Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Перечень тематики занятий и домашние задания в 1 семестре (1-48)96 часов Занятие 1. Введение. Русская история и русская литература Занятие 2. Тайна болдинской осени А.С.Пушкина Занятие 3. Философская лирика А.С.Пушкина Тексты: Погасло дневное светило..., Свободы сеятель пустынный…, Подражания Корану (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), Элегия («Безумных лет угасшее веселье...»), ...Вновь я посетил..., а также три стихотворения по выбору Т1. Выясните значение непонятных слов по словарю Ожегова, выпишите их в тетрадь. 2. Подготовьте выразительное чтение одного стихотворения или отрывка из него. Сформулируйте в 8-10 предложениях свои рассуждения о философском смысле данного стихотворения. Занятие 4. Философский смысл поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» Индивидуальные задания: 1. Выступите в роли историка: подготовьте рассказ на тему «Эпоха начала ХVIII века. История царствования Петра Великого». Используйте любые источники исторического содержания. ♫ 2. Выступите в роли актера: подготовьте выразительное чтение понравившегося отрывка из поэмы. 3. Составьте викторину или кроссворд по содержанию произведения. Ответьте на вопросы: 1. Кто главный герой произведения? Докажите свое мнение. 2. Почему, по вашему мнению, герой произведения Евгений сходит с ума? Занятие 5. Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова Молитва («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), Как часто, пестрою толпою окружен..., Валерик, Сон («В полдневный жар в долине Дагестана…»), Выхожу один я на дорогу..., а также три стихотворения по выбору. Индивидуальные задания: ♫ 1. Найдите в Интернете романсы на стихи М.Ю.Лермонтова (указанные здесь или другие). После прослушивания проанализируйте стихотворение. Насколько верно композитор и певец отразили чувства и мысли поэта? 2. Нарисуйте иллюстрацию к одному из стихотворений М.Ю.Лермонтова и обоснуйте свое художественное решение. 3. Подберите несколько иллюстраций для художественного исполнения текста под видеоряд. Подготовьтесь читать его в аудитории. Ответьте на вопросы: 1. В чем сложность характера лирического героя М.Ю.Лермонтова? В чем причина смятения его души?
Занятие 6. Урок обучающего сочинения. Анализ лирического стихотворения Занятие 7. Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова Индивидуальные задания: 1. Опираясь на содержание учебников, составьте опорную схему по биографии И.А.Гончарова. Защитите ее перед аудиторией. 2. Опираясь на содержание учебников, нанесите на условную карту мира маршрут кругосветного путешествия, в котором принимал участие Гончаров. Расскажите об этом путешествии перед аудиторией.
Занятие 8. Образ Обломова и «обломовщина» Тексты: Гончаров И.А. Обломов. Ч.1 гл.1,5-7,9. Ч.2 гл.1,2. 1. Кто и при каких обстоятельствах произносит впервые в романе слово «обломовщина»? Какой смысл вкладывает в него Обломов и Штольц? В чем видит цель и смысл жизни каждый из них? Чья позиция ближе лично вам? 2. Отберите в романе материал о главном герое, сделайте выписки, используйте их в рассказе об Обломове.
Занятие 9. Гончаров о причинах «обломовщины». Анализ главы «Сон Обломова» Тексты: Гончаров И.А. Обломов. Ч.2 гл.4,5,8-10. Работа в малых группах: П1-я группа: Дайте психолого-педагогическую характеристику Илюши Обломова в 7-летнем возрасте. Оцените методы воспитания ребенка: что взрослые делали правильно, а что нет. Свою позицию аргументируйте. П2-я группа: дайте психолого-педагогическую характеристику Илюши Обломова в 14-летнем возрасте. Оцените методы воспитания подростка: что взрослые делали правильно, а что нет. Свою позицию аргументируйте. Занятие 10. «Обломов» как роман о любви. Обломов и Ольга Ильинская Тексты: Гончаров И.А. Обломов. Ч.3 гл.5,7,11. Ч.4 гл.9,10. Индивидуальные задания: ♫ 1. Подготовьте близкое к инсценированию чтение по ролям эпизода свидания И.Обломова и О.Ильинской в парке (ч.3 гл.5). Авторский текст и несущественные реплики героев опустите. ♫ 2. Подготовьте выразительное чтение фрагментов из письма Обломова Ольге (ч.2 гл.10). 1. Какой смысл вкладывали в понятие «любовь» герой и героиня? Чья позиция ближе лично вам? Обоснуйте свое мнение. 2. Почему Илья и Ольга, любя друг друга, расстаются? Занятие 11. Слово об А.Н.Островском. Личность и судьба драматурга Индивидуальное задание: Опираясь на материал учебников, составьте опорную схему по биографии драматурга. Защитите ее перед аудиторией. Занятие 12. История создания драмы «Гроза». Изображение в пьесе «темного царства» Индивидуальные задания: 1. Подготовьте сообщение по теме «Творческая история драмы «Гроза». 2. Выберите одно из действий пьесы и озаглавьте каждое явление, можно цитатой из текста (то есть выберите самое главное). У вас получится план действия. 3. Проанализируйте значение «говорящих» имен и фамилий в пьесе. 4. Подготовьте рассказ об обитателях города Калинова с опорой на монолог Кулигина из д.1 явл.3 «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие…» и монолог Феклуши «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете!». Кто из них прав? Правда ли, что все обитатели города делятся на две группы: самодуры и их жертвы? Обоснуйте свою позицию. Занятие 13. Образ Катерины. Сила и слабость героини Индивидуальное задание: 1. Подготовьте сообщение об одной из исполнительниц роли Катерины в «Грозе»: М.Н.Ермоловой или П.А.Стрепетовой. Насколько их трактовка образа Катерины совпадает с вашим мнением? 2. Подготовьте сообщение «Образ Катерины в оценке Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева». Определите, какая позиция вам ближе, почему? 3. Выучите наизусть один из монологов Катерины. 1. Соберите материал о Катерине по примерному плану: жизнь в родительском доме; черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей; жизнь в доме Кабановых и ее влияние на героиню; основные черты характера, сделайте необходимые выписки из текста. 2. Напишите сочинение в объеме 150-200 слов: Сила или слабость проявились в решении Катерины самовольно уйти из жизни? Занятие 14. Слово об И.С.Тургеневе. Личность и судьба писателя Индивидуальное задание: Опираясь на материал учебников, составьте опорную схему по биографии писателя. Защитите ее перед аудиторией. Занятие 15. Эпоха и роман «Отцы и дети». Смысл названия романа Тексты: Тургенев И.С. Отцы и дети. Гл.1-10. 1. Выберите художественные факты из романа, свидетельствующие о том, что действие происходит в конце 50-х годов 19 века, накануне крестьянской реформы. Докажите, что реформы в России являлись насущным делом. Занятие 16. Базаров и «отцы»: братья Кирсановы и родители 1. Проанализируйте взаимоотношения Базарова и братьев Кирсановых. Почему, на ваш взгляд, между ними возникли разногласия? Особое внимание обратите на главу 10, выпишите мнения сторон по следующим вопросам:
2. Проанализируйте взаимоотношения Базарова и его родителей (гл.3-5,7,10,20-22,25-28) Занятие 17. Испытание героя любовью. Базаров и Одинцова Тексты: Тургенев И.С. Отцы и дети. Гл. 13-19,25-27. 1. Каковы были взгляды Е.Базарова на любовь до встречи с Одинцовой? 2. Что привлекает Базарова в Одинцовой? 3. Расскажите об Анне Одинцовой (гл.14-15). 4. Расскажите историю любви Базарова к Одинцовой. Изменило ли героя его чувство? Занятие 18. Базаров как герой своего времени. Нигилизм и его последствия Т1. Обратитесь к словарям и определите, что такое нигилизм. 2. Нигилизм – это убеждения или их отсутствие? Можно ли считать нигилизм социально позитивным явлением? 3. Еще раз определите научные, философские, политические и эстетические взгляды Е.Базарова, сделав выписки из романа. Подумайте, соответствуют ли взгляды героя нигилистическим воззрениям или Тургенев ошибся?
Занятие 19. Урок обучающего сочинения по роману «Отцы и дети». Анализ эпизода Напишите сочинение – анализ эпизода из главы 10 со слов «Схватка произошла в тот же день за вечерним чаем…» до слов «…вот вам нынешняя молодежь! Вот они – наши наследники!». Предварительно эпизод озаглавьте. При анализе воспользуйтесь памяткой «Примерный план анализа эпизода», но не механически, а творчески. Занятие 20. Основные темы и идеи лирики Ф.И.Тютчева Тексты: Silentium. Не то, что мните вы, природа… Как хорошо ты, о море ночное… Нам не дано предугадать… К.Б.(Я встретил вас – и все былое…) О, как убийственно мы любим… Индивидуальные задания: 1. Подготовьте рассказ о биографии и личности поэта. ♫ 2. Романсы на стихи Ф.Тютчева. 1. Подготовьте выразительное чтение и анализ стихотворения Ф.Тютчева (на выбор). Воспользуйтесь памяткой, данной в этом пособии. 2. Выучите одно из стихотворений наизусть. Занятие 21. Основные мотивы лирики А.А.Фета Тексты: На заре ты ее не буди… Еще майская ночь… Сияла ночь. Луной был полон сад… Шепот, робкое дыханье… Это утро, радость эта… Ты отстрадала, я еще страдаю… Долго снились мне вопли рыданий твоих… Индивидуальное задание: Подготовьте рассказ о биографии и личности поэта. 1. Подготовьте выразительное чтение и анализ стихотворения А.Фета (на выбор). Воспользуйтесь памяткой, данной в этом пособии. 2. Выучите одно из стихотворений наизусть. Занятие 22. Слово о Н.А.Некрасове. Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова Индивидуальное задание: Подготовьте рассказ о биографии и личности поэта, используя различные источники. Занятие 23. Тема смысла жизни и предназначения человека в поэзии Н.А.Некрасова Тексты: Я не люблю иронии твоей… Поэт и гражданин. Рыцарь на час. Умру я скоро. Жалкое наследство… Элегия. Пророк. Зине (Ты еще на жизнь имеешь право…). Индивидуальные задания: 1. Подготовьте выразительное чтение фрагментов и анализ стихотворения «Поэт и гражданин». Объясните, чью позицию: поэта или гражданина – принимает сам автор. 2. Подготовьте выразительное чтение и анализ стихотворения «Элегия». Объясните, в чем видит автор существо своей поэзии. 1. В чем заключается неповторимость, новаторство поэзии Н.Некрасова? 2. Одно из стихотворений или фрагментов выучите наизусть. Занятие 24. «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композицияпоэмы Тексты: Пролог. Поп. Сельская ярмонка.
Занятие 25. Счастье в понимании героев и автора поэмы «Кому на Руси житьхорошо» Тексты: Пьяная ночь. Крестьянка. Групповая работа: подготовить рассказ об одном из героев, используя примерный план. 1-я группа. Яким Нагой (ч.1 гл.3) 2-я группа. Ермил Гирин (ч.1 гл.4) 3-я группа. Савелий, богатырь святорусский (ч.3 гл.3) 4-5-я группы. Матрена Тимофеевна Корчагина (4-я группа – ч.3 пролог гл.1,2; 5-я группа – ч.3 гл.4-8) Примерный план:
Занятие 26. Слово о М.Е.Салтыкове-Щедрине. Страницы жизни и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина Индивидуальное задание: Используя материал учебников, составьте опорную схему по биографии писателя. Защитите ее перед аудиторией. Занятие 27. Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина Тексты: Салтыков-Щедрин М.Е. Дикий помещик. Премудрый пескарь. Медведь на воеводстве. Орел-меценат. Коняга. 1. ТПользуясь словарем литературоведческих терминов, определите, что такое сатира, эзопов язык, иносказание, гиперболизация, гротеск, сарказм, фантастика. 2. ТПроанализируйте одну из сказок по примерному плану: · краткий пересказ, особенности сюжета; · смысл названия, основная тема сказки; · элементы народной сказки; · отличие от народной сказки; · образы героев и средства их создания; · особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер; · позиция автора; · особенности языка, афоризмы. 3. Напишите собственную сказку в духе Салтыкова-Щедрина. Занятие 28. Замысел, история создания, жанр и композиция романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» Занятие 29. Образы градоначальников в «Истории одного города» Тексты: Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города (главы: Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца. О корени происхождения глуповцев. Опись градоначальникам. Органчик. Подтверждение покаяния. Заключение. 1. Почему автор назвал одну из глав «Опись градоначальникам»? 2. Подготовьте рассказ об одном из градоначальников по следующему плану: · фамилия, имя, отчество градоначальника. Обратить внимание на говорящие фамилии, фамилии-клички; · внешность и черты характера; · методы управления; · жизнь народа в период его правления; · исторические аналогии; · сатирические приемы, использованные автором для создания образа; · авторская позиция. Занятие 30. Слово о Ф.М.Достоевском. Этапы биографии и творчества Занятие 31. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Ф.М.Достоевского 1. Соберите материал о Петербурге, изображенном в романе. Используйте следующие подсказки:
Занятие 32. Раскольников среди униженных и оскорбленных 1. Проанализируйте следующие сцены: · Встреча Раскольникова с Мармеладовым в распивочной. Описание комнаты Мармеладовых (ч.1 гл.2). · Сцена смерти Мармеладова (ч.2 гл.7). · Встреча с пьяной девушкой (ч.2 гл.4). · Сон Раскольникова о забитой кляче (ч.2 гл. 5). · Описание комнаты Сони (ч.4 гл.4). · Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч.4 гл.2,3). · Катерина Ивановна с детьми на улице (ч.5 гл.7). 2. Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку некуда пойти»? В чем вас убеждает история семьи Мармеладовых? Занятие 33. Теория Раскольникова и истоки его бунта 1. Как родилась у Раскольникова идея убийства и на чем она основана? В чем заключается идея (теория) Раскольникова о двух разрядах людей? Сам ли герой ее выдумал?
Занятие 34. «Двойники» Раскольникова 1. Соберите материал об одном из героев: Лужине или Свидригайлове. Используйте следующие подсказки: О Лужине: ч.1 гл.3 (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери), ч.2 гл.5 (1-я встреча Лужина с Раскольниковым), ч.4 гл.2-3 (свидание Лужина с Дуней в Петербурге), ч.5 гл.1,3 (Лужин после разрыва с Дуней, сцена на поминках) О Свидригайлове: ч.1 гл.3 (мать Раскольникова о Свидригайлове), ч.4 гл.1,2 (Лужин о Свидригайлове, 1-я встреча Раскольникова со Свидригайловым). 2. Можно ли этих героев назвать «двойниками» Раскольникова? Что его роднит с ними, а что отличает от них? В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Занятие 35. «Правда» Сони Мармеладовой 1. Расскажите о Соне Мармеладовой. 2. Проанализируйте две сцены встреч Раскольникова с Соней: ч.4 гл.4 и ч.5 гл.4. В чем состоит правда Сони? Докажите, что в романе автор утверждает именно правду Сони. Занятие 36. Последние страницы романа. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь 1. Прочитайте эпилог романа. Перескажите сон, который приснился герою на каторге. Как вы понимаете его смысл? 2. Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского: «Их воскресила любовь». Какую роль в жизни Родиона Раскольникова сыграла Соня? Занятие 37. Слово о Л.Н.Толстом. Толстой – человек, мыслитель, писатель Занятие 38. Эпизоды «Вечер в салоне А.П.Шерер» и «Именины у Ростовых» Тексты: Толстой Л.Н. Война и мир. Т.1 ч.1. 1. Сравните две сцены, последовательно ответив на вопросы: Сцена «Вечер в салоне А.П.Шерер»:
Сцена «Именины у Ростовых» (план наблюдений):
2. Сделайте выводы о представителях высшего аристократического общества. Занятие 39. Изображение войны 1805-1807 годов Тексты: Толстой Л.Н. Война и мир. Т.1 ч.2,3. 1. Проанализируйте три основные сцены: Смотр при Браунау: ч.2 гл. 2. Как Л.Толстой показывает ненужность этой войны и неподготовленность к ней русской армии? Шенграбенское сражение: ч.2. Как изображает автор трусость Жеркова и штаб-капитана, показную храбрость Долохова, истинный героизм Тимохина и Тушина (гл. 20-21)? Как характеризуют князя Андрея его мечты о «Тулоне» (гл.3,12,20-21)? Аустерлицкое сражение: ч.3. Успешным или нет было сражение? Как природа влияет на его ход (гл.14)? Как изображены Кутузов и Александр? Бегство русских (гл.15-16). Подвиг князя Андрея и его разочарование в наполеоновских мечтах (гл.16,19).
Занятие 40. Жизненные искания А.Болконского Тексты: Толстой Л.Н. Война и мир. Т.2 ч.1-3. Работа в малых группах: 1-я группа. Биографы князя Андрея Болконского. Примерный план: 3. Разочарование в светском обществе, увлечение личностью Наполеона, неудовлетворенность жизнью. 4. Мечта о личном Тулоне. Андрей во время Аустерлицкого сражения (т.1 ч.3 гл.11,12,16,19). 5. Кризис после Аустерлица. Преобразования в Богучарове. 6. Андрей в Отрадном. Образ дуба (т.2 ч.3 гл.1,3). 7. Андрей в Петербурге. Деятельность в комиссии Сперанского (т.2 ч.3 гл.5,6,18). Самостоятельно составьте цепочку поиска смысла жизни героем. Оформите опорную схему.
Занятие 41. Жизненные искания П.Безухова Тексты: Толстой Л.Н. Война и мир. Т.2 ч.1-3. Работа в малых группах: 2-я группа. Биографы Пьера Безухова. Примерный план:
Самостоятельно составьте цепочку поиска смысла жизни героем. Оформите опорную схему.
Занятие 42. «Ум ума» и «ум сердца». Семья Ростовых и семья Болконских 1. Сравните две семьи по следующим направлениям:
П2. Письменно ответьте на вопрос: Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?
Занятие 43. Изображение Отечественной войны 1812 года Тексты: Толстой Л.Н. Война и мир. Т.3 ч.1-3. Индивидуальные задания: 1. Анализ сцены «Переправа через Неман» (ч.1 гл.1,2). 2. Анализ сцены «Оставление Смоленска» (ч.2 гл.4). 3. Анализ сцены «Бунт богучаровских крестьян» (ч.2 гл.9-13). 1. Анализ эпизода «Бородинское сражение» (ч.2 гл.19-39) с опорой на вопросы:
Занятие 44. Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир» Сравните двух полководцев в ключевых сценах романа, выполнив следующие задания: 1. Вспомнив сцену смотра при Браунау, докажите, что Кутузов – народный полководец, что он близок народу. 2. Обращаясь к разработке военных действий, докажите, что Кутузов прежде всего думает о солдатах. 3. Сопоставьте состояние полководцев накануне и во время Аустерлицкой битвы. О чем оно говорит? 4. Проследите, как в войне 1812 года крепнет единство Кутузова с народом. 5. Понаблюдайте за отношением Наполеона к солдатам его армии в сцене переправы через Неман. 6. Понаблюдайте, как показаны полководцы накануне и во время Бородинской битвы.
Занятие 45. Партизанская война. Последний период войны и ее воздействие на героев романа Тексты: Толстой Л.Н. Война и мир. Т.4 ч.3,4. Индивидуальные задания: 1. Дела и люди партизанских отрядов. 2. Петя Ростов в партизанском отряде. 3. Тихон Щербатый как самый необходимый человек в отряде. 4. Пьер Безухов в плену. Пьер и Платон Каратаев.
Занятие 46. «Мысль народная» в романе Толстого «Война и мир» 1. Подберите примеры из романа, подтверждающие следующие положения Л.Толстого: Народ – воплощение нравственных идеалов. Война – проверка глубины патриотизма и силы духа. Война – ужасное, противоестественное событие. Движущая сила истории – народ. Только личность, близкая народу, может влиять на события. Человек, Народ, История – толстовские мерки мира.
Занятие 47. Эпилог романа 1. Подготовьте близкий к тексту пересказ любимого эпизода из романа. 2. Как решается главная мысль романа – мысль о предназначении человека, о том, как жить? Какие два пути выбирают герои романа? П3. Как Вам кажется, Пьер и Наташа – хорошая семья? П4. Что было главным для графини Марьи в воспитании детей? Индивидуальные задания:
Занятие 48. Повторение Промежуточная аттестация 1 семестр Перед вами примерное содержание промежуточной аттестации по литературе, составленное по литературе ХХ века. Вам предстоит проходить промежуточную аттестацию по литературе ХIX века по темам, выделенным значком . Прочитайте задания и критерии их оценивания и определите, какими знаниями и умениями вы должны обладать, чтобы успешно сдать экзамен. Часть 1 Прочитайте стихотворение и выполните задание С1: Я покинул родимый дом Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем Тем, что листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож. С.Есенин С1. Ответьте на вопрос в объеме 8-10 предложений: Какая тема является ведущей в лирике Сергея Есенина? Кто еще из поэтов и писателей ХХ века обращался к этой теме? Часть 2 Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задание С2: И вот они собрались, чтобы придумать казнь, достойную преступления... Хотели разорвать его лошадьми - это казалось мало им; думали пустить в него всем по стреле, но отвергли и это; предлагали сжечь его, но дым костра не позволил бы видеть его мучений; предлагали много - и не находили ничего настолько хорошего, чтобы понравилось всем. (…) Долго говорили они, и вот один мудрец сказал, подумав долго: - Спросим его, почему он сделал это? Спросили его об этом. Он сказал: - Развяжите меня! Я не буду говорить связанный! А когда развязали его, он спросил: - Что вам нужно? - спросил так, точно они были рабы... - Ты слышал... - сказал мудрец. - Зачем я буду объяснять вам мои поступки? - Чтоб быть понятым нами. Ты, гордый, слушай! Все равно ты умрешь ведь... Дай же нам понять то, что ты сделал. Мы остаемся жить, и нам полезно знать больше, чем мы знаем... - Хорошо, я скажу, хотя я, может быть, сам неверно понимаю то, что случилось. Я убил ее потому, мне кажется, - что меня оттолкнула она... А мне было нужно ее. - Но она не твоя! - сказали ему. - Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги... а владеет он животными, женщинами, землей... и многим еще... Ему сказали на это, что за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым. Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого. Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, - тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам: - Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему - в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание! И тут произошло великое. Грянул гром с небес, - хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и разошлись. А этот юноша (…) смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его - не был человеком... А этот - был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек - все, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу. Только издали видели его. И долго он, одинокий, так вился около людей, долго - не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один из людей догадался и крикнул громко: - Не троньте его. Он хочет умереть! И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех (…) Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож - точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы. - Он не может умереть! - с радостью сказали люди. И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел - высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. М.Горький С2. Ответьте на вопрос в объеме 8-10 предложений: С какой целью М.Горький использует фольклорный жанр? Кто еще из русских писателей обращался к фольклору? Часть 3 Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С3.1, С3.2, С3.3, С3.4). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, опираясь на конкретный литературный материал и позицию автора произведения вне зависимости от того, насколько она совпадает с вашими собственными выводами и наблюдениями. Требования к ответу: 1. Объем не менее 150 слов (лучше 200). СЧИТАЙТЕ СЛОВА. 2. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе. 3. Использование в ответе литературно-теоретических понятий. 4. Привлечение текста произведения. 5. Последовательность и логичность изложения. 6. Следование нормам речи. С3.1. Почему именно двенадцать является символическим числом в поэме Блока? С3.2. Почему все плывущие на корабле «Атлантида» (и праздные богачи, и измученные матросы) обречены на гибель (по рассказу И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»)? С3.3. С какой целью М.А.Булгаков включает в роман «Мастер и Маргарита» ершалаимские главы, повествующие в искаженном виде о страданиях и смерти Иисуса Христа? С3.4. Можно ли считать название рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» символичным?
Оценивание промежуточной аттестации по литературе
Задания С1, С2 оцениваются в соответствии со следующими критериями:
Комментарии к критериям оценки заданий С1, С2: Экзаменуемый должен прямо ответить на поставленный вопрос. Минимально достаточным считается умение адекватно воспринять суть вопроса и дать на него прямой ответ достаточного объема. В зависимости от конкретного вопроса, содержащегося в задании, основной тезис ответа может быть основан на материалах учебных пособий или на собственной аргументированной точке зрения экзаменуемого. Основные ошибки: подмена вопроса; отказ от аргументации; несоблюдение объема. Проверяются: умение построить содержательное и грамотное связное высказывание на заданную тему, связанную с анализом художественного текста.
Задание С3.1 – 3.4 оцениваются в соответствии со следующими критериями: Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение задания части 3, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы преподаватель по первому (содержательному) аспекту оценивания ставит «0» баллов, задание части 3 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется. По четырем другим аспектам (позициям) оценивания (2, 3, 4, 5) выставляется «0» баллов. При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объем написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объем 150-200 слов. Если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается нулем (0) баллов.
Комментарии к критериям оценки заданий С3.1, С3.2, С3.3 1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе Проблемный вопрос предполагает, что экзаменуемый осмыслит заключенное в этом вопросе познавательное противоречия и предложит свою аргументированную версию его разрешения. Преподаватель определяет, насколько глубоко экзаменуемый понимает предложенную в вопросе проблему в зависимости от того, что автор работы считает главным, а что второстепенным при ответе на поставленный вопрос. При этом учитывается, что любое из входящих в программу классических произведений многопроблемно; вопросы задания С3 не имеют единственно правильного ответа, поэтому оценка за собственную (даже нетрадиционную) точку зрения не снижается, если экзаменуемый аргументирует свою позицию. Ошибки: подмена темы, связанная с невниманием к ключевым словам предложенного проблемного вопроса; подмена рассуждения на заданную тему пересказом того или иного художественного текста; замена аргументации эмоциональными суждениями. Проверяются: умение анализировать проблемный вопрос; навык аргументированного высказывания на заданную литературную тему; знание литературоведческих методик анализа содержания художественного текста. Минимально достаточным считается умение обнаружить проблему и аргументировать основной тезис высказывания, т. е. дать ответ на поставленный вопрос.
2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями Анализ проблемного вопроса, вынесенного в формулировку темы, предполагает, что экзаменуемый понимает специфику литературы как вида искусства, осознает основные закономерности организации и функционирования художественного текста. Предполагается также, что в процессе анализа литературных явлений экзаменуемый будет уместно пользоваться известной ему литературоведческой терминологией. Ошибки: отказ от употребления литературоведческой терминологии; незнание значения терминов. Проверяются: умение экзаменуемого анализировать художественный текст как явление искусства, опираясь на понятия, связанные с его жанрово-родовой содержательно-формальной спецификой; знание определенной государственным стандартом литературоведческой терминологии и умение правильно квалифицировать важнейшие литературные категории и виды изобразительно-выразительных средств.
3. Обоснованность привлечения текста произведения Написание сочинения, каковым по сути является задание С3, предполагает, что экзаменуемый должен привлекать тексты художественных произведений. Проблемные вопросы заданий должны обязательно раскрываться на подходящем литературном материале. При этом возможны как цитирование текста для подтверждения собственных суждений экзаменуемого, так и связанная с поставленной проблемой интерпретация избранных фрагментов текста. Ошибки: выбор неверного литературного материала из-за незнания или невнимательности; отказ от использования литературного материала, развертывание системы доказательств исключительно на «жизненном» материале, т. е. недостаточность цитатного материала; подмена анализа поставленной проблемы пересказом литературного произведения; фактические ошибки при цитировании или пересказе. Проверяются: знание конкретного литературного материала, умение использовать литературный материал при обсуждении конкретных этических, эстетических, историко-литературных проблем.
При оценивании заданий С1, С2 и задания С3 (критерии 1 – 4) учитывается также количество фактических ошибок. Фактические ошибки Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала: a. искажение историко-литературных фактов; b. ошибки в обозначении времени и места событий, имен героев; c. ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.
4. Последовательность и логичность изложения Ошибки: различные виды логических ошибок – нарушение правил и законов логики, признание формальной несостоятельности хода рассуждения и выводов. Логические ошибки: - нарушение последовательности высказывания; - отсутствие связи между частями предложения; - неоправданное повторение высказанной ранее мысли; - несоразмерность частей высказывания; - перестановка частей высказывания; - раздробление микротемы другой микротемой. Проверяются: замысел, смысловая цельность и композиционная стройность ответа на проблемный вопрос задания.
5. Следование нормам речи В рамках этого критерия проверяются и влияют на оценку только речевые ошибки. Грамматические ошибки не учитываются.
Баллы за все задание суммируются, выставляется отметка в соответствии со шкалой: «5» - 16-21 баллов «4» - 11-15 баллов «3» - 5-10 баллов «2» - 4 и менее баллов
Дата добавления: 2014-10-14; просмотров: 762; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |