Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Характеристики учебно-воспитательного процессаКомплексный подход к обучению. Важнейшим ориентиром для организации обучения является комплексный подход. Лишь в его рамках можно выполнить главное требование модернизации образования — добиться того, чтобы человек стал не просто носителем определенной суммы знаний, но прежде всего гармоничной личностью, компетентным специалистом, человеком с гражданской позицией и моралью. Комплексный подход предполагает единство всех видов обучения и воспитания, он призван обеспечить формирование целостной, целеустремленной личности. В свою очередь, данный под- ход, осуществляемый в практике обучения и воспитания, должен быть научно обоснован с позиций целостности и системности. Неслучайно понятия «комплексность», «целостность» и «системность» тесно взаимосвязаны, что находит отражение в научной литературе. Чтобы внести ясность в трактовку содержания этих трех понятий с учетом общего и различного в них, по-видимому, необходима дальнейшая работа методологического характера. Однако, исходя из реального контекста, в котором они употребляются в дидактике и методике, можно обозначить их соотнесенность с точки зрения задач организации учебно-воспитательного процесса и его обоснования. Комплексный подход — это подход к организации практики обучения и воспитания. Чтобы он был по-настоящему научно обоснованным, необходимо рассматривать практику обучения с позиций целостности и системности. В результате применения комплексного подхода должно быть обеспечено на практике единство всех составных частей воспитания и тем самым всестороннее развитие воспитанника, преодоление односторонности в воспитательной работе. Именно так трактовал комплексный подход Ю. К. Бабанский, который отмечал три функции комплексного подхода — целостное решение всех задач воспитания, повышение эффективности воспитательного процесса, оптимизацию воспитания — и рассматривал методику осуществления комплексного подхода к воспитанию как создание условий для успешного применения этого подхода на практике, как комплексный подход в планировании практической воспитательной работы и т. п. Целостность — понятие общефилософского порядка, обозначающее отдифференцированность объекта от среды и его внутреннее единство, а также сам объект, обладающий такими свойствами. Говоря о целостности учебно-воспитательного процесса, мы, во-первых, выделяем этот процесс из других, делая его объектом анализа; а во-вторых, указываем на наличие внутри объекта — учебно-воспитательного процесса — частей, составляющих единство, в первую очередь — единство обучения и воспитания. Существует также системный подход. Он раскрывает единство через анализ частей, элементов, из которых оно состоит (состава нашего объекта), связей между его элементами (структуры) и функций, которые они выполняют в данной системе отношений. Например, если мы говорим об обучении и воспитании как об элементах системы, в которой они составляют единство, необходимо раскрыть механизм их взаимосвязи, а также выявить назначение каждого из них в учебно-воспитательном процессе. В свою очередь, как обучение, так и воспитание можно рассматривать как подсистемы учебно-воспитательного процесса. Данные различия позволяют обозначить общую стратегию исследования нашей проблемы: анализ относящегося к ней круга вопросов с позиций целостности путем применения системного подхода дает возможность использования комплексного подхода для реализации единства обучения и воспитания на практике в соответствии с результатами такого исследования и тем самым реализовать принцип целостности в педагогической практике. Парадокс целостности. Целостность, характеризующая внутреннее единство объекта, его автономность,— объективное свойство предметов внешнего мира. Целостные объекты существуют на всех уровнях организации материи. Однако, как отмечают философы, целостность не является свойством, постоянно присущим тому или иному предмету или процессу. Целостность может возникнуть на одном этапе развития предмета и исчезнуть на другом. Это положение существенно. Именно в педагогических науках необходимо учитывать, что целостность (процессов, видов деятельности, формируемых качеств личности) не дана изначально. Принцип целостности реализуется в определении соотношения знаний, умений и навыков, в согласовании процессов обучения и развития, в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения. Необходимость рассмотрения учебно-воспитательного процесса как целостности определяется не только непосредственной практической задачей комплексной организации этого процесса, но также и познавательной ситуацией в дидактике и методике. Ситуация, на базе которой производится изучение целостного объекта, характеризуется тем, что уже имеется некоторая совокупность знаний о нем. Однако этих знаний оказывается недостаточно, чтобы отобразить присущие данному целому закономерности. Намечается разрыв между тем, что уже познано, и тем, что еще не познано. По-видимому, мы имеем дело именно с такой ситуацией. Накоплено большое количество данных, не выстроенных, однако, в строгую систему, которая приводила бы эмпирическое многообразие фактов к их теоретическому единству. В полной мере в данной области проявляется парадокс целостности: целостность может быть описана исчерпывающим образом после того, как изучены составляющие ее части, а каждая из этих частей может быть изучена по-настоящему лишь с позиций представления о целостности. Это противоречие преодолевается следующим образом. Мысль движется как от целого к частям, составляющим единство, так и от частей, хотя бы и недостаточно изученных, к целому. Имеющуюся к настоящему времени совокупность разнохарактерных и разноуровневых описаний различных компонентов учебно-воспитательного процесса теперь можно и нужно рассмотреть с позиций целостности этого процесса, чтобы разработать теоретически Q1 обоснованное и, главное, однозначное представление о каждом таком компоненте (об обучении и воспитании в первую очередь). Итак, комплексный подход к учебно-воспитательному процессу предполагает рассмотрение его как целостности в рамках дидактики и методики обучения. В свою очередь, необходимо разобраться в специфике каждой из частей, составляющих внутреннее единство этого процесса: воспитания и обучения. Задача осложняется тем, что категория воспитания не имеет строго однозначного определения, и употребление данного термина в педагогических трудах авторы вынуждены сопровождать оговоркой, в каком смысле он используется: имеется ли в виду воспитание в широком, узком или в каком-либо еще смысле. Жизнеориентированность учебно-воспитательного процесса. При всем многообразии дефиниций воспитание в условиях школы можно определить с общепедагогических позиций как целенаправленную, специально проектируемую и организуемую деятельность по «включению» подрастающих поколений в жизнь. Определять воспитание как «подготовку подрастающего поколения к жизни», как это делают некоторые авторы, было бы недостаточно. Это осуществляется в процессе обучения. Образование — это целостность, объединяющая жизнь с подготовкой к ней. Воспитанник, находясь внутри специально организуемой педагогической системы, не только готовится к жизни, а уже живет. К сожалению, в педагогических публикациях иногда допускается смешение разноуровневых понятий, ведущее к беспредметным спорам. Незаметно для самих авторов в таких публикациях становятся взаимозаменяемыми понятия «обучение», «школа как социокультурный институт» и «школа как конкретное, отдельно взятое учебно-воспитательное учреждение». Вряд ли можно отрицать, что общая социальная цель школьного обучения — подготовка к жизни, иначе школа вообще была бы не нужна. Школа как носитель определенной педагогической системы и жизнь образуют единство, сущность которого была рассмотрена немецким педагогом Л. Клингбергом. Он выделяет антиномию: «в школе не должно быть принципиально иначе, чем в жизни» — «школа есть школа, а жизнь есть жизнь» — и решает ее так: для того чтобы выполнить свою особую функцию, школа не должна «растворяться» в общественной жизни, хотя в школе не должно быть принципиально иначе, чем в жизни. Школа и обучение в контексте общественно-педагогических функций нуждаются в собственных формах и структурах организации. Обучение — в чем-то искусственный, планируемый общественный процесс. Когда обучение становится в теории идеальным объектом дидактического анализа, воспитание может рассматриваться как аспект обучения. В этом случае можно утверждать, что обучение воспитывает. С более широкой, общепедагогической позиции вос- питание, оставаясь одной из функций обучения, выносится за его пределы как особый вид деятельности воспитания в узком смысле — как «воспитательная работа», в ходе которой применяются особые методы воспитания. С этой точки зрения становится очевидным различие понятий «воспитание» и «воспитательная функция обучения». Этим обусловлено различие методов обучения как средства подготовки к жизни и методов воспитания, непосредственно «вводящих» воспитанника в жизнь. Неслучайно методы формирования и стимулирования общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение, создание воспитывающих ситуаций, соревнование, поощрение, наказание) относятся к числу методов воспитания, а не обучения. - Принципы опоры на положительное в человеке, единства педагогических требований школы, семьи и общественности являются основой воспитательной работы. Целенаправленное формирование, например, классного коллектива — обширный участок воспитательной работы, по отношению к которой передача элементов социального опыта выступает не как самоцель, а лишь как средство. Единство обучения и воспитания в ходе приобщения воспитанников к жизни реализуется через различия. Обучение не изолировано от «включения» воспитанника в жизнь, оно развертывается на том участке учебно-воспитательного процесса, где доминирует подготовка к жизни. В свою очередь, воспитание — это такое «включение» в жизнь, которое служит естественным продолжением подготовки, но в этом случае доминантой, главной целью является именно включение. Реализуя воспитательную функцию обучения, педагог формирует у школьника заранее предвидимое им личностное отношение к усваиваемому содержанию. Однако применение только методов обучения недостаточно для реализации, например, принципа единства сознания и поведения в различных жизненных ситуациях. Нужно различать момент организации поведения в процессе обучения и момент обучения в организации поведения. Усвоение социального опыта — предпосылка к приобщению к жизни, его непременное условие. Всегда ли обучение воспитывает? Воспитание не должно пониматься как совокупность всех вообще, организованных и неорганизованных, действий, ведущих к возникновению у человека как положительных, так и отрицательных черт характера. Не следует думать, что воспитательная функция обучения проявляется «автоматически», как только начинается обучение. В теоретических педагогических трудах и пособиях можно встретить утверждение, что единство обучения и воспитания — явление объективное, что обучение не может не воспитывать определенных взглядов, отношений, качеств личности. С этим мнением можно согласиться лишь с одной весьма существенной оговоркой: обучение не может не порождать у обучаемого определенных отношений и качеств личности. Весь вопрос в том, какие это отношения, качества личности, чем они определяются и в связи с этим как понимается воспитание — как специально организованная деятельность или как любая деятельность, в ходе которой формируется личность. Если мы не организуем обучение специально для получения заранее предусмотренного воспитательного результата, мы рискуем получить непредвиденные, «побочные» и не всегда положительные результаты. Можно, например, так построить обучение, что оно будет интенсивным, даже развивающим, но формирующим «чистого» интеллектуала, равнодушного к своим товарищам, не принимающего участия в общественной жизни, сосредоточенного лишь на своих успехах в учебе. Вряд ли можно будет назвать такого школьника нравственно воспитанным. Отсюда следует, что не всякая обученность влечет за собой воспитанность и обучить человека не означает сделать его гражданином. Роль целеполагания воспитания в обучении. Распространенный недостаток многих педагогических рассуждений— неполнота и неясность отражения в них момента целеполагания. Между тем все в педагогике определяется в первую очередь целью. Когда мы говорим, например, о единстве содержания и процесса, имеется в виду следующая логика порождения и осуществления этого единства: осознанная социумом цель — ее педагогическое воплощение в составе (элементах) содержания — включение содержания в процесс (т.е. педагогическая интерпретация цели). Исследовать что-либо связанное с формированием личности безотносительно к направленности на определенную цель — значит лишать рассматриваемое явление педагогического содержания. Если формирование личности выступает как «побочный», стихийный процесс, оно не имеет педагогического содержания и не может быть синонимом слова «воспитание». Таким образом, обучение может порождать какие-либо качества личности, но не воспитывать, если мы не организуем его так, чтобы оно было направлено на получение воспитательного эффекта, заданного как цель. На этой основе можно определенно и однозначно решить вопрос о приемлемости термина «воспитывающее обучение» и его определении. Если мы целенаправленно придаем обучению воспитательную функцию, т.е. предусматриваем нечто большее, чем формирование интеллектуальной стороны личности, может повыситься лишь удельный вес воспитания в педагогическом процессе. Другое дело, если бы мы считали, что воспитывающее обучение, реализующее наряду с информационной и развивающей еще и воспитательную функцию, покрывает собой все воспитание, решает все без исключения воспитательные задачи. Такая ал позиция была бы неприемлемой. К реализации воспитательной функции обучения, как было показано выше, воспитание сводиться не должно. Важно ясно представлять разницу между всем воспитанием и его частью — воспитывающим обучением, которые соотносятся как общее и частное, и не допускать их отождествления. Воспитывающее обучение — это подготовка к жизни, а не «включение» в нее, это такое обучение, в котором акцент делается на формирование эмоционально-ценностных отношений. Принцип единства обучения и воспитания. Единство обучения и воспитания — это не закономерность и не закон, а принцип. В логическом смысле принцип — это центральное понятие, обобщающее и распространяющее какое-либо положение на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован. Также термин «принцип» обозначает этическую норму. В этом смысле по традиции и по существу он соответствует содержанию и задачам педагогических наук. Во-первых, дидактика и методики имеют дело с деятельностью. Они изучают особую область общественной деятельности, нацеленную на подготовку подрастающего поколения к личностной самореализации. Во-вторых, педагогические дисциплины должны давать в конечном счете нормативное знание, предписывать, как нужно строить, осуществлять и совершенствовать обучение и воспитание. Педагогические принципы — это принципы деятельности, представляющие собой наиболее общее нормативное знание. В более широком понимании педагогические принципы выступают в виде обобщений нормативного характера или общих регулятивов, предписаний к деятельности, распространяющихся на все явления данной области. Другая соотносимая с принципом категория — закон (закономерность). Она отражает объективные, существующие помимо нашей воли отношения и неадекватно характеризует соотношения обучения и воспитания, поскольку оказывается исключенным момент целеполагания и сознательного конструирования. Принцип единства обучения и воспитания не констатирует, что такое единство существует, а дает установку на то, что его необходимо осуществлять. Если обучение и воспитание различны (а это значит, что их единство должно быть специально организовано), то их правомерно рассматривать как относительно самостоятельные целостные объекты, которые лишь на основе такого рассмотрения можно будет в проекте и действительности наилучшим и целенаправленным образом объединить в более широкую целостность — в учебно-воспитательный процесс. В определенном смысле этот процесс можно рассматривать как процесс непрерывного слияния обучения и воспитания. При этом относительная автономность этих двух разделов педагогической деятельности обусловливает возмож- ность специального анализа каждого из них с обозначенных здесь позиций. Индивидуальная образовательная траектория. Личностная ориентация современного образования предполагает внимание к индивидуальности ученика. Индивидуальная образовательная траектория — это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика понимается совокупность его способностей: организаци-онно-деятельностных, познавательных, творческих, коммуникативных и иных. В личностно ориентированном учебно-воспитательном процессе принципиальным является следующее положение: любой ученик потенциально способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению. Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории во всех образовательных областях в том случае, если его научат: -определять смысл изучения учебных дисциплин; - ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела; - выбирать формы и темпы обучения; - применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; - анализировать полученные результаты; - осуществлять оценку и корректировку своей деятельности. что происходит в процессе обучения, выбирать материал изучаемых предметов, углублять его, определять темп обучения, по-своему воспринимать действительность. В качестве универсальных основ индивидуального образования могут использоваться структурно-логические схемы, алгоритмические предписания, обобщенные планы деятельности. Учитель может предлагать ученикам различные виды деятельности, как эмоционально-образные, так и логические, но, если подбирать приоритетные виды деятельности индивидуально для каждого ребенка, следует позволить детям самостоятельно выбирать их при изучении одних и тех же образовательных объектов. В данном случае будет обеспечена не одна общая образовательная траектория для всех учеников, различающаяся объемом усвоения стандартов, а индивидуальные траектории, приводящие учеников к созданию личностных образовательных продуктов. Даже при одинаковых знаниях об изучаемых объектах образовательные продукты разных учеников различны, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень их развития отличаются. Образовательные продукты учеников отличаются не только по объему, но и по содержанию. Это отличие обусловлено индивидуальными способностями и соответствующими им видами деятель- ности, применяемыми учащимися при изучении одного и того же фундаментального образовательного объекта. Так, эмоционально-образный подход к изучению в I классе понятия числа («оживление» чисел, сочинение сказок про них, рисование «геометрического сада», путешествие по «числограду») обеспечивает качественно иное содержание образовательного продукта ученика, чем решение им логических примеров и задач с числами. Индивидуализированное обучение предполагает последовательное прохождение следующих этапов учебной деятельности: -диагностики особенностей учащихся; - фиксирования фундаментальных образовательных объектов; - выстраивания личного к ним отношения со стороны каждого ученика; - одновременной реализации индивидуальных образовательных программ учеников; -демонстрации их образовательных продуктов; - рефлексии и оценки деятельности. Теории обучения и воспитания: у каждой свой взгляд. Наука, и в первую очередь теория, опосредуя действительность через свой предмет, определяет в объекте собственный аспект и в целях научного анализа выделяет в нем относительно самостоятельные части. Поэтому дидактика в соответствии со своей спецификой рассматривает в учебно-воспитательном процессе как объекте действительности то, что относится к обучению, не теряя при этом из виду и воспитательного аспекта. Иными словами, дидактика, сохраняя свою специфику, свой предмет, подходит к учебно-воспитательному процессу со стороны обучения. Что касается теории воспитания, то она подходит к тому же объекту со стороны воспитания. Возможность такого подхода определяется тем, что, как было показано выше, не всякая обучен-ность влечет за собой воспитанность и не всякое обучение является воспитывающим. Для того чтобы сделать его таким, необходимо на основе дидактического анализа обучения как целостного объекта разработать средства реализации его воспитательной функции, т.е. так построить содержание и систему методов обучения, чтобы они стали органической частью реального учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно выделить два аспекта единства обучения и воспитания — общепедагогический и дидактический, под углом зрения которых и рассматривается здесь учебно-воспитательный процесс. Общепедагогический аспект основан на наиболее общем представлении о воспитании как специально организуемой деятельности по приобщению человека к жизни общества, деятельности, состоящей из двух компонентов, или подсистем: подготовки воспитанника к жизни (обучения) и «включения» его в жизнь (воспитательной работы). Дидактический аспект связи обучения и воспитания проявляется в том, что само обучение, взятое как относительно самостоятельный вид педагогической деятельности, конструируется таким образом, что оно приобретает воспитательную функцию, реализуя которую, учитель формирует у учащихся личностные отношения. Однако с помощью только обучения, хотя бы и воспитывающего, нельзя решить всех проблем воспитания. Частные методики рассматривают обучение в аспекте конкретного учебного предмета или другой области приложения. Очевидно, что задачи обучения, как и задачи воспитания, получают на методическом уровне соответствующее преломление. Воспитывающая роль методики математики относится, например, к воспитанию логических черт ума, упорядоченности, системности, аккуратности. Методика обучения предметам художественного цикла направлена на воспитание душевного мира воспитанника, его образного видения, эмоциональных черт личности. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Каждый ли ученик, по вашему мнению, должен ограничиваться рамками проводимых в школе уроков? 2. Как вы относитесь к утверждению, что воспитание в основном происходит в семье? 3. Назовите главные особенности одновременной реализации индивидуальных траекторий учеников в обучении. 4. Возможно ли воспитание без обучения? 5. Можно ли одновременно обучать всех по-разному? Предложите свой вариант того, как это можно осуществить. Практикум 1. Проведите опрос или анкетирование учащихся с целью определения того, что для них наиболее значимо: обучение или воспитание. Для этого разработайте 2 —5 вопросов анкеты. Результаты исследования обработайте и оформите. Сформулируйте свои выводы и предложения. 2. Для организации процесса обучения «всех по-разному» необходимо наличие общих точек, относительно которых будет выстраиваться траектория обучения каждого ученика. Примером может служить следующий план изучения природных явлений, предложенный А.В.Усовой:
- внешние признаки явления; - условия, при которых оно протекает; - сущность явления, механизм его протекания (объяснение явления на основе современных научных теорий); - связь данного явления с другими; - количественные характеристики явления; - примеры использования явления на практике; - способы предупреждения вредного воздействия явления. Составьте предписание или обобщенный план деятельности по индивидуальному изучению школьниками исторического объекта. 3. Разработайте программу индивидуальных занятий с одним из учеников. Опирайтесь на проведенную вами диагностику его личностных качеств, учебных достижений и личных предпочтений. Попытайтесь реализовать одну из намеченных форм индивидуального занятия и проанализируйте полученные результаты. ЛИТЕРАТУРА Акимова М. К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. — М., 1992. Блохина Л.А. Методика воспитательной работы в современной школе. — М., 1997. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. заведений, слушателей ИПК и ФПК. — Ростов н/Д, 1999. Земцова А.В. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект): автореф. дис.... канд. пед. наук. — Волгоград, 1996. Ковалева Т. М. Идея тьюторства как идея работы с индивидуальной образовательной траекторией // Индивидуально-ориентированная педагогика: сб. науч. трудов по материалам 2-й Межрегиональной научной тьюторской конференции и региональных семинаров / отв. ред. А. О. Зот-кин, И. Д. Проскуровская. — М.; Томск, 1997. Новые ценности образования. Вып. 1—26 / ред. Н.Б.Крылова. — М., 1995-2006. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. — М., 2000. Хуторской А.В. Методика личностно ориентированного обучения: Как обучать всех по-разному: пособие для учителя. — М., 2005.
Дата добавления: 2014-06-19; просмотров: 1143; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |