Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Канонический тип деятельности и его особенности

Читайте также:
  1. IV. Государственное регулирование страховой деятельности.
  2. V. Развитие игровой деятельности
  3. VII. Организация служебной деятельности и порядок действий наряда вневедомственной охраны полиции, назначенного для выполнения задач по охране имущества при его транспортировке
  4. Активизация деятельности учащихся на уроке физической культуры
  5. Алгоритм анализа профессиональной деятельности
  6. Анализ гендерных, этнических, возрастных и характерологических особенностей туристов в анимационной деятельности
  7. Анализ основной производственной деятельности порта.
  8. Анализ продуктов деятельности (контент-анализ).
  9. Анализ продуктов деятельности обследуемого человека.
  10. Анимационный сервис: сущность и поле деятельности

На протяжении своей истории человечество занималось воспроизведением предметного окружения, рукотворной среды жизнедеятельности. Исходным, побудительным моментом деятельности было и остается наличие потребностей. При этом тип деятельности определяется уровнем развития общества. Многие тысячелетия (со времен Древнеегипетской цивилизации и до середины XVIII века) практически повсеместно основным было ремесленное производство. Оно характеризуется объединением в одном лице (небольшой группе лиц) творца, определявшего, что и в каком виде воспроизводить, и исполнителя, воплотившего замысел в материале.

При ремесленном воспроизводстве складывались и существовали продолжительное время каноны (эталоны) вещей. Согласно Большому энциклопедическому словарю: «Канон – норма, правило, свод положений, имеющих догматический характер». Вплоть до XIX века это понятие относилось не только к ремесленному производству, но образу жизни вообще.

Каноны предметной культуры Древнего мира и европейского средневековья охватывали широкий круг понятий, включая способы деятельности, материал, формы, размеры, качество её конечного продукта. В них кристаллизовался опыт многих поколений по созданию и использованию разнообразных предметов. Для ремесленного производства канон – это и образец конечного продукта, и «стандарт» на материалы, и правила работы (технология), и эстетическая мера, пронизывающая все аспекты создания вещи.

Сам канон – конкретно не кем не разрабатывался и не назначался ремесленнику в качестве цели и образца. Он существовал в культуре и выполнял свою культурную функцию нормирования и регулирования деятельности производителя и потребителя. Его формирование было делом истории. Наличие канонов избавляло ремесленников от необходимости изучать свойства вещи, потребности людей, что не способствовало возникновению и развитию проектных исследований.

Каноническая система производства несла несколько функций:

- нормирования;

-регулирования;

-продуцирования;

-репродукцирования;

Наиболее ярко функции – регулирования и нормирования воплотилось в деятельности средневековых ремесленных гильдий и производственных цехов-объединений мастеров одного направления. С глубокой древности в городах люди селились компактно в соответствии с тем производством, в котором они участвовали. В городах существовали кварталы гончаров, кожевников, ткачей, стеклодувов, кузнецов и т.д. В средневековье это стало нормой, в таких районах складывались органы самоуправления – цеха. Они распределяли заказы и рынки сбыта, используемое сырье и материалы, устанавливали и контролировали качество продукции. Они так же регулировали количество мастеров и учеников (подмастерьев) у каждого мастера, а так же наемных рабочих. Мастер не мог без разрешения цеха увеличивать свою мастерскую, приобретать новые станки и приспособления, в то же время цех, в тяжелые времена, помогал мастеру не только выжить, но и восстановить потерянное производство.

В канонической системе основной являлась функция продуцирования – реализация и развитие культурного образца в ремесленном продукте. Культурный образец включал способы деятельности, материал, форму, размеры, качество её конечного продукта. Типичным примером культурного образца являются древнегреческие вазы периода классики, которые демонстрируют материал, высокие технологические приемы, пропорциональность формы, геометрические размеры, способы декорирования и т.д. Культурный образец никогда не описывался и не зарисовывался, его тщательно хранили и непосредственно передавали из рук в руки. Отсутствие записей было связано не только с полной безграмотностью, например в средневековье, но и желанием скрыть информацию, сохранить уникальность своего производства. В случае внезапной смерти мастера происходила потеря части накопленного опыта и последующие поколения могли еще достаточно много времени потратить на второе, а то и третье, «открытие велосипеда».

Не меньшее значение имела функция репродуцирования – воспроизводство продукта на основе культурного образца. Уровень профессионализма мастера определялся емкостью заключения, которое он формулировал при осмотре и изучении незнакомого образца изделия. Опытный мастер правильно определял назначение вещи, материал, технологию, время производства, достоинства и недостатки, особенности изготовления, страну, а возможно и изготовителя. Такой навык позволял мастерам восстанавливать некоторые технические и технологические «потери», а так же распространять секреты производства в другие страны.

Роль канона в процессе исторического развития двойственна. Будучи носителем традиций определенного художественного мышления и соответствующей художественной практики, канон выражает эстетический идеал той или иной эпохи, культуры, народа, художественного направления и т.п. В этом его продуктивная роль в истории культуры. Когда же со сменой культурно-исторических эпох меняется эстетический идеал и вся система художественного мышления, канон ушедшей эпохи становится тормозом в развитии искусства и производства, мешает ему адекватно выражать духовно-практическую ситуацию своего времени. В процессе культурно-исторического развития этот канон преодолевается новым творческим опытом, однако происходит это очень медленно.

Несмотря на все явно видимые недостатки канонического вида деятельности, он вовсе не исчерпал своих возможностей. Сегодня этим способом создают уникальные произведения декоративно-прикладного искусства. Приемы канонического вида деятельности позволяют произвести реконструкцию недостающих частей предмета, изготовить штучные изделия в частично сохранившиеся комплекты, скопировать и реставрировать старинные вещи и изделия.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Виды дизайна Архитектурный дизайн | Прототипный тип деятельности и его особенности

Дата добавления: 2014-05-20; просмотров: 1255; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.