Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Лекция 6. АНСАМБЛЬ В ХОРЕ

Читайте также:
  1. Актерский ансамбль состоит из типажей, подчеркивающих подлинность повествования.
  2. АКУСТИКА ЗАЛОВ (лекция 3, 4)
  3. Блок 3.10. Лекция 17. Управление в области безопасности
  4. Блок 3.2. Лекция 9. Опасности техногенного характера
  5. Гигиена питания лекция.
  6. Жемчужины Мудрости. Лекция Элизабет Клэр Профет о Циклопее
  7. Защита от шума строительно-акустическими методами (лекция 5)
  8. История лекция 5 Тема: средневековье как стадия исторического процесса
  9. К лекциям.
  10. Лекция - организационно-правовые формы предприятий

 

1. Ансамбль как элемент хорового звучания.

2. Ансамблевый звук - первобытный элемент хорового звучания. Унисонный и гармонический ансамбль.

3. Ансамбль и его зависимость от тесситурных условий (естественный и искусственный ансамбль).

4. Зависимость ансамбля от фактуры хорового произведения.

5. Высотно-интонационный ансамбль.

6. Метроритмический ансамбль.

7. Артикуляционный ансамбль.

 

Ансамбль является одним из основных элементов хорового звучания, это одна из самых интересных и сложных категорий хорового исполнительского искусства.

Ансамбль в хоровом искусстве означает уравновешенное звучание всего хора, хоровых партий и голосов отдельных певцов, полный технический и творческий контакт и единство между идейно-художественным содержанием партитуры и дирижерско-творческой исполнительской экспозицией.

Ансамбль требует от певца хора умения находить правильное соответствие в звучности по силе и тембру с исполнителями своей партии. Певцы партии должны найти "свое место" в звучности всего хора, найти правильное соответствие в ансамбле всего коллектива, дирижеру необходимо регулировать силу звук как отдельных певцов, так и целых партий. Результатом этого будет слитность, единство в звучании всего коллектива.

Под ансамблем высокого мастерства надо понимать точную интонационную слаженность звучания певцов в хоре, сжатость и уравновешенность относительно силы и тембра всех голосов, следствием чего будет сочный, насыщенный, красочный, полноценный унисон - каждой партии, а совершенные унисоны партии дадут замечательное, уравновешено гармоническое созвучие.

Первобытным элементом хорового ансамбля является так называемый ансамблевый звук. Это звук определенной высоты, воссоздаваемый несколькими певцами. Он может быть двух родов: унисонный и гармонический. Унисонный ансамбль мы имеем в единогласном хоре или в звучании отдельных партий хора.

Гармоничный ансамбль - это исполнение аккорда несколькими певцами, или хоровыми партиями.

 

 

Ансамбль и его зависимость от тесситурных условий

(Естественный и искусственный ансамбль)

 

Соорганизовать и уравновесить все элементы механического ансамбля в хоре – прямое дело дирижера. Однако этого бывает иногда недостаточно. Дело в том, что нередко встречается такое построение аккорда, при котором не учтено одинаковое естественное напряжение голосов во всех хоровых партиях и потому при всем старании хора и дирижера достигнуть равновесия в звучании бывает очень трудно.

Ансамбль хора в значительной степени зависит от тесситурных условий, в которых находится та или другая партия.

Чтобы научиться безошибочно определять всякий аккорд с точки зрения естественного и искусственного ансамбля, надо рассмотреть диапазон, регистры и свойственную им динамику каждой хоровой партии.

Однако если все хоровые партии поставлены примерно в одни тесситурные условия, достижение ансамбля всегда менее затруднительно, нежели в тех случаях, когда тесситурные условия неодинаковы.

Из сказанного следует, что со стороны использования тесситурных условий ансамбль хора может иметь два вида:

1. ансамбль, при равномерном использовании тесситурных условий (или все поют высоко, или все низко, или все голоса находятся в средних регистрах) - естественный;

2. ансамбль, при неравномерном использовании тесситурных условий (т. е., когда одни партии поют высоко, другие низко) - искусственный;

При неравномерном использовании тесситурных условий для уравновешенности хоровой звучности необходимо применять различные динамические оттенки, например: сокращать звучность партий, находящихся в более выгодных условиях, и усиливать звучность партий, поставленных в невыгодные условия.

Также ансамбль может создаваться искусственно и в некоторых других случаях. Например, при ослабляющем одну из хоровых партий divisi (в этом случае изменяется количественная уравновешенность хоровых голосов). То же самое происходит при удвоении отдельных хоровых партий.

Итак, обобщая сказанное, можно сделать вывод, что искусственный ансамбль образуется:

при неравномерной укомплектованности хоровых партий;

при пении хоровых партий в разных тесситурных условиях;

при divisi в одной из хоровых партий;

при удвоении отдельных голосов.

 

Ансамбль и его зависимость от фактуры музыкального произведения

 

Хоровой ансамбль зависит также от фактуры хорового произведения, т. к. роль отдельных хоровых партий при исполнении произведения может быть не одинаковой и зависеть от степени важности порученного им музыкального материала.

Совершенно очевидно, что партия или партии, исполняющие более существенный музыкально-тематический материал, должны быть более слышны, нежели партии, поющие второстепенное, менее существенное, исполняющее роль аккомпанемента. Поэтому значение музыкального материала, исполнение которого поручено той или иной партии, имеет решающую роль.

В зависимости от фактурного изложения хоровой партитуры ансамбль хора может быть:

1. Унисонным или унисонно-октавным.

Это простейший вид ансамбля хора; он отличается большой звуковой силой, яркостью и богатством звуковых красок. В богослужебной практике – песнопения знаменного роспева.

2. Ансамблем гармонического, аккордового склада, требующим равновесия всех звуковых элементов.

Этот вид ансамбля особенно типичен для произведений гармонического склада, в которых доминирует аккордовое изложение. В богослужебной практике это песнопения гимнического вида. В произведениях гомофонно-гармонического склада, с явным мелодическим преобладанием одного из голосов, рекомендуется сопровождающие мелодию голоса исполнять тише – убирать на второй план (но если мелодический голос принадлежит самой высокой хоровой партии, этого можно не делать, - он и так будет звучать ярче остальных).

3. Ансамблем полифонического и смешанного склада, образующимся при сопоставлении различных по значению музыкально-тематических элементов.

Этот вид ансамбля характерен для произведений, в которых, в той или иной мере, применяется полифонический принцип изложения, или, во всяком случае, для таких, в которых значение музыкального материала в хоровых партиях неодинаково. Произведения с таким видом ансамбля не соответствуют уставным требованиям и потому в богослужении не используются.

4. Ансамблем звучности между солирующим голосом и аккомпанементом хора.

К этому типу ансамбля можно отнести некоторые ектении, исполнение “С нами Бог” в службе Великого повечерия, пение “Непорочных” на утрени. В произведениях такого типа следует иметь в виду следующее: хоровой аккомпанемент должен быть исполняем одним нюансом ниже солирующего голоса.

Кроме того, нужно иметь в виду, что в отношении солиста наиболее опасной партией аккомпанирующего хора будет та, к которой по характеру своего голоса принадлежит солист. Следовательно, дирижер должен особенно тщательно следить за той партией, к которой принадлежит солист.

5. Светское Хороведение говорит еще об одном виде ансамбля – ансамбле хора с инструментальным сопровождением. Но, поскольку этот вид не имеет употребления в богослужении, в данном пособии он не рассматривается.

 

Ансамбль хора в широком смысле слова является совокупностью частных ансамблей, куда входят ансамбль интонационный, строевой, тембровый, динамический, метроритмический, агогический, дикционно-орфоэпический и тесситурный.

 

Высотно-интонационный ансамбль смыкается со строем по назначению, но не тождественен ему. Это – полная слитность всех голосов хоровой партии между собой по высоте, без нее невозможен чистый общехоровой строй. Чем больше состав хоровой партии, тем труднее создание высотно-интонационного ансамбля. Достигается путем “подравнивания” к определенному образцу – тону дирижера, ведущим певцам.

 

Метроритмический ансамбль основывается на едином ощущении темпа, метра и ритма всеми певцами, на синхронном совпадении голосов по вертикали, одновременном взятии дыхания, произнесении слов. В работе над этой формой ансамбля полезно применять внутридолевое дробление, пульсирующее заполнение длительностей, особенно в медленном темпе. В случае смены темпа в произведении, главная задача дирижера – моментальная организация нового темпа, что достигается определенной пропорциональностью в соотношении темпа предыдущего и последующего, подготовительным движением (ауфтактом) дирижера, отражающим темп, ритм и характер дальнейшего исполнения.

 

Артикуляционный ансамбль означает полное единство дикции (произношения) и штрихов при предельной ритмической дисциплине. Для его достижения важны: единая манера произношения гласных и согласных звуков, начала и окончания фраз, начала и снятия выдержанных звуков. Особого внимания требуют согласные, особенно сдвоенные или строенные… Исполнение таких сочетаний осложняется, если они располагаются перед паузой – снятие должно быть предельно точным (например: на последнюю восьмую четвертной доли) оттдергиванием руки на себя. В других случаях возможен перенос окончаний на начало следующей доли.

Между партиями и группами часто применяется дифференцированный артикуляционный ансамбль. Например, мелодия в какой-либо партии или группе исполняется легато, а гармоническое сопровождение в остальных партиях – стаккато, в женском хоре – один текст, в мужском – другой, в каждой партии свой поэтический текст.

 

Тембровый ансамбль – один из наиболее тонких видов ансамбля. Трудно уровнять голоса по высоте, ритму, силе. Намного сложнее избежать тембровой пестроты. Тембровый ансамбль хоровой партии успешно осуществляется двумя способами:

 

1. Путем подбора певцов с похожими тембрами;

2. Путем стирания тембровых особенностей голосов, сведения их к звучанию, близкому инструментальному. Такой ансамбль называется однотембровым.

 

На практике чаще ограничиваются достижением элементарной слитности, во имя которой приносится в жертву тембровое богатство. Многотембровый ансамбль партии достигается значительно трудней, но содержит в себе большие выразительные возможности.

 

С нарушением одного из частных ансамблей разрушается ансамбль хоровой звучности в целом.

 

Основным контрольным средством определения ансамбля во всех элементах хоровой звучности являются прежде всего музыкальный слух и художественный вкус дирижера-хормейстера, а также умение участников хора соединять, сливать звучание своего голоса с хоровой партией, а партию уравновешивать в звучании со всем хором. Поэтому дирижер хора должен воспитывать в певцах чувство ансамбля, помня, что это один из важнейших элементов хоровой звучности.



<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Лекция 5. РАБОТА НАД СЛОВОМ В ХОРЕ | 

Дата добавления: 2014-09-26; просмотров: 1002; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.