Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 2. Становление философии, философская мысль Древнего Востока

Читайте также:
  1. II. Становление риторики в период Средневековья
  2. PR в России: становление и развитие. Роль связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике. Российский рынок PR услуг.
  3. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ДРЕВНЕГО РИМА.
  4. Взаимоотношения в социальной системе: системно-философская сущность и политико-идеологический смысл.
  5. Вопрос 1. Становление и основные черты средневековой философии. Апологетика и патристика
  6. Вопрос 4. Философская антропология
  7. Вопрос 4. Философские школы Древнего Китая
  8. Вопрос 7. Философская герменевтика
  9. Вопрос №29 Налоло, приостановление, истечение
  10. Восстановление народного хозяйства СССР.

Вопросы для обсуждения:

- Источники и концепции происхождения философии;

- Характеристика черт Западной и Восточной философской мысли;

- Древнеиндийская философская мысль. Общая характеристика,

философское наследие буддизма;

- Характеристика древнекитайской философской мысли: даосизм и

конфуцианство.

 

Контрольные вопросы:

- Раскройте содержание понятия предфилософия;

- Перечислите основные концепции происхождения философии;

- Назовите основные черты Западной философской мысли;

- Обозначьте особенности Восточной философской мысли;

- Назовите сборник произведений, являющихся важнейшим источником

древнеиндийской философской мысли;

- Какая часть вед является наиболее ценной для изучения индийской

философской мысли?

- Что означает понятие упанишады?

- Что означает понятия брахман и атман?

- Что означают понятия сансара, карма, майя?

- Какие древнеиндийские поэмы Вы знаете?

- Кто является основателем даосизма?

- Что означает понятие дао?

- Раскройте содержание понятия недеяния в даосизме;

- Охарактеризуйте понятие благородный муж в конфуцианстве;

- Что означают понятия инь и янь?

- Чем по Конфуцию благородный муж отличается от низкого человека?

- На каких столпах строится учение об обществе Конфуция?

 

Самостоятельная работа:

 

Ознакомьтесь с подборкой текстов:

 

I. Источники философии:

 

Аристотель: «…Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создается на основе удивительного). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это, а именно: когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя» (Цит. по: Радугин А.А. Хрестоматия по философии с. 16).

 

Г.В. Гегель: «Если ... для появления философии необходимо сознание свободы, то этот принцип должен лежать в основании характера народа, у которого философия получила начало. Народ, обладающий этим сознанием свободы, основывает свое существование на этом принципе, так как законодательство и все состояние народа имеет свое основание лишь в понятии, которое дух составляет о себе, в категориях, которыми он обладает. С практической стороны с этим связан расцвет действительной политической свободы;


последняя появляется лишь там, где самостоятельный индивидуум, как индивидуум, знает себя всеобщим и существенным, где он обладает бесконечной ценностью, или, иначе говоря, там, где субъект достиг сознания личности и, следовательно, хочет без дальнейшего быть признанным самим по себе. <...>

Вследствие этой общей связи политической свободы со свободой мысли философия выступает в истории лишь там и постольку, где и поскольку образуется свободный государственный строй <...> философия поэтому начинается лишь в греческом мире». ( Цит. по: Алексеев П.В. Хрестоматия по философии с. 50).

 

Х. Ортега-И-Гассет: «Философия есть беспредпосылочная наука. Я понимаю под таковой систему истин, построенную без допущения в качестве оснований каких бы то ни было положений, считавшихся доказанными вне системы.

Следовательно, не существует таких философских истин, которые не были бы обретены.

То есть философия является интеллектуальным законом для самой себя, является автономным знанием.

Это я называю принципом автономности – и он безущербно связывает нас со всем прошлым критицизма в философии; он ведет нас к великому инициатору современного мышления и определяет нас как позднейших внуков Декарта. Но ласки этих внуков опасны. На следующий день нам придется сводить счеты с нашими дедушками.

Философ начинает с освобождения своего духа от верований. С его преобразования в остров, необитаемый для иноземных истин. И затем он, заключенный на острове, приговаривает себя к методической робинзонаде.

Таков смысл методического сомнения, навеки положенного Декартом у рубежей философского познания.

Его (сомнения) смысл не ограничивается лишь подвешиванием всего, что на самом деле вызывает у нас сомнение (так каждодневно поступает всякий достойный), но еще того, в чем обычно не сомневаются, но в принципе-могут. Такое инструментальное техническое сомнение, являющееся скальпелем философа, имеет много более широкий радиус действий, чем обыденная подозрительность человека, ибо, оставляя сомнительное, оно доходит до вообще возможного быть подверженным сомнению. Потому-то Декарт и не называет свою знаменитую медитацию: “De ce quon revoque en doute” [О том, что вызывает сомнение],но “De ce quon peut revoque en doute” [О том, что может вызвать сомнение].

Здесь перед вами корень, характернейший аспект всякой философии: парадоксальность ее облика.

Всякая философия есть парадокс, она отдаляет себя от “естественно-очевидных истин”, которыми мы пользуемся в жизни, поскольку считаем теоретически сомнительными те элементарнейшие верования, которые в жизни не кажутся нам подозрительными.

Но после того, как, согласно принципу автономности, философ ограничивается теми немногочисленными истинами, в которых даже теоретически нельзя усомниться, и которые, следовательно, сами себя доказывают и проверяют, он должен повернуться лицом к Вселенной и завоевать ее, охватить ее целостно. Эти точки-минимумы строгой истины должны быть гибко расширяющимися, дабы суметь охватить все, что есть. Наряду с этим аскетическим принципом складывания, которым является автономность, действует противоположный принцип напряжения: универсализм, интеллектуальное устремление к целому, то, что я называю пантономией.

Одного принципа автономности, являющегося негативным, статичным и осторожным, призывающим нас к осмотрительности, но не к действию, не ориентирующего нас и не направляющего в нашем пути, достаточно. Мало только не ошибаться: нужно попадать в цель, необходимо неустанно преследовать нашу проблему, и, поскольку она состоит в том, чтобы определять все или Универсум, каждое философское понятие должно будет возрастать в зависимости от всего, в отличие от понятий частных дисциплин, которые определяются тем, чем является часть, как изолированная часть или полное “целое”.» ( Цит. по: Радугин А.А. Хрестоматия по философии с. 31-32).

 

Ж. Лакруа: «Всякая философия рождается от беспокойства, которое пытается преодолеть мыслитель, никогда полностью не достигая этой цели. Ее можно рассматривать как психоанализ в двойном смысле, а именно как анализ и лечение. Ее побудительный мотив – это устремленность к внешнему и внутреннему миру. Она отказывается от насилия, поскольку мир – это обмен словами, а насилие разрешается в спорах. Но такая гармония никогда не выступает в качестве отправной точки. Отсюда следует та ностальгия, которая ощущается как неудовлетворенное беспокойство. Философия – это ностальгия вдохновенного бытия о самом себе, говорил Новалис. И представляется, что невозможно лучше раскрыть ее сущность. Эта же идея довольно ясно присутствует и у Маркса: конечной целью Марксова мышления является стремление сделать мир человеческой обителью,где человек смог бы жить сам по себе.

Однако философия – это не только форма реализации беспокойства и ностальгии. Через философствование можно прийти к бытию, к Я. Философия это вопрошающее мышление. Но (64) постановка вопроса перед самим собой предполагает врожденную уверенность, предварительную очевидность… Философия – это возвышение личного существования до универсального разума. Гегель говорил, что сова Минервы вылетает ночью. Философия – это то, что пробуждается позже, после трудов и дней. Но если он пробуждается позже в качестве философа, то встает раньше в качестве человека. И в этом качестве он причастен ко всем проблемам других людей. Он размышляет о действиях людей и результатах этих действий, стремится сопоставить их друг с другом, поставить в отношение к целому. В результате он создает открытую систему…

Философия – это рефлексия, то есть мышление о мышлении. В определенном смысле философ не отличается от других как мыслитель. Каждый человек мыслит. Мышление необходимо человеку даже просто для того, чтобы пересечь улицу… Но философское мышление – это вторичное мышление, обращенное к первичному, существование которого оно предполагает» (Цит. по: Радугин А.А. Хрестоматия по философии с. 64-65).

 

Выполните задание: Выделите источники философии (можете дополнить их своими данными), систематизируйте их, обоснуйте характер выбранной Вами их систематизации.

 

II. Восточная философская мысль, на примере древнекитайской

философской мысли:

 

Конфуций:

А) «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и

не учиться – губительно»;

Б) «Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том,

что ты не знаешь людей»;

В) «Если благородный муж не ведет себя с достоинством, он не имеет

авторитета, и, хотя он и учится, его знания не прочны. Стремись к

преданности и искренности; не имей друзей, которые бы уступали

тебе [в моральном отношении]; совершив ошибку, не бойся ее

исправить… Правящий с помощью добродетели, подобен полярной

звезде, которая занимает свое место в окружении созвездий»;

Г) «Если руководить народом посредством законов и поддерживать

порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться

[от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить

народом посредством добродетели и поддерживать порядок при

помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится… Если вы

будете в общении с народом строги, то народ будет почтителен. Если

вы проявите сыновнюю почтительность к своим родителям и будете

милостивы [к народу], то народ будет предан. Если вы будете

выдвигать добродетельных людей и наставлять тех, кто не может быть

добродетельным, то парод будет старательным». (Лунь Юй

(Беседы и Суждения) [Электронный ресурс] URL:

http://bookz.ru/authors/konfucii/lun_-ui_016/1-lun_-ui_016.html )

 

Вопросы:

 

1. Дайте краткий комментарий каждому из этих пунктов;

2. Как Вы думаете, актуальны ли конфуцианские принципы организации

социальной жизни сегодня, свой ответ обоснуйте.

 

Лао Цзы: « ДАО, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя.Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей. Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао],а кто имеет страсти, видит только его в конечной форме.

Безымянное и обладающее именем одного и того же происхождения,

но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими.

Переход от одного глубочайшего к другому - дверь ко всему чудесному…

Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным,

появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добром,

возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом. Поэтому совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя учение, не прибегает к словам; вызывая изменения вещей, [он] не осуществляет их сам; создавая, не обладает [тем, что создано]; приводя в движение, не прилагает к этому усилий; успешно завершая [что-либо], не гордится. Поскольку он не гордится, его заслуги не могут быть отброшены. Дао пусто, но в применении неисчерпаемо. О, глубочайшее! Оно кажется праотцом всех вещей.

Если притупить его проницательность, освободить его от беспорядка,

умерить его блеск, уподобь его пылинке, то оно будет казаться ясно

существующим. Я не знаю, чье оно порождение, [я лишь знаю, что] оно

предшествует небесному владыке.

Превращения невидимого [Дао?] бесконечны. [Дао] - глубочайшие врата

рождения. Глубочайшие врата рождения - корень неба и земли. [Оно]

существует [вечно] подобно нескончаемой нити, и его действие неисчерпаемо. Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется [с ними]. Она находится там, где люди не желали бы быть. Поэтому она похожа на дао.

[Человек, обладающий высшей добродетелью, так же, как и вода], должен селиться ближе к земле; его сердце должно следовать внутренним

побуждениям; в отношениях с людьми он должен быть дружелюбным; в словах должен быть искренним; в управлении [страной] должен быть последовательным;

в делах должен исходить из возможностей; в действиях должен учитывать

время. Поскольку [он], так же как и вода, не борется с вещами,

[он] не совершает ошибок…

Лучше ничего не делать, чем стремиться к тому, чтобы что-либо

наполнить. Если [чем-либо] острым [все время] пользоваться, оно не сможет долго сохранить свою [остроту]. Если зал наполнен золотом и яшмой, то никто не в силах их уберечь. Если богатые и знатные проявляют кичливость,

они сами навлекают на себя беду.

Когда дело завершено, человек [должен] устраниться. В этом закон

небесного [дао]. Слава и позор подобны страху. Знатность подобна великому несчастью в жизни. Что значит, слава и позор подобны страху? Это значит, что нижестоящие люди приобретают славу со страхом и теряют ее также со страхом.

Что значит, знатность подобна великому несчастью в жизни? Это значит, что я имею великое несчастье, потому что я [дорожу] самим собой. Когда я не будудорожить самим собою, тогда у меня не будет и несчастья. Поэтому знатный, самоотверженно служа людям, может жить среди них. Гуманный, самоотверженно служа людям, может находиться среди них.

Нужно сделать [свое сердце] предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение. [В мире] - большое разнообразие вещей, но [все они] возвращаются к своему началу. Возвращение к началу называется покоем, а покой называется возвращением к сущности. Возвращение к сущности называется постоянством. Знание постоянства называется [достижением] ясности, а незнание постоянства приводит к беспорядку и [в результате] к злу. Знающий постоянство становится совершенным; тот, кто достиг совершенства, становится справедливым; тот, кто обрел справедливость,

становится государем. Тот, кто становится государем, следует небу. Тот,

кто следует небу, следует дао. Тот, кто следует дао, вечен, и до конца

жизни такой государь не будет подвергаться опасности.

Когда устранили великое дао, появились "человеколюбие" и

"справедливость". Когда появилось мудрствование, возникло и великое

лицемерие. Когда шесть родственников(*) в раздоре, тогда появляются

"сыновняя почтительность" и "отцовская любовь". Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются и "верные слуги".(**)

-------------

(*) Шесть родственников - отец, мать, старший и младший братья, муж, жена.

(**) Честные и преданные государственные деятели.

 

Когда будут устранены мудрствование и ученость, народ будет счастливее во сто крат; когда будут устранены человеколюбие и "справедливость", народ возвратится к сыновней почтительности и отцовской любви; когда будут уничтожены хитрость и нажива, исчезнут воры и разбойники. Все эти три вещи [происходят] от недостатка знаний. Просто нужно указывать людям, что они должны быть простыми и скромными, уменьшать личные [желания] и освобождаться от страстей.

В древности говорили: "Ущербное становится совершенным, кривое -

прямым, пустое - наполненным, ветхое сменяется новым. Стремясь к малому, достигаешь многого; стремление получить многое ведет к заблуждениям".

Поэтому совершенномудрый внемлет этому поучению, коему необходимо

следовать в Поднебесной! Совершенномудрый исходит не только из того, что сам видит, поэтому может видеть ясно; он не считает правым только себя, поэтому может обладать истинной; он не прославляет себя, поэтому имеет заслуженную славу; он не возвышает себя, поэтому он старший среди других. Он ничему не противоборствует, поэтому он непобедим в Поднебесной. Слова древних:"Ущербное становится совершенным..." - разве это пустые слова? Они действительно указывают человеку путь к [истинному] совершенству.

Нужно меньше говорить, следовать естественности. Быстрый ветер не

продолжается все утро, сильный дождь не продержится весь день. Кто делает все это? Небо и Земля. Даже Небо и Земля не могут сделать что-нибудь долговечным, тем более человек. Поэтому он служит дао. Тот, кто [служит] дао, тот тождествен дао. Тот, кто [служит] дэ, тот тождественен дэ. Тот, кто теряет, тождествен потере. Тот, кто теряет дао, приобретает дао. Тот, кто тождествен дэ, приобретат дэ. Тот, кто тождествен потере,

приобретает потерянное. Только сомнения порождают неверие.

Кто поднялся на цыпочки, не может [долго] стоять. Кто делает большие

шаги, не может [долго] идти. Кто сам себя выставляет на свет, тот не

блестит. Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы. Кто нападает,

тот не достигает успеха. Кто сам себя возвышает, не может стать старшим

среди других. Если исходить из дао, все это называется лишним желанием

и бесполезным поведением. Таких ненавидят все существа. Поэтому

человек, обладающий дао, этого не делает». (Лао Цзы. Дао дэ Цзин Ян

Хин-шун. "Древнекитайский философ Лао-Цзы и его учение".

Москва,1950., Ян Хин-шун. "ДАО ДЭ ЦЗИН" в двухтомнике

"Древнекитайская философия". М., "Мысль", 1972. [Электронный ресурс]

URL: http://lib.ru/POECHIN/lao1.txt).

 

Основываясь на данном фрагменте Дао Дэ Цзин, ответьте на следующие вопросы:

 

1. Охарактеризуйте этический идеал человека в даосизме;

2. Как Вы считаете, в чем заключается различие моделей даоского и конфуцианского человека, свой ответ обоснуйте.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | Тема 3. Античная философия

Дата добавления: 2014-05-05; просмотров: 595; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.008 сек.