Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Понятие культуры в философии

Читайте также:
  1. I. Понятие общества.
  2. II. Принципы средневековой философии.
  3. III. Предмет, метод и функции философии.
  4. XX съезд КПСС о культе личности Сталина: понятие, причины возникновения, последствия, меры по преодолению.
  5. Абсолютные величины: понятие, структура, используемые единицы измерения
  6. Авторитет учителя физической культуры
  7. Агентский договор: понятие, общая характеристика.
  8. Агентский договор: понятие, характеристика
  9. Активизация деятельности учащихся на уроке физической культуры
  10. Антропологические аспекты культуры

Наиболее всесторонне категория культуры изучается философией, в которой этой проблеме уделяется внимание уже более двух столетий.

“Философия культуры” (этот термин в начале 19 в. ввел немецкий романтик А.Мюллер) как относительно самостоятельная область философии стремилась синтезировать теории о сущности и значении культуры как сферы духовной жизни.

В истории философского осмысления культуры выделяются две основные модели культуры - “натуралистическая” и “классическая”. Эти подходы в первую очередь различаются взглядами на содержание и основную функцию культуры.

Первый, «натуралистический подход», развиваемый французскими просветителями (Монтень, Вольтер, Руссо, Гольбах и др.) рассматривает культуру с позиций взаимодействия человека с природой. Культура понимается как условие существования и средство совершенствования человека, его естественных способностей и возможностей. В рамках данного подхода формируется противопоставление человека “естественного” и человека “цивилизованного” (Монтень “Опыты”, Ж.-Ж.Руссо и др.) Подчеркивается негативная сторона цивилизованного человека, живущего в феодально-буржуазном обществе. Понятие культуры оказывается неотделимым от понятия развития. Суть культуры и ее основную задачу представители данного подхода связывают с совершенствованием, улучшением и воспитанием того, что существует первоначально лишь в качестве природного задатка, прирожденной способности, еще не ставшей актуальной способностью самого человека. В культуре представлена важнейшая способность человека и всего “человеческого рода” - способность к саморазвитию.

«Натуралистическая» модель сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы. Натурализм превращает культуру в одно из звеньев природной эволюции, воплощающее развитие способностей “естественного человека”. Человек не исключается из природы, а именно благодаря культуре образует высшее звено в ее развитии. Данный подход обосновывает идеалы разумного человека из его естественных потребностей. Французские просветители рассматривали культуру в качестве естественного механизма человеческого поведения.

Немецкие философы в центр своего внимания ставили нравственное воспитание, связывали понятие “культура” с личностным развитием человека. В 19 в. в работах немецких философов И.Канта, Ф.Гегеля, Шиллера и др. завершается формирование так называемой “классической” модели культуры. Она является своего рода результатом освобождения человека от жесткой зависимости от природного и божественного миров. В этой модели человек - субъект культуры - выступает как разумное динамическое существо, развивающее свои духовные потенции, как творец культуры.

Немецкая классическая философия рассматривала культуру как прогресс морального (И.Кант), эстетического (Шиллер), философского (Ф.Гегель) сознаний. Эта философия отождествляла культуру с формами духовного и политического саморазвития человека и общества, исходя из признания множества типов и форм культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества. Немецкие просветители в центр своего внимания ставили нравственное воспитание, связывали понятие “культура” с личностным развитием человека, тогда как социально-политическая жизнь людей отождествлялась ими с понятием “цивилизация”.

Таким образом, в немецкой философии первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу, т.е. процесс преобразования окружающей среды и создание искусственной среды обитания, а также воспитание и обучение самого человека, т.е. выработка системы общественных регулятивных средств и создание условий для их усвоения отдельным индивидом общества.

Классический подход, рассматривает культуру и ее функции с позиции взаимодействия человека с обществом. Содержательной стороной культуры с этой позиции являются нормы, нравственные установки, идеалы, обычаи и т.п. Культура приобретает функцию регуляционного механизма в жизнедеятельности человека. Основной задачей культуры с данной позиции является формирование нравственности человека, как внутреннего регулятора его поведения в обществе.

В “философии жизни” дух, рассматриваемый как субстанция культуры, был истолкован как проявление целостности, организации психической жизни, мировоззрения, а не разума, поэтому явления культуры с точки зрения этой философии требуют особого типа постижения - психологического понимания (Дильтей). На этой основе формируются представления о культуре как о механизме социального подавления бессознательных психических процессов (З. Фрейд), об исторической самобытности и локальности культур, каждая из которых обладает особым менталитетом, “душевным настроем” жизни.

В марксисткой философии классическая модель культуры получила материалистическую интерпретацию и диалектически соединила в себе обе позиции: культура осознается не только как чисто духовная проблема воспитания и просвещения индивида, но и как проблема создания необходимых условий (прежде всего материальных) для всестороннего целостного развития человека. Культура определялась как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура в марксисткой философии предстает как продукт общественной деятельности, в какой бы форме - индивидуальной или непосредственно-коллективной - она ни осуществлялась.

Таким образом, в понятии “культура” фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, общественно-экономических формаций, этнических и национальных общностей.

В современной зарубежной и отечественной философской науке выделяются несколько подходов к осмыслению феномена культуры, развивающие основные положения, главным образом, классического подхода.

Аксиологический (ценностный) подход заключается в выделении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к этому миру, с точки зрения сторонников данной концепции, и применимо понятие культуры. Культура есть мир ценностей человека и человечества в целом. Она выступает своего рода итогом всего многообразия деятельности человека, как совокупность материальных и духовных ценностей, как сложная иерархия идеалов и смыслов, значимых для конкретного общественного организма. Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека. Этот подход выступает как реализация субъектно-объективных отношений. Его главные проблемы - понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость.

В деятельностном подходе культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности. Культура рассматривается как диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов. Поиски содержательного определения культуры приводит, таким образом, к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно - к человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой природы. В рамках данного подхода культура понимается как “система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе” (Э. Маркарян). Тем самым культура есть способ регуляции, она понимается как “технология производства и воспроизводства человека и общества”, своего рода “ген” жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека, механизм адаптации и самодетерминации личности в обществе.

При семиотическом подходе культура фиксируется в качестве ее сущностной характеристики: внебиологический знаковый механизм передачи опыта через так называемый социокод как знаково закрепленную совокупность деятельностных схем, обеспечивающих социальное наследование (.М.Петров ).

При структуралистском подходе культура рассматривается как совокупность социальных элементов, “культурных образцов” - носителей ценностный отношений, регулирующих человеческую деятельность (брак, семья, обычаи, тексты, символы и т.п.), но без учета личного фактора.

При “социологическом” подходе культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе.

В ряде социологических концепций культура рассматривается и как механизм передачи социального опыта, отличный от докультурного (узуального). Культура - это своеобразный “генотип” общественного организма, определяющий его строение и развитие. Она представлена в продуктах материального и духовного труда, в социальных нормах и духовных ценностях, в отношениях человека к природе и между людьми.

Существует множество различных видов культуры (экологическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая и т.д.), отражающих многообразие форм деятельности общественного человека.

При гуманистическом подходе внимание акцентируется на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. В неогуманистических концепциях культура рассматривается как процесс, включающий все виды человеческого творчества и регулируемый человеком как членом коллектива. Выступая в качестве проявления человеческой сущности, культура охватывает все стороны жизни человека, представляет как процесс воспроизводства человека во всем богатстве его свойств и потребностей, универсальности. Культура, таким образом, есть процесс созидания человеком своей родовой сущности, мера человеческого в человеке.

Все эти подходы заслуживают внимания, так как в каждом из них обращено внимание на те или иные существенные стороны культуры. Они взаимодополняют друг друга, способствуют выработке более полного и глубокого представления о ней. Все они находят то или иное отражение в психологии при анализе содержания психики человека, его онтогенетического развития.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН | Категория культуры в психологии

Дата добавления: 2014-10-10; просмотров: 540; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.