Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Семинар 9. Петр Абеляр: схоластика и зарождение университетов1. Философские школы XII века и развитие схоластики. 2. Диалектика Абеляра и тео-логика. Богословие как «демонстративная наука». 3. Начало спора об универсалиях. Гильом из Шампо и Росцелин. «Концептуализм» Абеляра. 4. Учение о грехе и намерении в «Этике» Петра Абеляра. Осуждение Абеляра. Основная литература: Жильсон Э. Философия в Средние века. От истоков патристики до конца XIV века. М., 2004, С. 196 - 224. Неретина С.С. Абеляр и специфика средневекового философствования // Петр Абеляр. Теологические трактаты. М., 1995, С. 5 - 49. Петр Абеляр. Этика, или познай самого себя. / Петр Абеляр. Теологические трактаты. М., 1995, С. 247-310. Дополнительная литература: Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в Средние века. М., 1989. Душин О.Э. Пьер Абеляр и формирование средневековой университетской учености // VERBUM. Выпуск 7. Между Средневековьем и Новым временем: Мартин Лютер и европейская культура. СПб, Издательство С.-Петербургского университета, 2004, С. 40 - 57. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. СПб, 2003. Лосев А.Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья: Эригена и Абеляр // Историко-философский ежегодник '88. — М., 1988. С. 57 - 71. Мудрагей П.С. Знание и вера: Абеляр и Бернар. // Вопросы философии. М., 1988, № 10, С. 133 - 145. Неретина С.С. Концептуализм Абеляра.Слово и текст в средневековой культуре. М., 1996. Суворов Н. Средневековые университеты. М., 1898. Федотов Г.П. Абеляр. Пг., 1924. Семинар 10. Томизм как «сумма» схоластической учености 1. «Философ» и схоластика: от аристотелевской energeia к средневековой actualitas. 2. Аристотелизм и христианство: ортодоксальный синтез Фомы Аквинского. Доказательства существования Бога. Томизм в истории католицизма. 3. Основные положения метафизики Фомы Аквинского. Сущность и существование. Материя и форма. Принцип аналогии сущего. 4. Структура интеллекта и учение о познании Фомы Аквинского. Полемика с аверроистами. Основная литература: Жильсон Э. История христианской философии в Средние века. Глава III. Фома Аквинский. // VERBUM. Выпуск 2. Наследие Средневековья и современная культура. СПб, 2000, С. 134 - 157. Погоняйло А.Г. SPLENDOR VERITATIS (Св. Фома и Различие) // VERBUM. Выпуск 2. Наследие Средневековья и современная культура. СПб, 2000, С. 195 - 220. Фома Аквинский. О сущем и сущности // VERBUM. Выпуск 2. Наследие Средневековья и современная культура. СПб, 2000, С. 221 - 249. Фома Аквинский. Учение о душе. СПб, 2004, С. 269-320. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. 1. Вопросы 1-43. Киев-Москва, 2002, С. 3 - 15. Дополнительная литература: Аполлонов А.В. Латинский аверроизм XIII в. М., 2004. Бандуровский К.В. Понятие «контингентного» и проблема свободы воли у Фомы Аквинского // Историко-философский ежегодник '99. М., 2001. Бандуровский К.В. Критика монопсихизма Фомой Аквинским // Вестник РХГИ. 2001. № 4. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975. Бородай Т.Ю. Вопрос о вечности мира и попытка его решения Фомой Аквинским // Интеллектуальные традиции античности и средних веков (Исследования и переводы). М., 2010, С. 107 - 121. Бронзов А. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности. СПб, 1884 Быховский Б.Э. Сигер Брабантский. М., 1979. Жильсон Э. Избранное. Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. СПб. 1999. Коплстон Ф.Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. Долгопрудный, 1999. Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново. Символ. № 33. Июль 1995. Париж, С. 7 - 184. Шевкина Г.В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты ХШ в. М., 1972. VERBUM. Выпуск 6. Аристотель и средневековая метафизика. СПб, 2002. Семинар 11. Дунс Скот и францисканская оппозиция. Уильям Оккам и via moderna. 1. Дунс Скот: между аристотелизмом Фомы Аквинского и августинианством Генриха Гентского. «Практический» характер теологии и принцип «однозначности бытия». 2. Вера и разум в учении Дунса Скота. 3. Дунс Скот об активности человеческого разума и принципе индивидуации. 4. Уильям Оккам и движение via moderna. «Фикционализм» Оккама. Основная литература: Бл. Иоанн Дунс Скот. Избранное. М., 2001, С. 98 - 159, 318 - 460. Уильям Оккам. Избранное. М., 2002, С. 115 - 135. Жильсон Э. Философия в Средние века. От истоков патристики до конца XIV века. М., 2004, С. 448 - 470, 483 - 519. Дополнительная литература: Апполонов А.В. Естественное знание о Боге: полемика Дунса Скота с Генрихом Гентским // Z. Философско-культурологический журнал. 1999. № 1; С. 48 - 51. Бандуровскйи К.В. Критика Дунсом Скотом возможности рационального доказательства бессмертия души // VERBUM. Выпуск 8. MEDIAEVALIA: идеи о образы средневековой культуры. СПб, Издательство С.-Петербургского университета, 2005, С. 116 - 127. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). М., 1987. Гарнцев М.А. От Бонавентуры к Дунсу Скоту: к характеристике августинианства второй половины XIII - начала XIV в. // Средние века. Выпуск 51, М., 1988. Душин О.Э. Проблема универсалий в метафизике Дунса Скота // Рациональность и проблемы познания. Тезисы научной конференции. СПб, 1995, С. 76 - 78. Иванов В.Л. Проблема детерминации понятия сущего в метафизике Иоанна Дунса Скота // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. № 4(17). СПб, 2008, С. 7 - 16. Курантов А.П., Стяжкин Н.И. Оккам. М., 1978. Майоров Г.Г. Дунс Скот как метафизик // Бл. Иоанн Дунс Скот. Избранное. М., 2001, С. 28 - 84. VERBUM. Выпуск 4. Философия Уильяма Оккама: традиции и современность. СПб, 2001.
Дата добавления: 2014-07-19; просмотров: 459; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |