Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 5. Демократия. Формы и проблемы политического участия (дневное - 2

Читайте также:
  1. I. Реформы Павла I в области государственного строительства и права.
  2. II. Организационно-правовые формы страховых компаний.
  3. IV. Формы занятий и методика преподавания
  4. IV.l. Теоретические аспекты проблемы
  5. V.1 Теоретические аспекты проблемы.
  6. V.2. Дискуссионные проблемы формирования всероссийского рынка.
  7. А. Моноформы
  8. Активизация военно-политического сотрудничества России с членами ШОС.
  9. Актуальность проблемы безопасности и охраны труда медицинских
  10. Акцептные формы расчетов

В зависимости от реального и правового положения монарха как главы государства, его взаимоотношений с парламентом и правительством можно выделить монархии абсолютные и конституционные.

План

1. Религиозная традиция в развитии политической мысли.

2. Политико-социологическая и юридическая традиции в развитии политической мысли.

3. Политическая мысль эпохи Просвещения и Нового Времени.

4. Развитие политической мысли в ХIХ веке (К.Маркс, Г.Спенсер, Л.Гумплович, Э.Дюркгейм).

5. Политическая мысль ХХ века (М.Вебер, В.Парето, Г.Моска, А.Бентли, Г.Лассуэл и т.д.)

 

Политические учения являются показателем политической зрелости социума, выступают важными факторами его политической активности. Они являются специфической формой теоретического осмысления, усвоения и практического преобразования политической реальности.

История политической науки - это история возникновения, развития, обновления и смены множества политических учений, разработанных .представителями разных стран и народов. Анализ этих учений дается, как правило, в хронометрическом (временном), пространственном (географическом) и портретном (портретно-индивидуализирующем) измерениях. Однако в литературе можно встретить и иные подходы к анализу процесса развития политической мысли. Например, некоторые авторы систематизируют и изучают политические концепции под углом зрения тяготения их к той или иной интеллектуальной традиции.

Используя указанные критерии, следует отметить, что исторически предшествовала всем другим направлениям политической мысли религиозная традиция (парадигма). Это связано с тем, что религия возникла значительно раньше, чем другие формы общественного сознания. Ее появление обусловлено ограниченностью практического и духовного овладения мира человеком. Поскольку в общественном сознании того времени доминировала мифология, постольку и первые политические представления древности носили религиозно-мифологический характер. Это выражалось, прежде всего, в идее божественного происхождения власти и всех общественных порядков на земле.

В Древнем Египте боги, являясь источником власти правителя, наряду с ним продолжают оставаться ее вершителями на Земле. В целом система власти в Египте напоминали пирамиду, вершину которой составляли боги и их избранник фараон, а основание - народ. Между ними располагались жрецы и знать. Положение в обществе определялось кастовой принадлежностью человека.

Аналогичным образом строилась система власти в Древней Индии. Согласно древнеиндийскому религиозному тексту "Ригведа", мировой порядок основывается на идее господства божественного закона и сословно-кастового строя.

Поскольку земной порядок, исходя из религиозно-мифологических представлений, составляет часть мирового, космического порядка, постольку соблюдение его является священным. Любые нарушения этого порядка рассматриваются как вызов богам. Отсюда весьма детальная регламентация человеческого поведения, наличие различного рода запретов и наказаний, а само искусство правления людьми рассматривается как искусство наказания.

Классический вариант религиозной традиции в истории политической мысли представлен учениями Августина (Блаженного Августина) (353-430 г.г.) и Фомы Аквинского (1224-1274 г.г.), которых считают основными создателями христианской политической теории эпохи Средневековья. В своих теориях и Аврелий Августин и Фома Аквинский стремились обосновать верховенство церкви над светской властью. В их теологическом политическом учении власть имеет божественный характер, что не исключает значения в ней человеческого начала. Особенно заметен этот подход в трудах Фомы Аквинского, который ис­ходил из того, что существуют три элемента власти: принцип, способ и осуществление. И если первый исходит от Бога, то второй и третий элементы производны от человеческого права и исходят от народа. Поэтому, несмотря на то, что власть по существу всегда остается божественной и выступление против нее - грех, Аквинский все же допускал, что в случае тирании правомерно даже тираноубийство.

Ярким представителем средневековых мыслителей мусульманского мира является Абу Наср Аль-Фараби (870-950). Будучи последователем Платона и Аристотеля, он полагал, что цель человеческой деятельности - счастье, которое возможно лишь при помощи разумного познания. Аль-Фараби придерживался организматического взгляда на общество, которое отождествлял с государством. Одним из первых философов средневековья он определяет предмет и задачи политической науки, которую он относит к числу наук об общественной жизни. В задачу политической науки, по мысли Аль-Фараби, входит изучение моральных норм, привычек, нравов, методов и способов достижения счастья, предпосылкой которого является умелое управление государством и нравственный облик правителя.

Кроме учения восточного перипатетизма в мусульманском мире того времени получило распространение учение мусульманских юристов (факихов) и теологов ислама (улемов). Представителем классической теории государства в исламской политической мысли является аль-Газали (1058-1111). Проблема, над которой размышлял мыслитель, - это идея укрепления единого исламского государства путем политической централизации. Для преодоления противоречий между религиозной властью и светской во главе с султаном нужно, с точки зрения аль-Газали, во-первых, рассматривать политику как необходимое составляющее религий и морали; во-вторых, рассматривать религию как основу социальной жизни человека, а власть как страж этой жизни, который обеспечивает ее защиту и незыблемость; в-третьих, аль-Газали считал необходимым союз религиозной и светской власти, полагая, что султан может обеспечить существование единого исламского государства. Будучи противником восточного аристотелизма, аль-Газали считал, что главной задачей государства является защита ислама и исламского образа жизни, а исламское государство должно олицетворять союз власти и религии.

Выдающимся ученым арабского Востока был Ибн-Халдун (1332-1406), с чьим именем связана разработка классификации форм правления и определения "естественных законов" становления, развития и падения государств. Любое государство, по Ибн-Халдуну, имеет временные рамки существования, определяемые возрастом трех поколений. В течение этого срока оно проходит пять этапов развития: возникновение новой власти и свержение прежней; сосредоточение власти в одних руках, уничтожение союзников и приближенных, обеспечивающих захват власти; расцвет государства, в котором господствует порядок, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне; подавление оппозиции и применение открытых форм насилия для поддержания власти; упадок и гибель государства. Из форм правления Ибн-Халдун выделял три: "естественную" монархию, "политическую" монархию и халифат.

С окончанием средневекового периода религиозная, теологическая концепция перестает быть господствующей, однако она не утратила своего значения и в последующие эпохи. Так, анализ этой концепции был бы неполным, без анализа Реформации - религиозного и политического движения, охватившего в начале XVI века почти всю Европу и направленного против католической церкви. Крупнейшим идеологом Реформации был немецкий ученый-богослов Мартин Лютер (1483-1546), положивший начало протестантизму.

Влияние религиозной традиции на политическую жизнь разных народов вплоть до современности связано с тем, что, во-первых, религиозная традиция поддерживает веру людей в возможность установления справедливого общества на Земле; во-вторых, религиозная традиция зачастую и в наше время определяет характер и идеологическую направленность того или иного государства. В качестве примера можно сослаться на социальную доктрину ислама, которая выступает как теоретическая основа национально-политического развития многих стран, в особенности ближневосточных.

В политических учениях древнего мира в недрах религиозного мировоззрения зарождается юридическая традиция, свидетельством чему является рационализм, который нашел свое выражение в политических учениях Конфуция, Мо-цзы, Лао-цзы, легистов в Китае, Будды - в Индии, Заратустры в Персии, в трудах философов - в Греции, юристов - в Риме. Рационализация политических представлений, наблюдаемая в первом тысячелетии до н.э., означала не только отход от мифологической идеологии и одновременно преодоление монополии жрецов, но и более широкое использование для обоснования власти идеи права и закона.

Примером раннего формирования юридической традиции может служить политическая и правовая мысль Древнего Рима, которая связана, прежде всего, с именем Цицерона (106-43 г.г. до н.э.). Особый интерес представляют его идеи о формах государства, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве как вечном, неизменном и неотъемлемом свойстве природы и человека, о гражданине как субъекте права и государства. Впоследствии эти идеи использовались для обоснования концепции правового государства. Цицерон на протяжении всей своей жизни вел активную борьбу против полновластия отдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры.

Кроме юридической, к глубокой древности восходит и политико-социологическая традиция, носители которой пытались дать комплексный анализ политики в целом. Такой подход был характерен, прежде всего, для древнегреческих политических мыслителей, среди которых заметное место

занимает Платон (427-347 г.г. до н.э.). Главным в творчестве Платона является его учение о двух мирах: мире идей и мире явлений. Мир идей - это истинное бытие, мир явлений - это искаженная копия мира идей. Поэтому задача государства и политики заключается в том, чтобы привести государственную жизнь в соответствие с идеей государства. Идеальной моделью такого государства должна стать аристократия, которая обеспечивает приход к руководству лучших и благородных представителей.

С именем Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.) связано зарождение политической науки как самостоятельной отрасли знания. Согласно Аристотелю, политическая наука занимается государством, полисом. Он утверждает, что государство - естественное образование. Человек, будучи "политическим животным", несет в себе инстинктивное стремление к "совместному сожительству": развитие общества идет от семьи к общине (селению), а от него к государству (городу-полису). Главная цель государства - достижение блага всех граждан, а принципом политического властвования является добродетель. Формы государства по Аристотелю определяются тем, с одной стороны, кто правит (один, немногие, все), а с другой - тем, во имя чего осуществляется само правление (во имя общей пользы или личного блага). Исхода из этих оснований, Аристотель подразделяет формы государства на правильные (монархию, аристократию, политию), при которых правители преследуют общую пользу, и неправильные (тирания, олигархия, демократия), где в основе лежат только собственные интересы правителей. В "Политике" Аристотель называет политию наилучшей из правильных форм, хотя монархия представляется ему "первоначальной и самой божественной". Что касается демократии, то Аристотель вслед за Платоном, для которого демократия равнозначна лишь охлократии (власть толпы, черни), относится к демократии критически. Он полагает, что как власть масс она может привести к тирании большинства либо к власти единоличного тирана.

В политическом учении как Платона, так и Аристотеля можно проследить истоки тоталитарных тенденций: человек рассматривается как часть государства, личные интересы подчинены общественному благу. Гражданин - это безликая частица единой политической общности.

Свое дальнейшее развитие политико-социологическая традиция получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения. Систему взглядов на государство, общество и личность этого периода можно назвать гражданской концепцией. Ее отправной точкой был индивид-гражданин, который рассматривался как источник власти. Это открытие Ренессанса: человек, а не Бог - центр Вселенной - выразил Никколо Макиавелли (1469-1527 г.г.), итальянский мыслитель. Репутацией теоретика политики он обязан, во-первых, своему новому "научному методу", во-вторых, доктрине моральной целесообразности отделения политики и права от морали, благодаря чему возник термин "макиавеллизм", и, в-третьих, теории политического республиканизма. Как известно "макиавеллизмом" принято называть политику, основанную на культе грубой силы, пренебрегающую нормами морали. Однако Макиавелли не проповедовал политическую безнравственность и насилие. Для него утверждение "цель оправдывает средства" не абсолютно, он считал, что любая цель, связанная с благом государства, законна и достижение ее даже безнравственными средствами, оправдано.

Дальнейшее развитие гражданско-юридической традиции в осмыслении политики связано с именем английского мыслителя Томаса Гоббса (1588-1679г.г.). Он полагал, что монархия - лучшая форма власти, но отрицал ее божественное происхождение. Он утверждал, что источник королевской власти - общественный договор, который люди, живущие в догосударственном обществе, конфликтов и "войны всех против всех" заключают с властью в обмен на закон.

Родоначальником либерализма принято называть еще одного выдающегося мыслителя Джона Локка (1632-1704 г.г.). Он впервые четко разделил такие понятия как "личность", "общество" и "государство", поставив личность выше общества и государства. Согласно Локку, человек от рождения обладает естественными, неотчуждаемыми правами. Такими правами он считал права "на жизнь, свободу и собственность".

Значительный вклад в создание концепции гражданского общества был сделан французским просветителем Шарлем Монтескье (1689-1755 г.г.). Он обратил внимание на фактор воздействия географической среды: климата, почвы, рельефа местности, величины территории и т. д., на характер государства. Теория разделения властей - второе достижение Монтескье. Политической властью, отмечал Монтескье, всегда злоупотребляют, и чтобы гарантировать безопасность граждан от беззакония, ее (власть) следует разделить на законодательную, исполнительную и судебную, причем такая гарантия возникает лишь тогда, когда отдельные власти взаимно сдерживают друг друга.

Теория общественного договора получает свое дальнейшее развитие в трудах французского просветителя Жан Жака Руссо (I7I2-I778 г.г.). Согласно Руссо, основная задача этого договора состоит в том, чтобы "найти такую форму ассоциации (государства), которая защищает и ограждает общей силой личность и имущество каждого из членов ассоциации и, благодаря которой, каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде" (Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969., С.160). Руссо яв­ляется сторонником социального равенства и прямой демократии.

В период Ренессанса возникают политические теории, которые получили название социальной утопии и выражали интересы неимущих слоев населения. Термин утопия происходит от названия книги "Утопия" Томаса Мора (1478-1535 гг.) - английского гуманиста, государственного деятеля, писателя. Создавая модель идеального государства, утописты (Т.Мор, Т.Кампанелла, позже Фурье, Сен Симон, Оуэн) отталкиваются от идеи утверждения общественной собственности и критики частной собственности как причины социального зла. Государство должно быть народным и выполнять функции распределения общественного достояния. В конечном итоге утопии рисуют картину жестко регламентированного общества тоталитарного толка, с детальной регулировкой всех аспектов жизни людей.

На смену гражданской концепции политики в Новое время приходит социальная концепция, согласно которой отправной точкой, источником власти рассматривается уже не индивид, а группа: нация, класс, человечество. Индивиды же рассматриваются как продукты своей группы. Социальная парадигма объединяет группу весьма разнородных теорий, сходных в своем стремлении объяснить природу политики через роль какой-либо сферы общества, эти теории оперируют социальными, но внешними по отношению к политике величинами. Например, свое развитие политико-социологическая традиция получила в трудах идеологов рабочего класса - К.Маркса, Ф.Энгельса, В. И. Ленина. Под воздействием учения Гегеля и Фейербаха К.Маркс создает теорию материалистического толка, стержневой идеей которой в политологическом плане является тезис об определяющей роли надстроечных факторов, в том числе политики и государства, базисными основами, существующим способом производства, представляющим совокупность производительных сил и производственных отношений. Смена способов производства происходит революционным путем. Главный вывод Маркса состоит в том, что любая сторона жизни, в том числе и политика, определяется материальными факторами.

Несомненный интерес представляет социологическая теория Людвига Гумпловича (1838-1909 г.г.), профессора государственного права в Австрии. В качестве основного социологического закона Гумплович объявлял "стремление каждой социальной группы подчинить себе другую социальную группу, встречающуюся на ее пути". (Гумплович Л. Социология и политика. М.,1985. С. 159), По мнению Гумпловича, не божественное провидение, не общественный договор, не идея свободы создает государство, а столкновение различных групп и племен, а также насилие и борьба между ними.

Свое развитие социальная концепция политики получает в работах Эмиля Дюркгейма (1858-1917), который считался главой социологической школы во Франции. Он - один из авторов теории "социальной солидарности". Социальная солидарность, по мнению Дюркгейма, формируется под влиянием разделения труда в обществе. В развитом обществе каждый индивид выполняет какую-либо одну специфическую функцию в соответствии с разделением труда и, тем самым, ставя себя в зависимость от других индивидов, способствует формированию органической солидарности.

В XX веке существенный вклад в развитие политической мысли был сделан Максом Вебером (1864-1920гг.) немецким политическим экономистом и теоретиком-социологом. Он широко известен в развитых странах, прежде всего, как автор теории государственной бюрократии. По его мнению, бюрократия - это рациональная форма коллективной деятельности людей, а капитализм - "концентрированное выражение рациональности". Бюрократическая система государственной организации, отмечал Вебер, по своей устойчивости, строгости, дисциплине и надежности превосходит любую другую систему в современном обществе.

Несомненное влияние на политико-социологическую традицию оказали работы итальянского социолога Вильфреда Парето (1848-1923 г.г.), создателя теории элит. С точки зрения Парето в любом обществе всегда правит элита, которая представляет собой избранную часть населения и которой противостоит остальная часть. Политическая жизнь общества осуществляется в форме борьбы и смены различного рода элит, путем их циркуляции"; ранее господствующая элита постепенно теряет свои первоначальные качества и вырождается, уступая место новой элите, стремящейся к власти. Циклы подъема и упадка элит составляют закономерность существования человеческого общества.

Кроме В.Парето авторами концепции элит были Гаэтано Моска (1858-1941г.г.) итальянский социолог политики и Роберт Михельс (1876-1936 г.г.) – немецкий политолог.

В своей книге "Правящий класс" Моска доказывал неизбежность деления общества на два класса: правящий "политический" класс (элита) и управляемый класс. По мнению Моски, господство элит - закон, а политические и социальные изменения в обществе происходят в результате конфликта между правящим классом, стремящимся удержать власть, и новыми силами, также претендующими на место правящего класса. Элита, которая сосредоточена исключительно на себе, постепенно утрачивает свое политическое и идеологическое влияние и может быть свергнута. Но общество всегда будет управляться элитами.

Р.Михельс в своей известной книге "Политические партии" исследует механизмы, порождающие элитарность общества. Он утверждает, что сама организация общества предопределяет и воспроизводит элитарность. Михельс пишет: «Кто говорит «организация», говорит «олигархия» - это «железный закон олигархии». Создание крупных организаций неизбежно ведет к их олигархизации и формировании элиты. Р.Михельс сделал вывод, что демократия в строгом смысле невозможна. В лучшем случае она состоит из соперничества двух олигархических организаций.

История политической мысли XX столетия представлена широким спектром разнообразных теорий и концепций. Как уже указывалось, в начале столетия господствующим был социологический подход, исследующий проблемы политической власти и ее социальных основ («теория заинтересованных групп» А.Бентли, «теории элиты» Г.Моска, В.Парето, Р.Михельс, социологическая теория государства М.Вебера, поведенческая теория Г.Лассуэла). К середине XX века происходит активное расширение сфер политологических исследований и осуществляется поворот к проблемам либерализации политической жизни, укрепления демократии, совершенствования социальной политики государства. Например, «новая теория демократии» Й.Шумпетера, который рассматривал политический процесс как рыночный: избиратели - спрос, политики - предложение. Чтобы добиться поддержки избирателей, политики должны быть, по крайней мере, отзывчивы на их требования. Демократия же такой порядок, при котором индивиды получают право делать политику через конкурентную борьбу за голоса электората. Кроме того, следует отметить труды американского политолога Р.Даля, одного из основоположников теории плюралистической демократии. В своей работе «Полиархия. Участие и оппозиция» он выделяет черты идеального демократического режима. Это почти всеобщее избирательное право; право голоса, равное праву занять официальную должность; справедливые выборы; защита свободного выражения мнений, включая критику правительства, общества, господствующей идеологии; существование альтернативных средств массовой информации; свобода создавать независимые организации, включая оппозиционные партии; относительно высокая ответственность правительства перед избирателями.

Вторая половина XX столетия характеризуется поиском новых парадигм развития политической науки, направленных на обоснование адекватных современному этапу западного общества теоретических моделей и концепций власти. Этот этап представлен концепциями ярких представителей западной политологической мысли. Можно назвать имена Р.Арона, Дж.Гелбрейта, З.Бжезинского, Д.Белла, О.Тоффлера, Дж. Нейсбита, Г.Моргентау, Г.Алмонда, Х.Арендта, Р.Дарендорфа, С.Липпсета, С.Хантингтона, К.Поппера, Д.Истона, Т.Парсонса.

Если политические исследования в США и Англии носили, в основном эмпирический характер, то в Европе, в частности во Франции, в Германии, в Великобритании в сфере внимания политологов находились преимущественно теоретические проблемы феномена власти.

 

Рекомендуемая литература

1. История политических и правовых учений /Под ред. В.Г. Нерсесянца. М., 2000.

2. История политических и правовых учений /Под ред. О.Э.Лейста. М.,1997.

3. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982.

4. История политических и правовых учений ХХ в. М., 1995.

5. Джунусова Ж.Х., Булуктаев Ю.О., Акимова А.М. Введение в политологию. Алматы, 1998.

6. Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н. Политология: Уч. пособие. Алматы, 2000.

7. Политология. Учебник /Под ред. А.Н. Нысанбаева. Алматы, 1997.

 

Контрольные задания для СРС (о.-3,6, 9, д.-8,9,10)

1. Основные тенденции в развитии политической мысли

2. Политическая мысль Арабского Востока

 

Тема 3. Государство в политической системе общества (дневное - 4 часа, заочн.

полное – 2 часа, заочн. сокращ. – 1 час)

План

1. Понятие политической системы общества.

2. Государство: понятие, признаки, функции.

3. Формы современных государств.

4. Проблемы формирования правового государства.

 

Одной из важнейших категорий политологии является такое понятие как политическая система. Термин "политическая система" вошел в научный оборот в 50-х годах XX в. благодаря развитию теории системного анализа общества Т. Парсонсом. Именно он выделил в структуре общества такие различающиеся по своим функциям системы как экономическая, политическая и духовная. Детально же теория политической системы впервые была разработана американским политологом Д. Истоном. У Д. Истона политическая система представляет собой целостный саморегулирующийся и саморазвивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы. Главная цель политической системы - самосохранение путем приспособления к изменяющимся требованиям среды и активного воздействия на нее.

Таким образом, политическая система - сложное, многомерное образование, связывающее большую часть общества и обеспечивающее механизм формирования и функционирования власти. Политическая система складывается из ряда подсистем: институциональной, нормативной и коммуникативной.

Основным элементом политической системы является государство, представляющее собой политическую организацию общества, обеспечивающую интересы различных социальных групп.

Еще в глубокой древности люди начали задумываться о причинах и путях возникновения государства. Следствием этого стали разнообразные теории, пытающиеся объяснить природу и генезис государства.

Одной из первых теорий происхождения государства была теологическая концепция, которая связывала возникновение государства с божественной волей. В ее основе лежат идеи незыблемости и вечности государства, необходимости подчинения государственной воле как власти от бога. В древности же (IV в. до н.э., Аристотель) возникла и патриархальная теория, которая развивалась и в более поздние времена (XVIII-ХIХ вв.). Согласно патриархальной концепции, государство возникло в процессе механического соединения родов в племена, племен - в союзы и так до образования собственно государства. При этом на всех этапах сохранялся принцип патриархальной опекунской власти, характерный для первичных, еще догосударственных объединений.

В XVII-XVIII вв., в условиях развития европейского абсолютизма, оформилась теория общественного договора. Она исходит из того, что государство есть результат своеобразного договора, заключаемого между суверенным властителем и подданными. При этом причины заключения такого договора объяснялись по разному: Т.Гоббс, оценивающий "естественное состояние" как "войну всех против всех", полагал, что люди сами пришли к пониманию необходимости облечь кого-либо властью в целях обеспечения своей жизни и безопасности. Ж.Ж.Руссо, напротив, оценивал "естественное состояние" как счастливую гармонию индивида с природой, нарушаемую действием внешних факторов (например, стихийными бедствиями, возникновением частной собственности и др.), что делает необходимыми коллективные формы жизни.

В XIX в. распространение получила органическая теория государства (Г.Спенсер), обязанная своим возникновением революции в области естествознания. В соответствии с этой теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира - от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, низшие классы реализуют внутренние функции - обеспечивают его жизнедеятельность, а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

В XIX же веке возникли и получили развитие теория насилие (Л. Гумплович, К.Каутский, Е.Дюринг) и психологическая теория (Ж.Бюрдо, Г.Тард, Л.Петражицкий).

В политической науке достаточно большое распространение получила социально-экономическая теория государства, восходящая к Платону, видевшему его истоки в разделении труда. В последующем она была развита в трудах К.Маркса и В.И.Ленина, рассматривавших государство как результат деления общества на классы.

Таким образом, все основные концепции, за исключением теологической, рассматривают государство как явление историческое, возникшее в силу различных причин на определенном этапе развития человеческого общества.

Как политическая организация современное государство обладает рядом признаков, отличающих его от других элементов политической системы и позволяющих формировать организационные рамки общества в целом. Это - суверенность, всеобщность, принудительность.

Под суверенностью понимается наивысшая, неограниченная власть государства по отношению к субъектам, действующим в пределах его территории, и независимость во внешнеполитической деятельности. В сфере международных отношений суверенитет государства ограничивается экономическими, политическими и иными соглашениями.

Всеобщность означает, что государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории, в том числе и граждан других государств, и лиц без гражданства.

И, наконец, принудительность, под которой понимается, во-первых, принадлежность к государству, реализуемая через гражданство, а во-вторых, исключительное право государства на навязывание своей воли с помощью специального аппарата насилия. При этом государственное принуждение является первичным по отношению к праву использования принуждения и силы другими органами в пределах данного государства.

Отличительными признаками, или атрибутами, государства являются территория, определяемая границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств, и население, на которое распространяется власть государства. Важный атрибут современного государства - государственный аппарат, посредством которого государство функционирует и развивается, непосредственно и действенно осуществляя свою власть.

Основные направления деятельности или, иными словами, функции современных государств можно классифицировать на внутренние, связанные с управлением социально-экономическими процессами внутри страны, и внешние, имеющие целью поддержание и развитие отношений с другими странами. Помимо этих традиционных функций в современных государствах все большее значение приобретает так называемая посредническая функция, которая заключается в представлении и примирении интересов различных социальных групп и слоев.

Для характеристики современных государств используются такие внешние признаки как форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

Форма правления представляет собой способ реализации верховной государственной власти и проявляется через систему высших органов власти и механизм их взаимодействия. Например, правительство - парламент, президент - правительство, президент - парламент, верховный суд - парламент и т.д.

Современные государства представлены двумя основными формами правления: монархия и республика. Главное отличие между ними заключается в механизме замещения должности главы государства. Так, в монархиях она, как правило, наследуется, а в республиках является выборной.

Абсолютная монархия (ОАЭ, Оман, Катар, Саудовская Аравия) представляет собой такую форму правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха.

Конституционная монархия характеризуется тем, что полномочия монарха, как главы государства, ограничены конституцией. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую и парламентскую монархию.

Дуалистическая монархия (Марокко, Иордания и др.) представляет форму организации государственной власти, при которой власть делится между монархом и парламентом. Законы принимаются парламентом, однако монарх наделяется правом их отменять. В этом и заключается двойственность (дуализм) власти. При этом правительство несет ответственность перед монархом и проводит политику, угодную монарху.

Самой распространенной формой монархии является парламентская монархия (Великобритания, Швеция, Япония, Дания, Испания и др.). В этих странах власть монарха фактически не распространяется на сферы законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Монарх же выполняет свои государственные функции по рекомендации правительства.

Наиболее распространенной формой правления в современных государствах является республика. В зависимости от организации взаимоотношений высших органов государства различаются два основных вида республики: президентская и парламентская.

Президентская республика (США, Мексика и др.) характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, поскольку президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти. Правительство формируется президентом и не несет парламентской ответственности. Парламент не вправе выразить недоверие правительству. Совмещение постов главы государства и главы исполнительной власти приводит к тому, что в подчинении президента находится, по существу, весь государственный аппарат, включая вооруженные силы, разведку, полицию.

Следует отметить, что глава государства в президентских республиках избирается внепарламентским путем. Такой порядок позволяет президенту и правительству действовать без особой оглядки на парламент. Кроме того, президент наделяется правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом, является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Перечисленные выше факторы способствуют тому, что формируется очень сильная независимая исполнительная власть в лице президента. Чтобы не допустить ослабления законодательной власти, злоупотреблений и узурпации власти, отношения между властями строятся на основе системы "сдержек" и "противовесов". Например, парламент обладает такой существенной "сдержкой", как право утверждать основные решения президента.

Парламентская республика (ФРГ, Италия, Австрия, Индия и др.) отличается от президентской тем, что президент, как глава государства, избирается либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой парламентом. Хотя полномочия президента могут быть довольно широкими, однако реально его место в системе государственных органов очень скромное, что объясняется особой системой взаимодействия властей в парламентской республике.

Президент формирует правительство только из представителей партии (или партий), обладающих парламентским большинством. При этом парламент наделяется правом контроля за деятельностью правительства. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой отставку правительства либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов.

В некоторых государствах имеет место смешанная форма правления, сочетающая элементы как президентской, так и парламентской республики (Франция 1958 г., Португалия, Финляндия).

Другой характеристикой современного государства является форма государственного устройства, под которой понимается территориально-политическая организация государства, т.е. политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и местных органов власти. Существуют две основные формы государственного устройства: унитаризм и федерация.

Унитарное государство - это простое государство, административно-территориальные единицы которого не обладают какой-либо политической самостоятельностью (Франция, Великобритания, Япония, Казахстан и др.). К признакам унитарного государства можно отнести: наличие единой неделимой территории, единой конституции, единой системы высших органов власти, единого законодательства, единой судебной системы и единого гражданства. Федеративное государство - это сложное, союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

Помимо унитарных и федеративных государств существуют слабые, очень рыхлые и неустойчивые объединения государств, имеющие форму конфедерации.

Конфедерация - это союз суверенных государств, образованный для координации какого-либо вида государственной деятельности. После достижения поставленных задач конфедерация либо распадается на унитарные государства, либо превращается в федерацию.

В качестве особой формы выделяется союз государств, образованный вокруг бывшей метрополии, примером чего может служить Британское содружество наций.

Важной характеристикой государства является политический режим. Политический режим - это система определенных методов осуществления власти, характеризующих состояние демократических прав и свобод. Режим характеризует стиль политического руководства, особенности функционирования политической системы. Политический режим более изменчив и подвижен, по сравнению с формой правления или формой государственного устройства, поскольку прямо связан с реальным соотношением сил в обществе.

Исторический опыт развития государств выделил два основных вида политических режимов: демократический и диктаторский.

Для демократического режима характерны следующие признаки: вер­ховенство конституции, построение государственного аппарата по принципу "разделения властей", легальное функционирование политических партий, имеющих разную социальную базу, широкий спектр демократических прав и свобод граждан, всеобщее или достаточно широкое избирательное право, функционирование представительного органа власти. Отсутствие названных выше признаков в государстве позволяет сделать вывод о том, что методом осуществления власти является диктатура.

Однако помимо основных видов политических режимов можно выделить такие модели, как тоталитарный и авторитарный политический режимы.

Тоталитаризм как политический режим характеризуется жесткой регламентацией всех сфер жизнедеятельности общества и граждан со стороны государства: экономики, политики, социальных отношений, культуры, личной жизни. При этом возможна декларация конституцией всех необходимых принципов демократии, но их осуществление носит формальный характер. Основой тоталитарного режима является идея (идеология), объединяющая всех граждан. Экономической основой тоталитарного режима является неразвитость форм собственности, т.е., как правило, монополия государства на основные средства производства.

Авторитаризм - политический режим, основанный на авторитете главы государства. Условием для формирования данного режима может стать социально-экономический и политический кризис, т.е. нестабильное состояние общества (послевоенная Франция и режим личной власти генерала де Голля). Также он характерен для развивающихся стран, объединенных национальной идеей вокруг лидера государства. В отличие от тоталитарного режима, для авторитаризма характерна регламентация только политической сферы (ограниченный плюрализм) и полная свобода (в рамках закона) экономической сферы, автономия личности. Крайней формой авторитарного режима может быть военная диктатура.

Не все в жизни людей подвластно государству. Не государство создало цивилизацию, а цивилизация на определенной ступени своего развития породила государство как политическую организацию общества. Поэтому параллельно с государственной властью существует особая организационная структура, которая обозначается понятием гражданское общество.

Под гражданским обществом понимается такое общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются всеобщие права человека, обеспечивается политический плюрализм.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, религиозные, этнические, семейно-родственные, нравственные и правовые отношения, а также неопосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, группами интересов, партиями и т.д. В гражданском обществе доминирующими являются не вертикальные отношения господства-подчинения, а горизонтальные - отношения конкуренции и солидарности. Политическая основа гражданского общества - правовое государство.

Представления о правовом государстве как государстве, основанном на верховенстве закона и равенстве прав, восходят еще к эпохе античности и периоду становления римского права. Основополагающие принципы правового государства были сформулированы в XVII-XVIII вв. в трудах теоретиков либерализма Дж.Локка, Ш.Монтескье, Т.Джефферсона. Сам же термин "правовое государство" впервые утвердился в трудах немецких юристов Т.К.Велькера, Р.фон Моля и др. в XIX в.

В основе теории правового государства лежит стремление оградить граждан от диктата и произвола со стороны власти, обеспечить индивидуальную свободу, основополагающие права личности: на жизнь, безопасность, собственность. Это возможно лишь при условии разделения государства и общества и ограничении сферы деятельности государства правом и, в первую очередь, конституцией, основным законом, который регулирует отношения между народом и властью.

Общепризнанными принципами правового государства являются: народный суверенитет, верховенство конституции, равенство всех перед законом, равенство государственных и личных интересов, нерушимость прав и свобод человека и гражданина.

 

Рекомендуемая литература

1. Джунусова Ж.К. Республика Казахстан: Президент. Институты демократии. Алматы, 1996.

8. Джунусова Ж.Х., Булуктаев Ю.О., Акимова А.М. Введение в политологию. Алматы, 1998.

2. Мельник В.А. Политология. Минск, 1997.

3. Основы политологии: Курс лекций. Алматы, 1995.

4. Политология /Под ред. А. Нысанбаева. Алматы, 1997.

 

Контрольные задания для СРС (о.-1,8,11,12,14, д.-1,2,15.23,26,28)

1. Политическая власть в системе общественных отношений.

2. Соотношение правового государства и гражданского общества.

Тема 4. Партии в политической системе общества (дневное - 2 часа, заочное полное и сокращен. – по 1 часу)

План

1. Понятие и функции партий в политической системе общества.

2. Классификация политических партий.

3. Типы партийных систем и механизм их функционирования.

 

Партии в большинстве государств являются одним из основных элементов политической системы, обеспечивающих ее функционирование.

Термин «партия» вошел в европейскую политическую практику и мысль со времен древних Греции и Рима. Однако вплоть до буржуазных революций XVII-XVIII вв. так называемые партии (политические кружки, клубы) носили характер временных коалиций различных социальных групп. Собственно история партий начинается с середины XIX в. с образования массовых политических партий, возникших вследствие расширения избирательного права.

Политические партии являются продуктом социальной неоднородности общества, и, как следствие, многообразия интересов различных социальных, групп, представляемых в политической деятельности.

Политические партии в обществе обеспечивают определенный тип распределения власти (в том числе экономической), взаимоотношения государства и общества, функционирование всей политической системы. Помимо этого, можно выделить такие функции партии, как выявление, формулирование и обоснование интересов больших социальных групп, представление этих интересов и их интеграция; создание коалиций, сглаживающих противоречия в обществе; создание политических доктрин и формирование политических альтернатив для представления их избирателям; привлечение граждан к политическим и общественным делам; организация и проведение избирательных кампаний; организация правительства, в случае победы, и оппозиции, в случае поражения; подготовка, обучение и выдвижение кадров для государственного аппарата; формирование общественного мнения.

В современном мире существуют множество разнообразных партий, которые можно классифицировать по следующим основаниям:

а) по участию в осуществлении власти: правящие и оппозиционные;

б) по масштабности деятельности: общенациональные и региональные;

в) по организованности: электоральные (избирательные) и массовые (кадровые) с жесткой организацией, дисциплиной, тесной связью между членами;

г) по отношению к другим элементам политической системы: демок­ратические, тоталитарные, авторитарные.

Будучи взаимосвязаны в своей деятельности, политические партии образуют партийные системы, особенности которых определяются как демократическими традициями развития государства, так и существующими избирательными системами.

Партийная система - это механизм борьбы либо сотрудничества партий, стремящихся к реализации поставленных перед собой целей. Известны многопартийная, авторитарная, социалистическая и фашистская партийные системы.

Для демократических государств характерным типом партийной системы является многопартийность. С учетом характера партий, механизма их взаимодействий, их возможностей для участия в осуществлении государственной власти многопартийные системы подразделяются на: многопартийные системы без монопольно правящей партии, многопартийные системы с монопольно правящей партией, двухпартийные системы, модифицированные двухпартийные системы, двухблоковые коалиции и др.

В рамках многопартийной системы без монопольно правящей партии (Италия, Бельгия, Дания, Нидерланды) ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте, необходимым для участия в формировании правительства, поэтому в управлении государством она вынуждена идти на политические союзы, коалиции, следствием чего является формирование коалиционного правительства, не всегда сильного и устойчивого (например, Италия).

Система с монопольно правящей партией (Швеция, Япония) характеризуется присутствием в парламенте практически всех политических партий, существующих в государстве. При этом, однако, абсолютное большинство принадлежит какой-либо одной партии, которая формирует устойчивое однопартийное правительство, достаточно сильное и устойчивое.

Двухпартийные системы (США, Великобритания) представляют собой вариант многопартийности, при котором из всех существующих в стране партий только две наиболее сильные обладают шансами на завоевание и осуществление государственной власти. При этом одна партия имеет абсолютное большинство в парламенте и другую партию в качестве своей оппозиции.

Двухблоковая коалиция (Франция) представляет собой систему, при которой власть оказывается предметом борьбы двух партийных блоков, а партии, выступающие вне блоков, не играют существенной роли в политике. Двухблоковость характерна для политических систем с четко выраженной идейной дифференциацией, следствием чего является поляризация партий.

Авторитарная партийная система характерна для развивающихся стран, где сама партия создается руководством государства, его лидером с целью расширения социальной базы управления и играет второстепенную роль в процессе осуществления власти. Правящая партия фактически является широким общественным движением, организующим массовую поддержку политике руководящих органов государства.

Социалистическая партийная система, существовавшая в СССР и других странах системы социализма, допускала существование и соучастие в осуществлении государственной власти различных партий, но при главном доминирующем условии - все союзнические партии должны признавать руководящую роль в политической системе коммунистической партии.

Для фашистской партийной системы характерно существование только одной легальной партии - фашистской. При этом партия руководит государством, выполняя роль лидирующей и доминирующей силы, аппарат партийный тесно связан с государственным.

 

Рекомендуемая литература

1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997.

2. Основы политологии. Курс лекций. Алматы, 1995

3. Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов, 1992.

4.Основы политологии. Курс лекций. Алматы, 1995

 

Контрольные задания для СРС (о.-2,6,9, д.-2,12,15,26)

1. Формирование партийной системы в Республике Казахстан

2. Законодательство о политических партиях в РК

 

часа, заочное полное и сокращ. – по 1 часу)

План

1. Понятие демократии.

2. Основные концепции и модели демократии.

3. Избирательные системы и их разновидности.

 

Демократия - одно из самых распространенных понятий политической науки.

Этимологическое значение термина "демократия" в переводе с греческого означает "власть народа" (demos - народ, kratos - власть). В этом смысле под демократией понимается особая форма государства, при которой властью обладает не одно лицо (монархия, тирания), не группа лиц (аристократия, олигархия), а все граждане пользуются равными правами на участие в осуществлении государственной власти.

В зависимости от того, кто имеет приоритет в осуществлении власти: личность, социальная группа или народ как целостная общность, все концепции демократии можно разделить на три группы: коллективистская (тоталитарная); индивидуалистическая (либеральная) и плюралистическая (теория групп).

Исторически первой моделью была коллективистская демократия, восходящая к античной демократии. Для нее характерно отождествление народа с большинством населения, неограниченная власть большинства над меньшинством и, как следствие, полная беззащитность личности по отношению к государству. Отрицая автономию личности, данная концепция рассматривает ее как составную часть целостного организма (народа, класса, нации).

Коллективистская модель демократии получила свое развитие в трудах Т.Мора, Ж.-Ж.Руссо, в более поздний период - в трудах основоположников марксизма-ленинизма.

Идея автономии личности и ее первичности по отношению к народу, государству является определяющей для индивидуалистической модели демократии, получившей свое развитие в XVII1-XIX вв. под влиянием идей либерализма.

Либерализм впервые в истории социальной мысли отделил индивида от общества и государства, разграничил две автономные сферы - государство и гражданское общество. Для индивидуалистической модели характерно признание личности первичным источником власти, приоритет прав личности по отношению к правам государства, разделение властей, ограничение компетенции и сферы деятельности государства охраной общественного порядка, безопасности граждан.

Промежуточное положение занимает плюралистическая концепция, рассматривающая в качестве движущей силы политической жизни ни народ, ни личность, а "группу. Именно в группе, с позиции этой модели, а также в межгрупповых отношениях формируется личность, определяются ее интересы, ценностные ориентации. Таким образом, основой демократической власти должно быть соперничество и баланс групповых интересов, где государство - своеобразный арбитр, сохраняющий равновесие интересов и стабильность общества.

В зависимости от того, кто - народ или его представители - непосредственно осуществляют властные функции, все демократические теории можно разделить на две группы: прямой (идентитарной) и представительной (репрезентативной) демократии.

Идентитарная демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственная власть должны быть идентичны (т.е. тождественны), что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные органы должны быть сведены к минимуму и быть полностью подчинены и подконтрольны гражданам. Преимущественно идентитарный характер носила античная демократия, а также демократия в древнем Новгороде.

С 60-х годов XX в. широкое распространение получила теория партиципационной демократии (демократии участия), которая обосновывает необходимость широкого участия населения не только в выборах своих представителей, не только в принятии решений на референдумах (плебисцита), но и непосредственно участие в политическом процессе - в подготовке, принятии и осуществлении решений, а также контроле за их реализацией.

При всей своей привлекательности непосредственная демократия имеет свои проблемы, ограничивающие возможности ее эффективного осуществления. Одной из основных проблем прямой демократии является сложность ее практической реализации, невозможность в современных государствах постоянно привлекать большинство граждан к политическому участию в управлении государством без принуждения. Другой проблемой является низкая компетентность и ответственность, поскольку решения принимаются широким кругом ни за что не отвечающих и никем не контролируемых непрофессионалов. В определенной ситуации (социально-экономический кризис, политическая нестабильность) прямая демократия чревата опасностью тоталитаризма и популистского авторитаризма вследствие склонности масс к уравнению, ущемлению свободы за счет равенства.

Концепция представительной (репрезентативной) демократии исходит из понимания демократии как компетентного и ответственного перед народом представительного управления. Главный акцент делается на четкой реализации принципа ответственности на всех уровнях государственной власти, в то время как принцип соучастия народа оттесняется на второй план. Воля народа в данном случае не отождествляется с его прямым участием. Она выражается как непосредственно (прямо) на выборах, так и делегируется депутатам и представительным органам власти, которые в пределах представляемых им полномочий самостоятельно формируют и антиципируют (предвосхищают) народную волю, а порой действуют ей вопреки под свою ответственность.

Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля (преимущественно электорального), доверия, конституционного ограничения компетенции органов власти и их независимости в рамках закона. Реально представительная демократия воплощается в парламентаризме - системе правления, основанной на принципе разделения властей и верховенстве власти парламента, делегированной ему народом на выборах.

К репрезентативным элитарным теориям примыкает корпоративизм. Он рассматривает демократию как преимущественно согласительное неконкурентное правление руководителей крупных производственных организаций (корпораций) наемных работников и предпринимателей, а также партий при арбитражной роли государства.

Представительная демократия обеспечивает эффективность и ком­петентность принимаемых решений, политическую стабильность, оберегает общество от эгалитарных устремлений. Однако следует заметить, что реализация представительной демократии фактически отстраняет народ от власти в период между выборами и обеспечивает монополизацию власти политическими элитами. Таким образом, мы видим, что все концепции демократии помимо несомненных достоинств имеют и проблемы. Поэтому реально существующая демократия стремится в большей или меньшей степени совместить идеи самоуправления и партиципации (прямая демократия) и идеи представительства. Одной из основных задач прямой демократии в современных государствах является формирование государственных органов. Она решается с помощью такой формы политического участия граждан как выборы.

Смысл выборов заключается не только в формировании центральных и местных органов власти, но и в своеобразном контроле политической элитой. Выборы предоставляют возможность индивидам, социальным группам выразить свои требования, обеспечить поддержку всем политическим действиям власти, которые отвечают интересам большинства, либо отказать в поддержке политическим силам, не оправдавшим доверие и надежды населения.

Процедура и механизм организации и проведения избирательной компании зависит от типа избирательной системы, принятой в данном государстве. Избирательная система представляет собой совокупность установленных законом правил, принципов и критериев организации и проведения выборов, а также определения результатов голосования, т.е. определения победителя.

Существуют разнообразные избирательные системы. Наиболее распространенными являются два типа: пропорциональная и мажоритарная. В некоторых странах применяется смешанная избирательная система.

Пропорциональная избирательная система (Япония, Италия, Испания, Швеция, Дания и др.) характеризуется тем, что выборы являются строго партийными и каждая партия, участвующая в выборах, получает количество мандатов строго пропорционально количеству поданных за нее голосов. Эта

система обеспечивает партиям представительство в парламенте в соответствии с их популярностью в обществе. Однако в силу того, что в парламенте оказываются представленными множество партий различной ориентации, ни одна из которых не обладает большинством, достаточным для формирования однопартийного правительства, становится необходимым формирование коалиционного, часто неустойчивого правительства.

Мажоритарная избирательная система - это система большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший установленное законом большинство. Те же партии, которые оказались в меньшинстве, остаются

непредставленными.

В зависимости от того, какое необходимое для избрания большинство определяется законом, различаются мажоритарная система абсолютного и относительного большинства.

Мажоритарная система абсолютного большинства требует для избрания более половины голосов (50% плюс один голос). Эта система позволяет сформировать, как правило, сильное устойчивое правительство, опирающееся на парламентское большинство, однако в случае, когда за мандат ведут борьбу три и более кандидата, она оказывается нерезультативной и требует второго тура голосования.

Этого недостатка лишена мажоритарная система относительного большинства, при которой выбранным считается кандидат, получивший голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности. Неважно, что это большинство может быть и меньше половины голосов избирателей. Эта избирательная система лишает возможности участия в осуществлении государственной власти все партии, кроме двух основных, и формирует двухпартийную систему с устойчивым, сильным правительством.

Смешанная избирательная система сочетает в себе элементы как мажоритарной, так и пропорциональной системы.

В Республике Казахстан в соответствии с Конституцией 1995г. и Законом о выборах была принята мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. 7 октября 1998г. Парламентом были внесены изменения и дополнения в Конституцию РК, которые, среди прочего увеличили численность депутатов Мажилиса и изменили порядок их избрания. Так, в соответствии с Конституцией, численность депутатов Мажилиса теперь составляет 77 человек. Из них 67 избираются по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства по одномандатным территориальным избирательным округам. 10 депутатов избираются по системе пропорционального представительства на основе партийных списков с образо­ванием единого общенационального избирательного округа. Выборы в Мажилис по новым правилам впервые состоялись осенью 1999г.

При выборе Президента РК, а также депутатов маслихатов - местных представительных органов - применяется мажоритарная система абсолютного большинства.

Особый порядок Конституцией РК определен для формирования Сената. Если депутаты Мажилиса избираются на основе всеобщих и прямых выборов, то депутаты Сената - на основе косвенных выборов. Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы. Кроме того, семь депутатов Сената назначается Президентом РК.

Таким образом, в настоящее время избирательная система РК представляет собой смешанную форму, сочетающую элементы мажоритарной системы абсолютного большинства и пропорциональной избирательной системы.

Помимо выборов существуют и другие формы политического участия. Наиболее значимыми и распространенными среди них являются референдумы и плебисциты.

Референдум - это институт прямой демократии, означающий всенародное голосование по каким-либо вопросам государственной жизни. Разновидностью референдума является плебисцит (plebis - народ, citum -решение). Плебисцит - это опрос населения путем голосования о принадлежности территории, на которой оно проживает, тому или иному государству.

 

Рекомендуемая литература

1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997.

2. Джунусова Ж.Х., Булуктаев Ю.Ю., Акимова А.М. Введение в политологию. Алматы, 1998.

3. Основы политологии. Курс лекций. Алматы, 1995

4. Основы политологии: Курс лекций /Под ред. Пугачева В.П. М., 1992.

5. Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов, 1992.

 

Контрольные задания для СРС (о.-1,4,8,14 д.-12,23,26)

1. Права человека и гражданина: история и современность

2. Система права и свобод в Конституции РК

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Отдельные виды кишечной непроходимости | Тема 5. Политическая деятельность и политическое лидерство (дневн. - 2

Дата добавления: 2014-02-26; просмотров: 729; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.026 сек.