Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Философские основания наукиФилософские основания науки включают в себя философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру соответствующей исторической эпохи. Научные знания в силу ряда причин могут не совпадать с нормами и представлениями о мире обыденного опыта. Философские основания науки направлены, прежде всего, на согласование научных представлений с господствующим в культуре определенной исторической эпохи мировоззрением. В рамках философских оснований науки можно выделить две подсистемы: 1) онтологическая подсистема (фундаментальные принципы и категории, служащие для понимания и познания исследуемых объектов; например, «вещь», «свойство», «отношение», «процесс», «состояние», «причинность», «необходимость», «случайность», «пространство», «время» и т.д.); 2) гносеологическая подсистема (принципы и категории, характеризующие познавательные процедуры и их результат; например, «истина», «метод», «знание», «объяснение», «доказательство», «теория», «факт» и т.д.). Обе подсистемы исторически изменчивы. Их развитие, с одной стороны, зависит от типа объектов, которые осваивает наука, с другой – от изменения норм исследования, необходимых для их изучения. Философские основания классической науки акцентировали онтологическую проблематику, а гносеологические категории развивали с позиций идеала истины как точной картины объекта, исключающей ссылки на субъект и операции его деятельности. Эти характеристики философских оснований были общими как для науки 17–18 вв., когда в ней доминировала механистическая картина мира, так и для классической науки 19 в., когда сформировалась дисциплинарная структура науки и философские основания стали гетерогенными (в физике и технических науках этой эпохи философия механицизма еще сохраняла свои позиции, в биологии и социальных науках она была вытеснена эволюционной парадигмой). В неклассической науке конца 19 – первой половины 20 вв. акцент был перенесен на гносеологическую проблематику, а новые смыслы онтологических категорий вводились с учетом трактовки познания как деятельности субъекта, от характера средств и операций которой зависят получаемые знания об объекте. В постнеклассической науке ее философские основания концентрируют внимание на проблематике социокультурной и мировоззренческой обусловленности познания. Под этим углом зрения разрабатываются смыслы онтологических и гносеологических категорий. Такая разработка определена доминирующими типами объектов исследования, которыми становятся сложные, исторически развивающиеся системы. Философские основания науки не следует отождествлять со всем массивом философского знания. Из всего поля философской проблематики наука использует лишь некоторые идеи и принципы (философия ведь рассматривает не только проблемы научного познания). Характерным в этом отношении примером может служить обоснование Фарадеем материального статуса электрических и магнитных полей ссылками на философский принцип единства материи и силы. Экспериментальные исследования Фарадея подтверждали идею, что электрические и магнитные силы передаются в пространстве не мгновенно по прямой, а по линиям различной конфигурации от точки к точке. Эти линии, заполняя пространство вокруг зарядов и источников магнетизма, воздействовали на заряженные тела, магниты и проводники. Но силы не могут существовать в отрыве от материи. Поэтому, подчеркивал Фарадей, линии сил нужно связать с материей и рассматривать их как особую субстанцию. В то же время и наука влияет на развитие философии, вносит свой вклад в философские основания. В те периоды, когда наука выходит на исследование принципиально новых областей, философия, аккумулировавшая прежний массив знаний, может тормозить развитие новых научных направлений. Формирование и трансформация философских оснований науки требует не только философской, но и специальной научной эрудиции исследователя (понимания им особенностей предмета соответствующей науки, ее традиций, ее образцов деятельности и т.п.). Оно осуществляется путем выборки и последующей адаптации идей, выработанных в философии, к потребностям определенной области научного познания, что приводит к конкретизации исходных философских идей, их уточнению. Весь этот комплекс исследований на стыке между философией и конкретной наукой осуществляется совместно философами и учеными-специалистами в данной науке. В настоящее время этот особый слой исследовательской деятельности обозначен как философия и методология науки.
Дата добавления: 2014-07-11; просмотров: 442; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |