Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ОЦЕНКА И РИТМОбьекты внимания у актера на сцене все время меняются, так как сценическая жизнь его все время течет, развивается. Возникают новые обстоятельства, а в свзяи с этим и новые обьекты.С появлением нового обьекта тотчас возникает о ц е н к а этого нового обьекта.
Оценка- это отношение образа ( к событию, явлению, партнеру, словам, предметам и так далее), возникающее тут же на сцене.О ц е н и т ь ф а к т - э т о з н а ч и т у с т а н о в и т ь к н е м у о п р е д е л е н н о е о т н о ш е н и е .Если возникла верная оценка нового обстоятельства, тотчас же м е н я е т с я и р и т м поведения. Без изменения ритма оценка либо вовсе не рождается, либо остается лишь в области неосуществленного актером намерения.Например:
Человек сидит за столом и рисует.О б ь е к т его внимания - неудающаяся нога лошади, которую он рисует.Р и т м - напряженный, срывающийся.Но вот рисунок удался, нога получилась.Обьектом становится рисунок в целом, возникает желание им полюбоваться. Н о в о е о б с т о я т е л ь с т в о (успешное окончание работы) вызывает новую о ц е н к у факта, и тотчас нервный ритм сменяется иным, спокойным ритмом удовлетворения.Вдруг возникает новое обстоятельство.Приходит сестра и говорит, что это не ты нарисовал.Опять меняется обьект внимания,рождается новая оценка факта, появляется новый ритм и так далее.
Моменты оценок и связанные с ними смены ритмов являются одним из наиболее трудных моментов в искусстве актера.Большшинство неопытных исполнителей обнаруживают свои ошибки именно здесь, так как именно при оценке факта легче всего "уличить" актера в нарушении чувства правды и обнаружить отсутствие того или иного условия творческого состояния (точный обьект, мускульная свобода, оправдание, сценическая вера).Чаще всего корень зла в "зажиме".
Понять, что такое оценка факта и смена ритма, научиться владеть тем и другим самостоятельно - нелегко.Что же касается определения самого понятия - р и т м, то в этой области существует большая разногласица, в отличие от довольно точного обьяснения сущности м у з ы к а л ь н о г о р и т м а - с ц е н и ч е с к и й р и т м всюду толкуется по-разному.
Наиболее наглядным и понятным можно считать толкование сценического ритма, изложенное И.Судаковым.Он пишет: "Допустим,что я сегодня спал три часа.Допустим, что я сплю так мало уже не впервые.Сейчас я буду подводить итоги...Как я устал... Какой у меня ритм? Это ритм огромной усталости.Если я аботаю по 14 часов в сутки, то в результате получается соответствующий ритм.Назовем его р и т м № 1 .Это ритм чрезвычайно вялый.В таком ритме живут страшно усталые, больные, подавленные, угнетенные люди.Это - р и т м ожидания в приемной какого-нибудь бюрократического учреждения.Это - р и т м рассматривания давным-давно известной картины.Р и т м ожидания на станции, когда часами даже не знаешь, сколько же еще нужно ждать поезда, в бесконечных очередях - вот суть данного р и т м а. Попробуйте его продирижировать и поживите в этом ритме. Представьте себе,что молодому человеку нужно играть старика.Куда ему аппелировать? К этому ритму.Ибо, что такое старость? Усталость, большая или меньшая склонность к тому, чтобы по возможности избежать нежелательной затраты оставшихся сил. Это - ритм деревни летом, когда жарко и нет ни души на улице, только старухи недвижимо сидят на скамейке.
Затем предположим, что все же какая-то надежда - отдаленная, но появилась. Поезд - станций за десять где-то объявился и идет уже; послышалось мычание стада за селом - начинается вечерняя жизнь. Я устал или болен, но начинаю выздоравливать, становится легче- неверные движения и страшная слабость остаются, но все же некоторые изменения к лучшему есть.Давайте отсчитывать пульс этой жизни в несколько более быстром темпе.Но ускорение очень маленькое, незначительное - налицо ведь только первые проблески жизни или надежды.В этом ритме рассматривают шаблонную картину, если какая-то только одна деталь говорит о признаках некторого дарования, не очень большого. В этом ритме живет Москва в 4 часа утра.Продирижируйте это ритм. Назовем его р и т м № 2.
И следующий ритм - когда я уже поправился, но еще боюсь резких движений, не доверяю полностью своим силам.Поезд уже за три, за четыре станции.Стадо показалось в конце села. Старухи забеспокоились - надо идти доить коров.Проснувшийся человек потягивается, разминается после тяжелого сна.Вот-вот он встанет, начнется новый рабочий день.Это - ритм рассматривания картины с некоторым ироническим отношением.Как будто и есть что-то в картине, но нет, не то, что-то не получилось.Назовем это р и т м № 3.
Потом может быть р и т м № 4. Хорошая погода.Человек отлично себя чувствует, прекрасно поспал.Поезд подходит к предыдущей станции. Настроение лучше.Ритм бодрой работы, нормальной температуры.Если мы на выставке, значит попалась картина очень нам понравившаяся.Ничего особенного, но все же недурная картина.Продирижируйте этот ритм.Чувствуете, как неуверенность и поиски в прежних ритмах сменились мажором жизнеутверждения.
Но вдруг, легкая тревога.Тревога или предчувствие надвигающейся беды.Или поезд уже вышел с соседней станции.Надо приготовиться.Ритм становится все быстрее и быстрее.Скоро что-то произойдет: или кто-то приезжает и я встречаю, или провожаю, хочу увидеть кого-то.Или вдруг понесло гарью.Или на выставке мы наткнулись на картину талантливого художника. Это ритм № 5. Продирижируйте его. В его природе те же ожидания и неуверенность, но он выше красной линии жизни, его температура 38.
А вот ритм № 6. Профессор делает очень серьезную операцию.Он работает четко, не теряет внимания, когда нужно давать срочные распоряжения.Это - ритм настороженного внимания, когда человек должен моментально принимать точное решение. Это - ритм распоряжений в обстановке боя, пожара, жарких моментов спортивных соревнований.Это - ритм решений, резкий, четкий, ритм жизнеутверждения. Если мы на выставке, то это - открытие подлинного, несомненно исключительного таланта.
Если человек, отдавая четкие распоряжения, принимая моментальные решения, наталкивается при этом на препятствия, - ритм начинает срываться. Он становится тревожнее, возникает р и т м № 7.
Затем, если мы узнали, что в доме пожар, а дверь закрыта и нам грозит непосредственная опасность, а в загоревшемся помещении спит наш ребенок - это новый р и т м № 8. И так до того ритма, когда человек теряет способность регулировать свои действия и начинается безумие.
Ритмы можно условно разложить на 10-12 номеров.
Ритм не должен совпадать или подменяться темпом.Хорошо, когда человек при бешенных ритмах внешне спокоен и живет в сдержанных темпах. В чем же разница между ритмом и темпом?
Т е м п - простая механическая скорость.От того, в каком темпе играется сцена, она может идти 10, 15 или 20 минут.При этом сцена, игранная в темпах 10 минут, может представиться очень длинной и нудной.Та же сцена, сыгранная в темпах 20 минут, может представиться короткой и увлекательной.Это в первую очередь зависит от ритма.О т б и е н и я п у л ь с а ж и з н и д а н н о й с ц е н ы, о т т о й д е й с т в е н н о й н а с ы щ е н н о с т и, которая привносится в с о д е р ж а н и е сцены.
Разницу темпа и ритма можно представить еще и так: если т е м п - это равные части, отрезки какой-нибудь прямой, то р и т м - это те дробления этих отрезков прямой, которые при одинаковом темпе все время меняются в своих сочетаниях, до дробя каждый отрезок на 3-4-6-8 и так далее частей, то объединяя несколько отрезков в ритмическую паузу, остановку".
На основе всего сказанного выше, можно сделать вывод, что р и т м - э т о е с т ь с о с т о я н и е э н е р г и и , к а к б ы б и е н и е п у л ь с а ж и з н и, это соотношение силы энергии и скорости.
Дата добавления: 2014-05-03; просмотров: 346; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |