Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Регресс и прогресс в природе, обществе и технике_____________________
Универсальные эволюционные представления проникли в физику с открытием второго начала термодинамики, которое указывает направление протекания всех процессов: в замкнутых системах возможны только такие процессы, которые переводят систему в равновесное состояние с максимально возможной степенью беспорядка (хаоса). Поскольку Вселенная (согласно представлениям того времени) считалась замкнутой, то рано или поздно должна была наступить тепловая смерть Вселенной, т.е. такое состояние, когда все процессы во Вселенной прекратятся. Получалось, что в неживой природе эволюция должна быть регрессом, т.е. происходить в направлении распада и деградации. Высказывались даже более жесткие суждения: говорили о том, что эволюционная гипотеза Дарвина противоречит законам физики (конкретно – второму началу термодинамики). Это противоречие с полной ясностью осознавалось передовыми учеными в конце 19 – начале 20 в.в., они были вынуждены апеллировать к будущему решению вопроса. Рассмотрим вопрос о регрессивном и прогрессивном характере эволюции в историческом аспекте. Научная истина или точно доказанный, не противоречащий современному мировоззрению факт или обобщение, войдя уже в научное мировоззрение, иногда через некоторое время из него теряются, заменяются ложным или явно противоречащим более развитому научному мировоззрению фактом или положением. Происходит регресс научного знания, в более или менее ясной форме постоянно наблюдавший... в истории научного мышления. Так изменилось представление о шаровой форме Земли представлением о плоском земном острове, многие века царившим в византийской науке и одно время являвшимся частью господствующего научного мировоззрения. Гелиоцентрические системы Вселенной, к которой все время склонялись Платон и его последователи, были окончательно вытеснены из научного мировоззрения античного мира и средних веков геоцентрическим представлением. Иногда – только иногда – можно проследить до известной степени причину регрессивного хода мышления: в научное мировоззрение вторгаются новые создания религиозной или философской (метафизической) деятельности человеческого сознания, которые не могут быть втиснуты в рамки научно познанного, но в то же время являются для человечества в данный исторический момент дорогими и непреложными. В борьбе с такими чуждыми ей понятиями научная мысль замирала; истинное но противоречащее догмату религии или тезису метафизики, заменялось новым представлением, с ним согласным, но научно неправильным. Иногда такое движение захватывает всю область научной мысли, и тогда наблюдаются периоды полного упадка науки, например, тот, который начался в последние столетия жизни римской империи и который несколько раз возобновлялся в течение средних веков в Европе; то же самое резко сказалось в мусульманских государствах, в индии и Китае. Нельзя искать причины такого упадка в нашествии варварских народов, иногда имевших места; они кроются глубже. Они связаны с изменением психологии народа и общества, с изменением духовного интереса личности и т.д. Дело заключается в том, что идея эволюции сопряжена с соответствующим переживанием времени, которое свойственно человеку Новой истории, но не было свойственно ни древним культурам, включая античность, ни средневековью, ни даже Возрождению [215, 203]. У древних греков время лишено хронологической последовательности и, подобно пространству, не стало еще абстракцией. Мир воспринимается и переживается древними греками не в категориях изменения и развития, а как пребывание в покое или вращение в великом кругу. События, происходящие в мире, не уникальны: сменяющие одна другую эпохи повторяются, и некогда существовавшие люди и события возвращаются по истечении великого года – пифагорейской эры. Если что-то и составляло конкуренцию циклическому хроноощущению античности, то только представление о нисходящем движении с золотым веком в ретроспективе. Сходный, в принципе, утопический идеал старины и идея цикличности свойственны почти всем древним культурным народам [215, 203]. Позднеримские историки оказались более восприимчивыми к линейному течению времени, что в значительной мере связано с влиянием христианской идеологии. Христианское время в миропонимании средневекового европейца стало линейным и необратимым, но в ограниченном смысле. В человеческой истории появляются опорные точки: сотворение мира, первородный грех, изгнание из рая, великий потоп, пришествие и смерть Христа, возвращение мессии и страшный суд. Наличие таких опорных точек распрямляет временной цикл, придает ему направление. Однако время в миропонимании христианина не избавилось от циклизма. В самом деле, при рассмотрении земной истории время предстает перд человеком в виде линейной последовательности. Но та же земная история, взятая в целом, от сотворения мира до конца его, представляет собой завершенный цикл: человек и мир возвращаются к творцу, время возвращается в вечность. Оптимизм эпохи Возрождения также ориентирован не на движение в будущее, а на возращение от тысячелетней тьмы к светлому миру античности. Тем не менее именно в эпоху Возрождения формируется новое представление о безотносительном (к конкретной человеческой деятельности) течении времени. некоторые исследователи связывают новое представление о времени с развитием городов, становлением нового стиля и ритма жизни, с новыми экономическими реальностями. В это время возникают активные сторонники теории социального прогресса (Р. Декарт, Ф. Бэкон). Они указывают на реальную возможность человечеству двигаться вперед, вместо того чтобы оглядываться на древних. Заметим, что новое представление о времени еще долго сосуществовало и сейчас продолжает сосуществовать с библейским понятием времени. Нам сейчас кажется удивительным, что в начале 18 в. преобладало убеждение, что дикари – это выродившиеся потомки цивилизованных людей. Логическим следствием этого убеждения являлся вывод о том, что дикое состояние представляет собой перспективу развития ныне цивилизованных народов, движущихся по нисходящей от ушедшего золотого века. Этот спор между этнографами продолжался около двух столетий, несмотря на самые убедительные археологические данные, опровергающие вывод о нисходящем развитии цивилизованных народов. Например, великий английский геолог Ч. Лайель (19 в.) писал, что если бы теория вырождения была достоверна, то вместо грубейшей глиняной посуды или кремниевых орудий... мы находили бы теперь скульптурные формы, превосходящие по красоте классические произведения Фидия и Праксителя. Мы находили бы погребенные сети железных дорог и электрического телеграфа, из которых лучшие инженеры нашего века могли бы почерпнуть драгоценные указания. Мы находили бы астрономические инструменты и микроскопы более совершенного устройства, чем те, которые известны в Европе [215, 203]. Сходным образом разворачивались события в науке и живом. например, основатель палеонтологии Ж.Кювье считал, что обитатели тех или иных районов земли погибали в периодических катаклизмах, уступая место тем популяциям, которые выживали в других регионах (теория катастроф). Уже первые свидетельства существования в прежних геологических эпохах отсутствующих ныне животных были истолкованы Ж.Кювье как доказательства уменьшающегося многообразия животного мира. Говоря другими словами, в биологии обоснование идеи эволюции опиралось на представление о деградации. Изменчивость видов теорией Кювье исключалась категорически. Позднее его учениками в теорию были внесены некоторые изменения для согласования теории с данными об отсутствии в отдаленных эпохах современных видов. Подведя итог, можно сказать, что и биологическая теория катастроф, и социальная теория вырождения, и второе начало термодинамики в целом говорили об одном и том же. В прошлом было максимальное многообразие (видов), организация, изобилие, совершенная мораль и мудрость, а в будущем – упадок, дикость, разложение, однообразие, хаос. Огромную роль в формировании идеи поступательной эволюции сыграл 18 в. Он оказался тем историческим периодом, на протяжении которого идеи Бэкона, Декарта и некоторых других философов о прогрессе в познавательной области стали интенсивно проникать в учение об обществе и значительно медленнее в учение о живой природе. Апофеоз эволюционной идеологии пришелся на 19 столетие. Получила признание эволюционная гипотеза Дарвина, согласно которой эволюция живого вещества происходит от более простых форм к более сложным, т.е. является прогрессом, а не регрессом, как полагал Кювье. В общественной жизни теория социального прогресса победила окончательно, поскольку огромные успехи в овладении силами природы уже делали немыслимым отрицание научно-технического прогресса. Но в физике по-прежнему направляло эволюцию пессимистическое второе начало термодинамики. Хотя на протяжении 20 в. было установлено, что происходит усложнение организации, т.е. прогрессивная эволюция не только в обществе и живой природе, но и в неживой, начиная от минералов земной коры [203] и заканчивая Вселенной [209].
Дата добавления: 2014-05-02; просмотров: 381; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |