Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ОСТРЫЙ ХОЛЕЦИСТИТ 10 страница

Читайте также:
  1. Введение 1 страница
  2. Введение 10 страница
  3. Введение 2 страница
  4. Введение 3 страница
  5. Введение 4 страница
  6. Введение 5 страница
  7. Введение 6 страница
  8. Введение 7 страница
  9. Введение 8 страница
  10. Введение 9 страница

ценностей и норм, функционировании социальных институтов. Цивилизационный подход

опирается на несколько основных значений понятия «цивилизация», в которых нашли

отражение различные стороны, аспекты цивилизационного развития.

Понятие «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный) имеет

ряд значений и чаще всего употребляется как обозначение высокоразвитых, прогрессивно

развивающихся обществ (философы эпохи Просвещения, Г. Гегель); как ступень развития

человечества, последовавшая за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс); как

синоним культуры (Н. Я. Данилевский, А. Тойнби); как стадия упадка и деградации

локальных культур (О. Шпенглер); для глобального членения исторического процесса и

др.

Изначально цивилизационный подход предполагал определение тех исторических

условий, которые способствовали переходу человечества от состояния неразвитости и

дикости (Л. Морган, Ф. Энгельс) к формированию культуры, динамичному развитию и

интеграции социума. Это был переход от присваивающей экономики к производящей; от

родоплеменной изолированности и власти племенных традиций к развитию торговли,

государственной организации общества, писаному праву; от синкретичного неразвитого

сознания к развитым формам духовного производства (развитым религиям, философии,

науке), создавший единые предпосылки становления современного общества.

В культурологическом подходе (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. А.

Сорокин и др.) понятие «цивилизация» выделяет (в соответствии со спецификой

ценностей духовного порядка) относительно обособленные общественные образования

или отдельные стадии их развития. В этом контексте оно выражает синхронный

многоуровневый «срез» и «горизонтальную» картину многообразия истории. Одна и та же

цивилизация может включать в себя различные экономические, политические,

религиозные и другие типы общества. Имеет место глобальный (западная, восточная),

региональный (Запад — Восток, Север — Юг; западноевропейская, латиноамериканская)

и локальный (национальный) уровни выделения цивилизаций.

Еще один смысл, вкладываемый в понятие цивилизации, возник в обществознании

XVIII—XIX вв. Первоначально он предназначался для обозначения прогрессивно

развивающегося буржуазного общества как качественно нового, индустриального этапа

социального развития. Впоследствии понятие «цивилизация» начало использоваться для

типологии западной и восточной цивилизаций, а также легло в основу традиции

глобального членения мирового исторического процесса на относительно

самостоятельные этапы (К. Ясперс, Д. Уилкинс и др.).

Мировая история традиционно рассматривается через призму взаимоотношений

двух типов цивилизационного развития — западного и восточного. Взаимодействие

восточной и западной цивилизаций имеет «маятникообразный» характер: каждая из них

поочередно доминировала в истории.

Восточная цивилизация — это прежде всего традиционное общество. Эту стадию

развития прошло и западное общество, однако именно на Востоке данный тип

цивилизационной динамики получил большое распространение. Современный Восток

неоднороден по этническому составу, экономическому положению, религиозному

признаку, однако имеет общие черты социальной жизни. К ним можно отнести

экстенсивный тип экономики; господство общинной собственности; подчинение общества

государству, личности — общине (с жесткой социальной иерархией); деспотическое

государство; регуляцию социальной жизни обычаями и традициями; доминирование

культурных ценностей над экономическими. Современный Восток меняется,

демонстрируя как эффективные модели сочетания традиционных ценностей и достижений

западной цивилизации (Япония, Тайвань, Индия, Турция и др.), так и варианты

некомпенсированного развития (Афганистан, Камбоджа и др.).

Западный путь развития представлен прежде всего техногенной цивилизацией. В

историко-генетической модели (Д. Белл, А. Тоффлер, Ж. Фурастье, Р. Арон и др.)

выделяются три основные стадии развития западной цивилизации: доиндустриальная

(аграрная, традиционная), индустриальная, постиндустриальная. В аграрном обществе

доминирует «первичная» сфера экономики — сельское хозяйство на основе рутинной

техники и экстенсивной технологии; в духовной сфере господствуют мифологические

ценности; общество регулируется традициями; существует жесткая сословная иерархия.

Собственно техногенная цивилизация существует с периода индустриализма (ХVI

—XVII вв.), с этого времени она противостоит Востоку и взаимодействует с ним. Для

техногенной цивилизации характерно развитие науки и техники; капиталистический

уклад экономики (на ранних стадиях); прогресс в производстве и управлении; правовое

государство, а также такие ценности, как потребление, преобразование общества и

природы, прогресс и свобода личности, гражданское общество. Это общество с высоким

уровнем социальной мобильности.

Высокий темп цивилизационной динамики Запада в середине XX в. сталкивается с

системным кризисом, который свидетельствует о переходе западного общества к новому

этапу — постиндустриальному обществу. Переход к постиндустриальному обществу

сопровождается переориентацией экономики на сферу услуг; в промышленности

начинают доминировать наукоемкие производства, компьютерные, информационные

технологии; классовая структура общества меняется на профессиональную. Главными

становятся культура, социальная сфера, устанавливается новая система ценностей:

экологизм, гуманизм, культ знания, интеллекта, приоритет духовных ценностей, высокое

качество жизни.

Современный исторический момент характеризуется противоречивостью,

мозаичностью и разнообразием социальных форм жизни. Угроза сегодняшнему и

будущему человечеству — глобальные процессы деструкции социального, человеческого,

природного миров, которые фиксируются в термине «глобальные проблемы». Впервые

концептуально они были осмыслены в 60-е гг. XX в.

Глобальные проблемы различны по характеру и масштабу. Главные из них — это

проблема войны и мира, экологическая и демографическая проблема, проблема

истощения природных ресурсов, неравномерности социального развития,

антропологический кризис и др.

Переходный характер современной истории подчеркивается во многих концепциях

и моделях социодинамики, в частности в теории цивилизационного поворота к

постиндустриальному (информационному) обществу. Основные приоритеты этой теории

— стабильный мир, улучшение качества жизни, самоопределение личности — нашли

конкретную проработку в качестве социальной стратегии XXI в., ориентированной на

достижение устойчивого развития.

Концепция устойчивого развития провозгласила программу эволюционного

перехода мирового сообщества к стабильному развитию с учетом решения как

экономических, так и социальных проблем. Идея перехода к новой цивилизационной

стратегии через состояние системного социоприродного кризиса (хаоса) к последующему

усложнению и самоорганизации, становлению глобального общества коррелирует с

установкой международного сообщества на устойчивое социоэкономическое развитие.

Импульс перехода к гуманистическому, единому и одновременно разнообразному

обществу может дать личность, наделенная новой нравственностью, этикой. О поиске

новых духовных ориентиров свидетельствует активная моральная рефлексия, выраженная

в этике ненасилия, биоэтике, «живой этике», этике «благоговения перед жизнью»,

экологической этике. В основе такого поиска лежит идея синтеза ценностей западной

цивилизации и духовных ценностей Востока.

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

1. Феномен культуры. Основные направления его философского анализа

Философия культуры — относительно самостоятельная область философского

знания, исследующая природу культурных универсалий, сущность и значение культуры

как особого социального феномена. К числу основных концептуальных моделей культуры

относятся следующие: натуралистическая, классическая, неклассическая и

постмодернистская. Становление философии культуры началось в XIX в. В XX в.

сложились разнообразные исследовательские подходы к культуре, которые изучают ее в

различных аспектах и дополняют друг друга: информационный, аксиологический,

деятельностный, социологический и семиотический. Аксиологический подход определяет

культуру как совокупность материальных и духовных ценностей. Социологический

подход рассматривает культуру как социальный институт, транслирующий совокупность

норм и правил человеческой деятельности. Семиотический представляет культуру как

совокупность взаимодействующих социокодов.

В рамках одного из самых значимых подходов — деятельностного — культуру

можно определить как сложную совокупность исторически меняющихся программ

человеческой деятельности, общения и поведения, ядро которых — социальная

информация. Эти программы обеспечивают конкретно-исторический способ регуляции,

сохранения, воспроизведения и развития как общества, так и внутреннего мира самого

человека.

Культура, будучи своеобразным «генотипом» общества, определяет его строение,

функционирование и историческую судьбу. Культура носит открытый характер и

отражает те трансформации, которые претерпевает общество. Она не существует вне

своего носителя — человека. Человек — творец и творение культуры. Осваивая культуру,

он обретает определенную меру социокультурного содержания, меру «человеческого в

человеке». В свою очередь, мера развития культуры определяется развитием человека.

В качестве основных функций культуры можно выделить функцию освоения и

преобразования мира, коммуникативную, нормативную, адаптационную, функцию

накопления, сохранения и трансляции социальной информации.

В структуре культуры традиционно выделяют материальную и духовную

составляющие. Материальная культура связана с производством и освоением предметного

мира. Духовная культура — это процесс активной творческой деятельности и созданные

при этом духовные ценности. Материальная и духовная культуры взаимосвязаны,

границы между ними подвижны.

Динамика культуры включает многообразные процессы. С одной стороны, они

предполагают преемственность, реализующуюся в форме культурных традиций, с другой

— для развития культуры характерно новаторство — приращение культурного богатства,

процесс культурного творчества.

Культура — это системное образование. В современных условиях в ней можно

выделить национальную и интернациональную, светскую и религиозную, народную,

массовую и элитарную и другие подсистемы. Между различными формами и слоями

культуры существует взаимодействие. Перспективы развития современной культуры — в

разностороннем диалоге культур, в развитии кросскультурных взаимодействий.

2. Культура и нравственность

Мораль (от лат. moralis — нравственный) — это система норм, правил, оценок,

которые регулируют поведение и общение людей и оценивают их с точки зрения добра и

зла, а также обеспечивают корреляцию интересов индивида и общества. Этика — это

философская дисциплина, изучающая природу морали и нравственности.

Наряду с понятием морали (а иногда вместо него) употребляется понятие

нравственности. Между ними существует внутренняя связь: нормы морали определяют

нравственное поведение человека. Но если мораль задает «совершенный» тип поведения

человека, то нравственность представляет собой совокупность реальных практических

норм поведения, которыми он руководствуется в жизненных ситуациях. Характерные

черты морали — ее всепроникающий и всеобъемлющий характер,

внеинституциональность, императивность. Кроме того, мораль — сфера свободного

выбора человека, сфера его самоопределения.

В структуру морали входят моральные нормы («не убий», «не прелюбодействуй» и

т. п.), которые обеспечивают устойчивое поведение человека в стандартных жизненных

ситуациях. В качестве элементов морали выступают моральные ценности (добро и зло,

любовь, честность и т. д.); моральные принципы (коллективизм, индивидуализм и др.);

механизмы нравственного самоконтроля личности (долг, совесть и др.).

Структура морали и ее содержание исторически меняются. Существует несколько

версий происхождения морали: естественноисторическая, религиозная, априорно-

ценностная.

Мораль — саморегулирующаяся система культурных программ,

направленных на сохранение фундамента культуры — единства личности и общества. К

социальным функциям морали относятся: оценочная, императивная, познавательная,

воспитательная, прогностическая, коммуникативная. Мораль дает человеку ориентиры

человечности, позволяет ему быть целостным человеком; регулирует поведение не только

индивидов, но также и всего общества в режиме саморегуляции; закрепляет в моральных

ценностях социально значимые для человека и его жизнедеятельности ориентиры;

помогает постигать моральный смысл явлений; передает и помогает усваивать основы

поведения и отношений к людям, обществу, природе.

3. Мир искусства и специфика эстетического отношения человека к

действительности

Искусство принадлежит к числу древнейших форм освоения человеком

действительности. Основу его составляет эстетическое отношение человека к миру (от

греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный). Это отношение выражается с помощью

таких категорий, как «красивое», «возвышенное», «трагическое», «безобразное»,

«уродливое», «гармоничное» и др.

Первоначально эстетическое отношение носило адаптационно-приспособительный

и утилитарно-прикладной характер. До сих пор эстетическое отношение и деятельность

отличаются универсальностью, пронизывают труд, быт, отдых и т. д. По мере

исторического, социального, культурного развития общества эстетическое отношение

человека к миру оформляется в такой социальный феномен, как искусство.

Термин «искусство» имеет два значения: в широком смысле этого слова искусство

— высший уровень мастерства, умения; в узком — творческая деятельность, которая

ориентирована на создание художественных произведений. Сфера художественного

творчества исторически складывается в особую подсистему культуры — художественную

культуру, которая обретает имманентные законы развития, становится относительно

обособленной сферой.

Анализ изменений сферы искусства позволяет выявить несколько вариантов ее

трансформации, которые отличаются способом включения новых элементов

(художественных произведений) в систему устоявшегося художественного опыта,

традиций.

Классическое искусство опиралось на нормативный характер связи между

элементами художественного опыта (соответствие определенному стилю, школе и т. д.).

Искусство XX в. обновляется по-другому: между элементами художественного опыта

преобладают коммуникативные связи. Искусство все в большей степени становится

сложной системой дискурсов: классических, модернистских и постмодернистских;

музыкальных, пластических, изобразительных и др.; народных и профессиональных;

массовых и элитарных; демократических и тоталитарных.

Искусство — это сфера культуры, ориентированная прежде всего на

эмоционально-чувственную сферу человека. Чувственно-наглядный характер

произведений искусства в совокупности со специфическим арсеналом средств и способов

художественного творчества обеспечивает необыкновенную силу воздействия на

человека, его чувства, идейно-ценностный строй личности.

Искусство как сфера культуры выполняет задачу культурного самоопределения как

личности, так и социальных общностей; транслирует художественный опыт поколений;

организует эстетическое отношение человека к миру.

4. Религия как форма духовности

Религия — одна из наиболее древних форм духовной культуры. Религия (от лат.

religare — связывать) представляет собой совокупность взглядов, обрядов, культов,

воплощающих важнейшие социальные ценности, центр которых — вера в существование

сверхъестественного существа — Бога или богов.

Религиозное отношение к миру возникает на основе стремления человека обрести

непосредственную связь с Абсолютом. Религиозное сознание отличается образностью,

оно обращено главным образом к эмоционально-чувственной сфере человека. Специфика

религиозного сознания — удвоение реальности, подразумевающее противопоставление

мира сакрального (священного) и профанического (собственно мира), а также мира

сверхъестественного и естественного. Конституирование Бога в качестве Абсолюта дало

ценностную точку отсчета для формулировки основных этических норм и ценностей в

виде декалога в христианстве, основных заповедей мусульманства, восьмеричного пути

совершенствования в буддизме.

Религия — это системное социокультурное образование, включающее религиозное

сознание, культы и организации. Внутри религиозного сознания выделяют религиозную

психологию и идеологию. Религиозный культ — это совокупность всех видов действий,

связанных с практическим и духовным воздействием на Бога. Основным типом

религиозной организации является церковь — социальный институт, фундирующий как

отношения внутри религиозных объединений, так и связи последних со светскими

организациями.

Существует целый ряд концепций, объясняющих сущность и происхождение

религии, авторами которых являются И. Кант, Г. Гегель, У. Джемс, Ф. Шлейермахер,

Э. Дюркгейм, З. Фрейд, Ф. Ницше и др. В философии религии и религиоведении

выделяют такие этапы исторической эволюции религии, как этап естественной религии,

этап религии закона, этап религии искупления.

Религия занимает в жизни общества и человека неоценимо важное место, выполняя

мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную,

интегрирующую, культуротранслирующую функции.

Религия — это форма духовного опыта, которая опирается на фантазию, интуицию

человека, она не может быть оценена ни как истинная, ни как ложная. И культово-

обрядная практика религии, и религиозная мораль способствуют организации внутреннего

духовного мира человека.__

ОСТРЫЙ ХОЛЕЦИСТИТ

Этиология и патогенез

Возникновение острого холецистита связано с действием нескольких этиологических факторов. Ведущую роль в его развитии играют - инфек­ция и застой желчи (желчная гипертензия). Лишь при их наличии созда­ются необходимые условия для развития воспалительного процесса в жел­чном пузыре.

Полагают, что в желчный пузырь инфекция попадает тремя путями - гематоген­ным, лимфогенным иэнтерогенным.

В большинстве случаев инфицирование желчного пузыря происходит гематогенным путем - из общего круга кровообращения по системе общей печеночной артерии или из желудочно-кишечного тракта по воротной вене. При снижении фагоцитарной активности ретикулоэндотелиальной системы печени микро­бы проходят через клеточные мембраны в желчные капилляры и с током желчи попада­ют в желчный пузырь. Обычно они «гнездятся» в стенке желчного пузыря, в ходах Люшка, поэтому в пузырной желчи микробную флору можно не обнаружить.

1. Бактериологической основой острого холецистита являются различные микроор­ганизмы и их ассоциации. Среди них основное значение принадлежит грамотрицательным бактериям - это энтеробактерии (кишечная палочка, клебсиелла) ипсевдо­монады. В общей структуре микробной флоры, вызывающей острый холецистит, грамположительные микроорганизмы (неспорообразующие анаэробы - бактероиды и ана­эробные кокки) составляют примерно одну треть, и почти всегда в ассоциации с грамотрицательными аэробными бактериями.

2. Вторым решающим фактором развития острого холецистита является повышение внутрипузырного давления.

 

· Чаще всего причиной его возникновения служит обтурация камнемшейки пузыря или пузырного протока.

· Реже к внезапному повышению давления в желчном пузыре приводит закупорка протока комочком слизи, его суже­ния и перегибы, а также дисфункция билиарного тракта - спазм сфинктера Одди. Только с момента возникновения внутрипузырной желчной гипертензии появляются благоприятные условия для развития инфекции и деструктивных изменений в стенке желчного пузыря.

Примерно у 70 % больных острым холециститом причиной застоя желчи в желчном пузыре являются камни.На основании этого факта некоторые авто­ры называют такой холецистит «обтурационным».

В патогенезе воспалительного процесса в стенке желчного пузыря важное значе­ние придают лизолицетину.

· Высокие концентрации лизолицетина в желчи появляют­ся при блокаде желчного пузыря, что сопровождается травмой его слизистой и осво­бождением фосфолипазы А2

· Этот тканевой фермент переводит лецитин желчи в лизолицетин, который вместе с желчными солями оказывает повреждающее действие на слизистую оболочку желчного пузыря, вызывает нарушение проницаемости клеточных мембран и изменение коллоидного состояния желчи.

· Следствием этих тканевых по­вреждений является асептическое воспаление стенки желчного пузыря.

· В условиях желчной гипертензии и растяжения желчного пузыря происходит механическое сдавление сосудов, возникают нарушения микроциркуляции.

Это проявляется замедлени­ем кровотока и стазом как в капиллярах, так и в венулах и артериолах. Установлено, что степень сосудистых нарушений в стенке желчного пузыря находится в прямой за­висимости от величины желчной гипертензии. Если повышение давления длительно сохраняется, то вследствие снижения гемоперфузии и ишемии стенки желчного пузы­ря, а также изменения качественного состава желчи эндогенная инфекция становится вирулентной.

· Возникающая при воспалении экссудация в просвет желчного пузыря ведет к дальнейшему повышению внутрипузырной гипертензии, к усилению повреж­дения слизистой.

· В этом случае можно говорить о формировании патофизиологичес­кого порочного замкнутого круга, в котором первичным звеномв развитии воспали­тельного процессав стенке желчного пузыря является островозникающая желчная гипертензия, а вторичным - инфекция.

Общеизвестно, что сроки и тяжесть развития воспалительного процесса в желч­ном пузыре во многом зависят от сосудистых изменений в его стенке. Их следствием являются очаги некроза и перфорация стенки пузыря, которые чаще всего возникают в области дна или шейки.

У пожилых больных сосудистые нарушения, связанные с атеросклерозом и гипертонической болезнью, особенно часто вызывают развитие дес­труктивных форм острого холецистита. Следствием атеротромбоза или эмболии пу­зырной артерии у них может быть первичная гангрена желчного пузыря.

Патоморфология

Острый катаральный холециститморфологически характеризуется:

· гиперемией и отёком жёлчного пузыря,

· появлением в его просвете серозного экссудата.

Микроскопически находят лейкоцитарную инфильтрацию, главным образом слизистой оболочки и подслизистого слоя, скопление макрофагов и серозное пропитывание.

Флегмонозная формасопровождается:

· резкой гиперемией, крово­излияниями и отёком тканей жёлчного пузыря,

· вследствие этого он становится напряжённым и приобретает багровый цвет.

· На по­верхности серозной оболочки появляется фибринозный налёт,

· сли­зистая оболочка подвергается очаговому изъязвлению и некрозу.

· В полости жёлчного пузыря скапливается гнойный или гнойно-ге­моррагический экссудат.

Микроскопическая картина характеризу­ется лейкоцитарной инфильтрацией всех слоев стенки жёлчного пу­зыря, иногда обнаруживают абсцессы.

Деструктивные изменения в тканях жёлчного пузыря находят так­же при гангренозном холецистите:

· Очаги некроза захватывают все слои стенки жёлчного пузыря.

· Они приобретают грязно-зеленова­тый или грязно-серый цвет и бывают различной величины,

· в про­свете пузыря — гной.

Классификация

В основу ее положен клинико-морфологический принцип - зависи­мость клинических проявлений заболевания от патоморфологических изменений в желчном пузыре, внепеченочных желчных протоках и брюшной полости.В этой классификации выделены две группы острого холецистита: неосложненный и осложненный.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ОСТРЫЙ ХОЛЕЦИСТИТ 9 страница | Клинико-морфологическая классификация острого холецистита

Дата добавления: 2014-07-30; просмотров: 341; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.011 сек.