Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Читайте также:
  1. PR в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций.
  2. Авторитет учителя физической культуры
  3. Администраторство и лидерство в системе менеджмента организации
  4. Активизация деятельности учащихся на уроке физической культуры
  5. Антропологические аспекты культуры
  6. Безопасность, обеспечение безопасности социальной системы, угрозы системе
  7. Бюджетирование в системе финансового планирования
  8. Бюрократическая революция. Изменения в области культуры и быта.
  9. В системе Рейхенбаха
  10. Введение в педагогику физической культуры.

Значение- и смысло-пола- Религия представляет собой одну из областей

гание в культуре духовной культуры (лат. culture - возделы-

вание, воспитание, образование, почитание).

В качестве плодотворно "работающего" в религиоведении примем

следующее определение культуры: "это совокупность способов и

приемов осуществления разнопланового бытия человека, которые

реализуются в ходе материальной и духовной деятельности и пред-

ставлены в ее продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поко-

лениями. Культура характеризует как процесс деятельности людей

(под углом зрения владения соответствующими способами, приемами

и постоянного их воплощения), так и ее результаты. Она имеет в виду

соответствующие свойства сознания и поведения в различных областях

жизни - в экономике, политике, морали и т. д., подразумевает опре-

деленные стороны жизнедеятельности и индивида, и группы, и обще-

ства"

Культуросозидание совершается в области как материального, так

и духовного производства. И в той и в другой есть свои предметные

носители. Предметами-носителями культуры в сфере материальной де-

ятельности являются орудия и средства труда, искусственно создан-

 

 

 

ные продукты питания, одежда, жилища, принадлежности быта, сред-

ства связи и транспорта, а воплощениями духовного производства вы-

ступают язык в звуковой и письменной формах, различные

искусственные знаковые системы (например, схемы, карты, "язык" ма-

тематики), книги, газеты, произведения искусства.

В культуре, в какой бы области она ни создавалась, материальное

и идеальное взаимопроникают друг в друга: в материальной деятель-

ности реализуются знания, цели, идеи, планы людей, а идеальные про-

дукты запечатлевают свойства и отношения материальных объектов.

Важный аспект культуры составляют механизмы регулирования

человеческой активности, включающие нормы, правила, требования,

эталоны, образцы, инварианты действия и общения. Качеством куль-

туры наделены учреждения и институты - образования, воспитания,

управления, власти.

Развитие и функционирование культуры возможно лишь в кон-

тексте объект-субъектных отношений. Сами по себе материальные

предметы вне знаковых отношений с общественным и индивидуальным

сознанием мертвы. Благодаря деятельности субъекта-индивида и груп-

пы обеспечиваются "свечение" и движение культуры. Чтобы дейст-

вовать в созданном предшествующими поколениями мире культуры,

представители новых поколений должны овладеть умениями, навы-

ками, которые запечатлены в материальных предметах-носителях. В

труде сменяющих друг друга поколений осуществляется взаимо-

действие процессов опредмечивания и распредмечивания. Опред-

мечивание представляет собой воплощение в объективных предметах

человеческих способностей, знаний, навыков, а распредмечивание -

это освоение людьми способов и приемов деятельности, посредством

которых произведены те или иные предметы - носители культуры.

Эти предметы приобретают двойное бытие: с одной стороны, они оста-

ются независимой от человека реальностью, непосредственно-чувст-

венной вещью, с другой - замещают, выражают какую-то иную

реальность, имеют значение, становятся чувственно-сверхчувствен-

ными. Значение представляет собой идеальное образование, в котором

откристаллизован опыт человечества, выражаются объективные связи,

отношения, взаимодействия. Будучи запечатленным в материальных

носителях, значение приобретает устойчивость, инвариантность и в

этом своем качестве входит в содержание духовной сферы общества

или группы. Несмотря на то, что значение фиксировано в конкретном

предметном носителе, оно представляет собой обобщение действитель-

ности.

Значение относится к разряду объективно-общественных явлений,

но входит и в духовный мир отдельного человека. Усваивая опыт пред-

шествующих поколений, индивид овладевает совокупностью значений.

Становясь фактом индивидуального сознания, значение не теряет

объективного содержания, однако наделяется личностным смыслом.

 

 

 

Смысл формируется под влиянием той макро- и микросреды, в условиях

которой происходят формирование и развитие личности* Данная среда

транслирует индивиду общественные значения в конкретизированном

виде, через призму сложившегося в ней опыта освоения этих значений"

По мере становления личности у нее вырабатывается собственная спо-

собность индивидуации значения. В ходе индивидуаций происходит

"переработка" значений. Они соотносятся с потребностями, интересами,

целями, сокровенными состояниями и переживаниями человека. Смысл

выступает как освоенное личностью значение.

Соотношение религии Рассмотрим решение вопроса о соотношении

и культуры религии и культуры в христианской теологии.

В ней понятие "культура" не является базо-

вым, а религия истолковывается на основе христианского самоосоз-

нания как связь между Богом и человеком (см. § 1 гл. I). Согласно

католическим воззрениям, культура - философия, мораль, искусство,

техника - представляет собой исторический факт, продукт деятель-

ности человека: лишенная религиозного измерения, она не является

подлинной культурой. Христианство - это не культура, а религия,

поскольку вера в Христа не есть просто ценность среди других цен-

ностей, которые содержат различные культуры. Но христианство не

безразлично и не чуждо культуре, нуждается в том, чтобы выразить

себя в ней; оно должно обновить культуру человека, пораженного гре-

хом. Существует "христианская квалификация культуры". По мнению

Иоанна Павла II, культура представляет собой "привилегированный

сектор евангелизации". Последняя, будучи автономной от культуры,

должна находить выражение в жизни народов и наций. Воплощение

Евангелия в какой-либо культуре - "инкультурация" - совершается

через обновление внутреннего мира человека. К высшему достоинству

- достоинству духовности, которое находит выражение в наиболее

возвышенном даре - даре любви, человек поднимается через cultura

animi ("культура души"). Чтобы культура сложилась как подобает,

весь человек должен участвовать в этом - вся его творческая сила,

разум, его знание мира и людей, способность сдерживать себя, жер-

твовать, быть солидарным и готовность содействовать общему благу*

Папа говорит: "...первым и самым важным является тот труд, который

совершается в человеческом сердце, а то, каким образом он включается

в построение собственного будущего, зависит от его понимания себя

и своего предназначения. Именно этой плоскости касается

специфический и существенный вклад Церкви в пользу истинной куль-

туры"1. Подлинной культурой является христианская (католическая)

культура, которая возникает как результат веры, внутреннего душев-

ного стимула, данного религией.

Православные богословы базисом духовной культуры тоже считают

религию. Обратим внимание на идеи "единой философии культа", раз-

 

 

 

работанной П. А. Флоренским. По его мнению, религия стоит над

явлениями духовной культуры, культура возникает на основе религии:

искусство родилось как культовое, наука и философия явились как

попытка осмыслить религиозный взгляд на мир, а мораль и право веч-

но базировались на религиозных заповедях. Культ - "средоточное"

место культуры, в узком смысле он - богослужение, богослужебное

действие, а в широком - феургия (греч. theurgea - богоделание). Фе-

ургия является "материнским лоном всех наук и искусств"2. В культе

встречаются имманентное и трансцендентное, дольнее и горнее, вре-

менное и вечное, поэтому он образует основу, источник культуры.

Культура - это то, "что от культа присно отщепляется, - как бы про-

растания культа, побеги его, боковые стебли его. Святыни - это

первичное творчество человека; культурные ценности - это производ-

ные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа..."3. Вспомогатель-

ные термины, понятия, формулы, являющиеся производными культа,

в процессе усложнения и автономного развития превращаются в "свет-

скую философию, светскую науку, светскую литературу"4.

Немецко-американский протестантский теолог и философ П.

Тиллих (1886 - 1965) в своей "теологии культуры" исходит из идеи

отчуждения человека от Бога (Самого Бытия) в результате грехопа-

дения и открывания Богом (Самим Бытием) себя человеку в историче-

ском времени. Главное для П. Тиллиха - "определить способ

соотнесения христианства и секулярной культуры"5. Религия и куль-

тура противостоят друг другу и одновременно образуют единство.

"Религия, - полагает П. Тиллих, - есть высшая забота... Религия

есть субстанция, основа и глубина духовной жизни человека"6, она

питает культуру и придает ей смысл. Религия есть субстанция куль-

туры, а культура - форма религии. Субстанция и форма постоянно

стремятся к синтезу и каждый раз разрушают достигнутый синтез.

Культура заключает в себе отношение к Безусловному, иначе говоря,

религиозный опыт, хотя это отношение постоянно подвергается де-

струкции. Вхождение Бога (Самого Бытия) во временную историче-

скую ситуацию - Кайрос (греч. kairos - надлежащая мера, норма,

надлежащая пора) соединяет ее с "вечным значением" и придает фор-

ме культурный смысл. По степени вхождения Безусловного, вечного

во временное П. Тиллих выделяет три типа культуры: теономную

(греч. theos - бог, nomos - обычай, порядок, закон), гетерономную

(греч. heteros - другой), автономную (греч. autos - сам). Теономная

культура выражает религию не как нечто чуждое, а как собственную

духовную основу; в истории этот тип нереализуем и недостижим. В

историческом отчужденном существовании представлены гетероном-

ный и автономный типы. Гетерономная культура - это крайне ав-

торитарная система, которая подчинена религии, а автономная

выражает оскудение духовной жизни, для нее характерны антропо-

центризм, гуманизм, но и в ней имеется измерение Безусловного,

 

 

 

религиозный опыт, хотя бы в негативной форме - переживания пус-

тоты и бессмысленности.

Осознание явлении культуры началось со сферы материального

производства, и прежде всего обработки земли. Не случайно вначале

употреблялся термин "агрикультура" (лат. agricultura - уход за зем-

лей), а впоследствии уже слово "культура" стало обозначать и город-

ской уклад жизни. Лишь затем его начали использовать для называния

явлений духовного порядка.

Исторически первой областью духовной жизни была мифология,

которая синкретически объединяла разные способы освоения мира -

знания и умения, нормы и образцы, верования и ритуалы, мимесис,

орнамент, песню и пляску и др. В ходе дифференциации мифологиче-

ского комплекса постепенно вычленяются и относительно отделяются

различные сферы духовной культуры - искусство, мораль,

философия, наука, религия и др. Вместе с другими областями куль-

туры религия производила и накапливала способы и приемы осуще-

ствления бытия человека в области как материальной, так и духовной

деятельности, реализовывала их в продуктах, передавала от поколения

к поколению. При всей сложности, неоднолинейности и неоднознач-

ности взаимоотношений религии, искусства, морали, философии, на-

уки в истории они взаимно влияли друг на друга, образовывали

единство и целостность - универсум духовной жизни. В различные

эпохи выдвигались на первый план, получали наиболее инстенсивное

выражение и развитие те или иные области культуры: искусство и

философия в античности, религия - в средние века, философия - в

XVIII - XIX вв., наука - в XX в.

Религия, став частью культурного универсума, внутри себя, в пре-

делах собственной области синтезирует определенные явления искус-

ства, морали, философии, науки и тем самым как бы наследует

традиции мифологии. Эти традиции отчетливо воспроизводятся в

религиозном мифе. А в те эпохи, которые являются для религии "звез-

дным часом", она доминирует, охватывает почти всю область куль-

туры. Такая ситуация, как было сказано, сложилась в средние века.

В процессе секуляризиции, при переходе от феодализма к

капитализму различные сферы духовной культуры: философия, искус-

ство, мораль, наука - постепенно освобождались от религиозного

санкционирования. Приведем данные американского социолога, рус-

ского по происхождению, П. А. Сорокина о секуляризационных про-

цессах в Западной Европе. Если в средние века идеалистическая

философия составляла 100% содержания философских систем, то в

XX в. (1900- 1920-е годы) ее доля упала до 40,9%. Шло развитие

и распространение эмпиризма, материализма, критицизма и аг-

ностицизма, что служит, по мнению П. А. Сорокина, показателем се-

куляризации философии. В XX в. (1900 - 1920) доля эмпиризма во

всех философских системах составляла 53%, материализма - 23,3,

 

3 3ак. 536 65

 

скептицизма - 21,9%7. Тематика и стиль в искусстве в средние века

определялись почти полностью религией, а затем религиозная

ориентация ослабевает. В живописи и скульптуре религиозное искус-

ство составляло: до X в. - 81,9%, в X - XI - 94,7; в XII - XIII -

97; в XIV - XV - 85; в XVI - 64,7; в XVII - 50,2; в XVIII - 24,1;

в XIX - 10; в XX в. - 3,9%8. Постепенно происходила и секу-

ляризация этических систем, выражением чего было появление и

развитие чувственной этики счастья (гедонизма, утилитаризма, эвде-

монизма). Абсолютная (религиозная) этика и чувственная составляли

соответственно в IV - XIV вв. 100 и 0%, в XV - 91,3 и 8,7; в XVI

- 56,5 и 43,5; в XVII -61,6 и 38,4; в XVIII - 63,7 и 36,3; в XIX

- 62 и 38; в XX в. (до 1920 г.) -57 и 43%9.

Религиозная культура Религиозная культура представляет собой

сложное, комплексное образование, все аспек-

ты религии как общественной подсистемы находят выражение в

социокультурной области. Религиозная культура - это совокупность

имеющихся в религии способов и приемов осуществления бытия че-

ловека, которые реализуются в религиозной деятельности и представ-

лены в ее продуктах, несущих религиозные значения и смыслы,

передаваемых и осваиваемых новыми поколениями. Деятельностным

центром является культ.

Содержание культурных ценностей задается религиозным соз-

нанием. Они организуются вокруг религиозного мировоззрения, на-

полнены соответствующими образами, представлениями, понятиями,

мифами, притчами, ориентируют сознание и поведение людей на

гипостазированные существа, свойства, связи, превращения, удовлет-

воряют разнообразные потребности человека. В качестве материальных

носителей верований выступают: устная речь, в которой излагается

предание, священная литература, ритуальные тексты, средства культа

(идол, ступа, икона и пр.), произведения искусства.

В религиозных системах шло накопление опыта развертывания

отношений, отлаживания организации, структурирования взаимосвя-

зей, управления поведением людей. Организационная сторона

религиозной культуры осуществляется в различных звеньях управ-

ления культовой деятельностью, в обеспечении теолого-теоретических

исследовании и образования, в проведении экономической, коммер-

ческой, благотворительной деятельности.

Под влиянием религии складываются религиозные философия, мо-

раль, искусство и т. д. Религиозная философия, исходя из религиозных

мировоззренческих предпосылок, использует понятийный аппарат и

язык теологии, богословия, решает онтологические, гносеологические,

логические, социологические, антропологические и другие проблемы.

Религиозная мораль - это развиваемая и проповедуемая религией

система нравственных представлений, норм, понятий, чувств, ценно-

 

 

 

стей, наполняемых конкретным (иудаистическим, христианским,

исламским и др.) содержанием. Религиозное искусство представляет

собой область созидания, восприятия и трансляции художественных

ценностей, в которых "живут" религиозные символы.

Можно выделить две части религиозной культуры. Одну образуют

те компоненты, в которых вероучение выражается прямо и непосред-

ственно - сакральные тексты, теология, различные элементы культа

и пр. Другую составляют те явления из области философий, морали,

искусства, которые исторически вовлекаются в религиозно-духовную

и культовую деятельность, в церковную жизнь.

Религиозная культура не одинакова в разных религиях и кон-

фессиях и соответственно предстает как культура родоплеменных

религий, как индуистская, иудаистская, конфуцианская, синтоистская,

буддийская, христианская, исламская и прочая (в их многочисленных

конфессиональных разновидностях) культура.

Религиозная культура, смотря по историческим обстоятельствам,

в большей или меньшей мере оказывает влияние на светскую культуру

в целом, а также на отдельные ее части.

Глава V


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ЭЛЕМЕНТЫ И СТРУКТУРА РЕЛИГИИ | ФУНКЦИИ И РОЛЬ РЕЛИГИИ

Дата добавления: 2014-09-08; просмотров: 553; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.008 сек.