Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Философия Средних веков. Своеобразие и принципы средневекового философствованияГраницы Средних веков. История термина «Средние века». Образы Средневековья в истории европейской культуры: от Ренессанса к романтизму. Школа «Анналов»: «другое» Средневековье. Наследие Средневековья и современность. Церковь и христианская религиозность. Города и городская культура. Этос средневекового бюргерства и становление капитализма (В. Зомбарт). Университеты. Интеллектуалы Средневековья: между Церковью и монархией, между папством и королевской властью. «Новые люди» (homines novi). Проблема периодизации средневековой философии. Основные этапы: апологетика, патристика, схоластика и их краткая характеристика. Философия и богословие. «Философия в вере». Античный космос и христианская идея творения ex nihilo. Творение как деяние (поступок). Теоцентризм: Бог как ipsum esse и «чистый акт бытия» (actus purus). Умосозерцание и сотериология. Богопознание как практика спасения и античная «забота о себе». Христианский персонализм: Бог и человек. Понятие persona в исторической ретроспективе. Антиномичность человеческой природы: образ Божий и грех Адама. Телеология истории: история как Богоявление. Эсхатология как вектор исторических трансформаций. Иерархия ens creatum: небесная, церковная и социальная. Universum Symbolicum: мир как символ. Творец in speculum mundi («зеркало мира»). Природа как Божественная книга. Традиция Слова (Argumentum ex Verbo). Библия как Божественное Слово. Книги в Средние века. Средневековая мысль: парадоксы веры и знания. Оппозиции веры и разума в библейских текстах. Гностицизм и манихейство. Путь знания («гнозиса»): пневматики. Христианская ортодоксия: приоритет веры. Вера как абсурд: Тертуллиан. Философия и Откровение: «Афины и Иерусалим». Спор мистиков и диалектиков. Петр Дамиани. Бернар Клервоский и Петр Абеляр. «Спекулятивное» направление: Августин (знание как «вознаграждение» веры), Ансельм Кентерберийский («верую, дабы уразуметь»). Аверроэс и парижские аверроисты: «двойственность» истины. Философия как «высшее благо». Боэций Дакийский: «там, где не хватает разума, пусть дополняет вера». Фома Аквинский: «гармония» веры и знания. Различение познавательных дискурсов. Аналогия сущих. Дунс Скот о соотношении теологии и метафизики. Концепция «однозначности». Уровни познания Откровения. Вера и знание в интерпретации Уильяма Оккама. Отрицание пути аналогий. Роtentia Dei absoluta и potentia Dei ordinata. Мартин Лютер о разделении языка теологии и языка философии. Патристика: становление догматического канона. Бог и человек в учении Аврелия Августина Вселенские Соборы и формирование символа веры. Догмат о Троице: каппадокийский синтез. Неоплатонизм и христианство. Василий Великий о миротворении: «Шестоднев». Зло и мир. Нравственный дискурс христианства: универсум как благо. Христианская антропология Григория Нисского. Человек и космос. Идея «теозиса» в византийской мысли: значение и основные концепции. Особенности мистики христианского богопознания: между светом и мраком. Симеон Новый Богослов. Опыты исихазма: Григорий Палама. Догмат о Троице в интерпретации латинских Отцов Церкви. Богословие Тертуллиана. Иларий Пиктавийский. Риторический подход Августина. Логическая концепция Боэция. Проблема зла и понимание материи в латинской патристике. Августин contra манихейского дуализма. Жизненный путь Августина: между язычеством и христианством, между философией и богословием. «Исповедь» как «феноменология христианского сознания». Бог и человек: «бездна перед Бездной». Человек как парадокс и загадка. Бог как interior intimo me («внутреннее меня во мне самом»). Человек: «внутренний» и «внешний». Бог и мир. Бог как духовная субстанция. Божественный свет: концепция «иллюминации». Мысли (rationes) и чувственные образы. Истина как «общий всем светоч» (publicum lumen). Число как принцип упорядоченности мира. Принцип cogito-cogitare. Быть, знать, хотеть. Воля и разум. Две воли: «плотская» и «духовная». Привычка и libido. Болезнь души. Благо и зло. Концепция первородного греха. Богопознание как блаженство жизни. История как борьба «двух градов». Личность и история. «Нехватка» как принцип жизни. Опыт богопознания в средневековой мистике. Основоположения мистической практики богопознания: созерцание (contemplatio) и любовь. Концепция «внутреннего человека»: от Августина до «Devotio moderna». Виды и модусы созерцания в учении Гуго и Ричарда Сен-Викторских. Разум и аффектация. Любовь в опыте богопознания Бернара Клервоского («О любви к Богу») и Ричарда Сен-Викторского («Трактат именуемый Вениамин»). Ян ван Руйсбрук о «вечном огне любви». Мистическая практика как «песня сердца». Образы куртуазной культуры в средневековой мистике. Спиритуалы и Иоахим Флорский. «Царство Духа». Бонавентура и францисканский орден. Интуитивизм и экземпляризм Бонавентуры: «путь души к Богу». Учение Майстера Экхарга о Боге и мистическом «отрешении». Майстер Экхарт об «искре» души. «Превозможение» и «отчуждение» разума. Немецкая мистика: Генрих Сузо и Иоганн Таулер. Женщины-визионерки в средневековой культуре. Церковь и мистический опыт богопознания: проблема «объективности». Аристотелизм как основание теологического дискурса Средневековья. Аристотелизм и платонизм versus схоластика и мистика. Аверроэс об Аристотеле. Аристотель и самосознание западноевропейского человека (Аверинцев). Позднеантичные комментаторы Стагирита. Александр Афродизийский об «активном» и «пассивном» интеллекте. Иоанн Филопон. Аристотель и Августин. Стагирит «на службе» теологии. Боэций как «последний» римлянин и «отец» схоластики. Боэций и традиция средневекового аристотелизма (logica vetus). Византийский аристотелизм: «Диалектика» Иоанна Дамаскина и систематизация христианской ортодоксии. Спор о почитании икон. Исламские (Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд) и иудейские перипатетики (Моисей Маймонид): трактаты и комментарии, философские дискуссии и проблемы, метафизические и теологические стратегии познания. Истоки университетской учёности: Петр Абеляр и его школа. «Sic et Non». Теология как «демонстративная наука». Аристотель и становление средневековой scientia. История переводов. Париж и Оксфорд: два пути рецепции аристотелизма. Роберт Гроссетест и Оксфордская школа. Роджер Бэкон о принципах науки. Аристотелизм в Сорбонне: история признания. «Философ» и факультет «семи свободных искусств». Парижский аверроизм и осуждения 1270 и 1277 гг. Аристотель и Фома Аквинат: «вода» философии и «вино» теологии (Жильсон). Критика Аквинатом аверроизма. Францисканская «оппозиция»: Иоанн Дунс Скот об Аристотеле. Стагирит и Via Moderna. Лютер как критик Аристотеля и схоластики. Филипп Меланхтон и пути протестантского аристотелизма. Схоластика как «школа» мысли. Правила и процедуры схоластического дискурса. Система организации университетского образования. Петр Ломбардский и его «Сентенции». Доказательства бытия Бога. «Онтологический» аргумент Ансельма Кентерберийского и его значение в истории европейской мысли. Традиционные аргументы в трактате «Монологион». Критика Гаунило. Доказательства Фомы Аквинского. Отрицание аргумента Ансельма. «Утонченная» конструкция доказательств Дунса Скота: «от возможности». Подходы Уильяма Оккама. Проблема универсалий в средневековой схоластике: ключевые версии решений. Номинализм Росцелина и ультрареализм Вильгельма из Шампо. Концептуализм Петра Абеляра. «Умеренный» реализм Фомы Аквинского. «Фикционализм» Уильяма Оккама. Средневековая физика как наука о движении. Античный «фюзис» и средневековый мир «сотворенного сущего» (ens creatum). Проблемы физики, математики и астрономии в схоластических теориях Фомы Брадвардина, Николая Орема, Жана Буридана (учение об «импетусе») и Альберта Саксонского. Познание per imaginationem и принцип гипотезы. От бесконечности миров к науке Нового времени. Новые монашеские ордена и их роль в развитии средневековой католической теологии. Университетские споры. Ересь катаров. Альбигойские войны и их значение. «Естественная теология» Фомы Аквинского: между аристотелизмом и августинианством. Опровержение ереси манихеев. Воля и интеллект в перспективе божественного акта творения. «Мышление» как сущность Бога. Иерархия ens creatum. Сущность и существование. Материя и форма. Значение томизма в традиции католической Церкви. Дунс Скот и францисканская школа. Концепция бытия в метафизике Дунса Скота как синтез аристотелизма и августинианства. Воля Бога и порядок мира. Божественная мудрость и перспективы человеческого познания. Воля и разум в процедуре познания. Проблема божественного выбора: мир возможного. «Контингентность» сотворенного мира. Haecceitas как «принцип индивидуации». Совесть и synderesis в моральной рефлексии Средневековья. Античность как культура стыда versus средневековье как культура совести. Бл. Иероним о структуре человеческих способностей. Петр Абеляр о совести и «намерении». Вопросы и ответы Ломбардца. Воля и совесть. Каин и раскаяние. Филипп Канцлер и его «Трактат о совести». Фома Аквинский. Христианская этика Даров Святого Духа и аристотелевская этика умеренности и «середины»: проблема различения дискурсов. Статус совести в учении Фомы Аквинского. Процедура акта совести: приоритет интеллекта. Акт совести как суждение. Synderesis как habitus. Моральные правила synderesis. Ошибки совести и проблема игнорирования моральных правил. Дунс Скот: приоритет воли. Классификация человеческих поступков. Условия добродетельности нравственных деяний. Любовь к Богу как главный критерий морали. Совесть и synderesis в этике Дунса Скота. Разум и воля как «коннотативные» термины в оккамизме. Практический и теоретический интеллект. Действие практического интеллекта и акт дедукции. Habitus. Благоразумие как ratio recta. Совесть между ratio recta и ratio falsa. Опыт и Писание как источники моральных правил. Процедура морального действия. Воля в структуре акта совести. Воля и чувственные желания. Детерминанты морального действия. Интенция совести. Внутренние и внешние акты. Этика «внутренней жизни». Папство и империя: средневековые дискуссии о приоритете власти Конфликт властей: хронология событий. Папа Лев I. Рим как духовный центр христианства. Карл Великий. Идея империи. Римские первосвященники и германские императоры. Оттон I. Противостояние Григория VII и Генриха IV. Вормский конкордат: приоритет папства. Фридрих I Барбаросса. Гвельфы и гибеллины. Фридрих II. Папа Бонифаций VIII и французский король Филипп IV Красивый. «Авиньонское пленение пап». Папа Иоанн XXII и германский император Людвиг IV Баварский. Уильям Оккам о приоритете светской власти. Трансформация понимания государства в средневековой мысли: от Августина к Фоме Аквинскому. Университетская схоластика в пространстве властных структур средневекового общества. «Политика» Аристотеля и новая риторика власти. Николай Орем. Политический аверроизм. Философия эпохи Возрождения Общая характеристика ренессансной философии и культуры. Рождение индивидуальности. Мир возможного и время расчёта. Возрождение Античности. Гуманизм и философия человека. Studia humanitatis. Платонизм: Флорентийская Академия. Онтология любви Марсилио Фичино и идеальный "Эрос" Платона. Человек как copula mundi. Антропология Джованни Пико делла Мирандолы: созидание себя. Идея всеобщего согласия (concordia). Негативные стороны ренессансной культуры: "обратная сторона титанизма" (А.Ф. Лосев). Возрождение как эпоха кризиса европейской культуры (Я. Бурхардт). Учение Леона Баттиста Альберти о человеке. Человек как разрушитель. Тотальный пессимизм Альберти. "Безумие" и "глупость" как основания социальности. Политология Никколо Макиавелли: политическая философия действенной власти. Fortuna и Stato как ключевые понятия теории Макиавелли. Протестантская Реформация Мартина Лютера и формирование новоевропейской культуры. Реформация Лютера и буржуазный мир. Лютер против схоластики и аристотелизма. Две сферы сущего. Лютер и немецкая мистика позднего Средневековья. Основоположения лютеранства: sola fide и sola Scriptura. Идея "призвания" и новый религиозный дух. Протестантская этика накопительства и труда. Семинар 1. Организационное занятие: общие требования и правила аттестации.
Дата добавления: 2014-07-19; просмотров: 512; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |