Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Лекция №2 Принципы социальной политики
План: 1. Понятие о памяти; 2. Виды памяти; 3. Закономерности памяти; 4. Понятие о внимании; 5. Свойства внимания; 6. Виды внимания.
Память– запоминание, сохранение и воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности. Она имеет ряд мотивов, целей, задач. (повторение, систематизация и т.д.).
Запоминание - это процесс фиксирования информации, представленной в форме ощущений, субъективных образов, мыслей, эмоциональных переживаний, движений, практических действий и актов общения. Это активный процесс, источником которого выступают потребности и мотивы. Он растянут в некотором промежутке времени (от нескольких дней и даже недель), на протяжении которого информация подвергается серьёзным преобразованиям (систематизируется, обобщается, соотносится с личностными потребностями и приводится к виду удобному для длительного хранения).
Сохранение – процесс задержание полученного жизненного опыта, в том числе личности от распада. Предметом его выступают знания, умения, навыки и личностное образование. Может быть кратковременным или оперативным и долговременным. Долговременному принадлежит наиболее важный жизненный опыт.
Воспроизведение – это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация, закреплённого раннее содержания психики, путём извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Форма воспроизведения:
1. Узнавание; 2. Собственно воспроизведение; 3. Припоминание.
Узнавание – это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Имеет большое жизненное значение. Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия соответствующей информации. Оно может быть непроизвольным и произвольным. Осуществляется автоматически без специального намерения. Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной задачей, которую человек ставит перед собой. Если не удаётся вспомнить и человек начинает делать активные поиски, преодолевая определенные трудности, такое воспроизведение называется припоминание.
Забывание– это процесс освобождения человека от ненужного жизненного опыта. Может быть непреднамеренным и преднамеренным.
Виды памяти: По времени сохранения материала: - Мгновенная память; - Кратковременная память; - Оперативная память; - Долговременная память.
?Эдетическая память – мгновенная память. Из мгновенной памяти информация поступает в кратковременную, где длительность удержания памяти сохраняется где-то 20 секунд. Из кратковременной памяти информация поступает в оперативную память, время хранения информации составляет от нескольких секунд до нескольких дней. После воспроизведения информации она может забываться. Время хранения материалов долговременной памяти практически не ограничена, хотя этот материал не всегда можно воспроизвести. При переработке информации некоторые моменты могут утериваться.
В зависимости от формы запоминаемой информации: - Двигательная память; - Эмоциональная память; - Образная память; - Словесно-логическая.
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных по сложности движений.
Эмоциональная память связана с запоминанием переживаний. Эта память может быть причиной эмоциогенных заболеваний. Имеет большое значение в общении.
Образная память обеспечивает запоминание, сохранение и воспроизведение субъективных образов ранее воспринятых предметов и явлений. Различают: -зрительную -слуховую -осязательную -обонятельную -слуховую Словесно-логическая проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей. Она формируется в процессе обучения и воспитания и существует только у человека, возникает на основе других видов памяти. В младшем школьном возрасте.
По степени волевой регуляции, процессов запоминания и воспроизведения: - Непроизвольная память - Произвольная память. Непроизвольная памятьхарактеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит информацию автоматически, не ставя сознательной цели запомнить или вспомнить.
Произвольная памятьсвязана с сознательной целью что-то запомнить и воспроизвести, и требует специальных волевых усилий.
В зависимости от происхождения: - Натуральная или природная память. - Культурная или социальная память.
Натуральная память – это врожденная способность человека к запоминанию и хранение жизненного опыта. Может быть разной по своим возможностям. Натуральная память образует природную основу для развития у человека культурной памяти.
Культурная память – это усвоение субъектом мнеймических действий, выступающих как инструменты или приёмы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации. Возникает в процессе обучения и воспитания.
По предметно-практической деятельности и общению: - Предметная память - Психологическая память Предметная память - направлена на субъективное запечатление окружающего предметного мира. Психологическая память – это запоминание, сохранение и воспроизведение людей и их индивидуальности. Она играет большую роль в личностном понимании.
В зависимости от приёмов заучивания: Механическая память - зазубривание Логическая память – происходит связь с мышление, когда идёт понимание.
Закономерности работы памяти: 1. Чем сильнее мотивация, тем выше эффективность работы памяти. 2. положительные эмоции способствую припоминанию, а отрицательные препятствуют. 3. редкие и странные явления запоминаются лучше.
Закономерности памяти:
- Специальные приёмы заучивания - Процесс запоминания находится в прямой зависимости от числа повторений - Эффект края (лучше запоминается начало и конец) - Темпы запоминания информации всегда ограничены (информация должна дозироваться не только по объёму, но и по времени) - Психическое состояние, индивидуальных особенностей, времени суток и т.п.
Внимание – выделение, выбор актуальных, личносто значимых сигналов. Внимание это глубоко личностный процесс, за ним всегда стоят потребности мотивы цели устаноски в желаниях эмоциях и чувствах. Внимание является необходимым условием для выполнения любого действия. Отвлечение внимания приводит к разрушению деятельности.
Свойства внимания: - Устойчивость. - Концентрация. - Переключаемость. - Распределение. - Объём.
Концентрация – основная характеристика внимания, она определяет высокую интенсивность, поглощённость сознания субъекта объектом. Устойчивость внимания проявляется в способности в течении длительного времени сохранять внимание на каком-либо объекте, не отвлекаясь и не ослабляя его. Она определяется мотивацией, свойствами нервной системы, психическими состояниями, а также внешними обстоятельствами. Переключаемость– процесс преднамеренного перемещения внимания с одного объекта на другой. Оно проявляется в скорости, точности, полноте, с которой человек может переводить своё внимание с одного объекта на другой. Скорость переключения зависит от целого ряда условий: Она зависит от отношения субъекта к предшествующей и последующей деятельности. Если последняя более интересна, то переключение внимания осуществляется легко. Важную роль играет темперамент. У утомленного человека переключение внимания происходит замедленно. Объёмопределяется количеством объектов, которые человек может одновременно удерживать в зоне повышенного внимания. Средний объём внимания людей составляет 5-7 единиц. Однако, число находящихся в поле зрения объектов может осмысляться и быть значительно больше. Распределение –это способность человека одновременно выполнять несколько действий, рассредоточивая своё внимание между ними, способность контролировать несколько независимых объектов, не теряя ни одного из них из поля внимания. Зависит от психического и физического состояния человека.
Виды внимания:
- Непроизвольно внимание. - Произвольно внимание. - Послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, и может возникать под воздействием силы раздражителя, его новизны, контрастности, эмоциональной окраски, интереса к данному объекту. Произвольное внимание подчинено воле человека, это процесс удержания внимания на чём-либо или ком-либо и переключение его с одного объекта на другой, которое осуществляется преднамеренно. При этом человек ставит перед собой цель, использует специальные приёмы, и прилагает необходимые волевые усилия. Не врожденное, а социальное, в отличие от непроизвольного внимания. Возникает у детей на протяжении младшего школьного возраста. Оно более сложное по своей структур, чем непроизвольное. Не могут возникнуть у детей, которые воспитываются вне человеческого общества. Послепроизвольное вниманиевозникает в тот момент, когда первоначально не вызывающая непосредственного интереса деятельность, для выполнения которой было задействовано произвольное внимание, по мере углубления в неё захватывает и увлекает человека. Это внимание связано с сознательными задачами и целями.
В зависимости от направленности внимания: - Внешнее внимание. - Внутреннее внимание. Предметом внешнего внимания является окружающий мир человека, это природные созданные человеком объекты. Это внимание необходимо для выполнения предметно-практической деятельности и общения. Внутреннее внимание ориентировано на самого субъекта. Его содержание составляет образ «Я», т.е. всё то, что составляет психологическую сущность человека: потребности, убеждения, черты характера. По содержанию оно является психологическим. Впервые оно появляется у ребёнка в возрасте 2-х – 3-х лет и достигает зрелости к 15-18 годам. Оно актуализируется в жизненных ситуациях, когда для решения каких-либо жизненно важных задач необходимо принимать в расчёт самого себя (возможности, планы, черты характера и т.д.). Все виды внимания одинаково важны.
Лекция №2 Принципы социальной политики Признавая, что социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства, необходимо проанализировать, какие принципы большинство современных государств полагает в основу своей деятельности или хотя бы в основу своих политических деклараций. Центральным из них можно назвать принцип социальной справедливости. Социальная справедливость является общепризнанной ценностью современного демократического общественного сознания, закрепленной в основополагающих документах мирового сообщества наряду с миром и свободой. Однако провозглашение и признание принципа социальной справедливости еще не дает представлений о том, что входит в это многозначное понятие. Аристотель впервые проанализировал представляющееся неустранимым противоречие между двумя типами справедливости в социальном смысле: справедливость с точки зрения одинаковых возможностей, предоставляемых индивидам независимо от их индивидуальных и социальных различий, и справедливость как результат воздаяния за личный труд, за успех. Эти два варианта были названы уравнительным и распределительным типом справедливости. Каждый из них имеет в себе определенное рациональное содержание и те доводы в свою пользу, из-за которых уже две с половиной тысячи лет человечество обсуждает их в теории и пытается воплотить на практике, но не в состоянии сделать решающий выбор между ними. Уравнительный тип справедливости предоставляет людям одинаковые возможности, что, безусловно, оправдано в ситуации социального старта, в том случае, когда слабость одних индивидов, по сравнению с другими, является объективной. Однако, удовлетворяя основные потребности личностей на единообразном уровне, она снижает мотивацию к деятельности, обусловленную нуждой и неудовлетворенными потребностями, ослабляет побуждение к труду, творчеству, успеху. Распределительная справедливость воздает индивидам за успех, тем самым стимулируя их к еще большему приложению усилий. Но она ставит в ущемленное положение тех, кто не способен по каким-либо причинам к усиленной деятельности. Кроме того, наличие неблагополучных, социально ущербных индивидов и слоев вызывает моральный дискомфорт у представителей благополучных страт и представляет для них источник социальной напряженности. Как видно, общество не может ни утвердиться в каком-либо одном, наиболее удачном понимании социальной справедливости, ни отказаться от менее удачного. Выбор преобладающего варианта социальной политики зависит от социокультурного типа общества, традиций и обычаев страны или группы стран, уровня их социально-экономического и морально-психологического развития. Американский социолог Дж. Роулз сформулировал два принципа, которые позволяют, по его мнению, примирить противоречия социальной справедливости: принцип свободы, согласно которому любой человек должен иметь равный со всеми другими доступ ко всем свободам, и принцип различия, который допускает социально-экономическое неравенство, если оно идет на пользу наиболее обездоленным. Д. Смит в обоснование положений, почему справедливость не должна зависеть от стихии рыночных сил, указывает также на обусловленные географией возможности регионального неравенства, которые не могут быть ни устранены, ни обоснованы морально или социально. Однако теоретические представления и социальная практика большинства стран демонстрируют как бы постоянные колебания в рамках некоего континуума представлений о справедливости, приближаясь то к одному, то к другому полюсу. Следует признать, что в настоящих условиях принцип справедливости должен воплощать в себе оба начала — как уравнительное, так и распределительное. Признание социального типа государства влечет за собой признание равенства социальных прав всех его граждан, независимо от их индивидуальных или социальных особенностей. Государство, таким образом, гарантирует всем гражданам обеспечение некоего социального минимума, который выражается в минимальной оплате труда, минимальной (в том числе социальной) пенсии, адресной социальной помощи тем, чей душевой доход ниже прожиточного минимума, и т. п. В то же время активные, предприимчивые, социально сильные, способные индивиды должны иметь возможность получить социально одобряемыми способами больший объем благ и услуг за свой труд. Социальная политика государства должна быть направлена на создание условий для производительного и результативного труда. Как уже отмечалось, с принципом социальной справедливости неразрывен принцип индивидуальной ответственности. Он требует от индивида, семьи, малой группы шприложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения. При этом община (уровень муниципального самоуправления), регион или государство в целом должны лишь восполнять индивидам и семьям те виды или объемы помощи, которые они не могут обеспечить самостоятельно, помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивида или семьи, либо вмешиваться в чрезвычайных, кризисных ситуациях. Конечно, для кризисного российского социума каждая ситуация является в известной мере чрезвычайной, однако, к сожалению, начала социальной ответственности не слишком распространены в нашем обществе. Многолетнее существование государственного патернализма и всесторонней опеки, характерной для традиционного общества, привело к тому, что ряд индивидов пассивно ожидает поддержки от государства, не задумываясь о собственном вкладе в организацию своей судьбы и разрешение возникающих трудных жизненных ситуаций. Даже в тех случаях, когда индивиды или семьи могут самостоятельно разрешить свои проблемы или уменьшить их напряженность, они не прилагают к этому усилий. Кроме того, есть значительное количество индивидов, которые не способны к индивидуальной социальной ответственности из-за своих физических, психических или интеллектуальных дефектов, возрастных или иных особенностей. Поэтому нереалистично было бы предполагать, что в любом обозримом будущем социальная помощь будет сведена только к самопомощи и государство сможет снять с себя обязанность поддержки ряда своих граждан. Даже при максимальном развитии морально-психологических установок и социальных технологий самообеспечения, самопомощи, групповой и соседской взаимопомощи всегда останутся индивиды и семьи, которые не смогут выжить без последовательной социальной поддержки со стороны государства. Тем не менее, должна проводиться широкая организационная и воспитательная деятельность для того, чтобы сформировать в психике людей устойчивую направленность на индивидуальную социальную ответственность и создать юридические, экономические, организационные условия для ее реализации. В качестве следующего руководящего принципа социальной политики следует назвать социальную солидарность, которая заключается в том, что современное общество призвано встречать социальные затруднения как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от более сильных к менее сильным. Конечно, в первую очередь этот механизм заключается в перераспределении денежных средств через систему налогов и пособий. Однако, в то же время, этот процесс можно рассматривать также в качестве перераспределения социальных ресурсов: доступа к социальным коммуникациям, культуре, здоровью, образованию. Если каждый индивид будет пользоваться только теми социальными ресурсами, к которым он имеет доступ в силу своей физической или интеллектуальной полноценности, состояния здоровья, благоприятного социального положения, необременительной иждивенческой нагрузки, это означает, что достаточно значительная часть населения будет сегрегирована и ограничена в своих социальных правах. Это не просто задевает демократические установки современного общественного сознания, но также служит постоянной угрозой социальной безопасности. Достаточно давно замечено, что равный и справедливый доступ к социальным благам является наиболее действенной и прагматичной профилактикой социальной нестабильности и криминальной активности1. Поэтому, не имея возможности ликвидировать бедность, социальное государство и современное общество перераспределяют средства в пользу бедных. Следующим принципом социальной политики является принцип социального партнерства. В документах Международной организации труда, созданной в 1919 г., ныне — специализированного органа ООН, выработаны общие принципы социального партнерства, среди которых: · равноправие сторон на переговорах и при принятии решений; · равная для всех сторон обязательность исполнения договоренностей; · обязательная и равная ответственность сторон за выполнение · принятых обязательств; · принцип трипартизма, т. е. участия в переговорах трех сторон: государственной власти, работников и работодателей. Социальное партнерство — неотъемлемый институт устойчивого современного общества и демократического государства, он продуктивно действует в эффективно функционирующей экономике. Однако в российском кризисном социуме внедрение начал, предусмотренных этим принципом, признание всеми сторонами «правил игры», предусмотренных им, также способно смягчить социальную напряженность, послужить механизмом, который (в рамках своей компетенции) действительно способен сбалансировать противоречивые интересы различных социальных слоев и групп и государства, создать неразрушительные технологии разрешения кризисов и обеспечить поддержание социального развития. Принцип социальной компенсации призван обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом. Он предполагает создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания. Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни. Этот принцип предусматривает сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики. Среди других важных принципов социальной политики следует выделить принцип субсидарности (поддержки), который предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация принципа субсидиарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающие социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем самих граждан. Итак, мы видим, что принципы социальной политики в большинстве своем были выработаны в процессе организации развития общества и приобрели новое содержание в ходе разработки основ социального государства. Они, без сомнения, будут изменяться и в дальнейшем, однако, как можно предположить, их гуманистический фундамент останется неизменным.
Дата добавления: 2014-05-04; просмотров: 595; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |