Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Динамика исторического развития
Главный вопрос – возможно ли в изменениях ист. реальности выявить сквозной вектор изменения, т.е. возможна ли общая линия развития человеческой истории, какова динамика ист. развития. 3 теории. 1) теория цикличности 2) теория прогресса 3) теория упадка или регресса Теория цикличности. Истоки – в Др. Греции. Цикличное восприятие истории – основное в этот период. Во многом это было связано с тем, что в Др. Греции не было линейного восприятия времени. Время не воспринималось как уходящее. Фукидид полагал, что при сохранении неизменной чел. природы событие может повториться. => у греков было очень простое восприятие периодов истории. Ориентиром служит формулировка «в то лето», «на следующий год после…». Такой же подход – в рамках римской историографии. В Средние века вопрос цикличности как таковой вообще не воспринимался, время линейно. Вновь разговор о цикличности поднимается в Новое время (Макиавелли – теория полит. циклизма, Вико – периоды, которые он предлагал, подают историю как процесс постоянного возрождения. Новая эпоха начинается тогда, когда старое общество превращается в старое варварство). В конце 19 века интересна концепция Теодора Моммзена: те отношения, которые возникли в античное время повторяются в последующем (капиталистические) – цикл неизменных человеческих отношений, которые на временном отрезке повторяются. Концепция Мейера – соотносил древние и поздние эпохи (Др. Греция – период раннего капитализма в Европе, Древний Рим соотносится с капитализмом 19 века и т.д.). Современное состояние ист. науки находится вне рамок теории цикличности. Теория прогресса. «Все к лучшему в этом прекраснейшем из миров» - кредо периода Просвещения. Главное – вера в возможности разума, что с помощью него можно построить лучшее общество через просвещение как можно большего количества людей. Складывается классическое восприятие прогресса, как движения от низших форм к высшим. Анри Сен Симон предлагает теорию закономерной смены общественных систем (политеизм, монотеизм, промышленная эпоха). Идея философа – базируется на религ. основании (политеизма – Др. Греция, монотеизм – христианство, промышл. стадия – новое христианство). Огюст Конт – позитивист, уточняет идеи Сен Симона. Стадии можно разделить более точно: теологическая, метафизическая и позитивная стадии. Гегель – прогресс объясняется познанием абсолютным духом степени своей свободы. Маркс – общественно-экономические формации, их смена в прогрессе. Теория экзистенциализма, Карл Ясперс – отход от стадиальности, приоритет отдается духовной составляющей, главное – развитие от материальной привязанности к духовной составляющей. Теория осевого времени – период между 300 и 200 годами до н.э. Теория модернизации – отражение теории прогресса. Суть: история последних столетий = совокупность процессов роста, повышающих способность социальной системы к саморазвитию во всех сферах. => Ростоу связывал рост с экономическими факторами. Центр модернизации – Запад. Теория упадка или регресса – популярна в 20 веке. Но начало этой территории – эпоха Просвещения. Жан Жак Руссо – то, что называется прогрессом, можно найти только на самой ранней стадии; впоследствии, когда появляется собственность, угнетение, начинается упадок. Такое отношение к ист. процессу имело и другую сторону. Но осталось впечатление, что история противоречива => настороженное отношение к развитию как к таковому, насколько история может восприниматься как позитивная наука. В конце 19 века история во многих концепциях принимает характер упадка (Данилевский, Ницше). События ПМВ и ВМВ многих историков настроили крайне пессимистично => акценты на кризисные явления. Шпенглер «Закат Европы», «Смерть Запада» …, Тойнби, Франкфуртская школа (сравнивают историю с полетом мотылька – летит на свет, сгорает в огне; гл. признак упадка - отчуждение). Прогрессивные явления полностью не отрицаются, всплески возможны. Прогрессивные явления – факт (материальное производство, увеличение производительности жизни, технологический рост, изменение организационной структуры от человеческого стада к государству). Прогресс нельзя рассматривать как линейную категорию. Боле того, исторические явления, как правило, противоречивы. Эта сложность предполагает определенную плату за прогресс (что-то новое несет в себе и разрушение, и созидание).
Дата добавления: 2014-08-04; просмотров: 732; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |