![]() Главная страница Случайная лекция ![]() Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика ![]() Мы поможем в написании ваших работ! |
Перечень тематики занятий и домашние задания во 2 семестре (1-69)Часов Занятие 1. Слово об А.П.Чехове. Этапы биографии и творчества
Занятие 2. Рассказы А.Чехова 90-х годов. Своеобразие «маленькой трилогии» А.Чехова
1. Что объединяет эти рассказы в трилогию? 2. Есть ли что-то общее в образах Беликова, Николая Ивановича, Алехина? Что именно? 3. Кто такие «футлярные люди»? 4. В чем вы видите связь между проблемами, поднятыми Чеховым в этом произведении, и проблемами современной России?
Проанализируйте «маленькую трилогию» с точки зрения ее художественной формы по плану:
Занятие 3. Тема гибели человеческой души в рассказе «Ионыч» 1. Определите центральную тему, идею рассказа, особенности его композиции. 2. Отыщите в тексте рассказа своеобразные вехи, маяки, по которым можно определить рост материального преуспевания доктора Старцева и параллельно – его моральное и духовное опустошение.
1. В чем своеобразие основного конфликта пьесы? 2. По какому принципу сгруппированы персонажи в пьесе? 3. Можно ли считать Лопахина героем новой эпохи? 4. Почему Гаев и Раневская оказались неспособными спасти имение? 5. В чем двойственность образа Пети Трофимова? 6. В чем символический смысл названия пьесы? Занятие 5. Россия на рубеже 19-20 веков Занятие 6. Культурная ситуация на рубеже 19-20 веков. Модернизм. Декаданc Занятие 7. Споры о роли и сути искусства (В.Ленин, В.Брюсов, Н.Бердяев)
1. Сформулируйте в нескольких предложениях основные мысли каждой из перечисленных статей, запишите. 2. В чем суть полемики В.Брюсова и В.Ленина? 3. Объясните, почему в начале 20 века обострилась полемика об искусстве. Чья позиция кажется вам более убедительной, почему? Подготовьтесь к выступлению на занятии от лица того, чья позиция вам ближе.
Занятие 8. Символизм и символисты
2. Подберите в хрестоматии стихотворение, относящееся к символизму, прочитайте выразительно, обоснуйте его принадлежность к данному литературному течению.
Занятие 9. Акмеизм и акмеисты
2. Подберите в хрестоматии стихотворение, относящееся к акмеизму, прочитайте выразительно, обоснуйте его принадлежность к данному литературному течению. Занятие 10. Футуризм и футуристы
2. Подберите в хрестоматии стихотворение, относящееся к футуризму, прочитайте выразительно, обоснуйте его принадлежность к данному литературному течению. Занятие 11. Мир поэзии А.А.Блока
Подготовьте сообщение на 10-15 минут о биографии и личности А.А.Блока.
2. Проведите наблюдение над символикой, образностью поэтического мира А.Блока. При подготовке используйте материалы учебников (под ред. В.В.Агеносова – с. 73-101; под ред. А.Г.Кутузова – с. 109-117). Занятие 12. Россия А.Блока
Подготовьте анализ одного из стихотворений по данной теме. Опишите Россию А.Блока. Занятие 13. Романтический мир поэзии Н.С.Гумилева
Подготовьте сообщение на 10-15 минут о биографии и личности Н.С.Гумилева.
2. Проведите наблюдение за тематикой, образностью поэтического мира Н.Гумилева. Найдите в стихотворениях акмеистические черты. Занятие 14. Мир женской души в лирике А.А.Ахматовой
Подготовьте сообщение на 10-15 минут о биографии и личности А.А.Ахматовой.
2. Проведите наблюдение над психологизмом лирики А.Ахматовой. Опишите ее лирическую героиню. При подготовке используйте материалы учебников (под ред. В.В.Агеносова – с. 292-307; под ред. А.Г.Кутузова – с. 300-307). Занятие 15. «Тоска по мировой культуре» в творчестве О.Э.Мандельштама
Подготовьте сообщение на 10-15 минут о биографии и личности О.Э.Мандельштама.
2. Проведите наблюдение: как в стихах О.Мандельштама отразились образы предшествующей культуры – русской и мировой? В чем неповторимость его поэтического мира? Занятие 16. Сравнительный анализ произведений символистов и акмеистов Занятие 17. Контрольная работа по теме «Серебряный век русской поэзии» Занятие 18. И.А.Бунин – лауреат Нобелевской премии в области литературы. «Чудная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки»
Подготовьте сообщение о жизни и личности И.А.Бунина, используя различные источники. Подготовьте сообщение о Нобелевской лекции И.А.Бунина (для этого прочитайте ее, выберите главное и расскажите об основных ее идеях, включите в свой рассказ короткие цитаты). 1. Как построен рассказ «Антоновские яблоки»? В чем его содержательная необычность? 2. Приведите примеры картин, впечатлений, ощущений автора. Покажите, как «работает» писатель над звуками, цветами, линиями, как передает ощущения других органов чувств. Занятие 19. Пророческий рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» 1. Какие образы в рассказе «Господин из Сан-Франциско» имеют символическое значение? 2. Почему главный герой лишен имени? Как описывает господина и членов его семьи автор? 3. Как решается конфликт между природой и человеком в рассказе? 4. Докажите, что в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин пишет о неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации? (при ответах на вопросы по рассказу «Господин из Сан-Франциско» используйте материал учебника под ред. В.В.Агеносова на с. 174-191). Занятие 20. Тема любви в сборнике И.А.Бунина «Темные аллеи»
1. Что нового открывает в любовном чувстве автор по сравнению с произведениями 19 века? 2. Подробно проанализируйте один рассказ (по желанию). При анализе рассказа «Чистый понедельник» воспользуйтесь вопросами в учебнике В.Агеносова (ч.1) на с. 190-193. При анализе других рассказов используйте памятку в данном методическом пособии. Занятие 21. Ранние романтические произведения М.Горького
Т2. Вспомните, что такое романтизм. При затруднении обратитесь к словарю литературоведческих терминов. Найдите в прочитанных произведениях черты романтизма. 3. Ознакомьтесь с материалом в учебнике В.Агеносова (ч.1) на с. 115-123. 4. Подробно проанализируйте рассказ «Старуха Изергиль». Воспользуйтесь памяткой в данном методическом пособии. Занятия 22, 23. Спор о человеке и правде на страницах пьесы М.Горького «На дне» 1. Проанализируйте афишу, используя словарь русских личных имен и собственные ассоциации. Докажите, что М.Горький использует принцип говорящих имен и фамилий. 2. Опишите место действия пьесы. Почему именно ночлежка стала местом философского спора?
5. В чем сложность образа Луки? Покажите его противоречивость на примерах из пьесы.
Занятие 24. Осмысление революции русскими писателями (И.Бунин, М.Горький, А.Блок)
1. В чем позиции трех свидетелей революции сходятся, а в чем нет? 2. Расскажите о русской революции, используя запомнившиеся вам примеры из прочитанных фрагментов. Свой рассказ наполните цитатами из текстов. Занятие 25. «Слушайте революцию» в поэме А.Блока «Двенадцать»
2. Как вы считаете, почему А. Блок так высоко оценил собственное сочинение – поэму «Двенадцать» («Сегодня я гений!»)? 3. В. В. Маяковский написал: «Одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». Найдите в тексте поэмы аргументы в пользу «сатиры» и в пользу «славы». 4. Найдите в поэме А.Блока символы (например, вьюга, метель; другие найдите самостоятельно), определите их смысл. 5. Как бы вы интерпретировали образ Христа в поэме? 6. Понаблюдайте за ритмом произведения. Можно ли сказать, что он является средством выражения авторской идеи? Обоснуйте свою точку зрения. Занятие 26. Дооктябрьское творчество В.В.Маяковского
Подготовьте рассказ о биографии и личности В.В.Маяковского. 1. Докажите на примерах из стихотворений, что В.Маяковский – поэт-футурист. Проведите наблюдение за тематикой, образностью, ритмикой, лексикой стихотворений поэта. Какой видится вам личность В.Маяковского в них? 2. Покажите противоречивость личности В.Маяковского. Занятие 27. В.В.Маяковский и революция
2. Что меняется в стихах В.Маяковского после Октябрьской революции, а что остается без изменений? Проведите сравнительный анализ. 3. Сформулируйте поэтическую концепцию В.Маяковского. 4. Что или кто является объектом сатиры поэта? Почему? Каковы сатирические приемы В.Маяковского? Занятие 28. Поэма В.В.Маяковского «Облако в штанах» 1. Какова тема произведения? Какие авторы 19 и 20 веков обращались к этой теме? В чем своеобразия ее решения у Маяковского? 2. Найдите индивидуально-авторские художественно-изобразительные средства в поэме. Объясните их смысл. Занятие 29. Быт и бытие М.И.Цветаевой
Подготовьте сообщение о биографии и личности М.Цветаевой.
2. В чем неповторимость поэтического мира М.Цветаевой? При подготовке используйте материалы и вопросы учебников (под ред. В.В.Агеносова – с. 317-336; под ред. А.Г.Кутузова – с. 250-259). Занятие 30. Литература 20-х годов Занятие 31. Русь уходящая в творчестве С.А.Есенина
2. Найдите в поэтических текстах реалии прошлой (дореволюционной) и советской действительности. Какие поэтические средства использует автор, чтобы показать свое неприятие новой (советской) жизни? Занятие 32. Поэма С.А.Есенина «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины 1. Покажите тематическое многообразие поэмы. Представьте сюжет и композицию произведения. Как в поэме соединяется эпическое и лирическое? 2. Опишите героя-рассказчика, Прона Оглоблина и Анну Снегину. 3. Какую роль играет в произведении лирическая – любовная линия. Почему поэма названа именем героини? Занятие 33. Конкурс творческих проектов по теме «Шедевры серебряного века» Подготовьте индивидуально или в малой группе 2-3 человека слайдовую презентацию (видеоролик) в одной из компьютерных программ: Power Point или Киностудия Windows Live. Для этого сначала выберите стихотворение поэта серебряного века, потом найдите иллюстрации и музыку для сопровождения его выразительного чтения, разработайте идею вашего проекта и исполните ее в одной из указанных программ. Обязательно отрепетируйте выразительное чтение стихотворения (желательно наизусть) под видеоряд с музыкальным сопровождением. Занятие 34. Литература о гражданской войне Занятие 35. Человек в огне гражданской войны (по роману А.Фадеева «Разгром») Прочитайте одно из произведений, указанных к занятиям 28, 29. Подготовьте сообщение по одной из тем: 1. Дороги в революцию (Морозка, Мечик, Левинсон, Метелица, Бакланов и др.) 2. Друзья и враги Морозки и Мечика. 3. Духовные падения и подъемы Морозки. 4. Цепь молчаливых предательств Мечика. 5. Противопоставление подвига и предательства в романе А.Фадеева. 6. Сложность образа руководителя партизанского отряда Левинсона. Можно также предложить собственную тему. Предварительно согласуйте ее с преподавателем. Занятие 36. Человек в огне гражданской войны (по очеркам И.Бабеля «Конармия») Темы сообщений: 1. История создания очерков И.Бабеля. 2. Гражданская война глазами красных. 3. Образы красноармейцев в очерках (Прищепа, Павличенко, Афонька Бида и др.) 4. Трагедия русской семьи в очерках И.Бабеля. 5. Образ рассказчика в сборнике очерков И.Бабеля. 6. Крах веры в произведениях И.Бабеля. Занятие 37. М.А.Булгаков: жизнь и творчество
Занятие 38. «Шариковщина» как социальное и моральное явление в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» 1. Найдите в повести художественные детали, характеризующие эпоху середины 20-х годов 20 века. Расскажите об этом времени, используя текст произведения. 2. Каково в контексте повести «Собачье сердце» значение «говорящих» имен персонажей? 3. Каков художественный смысл операции профессора Преображенского? 4. Опишите, как строятся отношения между интеллигентами и «передовыми пролетариями» в повести? 5. Дайте характеристику Шарикова. Что такое, по вашему мнению, шариковщина? Приведите примеры шариковщины в повести и в реальной жизни. Занятие 39. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
1. Сопоставьте романную биографию Иешуа и историю Иисуса Христа. Какие эпизоды в них сходны? Чем они различаются? Каково значение фактических «неточностей» в проявлении авторской художественной установки? 2. Проанализируйте диалог Понтия Пилата и Иешуа в гл. 2. Какие мысли этого диалога были дороги автору и почему? Занятие 40. Москва и москвичи 30-х годов (по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»)
1. Найдите в указанных главах и в других по вашему желанию художественные детали, характеризующие москвичей 30-х годов. Найдите и прокомментируйте описание Москвы: ее улиц, домов, других объектов.
Занятие 41. Литература 30-50-х годов Занятие 42. Эпоха и судьба Родины в поэме А.А.Ахматовой «Реквием» 1. Используя содержание поэмы и даты создания отдельных отрывков, расскажите об истории написания «Реквиема». 2. Объясните смысл названия произведения. 3. Как в поэме соединяется биографическое и широко историческое? С помощью каких художественных приемов А.Ахматовой удается передать трагедию советского народа в сталинское время? 4. Как вы себе представляете памятник А.А.Ахматовой, о котором упоминается в «Эпилоге»? Занятие 43. Отражение противоречий коллективизации в романе М.Шолохова «Поднятая целина»
1. Опишите расстановку социальных сил в Гремячем Логу перед проведением коллективизации. 2. Расскажите о процессе раскулачивания в этом селе. 3. Расскажите о начале создания колхоза. Занятие 44. Герои романа «Поднятая целина» и их судьбы
Подготовьте рассказ об одном из организаторов колхоза: 1 группа – о Давыдове; 2 группа – о Разметнове; 3 группа – о Нагульнове. Используйте примерные вопросы: 1. Что известно о прошлом героя, какова история его семьи? 2. Насколько сознательным является его приход в колхоз? 3. В каких эпизодах, сценах наиболее ярко проявляется характер героя как руководителя колхоза? Подробно проанализируйте эти сцены. 4. Каковы убеждения героя? Как он их отстаивает? Занятие 45. Судьба крестьянства в романе «Поднятая целина»
1. Проанализируйте одну из массовых сцен в романе, например: · гл. 4 - собрание гремяченского актива и бедноты; · гл. 9 – собрание в школе по созданию колхоза; · гл. 33 -35 - бабий бунт. 2. Покажите на примерах из произведения сложность, неоднозначность процесса коллективизации на селе. Занятие 46, 47. Литература «в изгнании» (эмигрантская литература) Выбрать любого представителя эмигрантской литературы из представленного списка: 1 волна - И.Бунин, И.Шмелев, Б.Зайцев, В.Набоков, М.Цветаева, В.Ходасевич, З.Гиппиус, Д.Мережковский, 2 волна - Б.Ширяев, 3 волна - И. Бродский, С. Довлатов, В. Аксёнов, Г. Владимов, В. Войнович, А. Зиновьев, А. Синявский. Выполните 2 задания: 1. Отберите 5 самых интересных фактов из жизни писателя или поэта. 2. Сделайте рекламу книги (если это писатель) или стихотворения (если это поэт). Проявите творчество. Это может быть выразительное чтение интересного отрывка из рассказа или повести или фрагмента из стихотворения, показ иллюстраций или фрагментов видео к произведению с комментариями, представление интересной истории создания книги, полярных точек зрения о произведении и постановка его проблемы и т.д. Занятие 48. Литературный процесс 60-х годов Занятие 49. А.Т.Твардовский – поэт и редактор «Нового мира». Основные мотивы поэзии А.Т.Твардовского
Подготовьте доклад и биографии и личности А.Т.Твардовского.
2. Покажите на примерах песенное, народное начало произведений; «неслыханную простоту» лирики (Б.Пастернак); искренность, исповедальность; оригинальную концепцию личности человека у Твардовского. Занятие 50. Размышления о настоящем и будущем Родины в поэме А.Т.Твардовского «По праву памяти»
1. Расскажите о трагедии русского крестьянства и народа в целом в 1930-1940 годы, используя строки из поэмы. 2. Расскажите, используя цитаты, об образе отца в поэме «По праву памяти». Почему многократно повторяются слова «Сын за отца не отвечает»? Занятие 51. А.И.Солженицын – писатель-гражданин («Я пишу правду о русской истории…») Занятие 52. Образ русской праведницы в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» 1. Расскажите о бедах послевоенной деревни, используя цитирование из произведения. 2. Выделите автобиографические моменты в рассказе «Матренин двор». 3. Подготовьте выразительное чтение пейзажных зарисовок, стилистический комментарий к ним. С каким описанием ассоциируется название рассказа? 4. Раскройте тему «Прошлое и настоящее Матрены». Покажите, какую роль в рассказе выполняет тот и другой план? 5. Назовите других персонажей рассказа. Какую роль они сыграли в судьбе главной героини? 6. Почему был возможен заголовок «Не стоит село без праведника»? Раскройте его философский смысл. Занятие 53. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве (по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича») 1. Хотя сюжетную основу рассказа составили события одного дня, воспоминания главного героя позволяют представить его предлагерную биографию. Коротко опишите ее. 2. Только ли жизнь в лагерной зоне составляет тематическое содержание рассказа? Какие его фрагменты свидетельствуют о большей широте тематики? 3. Опишите главного героя И.Д.Шухова. Включите в характеристику подробности его рабочей сноровки. 4. Какую роль в композиционной организации рассказа играют категории времени (минута, час, день, срок)? Приведите примеры «хронометража». Занятие 54. Своеобразие лирики Б.Пастернака
1. Приготовьте выразительное чтение и анализ одного стихотворения. 2. Выполните задания и ответьте на вопросы, приведенные в учебнике под ред. А.Г.Кутузова на с. 317-318. Занятие 55. Тема Великой Отечественной войны в поэзии
Подготовьте сообщения о песнях военных лет (например, «Священная война», «В землянке», «Синий платочек», «Дороги, дороги…», «Соловьи» и др.).
Занятия 56, 57. Тема Великой Отечественной войны в прозе
1. Подготовьте презентацию прочитанной вами книги на 10-15 минут. В ней необходимо отразить: сведения об авторе произведения, сюжет, образ главного(ых) героя(ев), анализ ключевых сцен произведения, в которых раскрывается характер героя(ев), авторская позиция в раскрытии темы «Человек на войне». Обязательно используйте в своем рассказе цитирование. Занятие 58, 59. Современная авторская песня
Рекомендации по подготовке проекта: 1. Определитесь с темой вашего творческого проекта, соберите материал о жизни и творчестве поэта-барда, используя различные источники информации: учебники, энциклопедии, воспоминания современников, письма, монографии, газетные и журнальные статьи и др. 2. Вместе обсудите собранный материал, разработайте сценарий вашего выступления, выбрав форму предъявления темы (это может быть литературно-музыкально-театральная композиция, заседание клуба любителей песни, телевизионная передача и др.). 3. Продумайте, какие песни прозвучат в исполнении автора (необходимо подобрать кассеты, диски), какие – в вашем исполнении. Также каждый участник группы должен прочитать хотя бы одно стихотворение наизусть. Отобранные стихи нужно умело включить в проект. 4. Продумайте содержание видеоряда (какие фотографии, иллюстрации можно использовать в вашем выступлении, в какой момент к ним обратиться). 5. Возможно, в вашем выступлении будет присутствовать инсценирование фрагмента из жизни автора, интервью с ним. 6. Распределите роли, выучите свой материал, отрепетируйте. Поработайте над ошибками. 7. Выступите перед аудиторией. Отрефлексируйте коллективные и индивидуальные достижения и недостатки. Занятие 60. Проблема обретения нравственного самосознания в творчестве В.М.Шукшина
1. Подготовьтесь к собеседованию по произведениям В.М.Шукшина. 2. Представьте образ шукшинских «чудиков». Почему люди не понимают и не принимают их? Почему они дороги самому автору? Занятие 61. Творчество писателей-«деревенщиков» Занятие 62, 63. Литературный процесс 90-х годов ХХ - начала ХХI веков Занятия 64, 65. Современная проза
1. Подготовьте сообщение о прочитанной вами книге (на 10-15 минут). В сообщении раскройте тематику, проблематику произведения, опишите героев, обратите пристальное внимание на художественные особенности текста. Помните, что в сообщении должны быть элементы пересказа, так как не все студенты прочитали эту книгу. Не забудьте включить в доклад цитирование, примеры из произведения. Обязательно определите, к какому направлению современной литературы относится книга (см. лекцию), обоснуйте свой вывод. Занятие 66. Направления в современной поэзии Занятие 67. Современная поэзия
1. Подготовьте выразительное чтение и анализ одного стихотворения. Занятие 68. Повторение Занятие 69. Зачет
Подготовьтесь к зачету по следующим проблемным вопросам. Помните, что не может быть единственно правильного решения, поэтому в первую очередь оценивается доказательность Вашей позиции с обязательной опорой на тексты произведений. 1. Назовите некоторые черты культурно-исторической ситуации на рубеже ХIX-XX веков. Какая из них, на Ваш взгляд, является главной? В чем принципиальное отличие символизма от акмеизма, символизма от футуризма, акмеизма от футуризма? Обоснуйте свою точку зрения с опорой на примеры из поэтических произведений. 2. Почему именно ночлежка стала местом философского спора о правде и лжи (М.Горький «На дне»)? Чем можно объяснить позиции спорящих о правде и лжи: Сатина, Клеща, Бубнова, Луки? Чью позицию занимает сам автор? С помощью каких художественных средств он ее выражает? 3. Роман М.Шолохова «Поднятая целина» - это апофеоз коллективизации или анафема ей, сталинский заказ или правда жизни? Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст произведения. С помощью каких художественных средств Шолохов показал неоднозначность, сложность процесса коллективизации на селе? 4. Как в произведении А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» отразилась советская история? С какой целью автор описывает только «один день одного зэка» (И.Д.Шухова)? Представьте типологию заключенных в сталинские лагеря, по мнению А.Солженицына (то есть на какие группы и по каким признакам можно разделить всех героев этого произведения?). 5. Можно ли сказать, что с течением времени подходы к изображению событий Великой Отечественной войны в литературе меняются? С чем связано это явление? Докажите свою точку зрения с опорой на 2-3 текста (поэтических и прозаических) о ВОв. 6. Назовите 3 главные, на Ваш взгляд, тенденции в современном литературном процессе? Какое литературное направление, по Вашему мнению, является ведущим сегодня? Обоснуйте свою позицию на примере нескольких произведений. Что ждет русскую литературу в ближайшем будущем? Сделайте прогноз и объясните свое мнение. Критерии оценивания: «5»- студент проявляет активность в дискуссии, способен убедительно, аргументированно доказать свою читательскую и личностную позицию, демонстрирует знание текстов художественных произведений, грамотность устной речи, не допускает ошибок в литературоведческой терминологии
«4» - студент проявляет недостаточную активность в дискуссии, доказывает свою читательскую и личностную позицию, но недостаточно аргументированно, допускает незначительные неточности в знании текстов художественных произведений, в устной речи, не допускает ошибок в литературоведческой терминологии «3» - студент проявляет недостаточную активность в дискуссии, доказывает свою читательскую и личностную позицию неубедительно, допускает ошибки в знании текстов художественных произведений, в устной речи, в литературоведческой терминологии «2» студент пассивен в дискуссии, не способен доказать свою читательскую и личностную позицию, допускает существенные для понимания смысла ошибки в знании текстов художественных произведений, в устной речи, в литературоведческой терминологии
Лист оценивания
Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов по следующей шкале: 2 - критерий проявляется в полной мере, 1 - критерий проявляется частично, 0 - критерий не проявляется.
Баллы суммируются. Максимальное число баллов – 10. Полученные баллы переводятся в традиционную шкалу оценивания: «5» - 9-10 баллов «4» - 7-8 баллов «3» - 5-6 баллов «2» - 4 и менее баллов
Памятки Примерный план анализа стихотворения 1. Дата написания и публикации. 2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод. 3. Творческая история. (Выбор жанра. Традиция. Цензура.) 4. Основная тема. 5. Смысл названия. 6. Лирический сюжет и его движение. 7. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части. 8. Основные настроения, тональность стихотворения. 9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие. 10. Лирический герой. Его своеобразие и способы его самораскрытия. 11. Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы. 12. Столкновение и соединение различных уровней сознания. 13. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний. 14. Музыка стихотворения. 15. Ритм, размер. 16. Рифмовка, характер рифм. 17. Лексика. Языковые выразительные средства. 18. Поэтический синтаксис. 19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха. 20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа. 21. Отзывы критиков о стихотворении. 22. Звучание стихотворения в наши дни. Универсального плана, алгоритма, которым можно воспользоваться при разборе стихотворения, не существует. При этом общеизвестно, что анализ художественного своеобразия поэтического произведения предполагает рассмотрение истории создания, тематики, проблематики, идеи, композиции, образа лирического героя, языка, средств поэтической выразительности, особенностей стиха, а также значения произведения в творчестве поэта, в литературной жизни эпохи, в литературной традиции. Эта общая схема, однако, не содержит алгоритма, то есть последовательности операций, которые необходимо осуществить в процессе анализа. Сама возможность создания такого алгоритма проблематична, поскольку оценивать предлагается своеобразие произведения. Тому, кто хочет научиться разбирать лирическое произведение, но не знает, с чего начать, можно рекомендовать, имея в виду общие положения, выстроить систему вопросов. Вот ее возможный вариант: I В чем своеобразие лирики автора и ее значимость как явления национальной культуры? Как воспринимается стихотворение, какие чувства и мысли вызывает? Как творческая история стихотворения в контексте творческой биографии автора помогает войти в художественный мир стихотворения? II 1. Имеет ли стихотворение название? Что в нем отражено? Кто адресат посвящения (если оно есть)? В чем смысл посвящения?
2. Как построено стихотворение? Если оно делится на строфы, то сколько их? Каковы они по форме? Как связаны между собой? 3. Как звучит начало стихотворения? Какая нарисована картина и с помощью каких художественных средств? Если в стихотворении есть лирический герой, то каков его внутренний, мир, состояние? Что с ним происходит? С помощью каких художественных средств это изображено? 4. Как движется поэтическая мысль от начала к финалу? Как передается движение: с помощью лирического сюжета, смены картин, интонации и т. д.? Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются? Каковы особенности стиха и их смыслообразующая роль? Какие ассоциации возникают? Почему? Как они углубляют восприятие? Как развивается поэтическая мысль и в какой момент достигает кульминации? Какими художественными средствами это изображено? 5. Каков итог лирического высказывания? Находит ли лирический конфликт свое разрешение? Какими поэтическими средствами это выражено? Как достигается автором эмоционально-смысловая целостность стихотворения? Ш Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем традиционность, а в чем новаторство его манеры? Как вписывается стихотворение в творчество автора в целом, в общекультурный контекст?
Примерный план анализа эпизода 1. Тема, проблема, основная мысль эпизода. 2. Название эпизода, обоснование выбранного названия. 3. Место эпизода в композиции произведении. 4. Роль данного эпизода в раскрытии идеи произведения, характеристике персонажей. 5. Сцепление названного эпизода с другими. 6. Изобразительно-выразительные средства, использованные автором в эпизоде (метафора, олицетворение, аллегория, сравнение, юмор, ирония, гротеск, гипербола и др.) и их роль. 7. Роль диалога в эпизоде. 8. Роль авторского замысла и ремарок. 9. Особенности языка автора и действующих лиц. План анализа драматического произведения 1. Время создания и публикации пьесы. 2. Место, занимаемое в творчестве драматурга. 3. Тема пьесы и отражение в ней определенного жизненного материала. 4. Действующие лица и их группировка. 5. Конфликт драматического произведения, его своеобразие, степень новизны и остроты, его углубление. 6. Развитие драматического действия и его фазы. Экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка. 7. Композиция пьесы. Роль и значение каждого акта. 8. Драматические характеры и их связь с действием. 9. Речевая характеристика персонажей. Связь характера и слова. 10. Роль монологов и диалогов в пьесе. Слово и действие. 11. Выявление авторской позиции. Роль ремарок в драме. 12. Жанровое и видовое своеобразие пьесы. Соответствие жанра авторским пристрастиям и предпочтениям. 13. Комедийные средства (если это комедия). 14. Трагический колорит (если это трагедия). 15. Соотнесенность пьесы с эстетическими позициями автора и его взглядами на театр. Предназначенность пьесы для определенной сцены. 16. Театральная интерпретация драмы в пору ее создания и в последующее время. Лучшие актерские ансамбли, выдающиеся режиссерские решения, памятные воплощения отдельных ролей. 17. Пьеса и ее драматургические традиции.
Как слушать и записывать лекцию 1. Внимательно выслушай целевую установку преподавателя и строго ей следуй. 2. Если преподаватель предложил план лекции, постоянно обращайся к нему, следя за излагаемыми мыслями. 3. Помни, что лекция – это не диктант, на ней вовсе не требуется дословная запись всех мыслей, их необходимо излагать своими словами и как можно короче. 4. Помни, что основная часть лекции излагается по определенной схеме: тезис 1 – довод 1 –пример 1, тезис 2 – довод 2 – пример 2 и так далее. Важнее успеть записать тезисы, чем доводы и примеры. 5. Как правило, важный материал повторяется преподавателем, а второстепенное излагается единожды. 6. Немаловажно научиться грамотно, рационально вести записи по ходу лекции: каждая новая мысль выделяется абзацем; записываются мысли через строку, чтобы можно было дорабатывать текст лекции дома; иногда полезно пользоваться только существительными или глаголами для записи сказанного; спорные моменты в изложении материала лучше всего оформлять в виде колонок или опорных схем. 7. Обязательно выработайте собственную, понятную только вам, систему сокращений: например, @ - который, Л. - Лермонтов, ! – важно, ? - спорная мысль и т.д., активнее используйте цветовые обозначения. 8. Не стесняйтесь задавать вопросы во время лекции и по ее окончании, выясняя то, что вам оказалось непонятно
Правила поведения в малой группе 1. Слушай внимательно все выступления. 2. Не критикуй высказываемые идеи. 3. Воспринимай все предложения положительно. 4. Не перебивай выступающего, соблюдай тишину. 5. Избегай дебатов и философских рассуждений. 6. Не стесняйся высказывать свое мнение – самое простое предложение часто бывает гениальным. 7. Не ошибается тот, кто ничего не делает. 8. Соблюдай личные права членов группы:
9. Не обижайся. 10. Будь доброжелательным. 11. Не допускай чрезмерной фамильярности в общении с другими. 12. Каждый член группы ответственен за результативность работы. Успех и неудачу делим поровну.
Как объективно оценить публичное выступление Последовательно ответьте на поставленные вопросы: 1. Какова научная, идейная концепция, которую развивает в своем выступлении студент? 2. Ставились ли перед аудиторией серьезные вопросы, проблемы, активизирующие ее на собственную мыслительную деятельность? 3. Была ли сформулирована задача выступления? 4. Какие факты, аргументы, иллюстрации приводил выступающий в подтверждение главного тезиса? Были ли среди них неудачные или слабые? 5. Соответствует ли законам риторики композиция выступления 6. Как вы оцениваете вступление и заключение речи? 7. Как можно оценить образ оратора, его взаимодействие с аудиторией? 8. Оцените речь выступающего: убедительность, яркость, своеобразие, богатство словаря, соответствие литературным нормам, понятность и ясность. 9. Оцените выступление с позиций «словесного действия»: владение голосом, соблюдение пауз и логических ударений, темп, тон, жесты, мимику, манеру держаться перед аудиторией. 10. Как студент реагировал на вопросы? 11. Какие пожелания вы бы высказали выступающему для совершенствования его ораторского мастерства?
Как составить план, тезисы и конспект Как составляется схема опорных положений Как подготовиться к семинарскому занятию Как подготовить доклад (устное сочинение) Как писать сочинение – групповую характеристику Как писать сочинение – миниатюру Как писать сочинение – рецензию на художественное произведение (См. книгу: Фогельсон И.А. Литература учит: 10 класс: Книга для учащихся. М.: Просвещение,1990.)
Как работать над совершенствованием рукописи 1. Читая рукопись в первый раз, основное внимание обратите на содержание написанного. Определите: а) соответствует ли сочинение теме; б) высказана ли основная мысль; в) соответствует ли сочинение составленному плану; г) соразмерны ли его части; д) не нарушена ли связь между частями сочинения; е) удачно ли подобраны цитаты. Заметив погрешности в содержании и композиции сочинения, сделайте на полях соответствующие заметки. 2. При повторном чтении главное внимание уделите языку написанного, обозначая или исправляя попутно речевые недочеты, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки. 3. В третий раз прочитайте рукопись вслух. Чтение вслух помогает обнаружить незамеченные прежде недостатки: повторения, неблагозвучия и т.д. 4. Перепишите рукопись, выправив все недочеты. Отложите ее на некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней), затем прочитайте написанное снова и снова исправьте. 5. Перепишите сочинение в соответствии с требованиями к оформлению рукописи.
Библиография 1 семестр Основная В мире литературы. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. А.Г.Кутузова. М.: Дрофа,2003. Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века: Вторая половина: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,1999. Маранцман В.Г. Литература: Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,1994. Дополнительная По всему курсу Русские писатели. 19 век: Биобиблиографический словарь. В 2 ч./ Под ред. П.А.Николаева. М.,1996. Фогельсон И.А. Литература учит: 10 класс: Книга для учащихся. М.: Просвещение,1990. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики 19 века. М.: Аванта+,2002. К отдельным темам Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: комментарий. М.,1985. Бочаров С.Г. Роман Толстого «Война и мир». М.,1987. Долинина Н.Г. По страницам «Войны мира». Л.,1973. Долинина Н.Г. Предисловие к Достоевскому. Л.,1980. Илюшин А.А Поэзия Некрасова. М.,1998. Журавлева А.И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский. М.,1997 Кандиев Б.И. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»: Комментарий. М.,1967. Катаев В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. М.,1998. Лебедев Ю.В. Тургенев: Кн. для учащихся. М.,1990. Летопись жизни и творчества Ф.И.Тютчева. М.,1999. Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: Кн. для учащихся. М.,1989. Недзвецкий В.А. Романы И.А.Гончарова. М.,1996. Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев: Кн. для учащихся. М.,1983. Прозоров В.В. Салтыков-Щедрин. М.,1988. Пустовойт П.Г. Роман Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. М.,1977. Розанова Л.А. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Комментарий. Л.,1970. Чагин Г.В. Федор Иванович Тютчев: Кн. для учащихся. М.,1990. Чудаков А.П. Чехов. М.,1987. 2 семестр Основная 1. В мире литературы. 11 кл. / Под ред. А.Г.Кутузова. М.: Дрофа, 2004. 2. Русская литература XX века. 11 кл. В 2 ч. / Под ред. В.В.Агеносова. М.: Дрофа, 1997. 3. Русская проза конца XX века. Хрестоматия. СПб: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета; М.: Академия, 2002. Дополнительная 1. Буслакова Т.П. Русская литература XX века: Учебный минимум для абитуриента. М.: Высшая школа, 1999. 2. Быков Л.П., Подчиненов А.В., Снигирева Т.А. Русская литература XX века: проблемы и имена: Книга для учителей и учащихся. Екатеринбург, 1994. 3. Иванова Е.В., Павловец М.Г., Семенов В.Б. Русская поэзия второй половины XX века: Материалы к устному и письменному экзамену. / Под ред. В.В.Агеносова. М.: Астрель, АСТ, 2002. 4. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы В 2 т. М.: Академия, 2003. 5. Русская литература XX века. В 2 т. / Под ред. Кременцова Л.П. М.: Академия, 2002. 6. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.2. М.: Аванта+,2002 Также рекомендуется использовать публикации в журнале «Литература в школе» с приложением «Уроки литературы», в газете «Литература» (приложение к газете «Первое сентября»), которые имеются в читальном зале НТПК №1.
Дата добавления: 2014-10-14; просмотров: 1344; Нарушение авторских прав ![]() Мы поможем в написании ваших работ! |