Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Мая 2002 года

Читайте также:
  1. Внешнеполитическая деятельность СССР до 1939 года.
  2. Внешнеполитическая деятельность СССР после 1939 года.
  3. Дней реформ. Июня по сентябрь 1898 года.
  4. Игра проводится на склонах Мухиной балки в теплое время года.
  5. КЛИНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАНИЯ К ОБСЛЕДОВАНИЮ НА ВИЧ – из приказа №376 от 1996 года.
  6. Кризис 1 года.
  7. Обеспечение сопоставимости отчетных данных с показателями соответствующего периода прошлого года.
  8. Отечественная война 1812 года.
  9. Социальные преобразования Советской власти с ноября 1917 г. по лето 1918 года. Первая Конституция РСФСР.

 

«Реклама заставляет человека покупать вещи, которые ему в действительности

не нужны»

Джон Гэлбрайт, социолог

Достигшая пика своего развития во время промышленного переворота и воодушевляемая своими проблемами и перспективами, социологическая теория долгое время имела «уклон в производство». Это значит, что в теориях прослеживалась тенденция сосредоточивать внимание на промышленности, промышленных организациях, работе и трудящихся. Наиболее очевидно данное явление в марксистской и неомарксистской теории, но оно встречается и во многих других теориях, таких как концепция Дюркгейма о разделении труда, работа Вебера, посвященная расцвету капитализма на Западе и неудаче его развития в других частях света, анализ Зиммеля трагедии культуры, обусловленной быстрым увеличением продуктов деятельности человека, интерес Чикагской школы к труду, обеспокоенность в рамках теории конфликта отношениями между работодателями и служащими, руководителями и подчиненными и т. д. Намного меньше внимания было уделено потреблению и потребителю. Есть исключения, такие как знаменитая работа Т. Веблена по «демонстративному потреблению» и концепция Зиммеля о деньгах и моде, но о потреблении социальными теоретиками сказано гораздо меньше, чем о производстве.

Постмодернистская социальная теория имела склонность определять общество постмодерна как потребительское, в результате чего потребление в этой теории играет главную роль. Самым выдающимся является произведение Жана Бодрийара (Baudrillard, 1970/1994) «Общество потребления».

Современный социум достаточно сложная и противоречивая система отношений.Потребление – это характерно современный феномен, определяющий признак так называемого общества изобилия.

В таком обществе использование вещей не исчерпывается их простым практическим применением (какое имело место всегда и всюду) или даже их семиотическим применением как знаков отличия, богатства, престижа и т.д. (что тоже встречается во всех человеческих обществах).

Потреблениеэто интенсивный процесс выбора, организации и регулярного обновления, бытовых вещей, в котором неизбежно участвует каждый член общества. Приобретая вещи, человек стремится к вечно ускользающему идеалу - модному образцу-модели, опережает время благодаря покупке в кредит, пытается зафиксировать и присвоить себе время, собирая старинные, коллекционные вещи. Потребление включает в себя все: не только вещи, но и отношения, историю, природу, даже науку и культуру. И во всех случаях феномены, попавшие в сферу потребления, приобретают свойства потребляемой вещи: они служат знаками престижа и средствами иерархии, они испытывают на себя цикл моды, короче, они представляют собой, не науку, а знак науки, не культуру, а знак культуры.

Так что же такое общество потребления? Общество в котором реклама чувствует себя наиболее комфортно и экономически обоснованно.

Общество потребления (consumer society) – совокупность общественных отношений, которая характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок.

Общество потребления является одной из черт современного общества. Общество потребления возникло в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.

Создателем теории «общества потребления» является французский философ Ж. Бодрийяр. В своей работе «Общество потребления» - (фр. La société de consommation: ses mythes et ses structures) — написанной ещё в 1970 году, Ж. Бодрийяр совершил революцию в понимании основ современного общества, его структуры и культуры.

Первым фактом, с которым столкнулся Ж. Бодрийяр на пути исследования потребления, был факт непрерывного роста производства и видимого изобилия в западных обществах конца 50 - 60-х гг. XX в. Этот факт по-разному оценивался в философской и социологической литературе. Либералы типа Р. Арона приветствовали рост как доказательство безграничности человеческих возможностей и как средство обеспечения благополучия всех людей. Социал-реформисты (в их числе Д. К. Гэлбрейт, с которым Ж. Бодрийяр постоянно полемизирует на страницах «Общества потребления») подвергали критике дурные стороны роста (вред, наносимый им природе, сопровождающее рост расточительство) и стремились сделать его позитивным, обратив его результаты на пользу всем людям; радикальные социалисты (Горц и Элюль) отвергали рост как проявление иерархизованного общества.

Ж. Бодрийяр тоже радикальный критик роста, но не социалистического толка. Социалисты всегда отыскивают в критикуемом ими обществе положительные силы, отталкиваясь от которых они мысленно конструируют новый, лучший мир. Он не видит таких сил в современных обществах, а идеи об отчуждении человеческой сущности и снятии отчуждения как пути к другому обществу вызывают у него чаще всего усмешку.

Во-первых, в этом типе общества люди окружены не другими людьми, а, прежде всего, некими объектами потребления. Формируется особая среда, которая включает в себя уже не прямые коммуникации с людьми, а, преимущественно, коммуникации с различными знаками, причем все построено таким образом, чтобы эти знаки потреблять.

Ж. Бодрийяр говорит о том, что люди становятся некоторыми функционалами. Человек перестает жить во времени людей, и начинает жить во времени вещей, то есть в соответствии с их ритмом и непрерывной последовательностью.

Нет индивидуальных желаний и потребностей, есть машины производства желаний, заставляющие наслаждаться, эксплуатирующие наши центры наслаждения. Объекты есть категории объектов, тирания которых задает категории личности.

Места в социальной иерархии помечены / означены обладанием вещами определенного класса. Знаковый код — всегда обобщенная рациональная модель — и снятый в нем принцип эквивалентности монопольно организуют поля власти и порядка.

Потребление — это тоже своего рода бизнес, труд, когда мы инвестируем собственные смыслы и значения в систему дискурса объектов. В самом акте потребления, в «волшебстве покупки» совершается, по Ж. Бодрийяру, бессознательное и управляемое принятие всей социальной системы норм. Дискурс объектов как парадигма языка, коммуникации и идентичности вытеснил символический обмен — тот социальный институт, который в архаических обществах определял поведение и коммуникацию до и без всякого осознания и рационализации.

Символический обмен выстраивается относительно субъекта и символов его присутствия; принципом интерактивности здесь является не симметрия эквивалентного обмена, а асимметрия дара, дарения, жертвоприношения — т.е. принцип неравенства или амбивалентности.

Потребительская стоимость и ее функциональная, жизненно-практическая основа в фатальном жесте отрицания подменяются меновой — т.е. рыночной, фундированной принципом эквивалентности: все равно абстрактному эквиваленту денег, все рационально обобщается до эквивалентности. Однако далее и этот «фетишизм потребительской стоимости», также известный в марксистской политэкономической теории как проблема отчуждения, становится жертвой диктатуры знаковой стоимости, подпадая под «монополию кода» (торговая марка). Объект становится единством знака и товара; отныне товар — это всегда знак, а знак — всегда товар. Знак провоцирует отчуждение стоимости, смысла / означаемого, референта, а значит реальности.

В дискурсе рекламы, организующем приобретение вещи через приобретение ее смысла и управление желаниями, воображаемое и бессознательное переходят в реальность.

Американское общество, считает Бодрийяр, является моделью потребительского общества, на которую будут ориентироваться европейские страны. Однако США, как считает Бодрийяр, превращается в социальную пустыню, в мир китча, в котором исчезают эстетические и высокие ценности. «Потребление… – пишет Бодрийяр, – является систематическим актом манипуляции знаками… чтобы стать предметом потребления, предмет изначально должен стать знаком»

На основе этого суждения социологом делается далеко идущий вывод, подтверждающий постулат о «конце социального»: люди перестают различаться по социальному происхождению или положению. Основой их дифференциации становятся потребляемые ими знаки. Более того, через потребление конкретных знаков, мы уподобляемся тем, кто потребляет сходные знаки, и, напротив, становится отличными от тех людей, кто данные знаки не потребляет.

Причем, именно код контролирует, какие предметы люди потребляют, что они делают. Индивидам может казаться, что, имея деньги, они могут приобрести все, что угодно, все, что они могут захотеть. Но дело-то в том, что они могут захотеть лишь то, что потребляет группа, к которой они принадлежат, точнее, то, что диктует характерный для данной группы код сигнификации. В этом-то весь смысл потребительского общества: людям кажется, что они полностью свободны в потреблении, но в действительности код сигнификации ограничивает их свободу. «Потребление… – пишет Бодрийяр, – является систематическим актом манипуляции знаками,… чтобы стать предметом потребления, предмет изначально должен стать знаком»

На основе этого суждения социологом делается далеко идущий вывод, подтверждающий постулат о «конце социального»: люди перестают различаться по социальному происхождению или положению. Основой их дифференциации становятся потребляемые ими знаки. Более того, через потребление конкретных знаков, мы уподобляемся тем, кто потребляет сходные знаки, и, напротив, становится отличными от тех людей, кто данные знаки не потребляет.

В современной цивилизации не существует рационального потребителя, самостоятельно осуществляющего свой выбор.

Индивидуальный, продиктованный реальными потребностями выбор иллюзорен - он продиктован самой структурой общества потребления, придающей значение не предметам, а абстрактным ценностям, тождественным отчуждённым от них знакам. Потребности производятся вместе товарами, которые их удовлетворяют. В основе выбора товара лежит стремление к социальному отличию, и, поскольку поддержка таких отличий есть жизненное условие существования современной цивилизации, потребность всегда остаётся неудовлетворенной. Социальная обеспеченность, "счастье" становятся императивами общества потребления, которое не поощряет пассивность и экономность, поскольку за ними следует утрата потребительской способности. Общество потребления вводит культ тела, чем устанавливает фетишизацию не только мира, но и самого человека. Оно принуждает человека манипулировать своим телом, делать из него инструмент устранения социальных различий. Традиционные понятия красоты, эротичности заменяются функциями - они подсчитываются как статьи потребительской способности. Тело становится упрощённым аналогом души - его нужно "найти", "открыть", "познать" и "спасти". Оно становится объектом современной мифологии и, в сущности, не является больше материальным. Тело - это объект потребления, наряду с обладателем его потребляют медицина и модные журналы. Связанная с ним сексуальность вгоняется в заданные стандарты и тем самым коммерциализуется, становится элементом системы производства. Признаком этого является искусственная сексуализованность предметов, повышающая их функциональность в качестве предметов потребления.

Говоря о рекламе, Бодрийяр затрагивает темы культа тела и сексуального освобождения. Проявления культа тела он отмечает, например, в шумной пропаганде спорта, в постоянной рекламе косметической продукции и средств ухода за телом, в мании здоровья, сопровождающейся неслыханным ростом использования лекарств и различных медицинских услуг.

Культ тела свидетельствует о том, что оно в наше время заняло место души. В результате, делает вывод Бодрийяр, трансцендентное исчезло из мироощущения современного человека, уступив место абсолютной имманентности объектов потребления, самым прекрасным из которых является наше тело. Причем культ тела относится не к реальному телу; в рекламе и прочих СМИ мы имеем дело с телом-фетишем, телом-товаром, человека приглашают ухаживать за своим телом, так как его красота, стройность, ухоженность составляют знак престижа, орудие в статусной конкуренции. В этом же духе рассматривается навязчивость сексуальной темы в СМИ. Повсеместно наблюдаемое сексуальное неистовство показывает, что настоящая сексуальность, как и реальное тело, исчезла, она заменена знаком тела и пустой, знаковой сексуальностью. Безудержная эксплуатация женского тела в рекламе, в фильмах свидетельствует о том, что реальная женщина оттеснена, забыта, что реальная эмансипация женщин не произошла, она заменена масс-медийной профанацией женского тела как знака сексуальности, а это отождествление женщины и секса является показателем ее порабощения.

Итак, каковы наиболее важные черты модели общества потребления? Российский социолог В.И. Ильин в статье «Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность» выделяет следующие:

· Массовое производство позволяет втянуть в активное потребление, выходящее за рамки борьбы за физическое выживание, уже не только самые богатые классы общества, но и абсолютное большинство населения, хотя в очень различной степени.

· Индивидуальное потребление основной части населения выходит за рамки, диктуемые природными потребностями, и превращается в ключевую часть воспроизводства человека социального.

· Потребление перестает быть способом борьбы за физическое выживание и превращается в инструмент конструирования социальной идентичности, социокультурной интеграции в общество.

· Производство становится не только массовым (конвейерным), но и гибким, что позволяет потребителям конструировать свою индивидуальность с помощью вещей. Иначе говоря, идет массовое производство символов различия, а удовлетворение потребности в них – лишь преходящий миг равновесия, вновь нарушаемый осознанием потребности не сливаться с толпой.

· Поскольку возможности производства существенно опережают возможности индивидуального потребления, движимого природными потребностями, происходит маркетинговая революция, результатом которой является маркетинговая ориентация фирм. Это значит, что прежде чем произвести новый товар, производитель думает о том, как и кому его можно сбыть в условиях, когда в принципе уже существуют средства удовлетворения данной потребности.

· В обществе потребления происходят революционные изменения в организации торговли, сферы обслуживания. Ключевые позиции занимают крупные торговые центры, супермаркеты, превращающиеся в места проведения досуга, музеи современной культуры потребления.

· Параллельно радикально меняется поведение покупателей: все большее место занимает т.н. shopping about – хождение по магазинам без наличия более или менее ясно осознанной цели. Шоппинг становится широко распространенной формой досуга.

· Формируется социальная стратификация, в основании которой лежат различия в возможности доступа к пространству общества потребления. У каждого может возникнуть желание стать потребителем и наслаждаться возможностями, которые предоставляет подобный образ жизни. Но не каждый способен быть

· С наступлением эпохи общества потребления происходит настоящая культурная революция, в ходе которой осуществляется переход от повседневной культуры классического капитализма к современному консюмеризму (потребительству).

· Политика приобретает форму политического маркетинга. В самых развитых

западных демократиях наблюдается диалектическое противоречие: с одной стороны, как и в давние времена, управление государством остается уделом узкой политической элиты, а с другой – развитые механизмы формальной демократии требуют подтверждения права элиты на власть через систему всеобщих выборов. Как бизнес добивается получения прибыли через соблазнение потребителей, так и властвующая элита манипулирует избирателями, добиваясь их голосов. Одни и те же технологии обеспечивают и продажу товара, и избрание президента. Поэтому политическая свобода в обществе потребления сродни свободе потребительского выбора в торговом центре. При этом политическое участие сближается и по форме, и по существу с поведением спортивных болельщиков: одни граждане болеют за партию Х, другие – за партию Y. И реальные последствия победы Х над Y для массы граждан часто не больше, чем значимость для жизни болельщиков выигрыша клуба А и поражения клуба B. Основные политические партии, как и товары одного класса, различаются лишь «дизайном».

Критерии стратификации общества потребления теперь проходят по линии обладания или необладания, каким либо товаром. Позиция престижности и уважения зависит в массовом сознании не от твоего реального статуса и социального поведения, а от возможности обладания каким то набором товаров и услуг. Товарное обладание создает иллюзию успешности человека. Вы можете пойти в магазин и купить в кредит дорогой автомобиль и роскошный костюм, тем самым, в массовом сознании вы будете представлять человека занимаемый соответственный статус, хотя на самом деле все это будет куплено в долгосрочный кредит а уровень вашего социального положения будет низким.

Массовое общество.Информационное общество и потребительское общество сильно связаны с понятиями массовое общество и культура. Центральное место в исследованиях данного направления отводится массовому обществу, возникшему в результате процессов индустриализации и урбанизации и возникновении новго типа культуры – «массовой». Массовая культура при этом рассматривается как особый тип культуры заменившей собой традиционные формы народной культуры (Ф. Ницше, М. Вебер, Н. Бердяев, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Дж. Бентам, Д. Рисмэн). В трудах этих философов и ученых «массовая культура» трактуется как предельное выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека. Таким образом, в рамках рассматриваемого направления феномен массовой культуры получает негативную оценку Массовая культура» (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века.

Массовая культура - понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления. Массовая культура – специфический продукт современного урбанизированного общества.

Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.

В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название "средний класс". Именно он является основным потребителем рекламной информации. Именно он главный проводник идеалов массового потребления и культуры.

Средний класс не может быть описан одним интегральным критериальным признаком. Средний классэто социальная совокупность, характеризующаяся цепочкой признаков, к которым относятся:

· материальные ресурсные признаки: уровень доходов, объем накопленных сбережений; уровень имущественной обеспеченности;

· нематериальные ресурсные признаки: уровень образования, профессионально-квалификационная позиция, должностная позиция;

· признаки социального самочувствия (самоидентификация): стратегии успешного экономического поведения; самооценки успешности адаптации к новым экономическим условиям; самооценки комфортности нынешней жизни и другие.

Социальные группы, составляющие средний класс, характеризуются разным уровнем концентрации признаков. В соответствии с этой гипотезой, средний класс может быть стратифицирован по уровню концентрации доминантных признаков.

Для построения интегрального критерия материальной обеспеченности используются следующие показатели:

· текущие денежные доходы;

· накопленные сбережения;

· накопленное движимое имущество и т.д.

Действительно, в силу больших материальных ресурсов, сконцентрированных у среднего класса, логично предположить, что эта социальная группа отличается по потребительской активности от остальных.

Понятие "средний класс" стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот "средний класс" стал и стержнем жизни современного общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.

Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятие напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (то есть у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип - пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.

Особенностью массового общества является разрыв социальных связей, обособленность отдельных индивидов, отсутствии у них индивидуальности, устойчивых и общезначимых нравственных ценностей. Личностный статус человека формируется на уровне социальной группы, общины, ремесленного цеха, аристократического «света», церковного прихода. Но непрерывные вертикальные и горизонтальные перемещения больших групп людей, характерные для индустриального общества, разрушают уровень соседского, профессионального, религиозного общения, общения в «своем круге» и основным уровнем общения становится семья. Человек начинает воспринимать общество как множество других столь же похожих на него индивидов, одевающихся в тех же универсальных магазинах, ездящих в тех же поездах и трамваях, читающих те же газеты, таких же как он.

Рекламу, иногда стереотипно, относят к феномену массовой культуры, как к чему то негативному и даже низменному. Однако реклама, выполняя свою социальную функцию, она помогает человек проектировать свою жизнь и даже находить новые формы для своего существования, либо обновлять старые, заставляя двигаться и развиваться.

Выше мы уже говорили, что реклама - структурный компонент культуры и инструмент духовного производства. Функциональность рекламы в современном обществе определяется по нескольким направлениям. Первичная функция рекламы - обеспечить социализацию и витальность человека в условиях усложненной, изменчивой, неустойчивой среды; адаптировать его к новым социальным ролям и ценностям, способам регуляции своего поведения и деятельности в разнообразной обстановке.

Обращаясь к повседневным сферам поведения, реклама утверждает понятные и стереотипные представления о человеческих отношениях, не требуя от человека усилий на преодоление самого себя, - она обращается к жизненным инстинктам, срабатывающим как условие постоянного жизнеобеспечения. Реклама удовлетворяет потребности в рекреации, отвлекая индивида от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха. Ее наиболее существенный механизм составляет постоянно расширяющееся потребление в самых различных сферах, обеспечивающих хотя и унифицированный, но постоянно обновляемый и вариативный образ жизни.

Но, способность к быстрому охвату самых широких аудиторий, владение технологическим подходом проектирования превращает рекламу в важный фактор, трансформирующий всю систему духовного производства.

Как средство трансляции культурной информации, она выполняет проективную роль в усвоении личностью (обществом) ценностей культуры в культурном обмене и в своих конкретных общественных типовых проявлениях сама есть проект. Реклама проектирует информацию, а опосредованно - человека и общество. Реклама - до известной степени - обозначает цивилизованность и культуру, способность населения быть обществом, а не толпой. И в этом втором ее значении восстанавливается генетически исходное понимание рекламы как процесса культивирования.

Таким образом, современное общество является многослойной социальной реальностью сетью информационности, потребительства и массовости. Понятно, что в таком обществе роль рекламы все более будет возрастать, а социальный институт рекламы получать все большее укрепление в пространстве нашей жизни.

Контрольные вопросы:

1. Каковы социальные характеристики общества потребления и потребительской культуры?

2. В чём преимущества и опасности общества потребления?

3. Какое место играет реклама в обществе потребления?

4. Каковы особенности социальной стратификации общества потребления?

5. Что представляет собой массовое общество?

6. Охарактеризуйте «средний класс», как носителя культуры потребления.

7. Какую функцию выполняет реклама в массовом обществе? В чём её социальные смыслы?

 

 

Тема 4. Создание и совершенствование законодательства о гражданстве Российской Федерации, правовом статусе иностранцев в Российской Федерации, о выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию.

 

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. (с изм. и доп., посл. ред. от 2 ноября 2013 г.).

Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. (с изм. и доп., посл. ред. от 28 декабря 2013 г.).

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. (с изм. и доп., посл. ред. от 28 декабря 2013 г.).

Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. (с изм. и доп., посл. ред. от 28 декабря 2013 г.).

Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 5 марта 1999 г. (с изм. и доп., посл. ред. от 23 июля 2013 г.).

Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. (с изм. и доп., посл. ред. от 2 июля 2013 г.).

Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. (с изм. и доп., посл. ред. от 25 ноября 2013 г.).

Указ Президента Российской Федерации об утверждении «Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. (с изм. и доп., посл. ред. от 12 июля 2012 г.).

Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации». Порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденный данным постановлением (посл. ред. от 23 апреля 2012 г.).

 

4.1. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. (с изм. и доп., посл. ред. от 2 ноября 2013 г.).

 

28 ноября 1991 г.

Первым актом по вопросам гражданства в суверенной России явился Закон от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве РСФСР» («Ведомости СНД и ВС РФ». 1992. № 6. Ст. 243). Парадоксально то, что этот акт появился тогда, еще существовал СССР, и РСФСР формально оставалась одной из союзных республик в его составе. Тем не менее вопросы гражданства этот Закон регулировал так, как будто бы речь шла о суверенном государстве. Более того, в нем употреблялись выражения типа «граждане бывшего Союза ССР» - и это в условиях, когда лишь в декабре 1991 года официально СССР прекратил свое существование. Но в соответствии со статей 48 этого Закона он вступал в силу со дня опубликования, а был опубликован в «Российской газете» 6 февраля 1992 г. Поэтому в некоторых изданиях его называют Законом 1992 года.

С самого начала наряду с Законом принимается «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации». Утверждено Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 г. (Ведомости…1992. № 17. Ст. 952).

В оба документа в период их действия вносились изменения и дополнения.

Не касаясь моментов, связанных с ликвидацией СССР, и кратко оценивая указанный Закон 1991 года, следует подчеркнуть, что он сыграл важную роль в становлении гражданства Российской Федерации и более того – упрочении самостоятельной и суверенной государственности России (подробно об этом см.: Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1994; Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003).

В особенности отметим следующие важные положения данного акта.

 

1) Закон отразил понимание гражданства как устойчивой правовой связи человека с государством, не поддержал концепцию толкования гражданства как принадлежности лица государству, видя в этой концепции отражение идеи подданства, более характерной для монархических стран, и приоритета государства в отношениях с личностью.

В Преамбуле Закона 1991 г. говорится:

«Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Настоящий Закон призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции РСФСР, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных правовых условий для каждого гражданина РСФСР, защиту и покровительство РСФСР гражданам РСФСР, находящимся за ее пределами».

 

2) По существу впервые Закон 1991 г. закрепил право человека на гражданство, право не быть лишенным гражданства и право на изменение гражданство.

Статья 1 «Право на гражданство» гласит:

«1. В РСФСР каждый человек имеет право на гражданство.

2. В РСФСР никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

3. Гражданин РСФСР не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора РСФСР».

 

3) Закон предоставил годичный срок для того, чтобы граждане могли определиться, остаются ли они в гражданстве Российской Федерации или предпочитают иностранное гражданство.

Согласно п. 1 ст. 13 «Гражданами РСФСР признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РСФСР.

 

4) Ситуация с двойным гражданством. Законодательство СССР по вопросам гражданства не допускало для граждан СССР возможности обладания иностранным гражданством, двойное гражданство не признавалось. Специфика того момента для всей огромной страны (Союза ССР) состояла в том, что очень многие верили: Союз будет существовать, только в иной форме – например, как ССГ (Содружество суверенных государств). Поэтому предполагалось, что какое-то время понадобится двойное гражданство. Пройдет время – и все будут снова в едином государстве и с единым гражданством.

Поэтому спецификой Закона 1991 года явилось то, что он разрешает двойное гражданство.

«Статья 3. Двойное гражданство

1. Приобретение гражданства РСФСР иностранным гражданином допускается при условии его отказа от прежнего гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РСФСР.

2. Гражданину РСФСР может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор РСФСР.

3. Граждане РСФСР, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РСФСР».

 

5) Гражданство республик в составе РФ. Внутрироссийский аспект проблемы состоял в том, что республики в составе Российской Федерации претендовали на то, чтобы их считали суверенными республиками (государствами), а одной из характеристик суверенитета обычно считается гражданство. Центр пошел навстречу республикам – субъектам Российской Федерации. Поэтому в Закон 1991 г. включена на этот счет специальная статья, отражающая гражданство республик в составе РСФСР .

«Статья 2. Гражданство РСФСР и гражданство республик в составе РСФСР

1. Гражданами РСФСР являются лица, приобретшие гражданство РСФСР в соответствии с настоящим Законом. Гражданство РСФСР является равным независимо от оснований его приобретения.

2. Граждане РСФСР, постоянно проживающие на территории республики в составе РСФСР, являются одновременно гражданами этой республики».

 

6) Способы приобретения российского гражданства.

Они достаточно подробно урегулированы в главе « Закона «Приобретение гражданства РСФСР»

«Статья 12. Основания и порядок приобретения гражданства РСФСР

1. Гражданство РСФСР приобретается:

а) в результате его признания;

б) по рождению;

в) в порядке его регистрации;

г) в результате приема в гражданство;

д) в результате восстановления в гражданстве РСФСР;

е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РСФСР;

ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

2. При определении принадлежности к гражданству РСФСР применяются акты законодательства РСФСР и республик в составе РСФСР, международные договоры РСФСР, бывшего СССР или существовавшего до 7 ноября (25 октября) 1917 года Российского государства, действовавшие на момент наступления обстоятельств, с которыми связывается принадлежность лица к гражданству РСФСР».

Из всех приведенных вариантов приобретения особенно обратим внимание на три, которые в дальнейшем потребовали каких-то корректив регулирования или даже решений Конституционного Суда РФ.

Это статья 13 «Признание гражданства РСФСР». Выше уже приводился пункт 1 данной статьи: «1. Гражданами РСФСР признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РСФСР». А согласно п. 2: «Лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РСФСР по рождению, если родились на территории РСФСР или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РСФСР. Под территорией РСФСР в данном случае понимается территория РСФСР по состоянию на дату их рождения».

Это, далее, статья 14 «Гражданство детей, родители которых являются гражданами РСФСР»: «Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РСФСР, является гражданином РСФСР независимо от места рождения». И затем статья 15 «Гражданство детей, один из родителей которых является гражданином РСФСР»: «1. Если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве РСФСР, а другой является лицом без гражданства, ребенок является гражданином РСФСР независимо от места рождения. 2. При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве РСФСР, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство РСФСР, если он родился на территории РСФСР либо если иначе он стал бы лицом без гражданства».

Наконец, это статья 18 «Приобретение гражданства в порядке регистрации»:

«В порядке регистрации гражданство РСФСР приобретают:

а) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином РСФСР;

б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РСФСР, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

в) дети бывших граждан РСФСР, родившиеся после прекращения у родителей гражданства РСФСР, в течение пяти лет по достижении 18- летнего возраста;

г) граждане СССР, постоянно проживающие на территории других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянии на 1 сентября 1991 года, если они не являются гражданами этих республик и в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РСФСР;

д) лица без гражданства, на день вступления в силу настоящего Закона постоянно проживающие на территории РСФСР или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, если в течение одного года после вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РСФСР;

е) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РСФСР».

 

7) Порядок приема в гражданство.

Статья 19 «Прием в гражданство РСФСР» содержала в целом гуманные требования для лиц, желающих приобрести гражданство РФ:

«1. Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве РСФСР, может ходатайствовать о приеме в гражданство РСФСР независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

2. Обычным условием приема в гражданство РСФСР является постоянное проживание на территории РСФСР: для иностранных граждан и лиц без гражданства - всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых таковыми законом РСФСР, договором РСФСР, указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания на территории РСФСР считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РСФСР для учебы или лечения не более, чем на три месяца.

3. Обстоятельствами, облегчающими прием в гражданство РСФСР, то есть дающими право на сокращение вплоть до снятия требований части второй настоящей статьи, являются:

а) состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом;

б) усыновление ребенка, являющегося гражданином РСФСР;

в) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для РСФСР;

г) наличие заслуг перед народами, объединенными в РСФСР, в возрождении РСФСР, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей;

д) получение убежища на территории РСФСР.

4. Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство РСФСР лиц, которые:

а) выступают за насильственное изменение конституционного строя РСФСР;

б) состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РСФСР;

в) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РСФСР.

5. Положения части четвертой настоящей статьи распространяются также на лиц, указанных в статье 18 и части третьей статьи 20 настоящего Закона.

 

12 декабря 1993 года.

Конституция Российской Федерации

Включает в себя ряд положений относительно гражданства Российской Федерации, ранее отраженных в Законе о гражданстве 1991 г. Приводим эти положения последовательно:

Статья 6:

«1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

Статья 61:

«1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами».

Статья 62:

«1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Статья 71 (извлечение):

«В ведении Российской Федерации находятся:

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств».

Статья 89 (извлечение):

«Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища».

 

Несмотря на принятие новой Конституции Российской Федерации и необходимость приведения в соответствие с нею законодательства Закон 1991 года еще длительное время продолжал действовать, хотя в него и вносились изменения. В особенности надо было идти навстречу лицам: не оформившим своевременно их признание гражданами Российской Федерации; желающим по существу не столько приобрести, сколько зафиксировать посредством регистрации свое гражданство Российской Федерации при продолжении проживания в другом государстве; получить гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке после переезда в Российскую Федерацию (в основном это касалось лиц, являющихся русскими, относящихся к иным титульным нациям на территории России, имеющих здесь родственников)

 

 

мая 2002 года.

Наконец принимается новый, действующий и сейчас Федеральный закон № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 2002. № 22. Ст. 2031). Он действует с изменениями и дополнениями, которые вносились 10-ю Федеральными законами, последняя редакция от 2 ноября 2013 г. Однако в самое ближайшее время последуют новые дополнения Закона.

14 ноября 2002 г. Указом Президента РФ утверждается «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4571), действует с изменениями и дополнениями, последняя редакция от 28 декабря 2013 г.). Также в ближайшее время появтяся определенные дополнения этого акта.

Сравнивая Закон 2002 года с Законом 1991 года, можно сказать, что новый акт в ряде случаев содержит иное регулирование, по отдельным ситуациям является более жестким. Попытаемся это увидеть по соответствующим положениям нового Закона.

 

1) Закон 2002 года не содержит преамбулы, а общее понятие гражданства помещает в статье 3 «Основные понятия»:

«гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей».

Сравнивая с преамбулой Закона 1991 г., можно видеть, что характеристика гражданства как устойчивой правовой связи лица и государства укоренилась в нашем законодательстве. Но из «совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности», как говорилось в преамбуле Закона 1991 г., ответственность почему-то выпала в Законе 2002 г., кроме того, вряд ли надо считать лишними слова преамбулы 1991 г. о том, что это связь, «основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека». Но можно мотивировать новое регулирование тем, что есть четкое отражение связи гражданства с правами и свободами человека и гражданина в ст. 6 Конституции РФ 1993 г.

 

 

2) Закон содержит специальную статью 4 «Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации»:

«1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства».

 

3) Поскольку более или менее утряслись ситуации с приобретением гражданства Российской Федерации, Закон 2002 г. достаточно просто определил, кого относить к гражданам Российской Федерации.

Согласно ст. 5: «Гражданами Российской Федерации являются:

а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом».

 

4) Федеральный закон 2002 г. исходит из того, что есть гражданство только Российской Федерации и нет гражданства субъектов РФ, в том числе и республик в составе Российской Федерации.

По этому поводу изложил четкую позицию Конституционный Суд РФ. В определении от 6 декабря 2001 г. по запросу Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда статей Конституции РФ он отметил, что ранее в своих постановлении от 7 июня 2000 г., определениях от 27 июня 2000 г. и 19 апреля 2001 г. пришел к выводу, что единственным носителем государственного суверенитета в нашей стране является исключительно Российская Федерация. Это предопределяет и решение производного вопроса - о гражданстве. Согласно ст. 6 Конституции у нас существует единое гражданство Российской Федерации и не предусматривается гражданства республик и иных субъектов Российской Федерации. Эту позицию далее отразил и Федеральный закон о гражданстве 2002 г.

 

5) Гораздо сдержаннее является Закон 2002 г. относительно категории «двойное гражданство».

В соответствии с ст. 6:

«1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации».

Таким образом, Закон 2002 г. как бы обходит вопрос о том, каким путем приобрел иностранное гражданство россиянин. Главное при этом – он не перестает быть гражданином РФ со всеми вытекающими правами и обязанностями.

 

6) В изначальной редакции Закона 2002 г. нет таких понятий, как «признание гражданства» и «регистрация» как способ приобретения гражданства.

Относительно первого понятия – можно предположить, что творцы Закона решили: во-первых, оно исчерпало на тот момент – кто хотел, тот добился признания; во-вторых, не совсем ясно, как сугубо документально выглядит признание – все равно ведь надо ставить какой-то штамп в документ (даже Конституционный Суд РФ в известном решении по делу А.Б. Смирнова, требовавшего не принятия его в гражданство РФ в порядке регистрации, а признания его гражданином РФ, в постановлении от 16 мая 1996 г., признав правоту заявителя, все равно сказал, что нужна уведомительная регистрация, и это мало чем отличается от регистрации, тоже штамп).

Однако в дополнениях Закона 2012 года и при принятии Крыма и Севастополя в состав РФ категория «признание гражданства Российской Федерации» вновь появляется. Но отличие состоит в том, что при начальном урегулировании гражданства России как нового государства, а также при принятии Крыма и Севастополя в состав РФ признание действует как общий принцип одновременного принятия всех граждан бывшего государства или принимаемой территории в гражданство Российской Федерации. А новеллы 2012 г. адресованы тем, кто находится на территории России, ранее был гражданином СССР, но в силу разных причин не приобрел ни российского гражданства, ни гражданства какой-то из бывших республик СССР (см. об этом попозже).

По второму понятию: по существу регистрация была заменена т.н. облегченным порядком приобретения гражданства. Согласно ст. 3 «упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации - порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом».

 

7) Регулируя приобретение гражданства РФ по рождению, Закон 2002 г. наряду с сохранением прежних правил предусмотрел и серьезные изменения.

Согласно ст. 12 «Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению»

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка); без изменения

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); без изменения

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; важное изменение – ранее было так «вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство РСФСР, если он родился на территории РСФСР либо если иначе он стал бы лицом без гражданства»

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство (п. "г" в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 151-ФЗ) – новшество (в 2003 г. добавлено «или единственный его родитель»)

2. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

 

8) Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке регулируется ст. 13 Закона 2002 г. и содержит ряд новых правил по сравнению с Законом 1991 г.

«1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями (новое – С.А.) о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 151-ФЗ) – дополнение облегчило положение многих лиц;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом "а" части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) - в) исключены. - Федеральный закон от 11.11.2003 N 151-ФЗ;

Приводим эти пункты и обращаем внимание на то, что обозначенные в них основания в ином виде отражены в других статья Закона:

а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;

б) состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации;

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

4. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 151-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 328-ФЗ – ранее было «воинских формированиях или органах», теперь указание об органах исключено)

Итак, обратим внимание на самые существенные новеллы в общем порядке приема в гражданство Российской Федерации по Закону 2002 г.:

- установлены 5 условий обращения: 1) срок проживания в РФ; 2) «верность Конституции РФ»; 3) законный источник средств к существованию; 4) отказ от иностранного гражданства; 5) владение русским языком;

- фактически срок проживания повышен с 5 до 6 лет, поскольку обращаться можно после получения вида на жительство, а для его получения надо минимум 1 год прожить в России;

- срок проживания до 1 года снижается для лиц, представляющих научную, культурную или профессиональную «ценность» для страны;

- для имеющих особые заслуги перед Россией вообще нет всех названных выше условий;

- с 2003 года пошли навстречу военнослужащим, проходящим службу в Вооруженных Силах РФ (но из числа граждан республик, ранее входивших в СССР).

 

9) Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке возможен согласно ст. 14 Закона 2002 г. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 № 151-ФЗ) в следующих случаях:

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

(п. "г" введен Федеральным законом от 28.06.2009 N 127-ФЗ)

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

(п. "д" введен Федеральным законом от 28.06.2009 N 127-ФЗ)

3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 03.01.2006 № 5-ФЗ, от 01.12.2007 № 296-ФЗ, от 30.12.2008 № 301-ФЗ)

5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в", "г" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

7. Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

(часть седьмая введена Федеральным законом от 01.10.2008 N 163-ФЗ)

 

10) Восстановление в гражданстве Российской Федерации. Согласно ст. 15 Закона:

«1. Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет».

С восстановлением в гражданстве в российском законодательстве происходят некоторые нелогичные метаморфозы. Сначала еще Законом 1991 года было предусмотрено, что для лиц, утративших гражданство в отсутствие их желания (т.е. они все же были лишены гражданства) восстановление производится, если только они не отказ


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Лекция 6. Реклама в обществе потребления | Пункт 5 – своеобразная «амнистия» указанным лицам

Дата добавления: 2014-07-23; просмотров: 421; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.029 сек.