщения.

3. С течением времени фрагментарное понимание имеет тенденцию сменяться полным и точным пониманием(при условии мотивированности и активности рецепиента).

4. Перпендикулярное понимание. В данном случае получатель(реципиент) произвольно извлекает из целостной информации отдельные фрагмент(ы) и подвергает их затем активной интерпретации.

Основные факторы перпендикулярного понимания.

1. Низкая компетентность реципиентов в теме сообщения.

2. Низкая мотивированность реципиента.

3. Потребность реципиента в структурировании времени.

4. Избыточный уровень развития у реципиента интрепретационных способностей.

5. Понимание с точностью до наоборот-приписывание реципиенту диаметрально-противоположных личностных смыслов.

Факторы:

1. Предыдущий опыт общения.

2. Наличие предубеждения в отношении определенной категории людей.

3. Избыточный уровень развития у реципиента интерпритационных особенностей.

 

Значение и смысл в человеческом сознании и коммуникации.

Значение-это то, что человек знает о мире. Значение всегда является результатом познавательно- информационной связи.

Смысл-это то, как человек относится к миру. Смысл всегда является результатом личностных связей человека с миром.

Значение и смысл являются двумя основными подсистемами сознания человека.

Параметры сравнения Значения Смысл
1. Форма существования Существуют в ясно осознаваемой форме в виде понятий, в виде обобщенных способов действия, в виде предметных и соц. норм Существуют в неосознаваемой форме в виде смутных переживаний. В связи с этим смыслы очень трудно вербализируются и не передаются другому человеку напрямую.
2. Степень открытости внешним воздействиям Представляют собой открытую систему, т. е. легко изменяются под влиянием разных внешних воздействий( в т.ч. под влиянием прямого словесного инструктирования), доступно произвольному самоконтролю со стороны субъекта. Представляют закрытую систему. Смысл не изменяется под влиянием прямых внешних воздействий, недоступны произвольному самоконтролю. Изменение смыслов возможно только вместе с изменением реального жизненного опыта человека.
3.Степень зависимости от сознания конкретного человека Значения изначально существуют в двойственной форме. С одной стороны, как элемент индивидуального сознания, а с другой, как элемент человеческой культуры. Смысл не существует вне сознания конкретного человека. Смысловое содержание может быть понято только в контексте жизненного пути, деятельности и общения личности.

 

Модель коммуникации по Г. Лассуэллу.

В 1924 использовал для анализа массовой коммуникации.

Вопрос 1. Кто сообщает? 2. Что сообщается? 3. Как осуществляется передача информации? 4. Кому передается информация? 5. С каким эффектом? Элементы коммуникации 1. Источник 2. Сообщения 3. Канал передачи информации   4. Получатель информации 5. Эффктивность

 

Основные характеристики источников:

1. Четкость исходного замысла.

2. Компетентность в теме сообщения

3. Интуитивное понимание закономерностей человеческого общения и соц. взаимодействия.

4. Мотивация коммуникатора.

5. Адекватность мотивации.

6. Кредитность источника информации.

 

Сообщения.

Эмоциональный знак сообщения. Совпадение данного знака для источника и получения. Степень структурированности сообщения. Каналы передачи сообщения.

Обязательное воздействие интерактивных каналов. Вовлечение получателя источника во взаимодействие.

Получатель сообщений.

Адекватность коммуникативных ожиданий.

Индивид(субъект), партнер, тема

Индивид партнер

Тема

По Т. Харрису.

В качестве элементов данной модели выступают не реальные люди и события, а установки участников коммуникации по поводу данных элементов. Значимым фактором эффективности коммуникации выступают соотношение установок индивидов на себя и на партнеров.

4 варианта соц. установок.

Индивид Партнер

1.+ +

2.+ --

3.-- +

4. -- --

Данный вариант сочетания установок провоцирует возникновение разных языковых барьеров, в зависимости от степени кредитности источника сообщения, восприятия и получателя информации.

Источник: высокий и низкий

Барьер собственной некомпетентности- барьер отторжения информации, вследствие переноса эмоционального знака с источника сообщения на сообщаемое содержание.

Актуализируется барьер снисходительности.

Барьер взаимной безысходности

Барьер конфликтности

Значимым фактором эффективности коммуникации является степень демонстрируемой компетентности.

Изменение степени демонстрируемой компетентности, в свою очередь, определяется содержанием коммуникативной установки:

1. Установка на то, чтобы произвести впечатление.

2. Установка на передачу информации.

 

1)Некоторое завершение степени демонстрируемой компетентности - в первом случае.

При общении с более высоко статусными партнерами, при общении с партнерами малокомпетентными и при общении с партнерами с низким уровнем образования и культурой.

2) Занижение степени демонстрируемой компетентности.

При общении с партнером, имеющим либо равный, либо низкий соц. статус.

При общении с партнерами, имеющими общий уровень образования и культуры.

 

Перцептивная сторона общения(в процессе восприятия)

Социоперцептивная структура общения.(Джон Холмс)

А Б

1 2

3 4

5 6

7 8

1,2- А и Б такие, какие они есть на самом деле.

3,4- представление А и Б о самих себе.

5,6- образы А и Б в восприятии друг друга

7,8- рефлексивные образы партнеров по общению

Основные эффекты межличностного восприятия:

1. Галлоэффект( эффект ореола)- восприятие, оценка отдельных характеристик действий и поступков определяется отношением к данному человеку.

Проявление его связано с особенностями когнитивного стиля поведения.

Наиболее явно выражен у когнитивно простых личностей.

 

2. Эффект первичности-новизны. Влияние разной по времени поступления информации на мнение о человеке определяется степенью знакомства перципиента с другим человеком.

В случае поверхностного знакомства.

В случае, если период времени знакомства больше, то наибольшее значение имеет новая информация. Влияние новой противоречивой информации на образ знакомого человека очень зависит от когнитивной сложности/ простоты реципиента.

У когнитивно простых личностей под влиянием новой противоречивой информации происходит изменение эмоционального знака образа другого человека на диаметрально противоположный.

У когнитивно сложных перцепиентов эмоциональный знак образов другого человека остается неизменным, но сам образ усложняется за счет появления новых смысловых граней.

3. Стереотипизация. Любой соц. стереотип-это эмоционально динамическое образование, функционирующее в сознании человека и направленное на уменьшение степени смысловой размерности воспринимаемых объектов.

 

 

Тема 5.1. Основные этапы работы над созданием сценария культурно-досуговой программы.

Сценарий – это итальянское слово, раньше обозначало «декорация», определял канву пьесы.

Сценарий – это краткое изложение сюжетной схемы, по которой проводится

Праздничное массовое действо, это произведение синтетическое. Иногда сценарий называют сценарной разработкой.

Чтобы понять, что такое сценарий, сравним его с драматическим произведением (пьесой).

Общее Различия
1. И сценарий и пьеса создаются для их воспроизведения на сцене средствами других искусств. 1. Пьеса имеет автора и изначально художественное произведение, может жить самостоятельно. Сценарий пишется для конкретного праздника, авторов может быть много, но чаще всего они не известны.
2.И сценарий и пьеса отличаютсязавершенностью, как каждого эпизода, так и всего произведения в целом, т.е. целостность образной картины. 2.В пьесе все герои художественные, а в сценарии могут вводиться жизненные, реалистические герои – обычные люди.

Специфика сценария:

Актуальность;

Монтажный принцип построения;

Ориентация на развитие личности и развлечение человека;

Теперь перейдем непосредственно к методике написания сценария. Существуют два типа сценария:

Сценарии, создающиеся автором спонтанно, берется любая интересующая тема автора.

Социально – ориентированные сценарии, по социально – творческому заказу.

Работа над сценарием начинается со сценарного замысла– основа будущего сценария. Если не будет замысла, вы не будете знать, чего хотите, и, следовательно, не напишите сценария.

Определение темы.

Тема – это объект изображения, сжатый до одной фразы сюжет сценария или пьесы. Определяйте тему так, чтобы это предложение можно было сыграть. Она должна быть сформулировано очень четко и конкретно. От этого зависит ваша дальнейшая работа над сценарием. Чаще всего сценарии пишутся к известным датам, например 8 марта, новый год и т.д. Но название праздничного дня – 9 мая – еще не тема. К этому дню можно написать несколько сценариев с разными темами. Определите для себя тему узкую, желательно с указанием жанра будущего мероприятия: вечер встречи ветеранов «Никто не забыт и ничто не забыто», театрализованное представление «У войны не женское лицо» и т.д.

Определение идеи.

Идея– это телеграмма в зал, т.е. что должен унести из зала зритель, что он должен понять, посмотрев мероприятие. Идея – это воспитательный момент, о чем сегодня вы хотите сообщить зрителю. Например: рыцарский турнир – благородное отношение к женщине, правила этикета.

Традиции.

У каждого праздника есть свои сложившиеся особенности и традиции. Пример: не новый год всегда приходят дед Мороз и Снегурочка. Традиционными могут быть персонажи, структура праздника, обряды и ритуалы.

Тема, идея и традиции – вот три компонента сценарного замысла. Теперь переходим к написанию сценария. Главное средство воплощения – слово! Будет ли сценарий в стихах или прозе, слова должны быть тщательно отобраны (без речевых ошибок, ненормативной лексики, без пошлости и обидных выражений). Приступаем к сбору материала. Отбираем игры, конкурсы, номера, стихи, песни, тезисы. Краеугольный камень в создании сценария – это монтаж номеров и блоков, т.е. композиционное построение.

Существует схема композиционного построения сценария:

Экспозиция – это начало, пролог, зачин всего мероприятия. В экспозиции надо расписать, как встретить зрителей, как погрузить их в атмосферу праздника. Обычно экспозиция идет в фойе, где зрителей встречают традиционные герои (образы) праздника. Экспозиция всегда выделяется музыкой, светом.

Приемы зачина:

Вербальный (яркое вступительное слово ведущего или героя).

Ритуальный (вынос флага, церемония хлеба – соли, фанфары).

Музыкальный (звучит увертюра или общая песня). Кинопролог.

Технический (использование специальных эффектов, запуск шаров и т.д.).

Завязказапускает в движение сюжет праздника, то с чего все начинается. Это первое действие, появление персонажа, начало интриги.

Развитие действия – это все номера, сценки праздника. Каждый фрагмент должен обладать сюжетной логикой, связываться с предыдущими и последующими по смыслу, и при этом не повторять их одним и тем же набором выразительных средств.

Кульминация – наивысшая эмоциональная точка праздника. Все номера, фрагменты должны идти по нарастающей.

Развязка – это последняя точка в развитии действия, сюжета.

Финал (эпилог) должен закрепить в душах зрителей то главное, что заключал в себе праздник. Развязка и финал могут совпадать.

Из этой схемы выделим три главных компонента – завязка, кульминация, финал. Это облегченная схема. Фрагменты сценария должны быть так распределены, чтобы сначала захватить внимание зрителя и вести его до кульминации, потом – финал, чтобы остался в памяти. В середину сценария ставят самые слабые номера. В первой половине праздника должны идти номера более сложные для восприятия.

Термин «композиция» в переводе с латинского означает составлять. Выделяют пять типов композиций:

Хронологический (все события, блоки разворачиваются поступательно).

Ретроспективный (события разворачиваются в обратном направлении – настоящее, прошлое, будущее). Пример вечер – портрет.

Кольцевой (события происходят по кругу). Игра – путешествие по станциям.

Эпический (очень много событий, в центре которых главный герой). Исторический эпос, легенда, баллада.

Сцены из жизни (отдельные номера, нет последовательного развития). Капустник.

Для начала надо написать сценарный план, а затем сценарий, в котором четко и подробно пропишите действующих лиц, их слова, название музыкальных фрагментов, конкурсы, игры с аудиторией.

Сценарий – это подробная литературная разработка содержания данного вечера, это последовательность блоков, номеров, забав, потех и т.д. Сценарий или программа имеет свое построение, или композицию, т.е. имеет начало, середину и конец. В сценарии есть: экспозиция, завязка, развитие действия / состоит из нескольких блоков зрелищных, игровых, художественных, интересных конкурсов, аукционов и других / кульминация, финал, развязка.

Каждая программа, сценарий всегда начинается с описательной части: описывается оформление фойе, зала, ведущие в каких костюмах, какая звучит музыка, как и откуда, появляются ведущие и т.д. Режиссерские замечания, описание действия, ремарки и сценарии заключаются в скобках. Например: / на сцену, под музыку русской народной песне «У нас нынче субботе»…выходят ведущие в русских сарафанах, в расписных кокошниках /.

В плане отмечается, кто составляет сценарий, к какому сроку сценарий должен быть готов.

Порядок подготовки мероприятия по сценарию / кто будет участвовать, как будет идти подготовка, какие репетиции, каких художественных коллективов, какие игры, реквизит подготовить, призы и т.д. / Игровой реквизит должен быть удобен в использовании, должен быть красочным и привлекательным. Внешний вид вещей от крупных до мелких – влияет на настроение, подбирают реквизит так, чтобы он мог быть использован в нескольких играх.

Материально – техническое обеспечение мероприятия, / какие заказать костюмы, взять их на прокат, подобрать в костюмерной. Какие нужны музыкальные инструменты: трещотки, ложки, дудочки, свирель, балалайку. Технические средства, кинофильм, транспорт и т.д. / покупка призов, сувениров /.

Художественное оформление мероприятия / украшение помещений, входа, сцены, фойе, зала, декораций и т.д. Указываются конкретные тексты пословиц, поговорок, шуток, плакатов, шаржей, атрибутов оформления: цветы, шары, флажки, ленты, бумажные фонарики и т.д.

Музыкальное оформление мероприятия / Музыка подбирается по теме мероприятия, определяется в каких местах, какая музыка звучит. Подбирается фонограмма, приглашается баянист, ВИА.

Информация о мероприятии / афиши, пригласительные билеты. Основные требования к информации: должно быть интересное название, при этом используются – цитаты из литературных произведений «крылатые выражения» пословицы, поговорки. Название может прийти, исходя из проблемы, темы мероприятия.

В афише можно указать и программу мероприятия, где можно выделить наиболее интересные ударные блоки, моменты.

В афише применяют также девиз, эпиграф, а также эмблемы. Особенно эмблемы используются в буклетах, пригласительных билетах, листовках. В качестве эмблем часто используются общепринятые символы, например, пылающий факел, чаша со змеёй, изображение раскрытой книги – для книголюбов, силуэт танцующей пары, - для танцевального вечера и т.д. В общем, должна быть интересная оригинальная реклама.

Кроме того, большим достоинством обладает и персональное приглашение. Персональное приглашение человек всегда расценивает как проявление чуткости и заботы, возникает чувство признательности и даже известной обязательности присутствия на мероприятии и участия в нем.

Могут быть именные пригласительные билеты, как формы персонального приглашения.

Подготовка художественных номеров и игровых конкурсов, программ, подготовка ведущих и культорганизаторов, дискжоккея. / Если это дискотека. / Обязанности судьи во время проведения игровых программ, конкурсов выполняется ведущим. Может быть и выборное жюри.

Встреча и проводы участников мероприятия – продумывается и вручение эмблемы мероприятия, сюрпризы, игровые атрибуты. Могут работать зазывалы: скоморохи, клоуны, петрушки, матрешки, Сударушки, Хозяин, Хозяйка и т.д. Исходя из темы и формы досугового мероприятия, создать праздничную атмосферу. Необходимо также и интересно закончить мероприятие / обязательно, пожелания посетителям, прощание до следующего вечера, неожиданные сюрпризы, например: «Под счастливой звездой» и другое.

Порядок проведения мероприятия, / т.е. в плане записывается очередность элементов мероприятия и их регламент, т.е. время, отведенное на блоки, эпизоды.

 

Раздел 6. Характерные особенности форм организации досуговой деятельности.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Межличностные отношения как соц-пси феномен | Тема 6.1. Методика организации и проведения игровых и конкурсных программ

Дата добавления: 2014-05-01; просмотров: 917; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.008 сек.