Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
История как целостность
Главный вопрос – доступна ли история пониманию => восприятие истории как единого целого. Через эту призму можно выделить два подхода: 1. история как сумма культур, цивилизаций (Данилевский, Шпенглер, Петирим Сорокин, Тойнби и др.) 2. история как единое целое (гуманисты, просветители, позитивисты, марксисты, экзистенцианолисты и др.). Черты цивилизационного подхода: · признание многообразия культур; · признание замкнутости культур, их уникальность. До сих пор не сущ-т четкого определения понятия Цивилизация. Это сказывается и на восприятии цивилизации, культуры (выделяют разное их кол-во) = сущ-т разл. критерии для классификации. Черты восприятия истории как целого: · периодизация = бездоказательное признание единства истории => · можно говорить о стадиальности ист. процесса (логика) = в основе тех или иных периодов лежит изменение какой-либо категории. На определенных этапах мы говорим о ее трансформации, развитии. Напр., роль идей совершенствования морали (просветители), развитие производительных сил (марксисты). В 20 веке на первый план выходит роль информации в формировании периодов и в восприятии истории. Роль среды зависимость от среды)формирования истории как целого. ð все эти факторы позволяют воспринимать историю как глобальное явление. => 1) единство происхождения человека как вида. Схожие эволюция семейно-брачных отношений; эволюция религиозных воззрений. 2) человек воспринимается как продукт общественных отношений 3) логика изменения, движения истории (не всегда прогрессивно) 4) экономические факторы воспринимаются через глобальную структуру как явления прогрессивного плана 5) незавершенность степени достижения единства мировой истории в любой момент ее развития ð все это позволяет ставить вопрос о противоречии единства и многообразия + вопрос ист. времени. Первый вопрос: единство не равно единообразию!!! Любое событие уникально, т.к. оно является продуктом с одной стороны, своего времени, с другой стороны определенного пространства = определяющие для ист. познания. Но есть сущность события, она позволяет находить общее с другими явлениями. Напр., война Наполеона – можно сравнивать с другими войнами (сущность – война). Уникальность войны Наполеона дополняется сущностной составляющей => можно говорить о повторяемости явлений. => возможность классификации ист. явлений (и по горизонтали = в пространстве, и по вертикали). По горизонтали – революции 1848 г. в Европе в разных странах. По вертикали – реализация демократии в Афинах и в Новое время. Определение общих принципов позволяет грамотно анализировать и делать выводы. Единство и многообразие истории есть ее суть. Не существует в истории категории, которая не обладала бы единством и многообразием (не существуют одно без другого). Единство проявляется в реальности и постигается через многообразие (?). Вопрос исторического времени. (см. семинар). Время – категория, которая идет в одном направлении. Вопрос о скорости движения времени (скорость растет ?). Можно говорить о неравномерности ист. развития. => 2 проблемы восприятия времени: 1) почему мы воспринимаем, что скорость увеличивается 2) вопрос о роли той или иной страны в разные временные промежутки. По сути речь идет о лидерстве той или иной страны в те или иные промежутки времени. => вопрос об относительности тез или иных достижений в истории.
Дата добавления: 2014-08-04; просмотров: 684; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |