Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Вариации soprano ostinato

Читайте также:
  1. Вопрос 5. Показатели вариации
  2. Глава 7. Показатели вариации в статистике
  3. Двойные вариации.
  4. Коэффициент вариации
  5. Методы, основанные на общей вариации
  6. Показатели вариации
  7. Показатели вариации.
  8. Статистическое изучение вариации
  9. Тема 6. Средние величины и показатели вариации

В XIX веке, параллельно с возникновением свободных вариаций, складываются вариации soprano ostinato. В них мелодия темы повторяется точно, а сопровождение к ней подвергается непрерывным изменениям в фактурном и гармоническом отношении.

Для анализа:

На уроке:

Basso ostonato:

1) Букстехуде. Пассакалья d-moll для органа.

2) Букстехуде. Чакона c-moll для органа.

Строгие вариации:

1) Бетховен. «Аппассионата» - II часть.

Свободные вариации:

1) Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини.

Soprano ostinato:

1) Шостакович. Седьмая симфония – «Эпизод нашествия» из разработки I части.

Двойные вариации:

1) Бетховен. Пятая симфония – II часть.

Домашнее задание:

Basso ostinato:

1) Брамс. Четвертая симфония, IV часть.

2) Бах. Месса h-moll – Сrucifixus.

Строгие вариации:

1) Моцарт. Соната A-dur, I часть.

Soprano ostinato:

1) Григ. «Пер Гюнт» - «В пещере горного короля».

Двойные вариации:

1) Глинка. «Камаринская».

Лекция 17. Старинные формы.

Старинная двухчастная форма.

Двухчастная форма конца XVII – первой половины XVIII веков большей частью значительно отличается от позднейшей двухчастной формы и называется старинной двухчастной формой. Ее главное отличие от позднейшей формы заключается, прежде всего, в пропорциях. Вторая часть примерно вдвое или втрое длиннее первой и относительно сложна во внутреннем строении. Каждая часть обычно повторяется.

Первая часть однородна по рисунку. В одних случаях это период из двух тематически сходных предложений; в других – период из трех предложений. Это чаще всего наблюдается в танцах. В произведениях, в которых сказывается влияние полифонической мелодики и фактуры в качестве первой части встречается период типа развертывания, который обычно не делится на предложения. В начале периодов этого типа дается относительно короткое ядро темы, за которым следует секвентное или секвенцеобразное развитие. Со стороны гармонии существенно тональное строение. Первая часть всегда начинается в главной тональности, и оканчивается полной каденцией в тональности подчиненной.

Вторая часть в тематическом отношении не вносит ничего нового, так как целиком основывается на тематизме первой части. Со стороны гармонии вторая часть имеет ряд характерных черт:

1) Она отталкивается от той тональности или аккорда, которым окончилась первая часть, заканчивается в главной тональности;

2) Вторая часть гораздо подвижнее первой в модуляционном отношении.

Для второй части типично превышение длины первой части.

Старинная сонатная форма.

Между старинной двухчастной и старинной сонатной формами много общего:

1) Они обе двухчастны;

2) Первая часть в них движется от тоники к неустойчивости, а вторая часть – от неустойчивости к тонике, благодаря чему получается общая вопросо-ответная структура с отдельным повторением каждой части.

Экспозиция старосонатной формы в основных чертах содержит в себе элементы будущей зрелой формы.

Главная партия, часто очень подвижная, - относительно небольшое построение (8 – 16 тактов).

Связующая партия тематически мало отличается от главной.

Побочная партия мало контрастирует с главной или даже основана на ее материале.

Заключительная партия, как правило, мала и содержит в себе ряд коротких дополнений в тональности побочной партии.

Вторая часть старосонатной формы начинается измененным проведением материала главной партии. Ее материал обычно проводится частями (своеобразная разработка).

Реприза дается побочной и заключительной партиями.

Таким образом, во второй части объединяются черты разработочности и репризы.

Кода в старосонатной форме отсутствует.

 

Для анализа:

На уроке:

1) Бах. «Французская сюита» №4 Es-dur, гавот.

2) Бах. Двухголосная инвенция C-dur.

Домашнее задание:

1) Бах. «ХТК» (II том) – прелюдия f-moll.

2) Бах. «Итальянский концерт», I часть.

Лекция 18. Сонатная форма.

Сонатной называется форма, основанная на противопоставлении двух тем, которые при первом изложении контрастируют и тематически и тонально, а после разработки повторяются обе в главной тональности.

В своем полном виде сонатная форма имеет три основных раздела: экспозицию, среднюю часть (обычно представляющую собой разработку) и репризу. Иногда ей предшествует вступление, заканчивается она обычно кодой. Экспозиция классической сонатной формы, как правило, повторяется.

Экспозиция.

Первая часть сонатной формы, посвященная изложению противопоставляемых тем, называется экспозицией.

Ее составные части: главная партия (первая тема); связующая партия; побочная партия (вторая тема) и заключительная партия.

Главная партия в экспозиции посвящена изложению первой темы. Ее основной характер определяется уже самым началом. Дальнейшее развитие тематизма главной партии может быть основано целиком или в большей части на мотивах начала. В таком случае главная партия называется однородной. В то же время существуют и такие главные партии, в которые вводится более или менее новый тематический элемент, контрастирующий с ее началом. Главные партии этого рода называются контрастными.

С гармонической стороны, наиболее существенно окончание главной партии. Оно может иметь полную каденцию в главной тональности, благодаря чему главная партия делается замкнутой. Существуют и разомкнутые главные партии. Они чаще заканчиваются половинной каденцией на доминанте главной тональности или модулируют в доминантовую тональность.

По своему строению главная партия чаще всего представляет собой период. Иногда главная партия имеет простую трехчастную форму. К главной партии может быть присоединено дополнение.

Связующая партия – построение, расположенное между двумя основными темами. Ее основное назначение – связать эти темы плавным переходом. Тематическое содержание связующей партии бывает различным:

1) Связующая партия часто основана на тематическом материале главной;

2) Связующая партия может быть основана на новой теме, особенно если главная партия имеет замкнутое строение;

3) В связующей партии встречается тематическая подготовка побочной, в виде постепенного введения ее отдельных интонаций.

В гармоническом плане роль связующей партии – модулирование из основной тональности в тональность побочной партии. Таким образом, связующая партия разделяется на три этапа:

1) Дополнение или ряд дополнений к тонике главной партии;

2) Собственно переход к побочной партии;

3) Предыкт к побочной партии на доминанте ее тональности.

Со стороны строения для связующей партии характерно отсутствие периодов.

Изредка связующая партия вовсе отсутствует.

Побочная партия – отдел экспозиции, посвященный изложению новой темы (или тем), противополагаемой главной партии. Тематически она контрастирует обычно главной. Побочная партия в экспозиции обычно протекает в подчиненной тональности:

1) В мажорных произведениях – наиболее обычна тональность мажорной доминанты; на втором месте – тональность третьей ступени; редко выбирается тональность шестой ступени;

2) В минорных произведениях для побочной партии типичнее всего тональность третьей ступени; минорной доминанты, иногда – мажорной доминанты.

Для окончания побочной партии характерна полная каденция в ее основной тональности.

Со стороны строения побочная партия обычно очень развита. В простейших случаях иона представляет собой период. Типична двух- или трехчастная форма.

К побочной партии примыкает последний раздел экспозиции – заключительная партия.

С тематической стороны заключительная партия несколько контрастирует с побочной. Способы контрастирования:

1) Заключительная партия строится из материала главной партии;

2) Заключительная партия строится из материала связующей партии;

3) В заключительной партии образуется синтез разных тем экспозиции.

Иногда заключительная партия строится на основе материала побочной партии.

В гармоническом плане:

1) Заключительная партия, как правило, протекает в той подчиненной тональности, в которой окончилась полной каденцией побочная партия;

2) Свойственно повторное кадансирование на тонике, достигнутой в конце побочной партии.

По структуре в заключительной партии частей не меньше, чем две (ряд коротких дополнений или период из двух предложений).

Изредка заключительная партия отсутствует.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Рондо эпохи классицизма | Разработка

Дата добавления: 2014-05-20; просмотров: 812; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.