Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Лекция 5. РАБОТА НАД СЛОВОМ В ХОРЕ

Читайте также:
  1. II. Общее устройство, работа и управление ЭО-4124 с обратной лопатой.
  2. Microsoft Excel. Работа с макросами. Язык программирования Visual Basic for Application.
  3. Microsoft Excel. Работа с пакетом анализа. Построение простой регрессии
  4. АКУСТИКА ЗАЛОВ (лекция 3, 4)
  5. Анализ процессов (определяем существующую в обществе повестку дня и соотносим с нею разработанные альтернативы). Устанавливаем клиентную группу.
  6. Аудиторная работа
  7. Аудиторная работа
  8. Аудиторная работа
  9. Аудиторная работа
  10. Аудиторная работа

 

Роль дикции в пении.

Артикуляция и её особенности.

Орфоэпия в пении.

Основные правила орфоэпии.

Логика речи и её специфика.

 

 

«...Слово является самым конкретным выразителем человеческой мысли».

К. С. Станиславский

 

Хоровое пение - это искусство, объединяющее музыку и поэзию.

Соотношение слова и музыки – важнейшая проблема, которая постоянно должна находиться в поле зрения руководителя хора. В этой проблеме можно выделить три группы частных вопросов.

1. Касается содержания – это вопросы соотношения музыкального образа с образами словесного текста, степени их художественного соответствия.

2. Включает вопросы, связанные с соотношением поэтической и музыкальной композиции.

3 Объединены вопросы, касающиеся выразительных средств, а именно: вопросы вокальной декламации, взаимоотношения музыкальной и речевой интонации, сопоставления музыкальной и речевой акцентуации и фразировки.

Умение хора ясно и чётко произносить слова при пении позволяет слушателям лучше понять содержание исполняемого произведения. У хорошего хора слиты воедино свободно льющийся естественный вокальный звук и живое выразительное слово. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и легкое произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а так же слов и фраз в целом. От дикции хора, соблюдения произносительных норм зависит донесение до слушателей поэтического текста. Хорошее произношение способствует формированию важнейших качеств певческого звука, активизирует дыхание, помогает формированию звука в «высокой позиции».

Принято различать три вида произношения: бытовое, сценическая речь и певческое произношение. Певческое произношение ближе к сценической речи. В пении наибольшее внимание уделяется певческому тону, произношение ритмически строго организовано, дыхание более продолжительное, чем в речи и подчинено требованиям музыки.

 

 

5.1. Дикция

Дикция - это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.

Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа. Надо помнить, что если гласная имеет полетность, то и согласная «полетит» вслед за ней.

Например, для итальянской школы пения характерна именно отчетливая дикция, она является одной из ее основ, так как сама фонетика итальянского языка не допускает неясного и нечеткого произношения.

Итальянский язык изобилует большим количеством гласных, перемежающихся со звонкими согласными. Поэтому исполнение на итальянском языке отличается особой звонкостью. Сначала резонанс, потом произношение. Если певец овладевает настоящим резонансом, то у него оживает и слово. Тезис маэстро Дженнаро Барра: «Мелодическое пение может быть разговорным». Он говорил, что когда звук голоса обретает правильность резонаторной настройки и легкость - согласная полетит в зал вместе с гласной и слово будет достаточно разборчиво. В «губном резонировании» маэстро Барра видел залог хорошей дикции (см. Резонансная теория пения).

Певец А. П. Иванов пишет в своей книге: «Дикция зависит от правильности произношения согласных; гласные - звуки, образуемые голосом, согласные - звуки произносимые в сочетании с голосом (с гласными). Опытные вокалисты-практики говорят, что «гласная несет на себе согласную, как конь седока» или «гласные - река, согласные - берега».

«Хорошо произнесенная согласная лучше укрепляет звук», - пишет педагог Е. И. Терьян Корганова.

Значит, правило: четко и твердо выговаривать согласные, но не забывать, что «утрированная дикция может выбить исполнителя из ритмического движения мелодии».

«Хорошая дикция не должна достигаться за счет ухудшения звучания голоса» - педагог Е. А. Лавровская. Иванов подсказывает молодым певцам: «Слова, образуемые при пении, должны находиться «впереди», то есть в буквальном смысле на губах, на зубах, на кончике языка, в передней части рта, под носом».

Надо помнить всегда, что, как бы ни ценить слово в романсе или арии, в первую очередь при оценке общего настроения необходимо исходить из музыки. Музыка настолько связана с текстом и со спецификой языка, что, как ни прекрасен, как ни универсален русский язык, все-таки, скажем, французская вещь на французском языке звучит по-другому, естественнее, лучше. Русский язык, его богатство, его благодатные фонетические свойства дают возможность нашим певцам быть универсальными, т.е. исполнять произведения на разных языках.

«Когда отсутствует мысль - то нет слова и дикция «хромает» - говорил С.Я.Лемешев.

Для академических хоров характерен прикрытый округлый звук, прикрытая манера пения. Сущность такой манеры пения выражается в том, что некоторые гласные, например И, Е, А поются более округленно, приближаясь по своему звучанию к звукам Ы, Э, О. Хору необходимо научиться сохранять единый вокальный стержень, то есть единую манеру произношения гласных с сохранением характерных признаков той или иной гласной. Большое значение в формировании гласных имеет положение рта и губ поющих. Рот не следует открывать слишком широко, так как это может привести к открытому «белому звуку». Необходимо постоянно следить за тем, чтобы артикуляционный аппарат певцов (рот, губы, зубы, язык, мягкое и твердое нёбо) принимали форму, соответствующую данной гласной. Особое значение для качества вокальных гласных имеет активность не только передней части артикуляционного аппарата, а так же и глотки, непосредственно связанной с гортанью. Однако эта активность не должна приводить к перенапряжению, форсированию работы глотки, так как это приводит к искажению гласных.

 

Недостаток дикции

Так называемая "широкая" дикция, когда певец произносит текст не твердым кончиком языка, а всем языком, включая его наиболее утолщенную часть - корень отсюда возникает грубый звук, с глоточным призвуком, так как опора звука с диафрагмы снимается и переносится на горло, певец резонирует расширенной глоткой, по силе звук идет громкий, но неправильный, дикция сопровождается форсированием звука, плохо сказывается на артикуляции, снижает разборчивость речи, произношение согласных вялое, порождает интонационную фальшь, нарушает непрерывность звуковедения, кантилену.

Согласные звуки прерывают звучание голоса, поэтому нужно стремиться к предельной краткости их произношения. Характер произношения согласных находится в прямой зависимости от художественного образа песни.

 

5.2. Артикуляция

Артикуляция – это прежде всего правильное и отчетливое произношение звуков. А в этом главную роль играют уже не голосовые связи, а органы произношения, среди которых, как правило, различаются активные (язык и губы) и пассивные (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

Механизм произношения слов представляет собой довольно сложную систему, составными частями которой являются аппарат дыхания, голосовые связки, полости рта и носа, язык, губы и т.д.

За правильную артикуляцию отвечают разные органы. Головной мозг, который через нервную систему посылает импульсы. Дыхательный аппарат, обеспечивающий воздушную струю, которая помогает в создании нужных голосовых колебаний. Органов произношения речи, благодаря которым и возникает звук.

Причинами плохой артикуляции может быть состояние человека. Усталость, нервное напряжение, врожденная застенчивость, болезни.

Начинать артикуляционные упражнения нужно как можно раньше. Для многих первоклассников характерно слабое развитие артикуляционного аппарата, скованность, зажатость языка и нижней челюсти, медленный темп речи, неясное произношение фонем. Б. С. Рачина отмечает печальную тенденцию - современные первоклассники к этим проблемам прибавили еще и различные расстройства речи (при осмотре логопеда в школе, в последние годы до 60% детей направляются на корректирующие занятия). В данном вопросе у педагога-музыканта и школьного логопеда - единые цели, и потому использование похожих методов - естественно и логично. Помимо этого "омузыкаленные" логопедические упражнения нередко являются более эффективным средством решения проблем, связанных с дикцией.

В работе с младшими школьниками хорошо помогают различные скороговорки, дикционные упражнения. Можно использовать отдельное от мелодии произнесение такого текста – активно, но тихо. Но значительно большую пользу принесет его сочетание с простейшими мелодическими попевками.

Мотив можно придумать к уроку заранее – использовав наиболее актуальные для данного занятия интонации. Можно из урока в урок играть в своеобразную игру-придумывание все новых и новых «распевалочек» на тексты артикуляционных упражнений и скороговорок. Дети такие творческие задания очень любят и, как правило, неплохо с ними справляются. Подобные игры будут одновременно и тренировать артикуляционный аппарат, и развивать их мелодическое мышление, обогащать интонационный опыт.

Укрепление согласных

 

«С»

 

Сани – сатира – сапёр – сапожник.

Свечка – свирель – саранча – сезон.

Подобные цепочки слов, начинающихся на «С» хорошо звучат в виде контрастного темброво-регистрового диалога, в котором могут участвовать 2 группы ребят. Например, 1 группа проговаривает слова в низком регистре – «заговорщицки», 2 группа – в фальцетном регистре как бы «в испуге».

 

Возможны и другие контрастные сопоставления:

 

Динамические: громко – тихо

Ритмические: тянущимися долгими звуками – мелкими длительностями.

Речевое глиссандо: вниз – вверх

 

Скороговорки:

 

Во саду ли, во садочке, соловей поёт.

Сломала я ветку сирени в саду.

Мы посадили весной кустик сирени в саду

Курские соловьи славятся на всю Россию.

Сима сухари сушила. Сушить не насушила, а сжечь – сожгла.

«Р»

 

Игры:

 

«Машина» - дети изображают рычание мотора: «дрррр». Звук то громче, то тише - по знаку дирижера.

 

«Самолет-кукурузник» - тоже самое, но в более высоком регистре. Варианты развития игрового сюжета: приближающийся, удаляющийся звук, несколько самолетов, прерывающий звук – самолет иногда пропадает в облаках.

 

Скороговорки

 

Раз дрова, два дрова, три дрова.

На дворе трава, на траве дрова.

На дворе дрова, за двором дрова.

Дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров, дрова выдворит.

Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать – зарапортовался.

Попевки

Артикуляционные упражнения для уроков пения

 

Артикуляция "Р". Попевка для уроков музыки

 

Глухие согласные «Т», «П», «К»

 

От топота копыт пыль по полю летит.

Купи кипу пик.

Шёпот, шёпот, листьев шёпот.

Укрепление гласных

 

«А»

 

При работе над артикуляцией гласных нужно обращать внимание на ее «исходное» состояние у классного хора. Если «а» чересчур открыта, то к ней нужно подходить через «о», или «у»:

 

Бо-ба, до-да, зу-за, ру-ра.

 

Если «а» звучит, наоборот, заглублено, то подходить к ней лучше от «и», или «е»:

 

Би-ба, ди-да, бе-ба, де-да.

 

Полезно петь цепочки слов (например, по нисходящему трезвучию, или другому, придуманному к уроку интонационному мотиву):

 

Балаган – барабан – сарафан – мандарин.

Артикуляция "А". Вокальное упражнение для школьников

 

«И»

Бирюза – дирижер – виноград – тишина.

 

Артикуляция "И". Распевание для хора

 

«Е»

 

Резеда – ремесло – лебеда – сенокос.

 

«У»

 

Муравей – музыкант – мухомор – ураган.

 

Артикуляция "У". Вокальное упражнение для детского хора

 

Артикуляционные упражнения на "У"

 

 

5.3. Орфоэпия

Орфоэпия - это единообразное, присущее русскому литературному языку произношение, правильную речь.

Орфоэпия певческая отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны. Чтобы их пропевать необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки на которых и происходит фонация, здесь огромную роль играет действие языка. В разговорной речи он постоянно устремлен к верхнему нёбу, в пении, необходимо, чтобы он упирался в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью, как единое целое.

Звукообразующими органами речи являются: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка зева и голосовые складки.

Активную роль выполняют: голосовые складки, язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, нижняя челюсть.

Пассивную роль выполняют: зубы, твердое нёбо, задняя стенка зева и верхняя челюсть. Все вместе они образуют артикуляционный аппарат. Его работу называют артикуляцией.

Непринужденность, целесообразность и экономность движений органов речи, их соподчиненность с работой органов дыхания и резонаторами являются надежным условием правильной дикции.

 

Правила орфоэпии:

1) Согласные оканчивающие слог в середине слова переносятся к следующему слогу, и пропеваются вместе с ним.

Пример: пишется: Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я

пропевается: Ты ря-би-ну-шка ра-ску-дря-ва-я.

 

2) Согласные оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова.

Пример: пишется: Далекий мой друг, твой радостный свет пропевается: Да-ле-ки-ймо-йдру-ктво-йра-да-сны-йсвет.

Это дает возможность дольше тянуть гласные, добиваться кантиленного звучания.

 

3) Есть группа слов, при произношении которых выпадают отдельные согласные.

Пример: Солнце - сонце, поздний - позний.

 

4) В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными.

Пример: что-што, скучно-скушно, счастье-щастье, дождь-дощь, счет-щет.

 

5) Сочетание букв тс, произносится как ц

Пример: советский-совецкий.

 

6) Сочетание букв ться, произносится как цця.

Пример: раздаться-раздацца, перебраться-перебрацца.

 

7) Окончания его и ого произносятся как ево и ово.

Пример: твоего-твоево, любимого-любимова.

 

8) Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся обычно, как один удлиненный звук.

Пример: пишется: Как красив этот сад; пропевается: Ка-ккраси-фэ-то-тсат.

 

9) Все звонкие согласные переходят в глухие.

Пример: сад-сат, красив-красиф.

 

10) В случае когда два согласных звука стоят рядом, первый из них произносится с мягким знаком.

Пример: песня-песьня, масленница-масьленница, веснянка-весьнянка.

 

11) Глагольные окончания ат, ят, ся при пении не изменяются.

 

12) В конце слова согласные утрируются (четко произносятся).

 

13) Иногда певцы усердно пропевают каждый слог текста, не выделяя ударные слоги, такое слоговое пение невыразительно, однообразно, лишено кантилены. Может исказиться смыл слов.

Пример: Дорога ты моя матушка, друга милого дорожка, от муки сердечной.

Неправильные акценты: Дорога ты моя матушка, друга милого дорожка, от муки сердечной.

14) От исполнителей требуется умение смягчить (стушевать) неударные слоги, особенно если неударный слог приходится на более высокий звук, нежели ударный.

 

Логика речи

Необходимо выделить главные несущие основную смысловую нагрузку, а потому ударные и второстепенные слова в пении. Донести смысл каждой фразы.

Профессор ГМПИ. им. Гнесиных Н. К. Мешко определяет интонацию как "смысловой посыл звучащего слова. Прежде чем зазвучит песня, певец должен усвоить смысл песни, понять чувства передаваемые в ней, а затем найти интонацию. Сначала рождается мысль, а потом слово и звук голоса. Неправильные смысловые акценты порождают и искажают содержание песни."

Гениальный режиссер К.С.Станиславский, работая в оперном театре, говорил: "Пойте мысль!" Подчеркивая тем самым необходимость “протянуть” мысль от начала фразы к ее логической вершине.

Иногда певцы усердно пропевают каждый слог текста, не выделяя ударные слоги, такое слоговое пение невыразительно, однообразно, лишено кантилены. Может исказиться смыл слов. От исполнителей требуется умение смягчить (стушевать) неударные слоги, особенно если неударный слог приходится на более высокий звук, нежели ударный.


 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Лекция 4. ДЕТСКИЙ ХОР | Лекция 6. АНСАМБЛЬ В ХОРЕ

Дата добавления: 2014-09-26; просмотров: 1055; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.009 сек.