Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




История культуры родного края

Читайте также:
  1. II. История философии
  2. III. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОТЕХНОЛОГИИ.
  3. SQL и его история
  4. Авторитет учителя физической культуры
  5. Активизация деятельности учащихся на уроке физической культуры
  6. Антропологические аспекты культуры
  7. Бюрократическая революция. Изменения в области культуры и быта.
  8. В-1. Краткая история развития электрических машин
  9. Введение в педагогику физической культуры.
  10. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

(Русские писатели в Казани и Казанском крае)

 

 

Учебно-методическое пособие для студентов отделения русской филологии Института филологии и искусств

 

 

Казань – 2012

 

УДК 82(091); 908(470)

ББК 26.89; 83.3(2Рос = Рус)

 

Печатается по решению учебно-методической комиссии Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета

 

Рекомендовано кафедрой истории русской литературы Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета

 

 

Составитель

доцент Б.И.Колмаков

 

 

Рецензенты

канд. филол. наук, доцент Л.Е.Бушканец

(Казанский (Приволжский) федеральный университет)

канд. филол. наук, доцент Т.В.Сорокина

(Татарский государственный университет культуры и искусств)

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-филологов русского отделения. В пособии представлено содержание лекций и практических занятий по курсу, даны списки рекомендуемой литературы, темы рефератов и вопросы к зачёту, определены требования к самостоятельной работе студентов. Автор пособия знакомит студентов не только с событиями пребывания известных русских писателей в Казани, в Татарии, но и с отражением казанских впечатлений в их творчестве. Курс «История культуры родного края» и пособие по этому курсу подготавливают студентов к музейно-краеведческой практике, изучению историко-литературных дисциплин, способствует выработке навыков исследовательской работы.

 

 

УДК 82(091); 908(470)

ББК 26.89; 83.3(2Рос = Рус)

 

 

Институт филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета, 2012

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Каждому человеку дорог его родной край, его малая Родина. «Без своей Ясной Поляны, - писал Л.Н.Толстой, - я трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней. Без Ясной Поляны я, быть может, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его». Людям всегда хотелось как можно больше знать об их родном крае, его истории, природе, культуре. Так родилось краеведение – совокупность знаний (географических, исторических и т.д.) об отдельных местностях. Своеобразной разновидностью общего краеведения является краеведение литературное (литературоведческое), которое изучает местную литературную жизнь: биографии писателей, проживавших или побывавших в данной местности, влияние местных впечатлений на творчество писателей, выступления писателей в местной прессе, восприятие творчества писателя читателями и периодической печатью этого края и т.д. Литературное краеведение возникло на стыке литературоведения и общего краеведения (разновидности географической науки).

Курс «История культуры родного края» может быть представлен в разных тематических вариантах. Тема нашего курса – «Русские писатели в Казани и Казанском крае» - отражает один из возможных аспектов его изучения – литературоведческий - и имеет целью познакомить студентов с пребыванием известных русских писателей в Казани и других городах нашей республики, а также с отражением их впечатлений в творчестве.

В курсе «История русской литературы», читаемом студентам, как правило, нет возможности подробно остановиться на отдельных этапах жизни писателя, например, на казанском периоде их жизни. Однако эта тема представляет большой интерес: частные эпизоды жизни дают более глубокое и верное представление о личности и творчестве писателя, что и является одной из задач данного курса.

Посещение нашего края нередко совпадает с драматическим периодом жизни того или иного писателя: Г.Р.Державин находился здесь во время пугачёвского бунта, А.И.Радищев проезжал через Казань по дороге в ссылку и возвращаясь обратно из Сибири, а М.И.Цветаева провела в Елабуге свои последние дни. Вместе с тем, для таких поэтов и писателей как Г.Р.Державин, С.Т.Аксаков, Л.Н.Толстой, М.Горький, В.В.Хлебников Казань стала городом, в котором прошли их молодые годы, сыгравшие важную роль в их судьбах и творческом становлении. Казанские впечатления, воспоминания отразились в литературных произведениях: у Державина в стихотворении «Арфа», у Пушкина в «Истории Пугачёва» и в «Капитанской дочке», у Толстого в рассказе «После бала» и в повестях «Юность», «Утро помещика», у Горького в повести «Мои университеты», в рассказах «Коновалов», «Случай из жизни Макара» и т.д.

Впечатления от пребывания в Казани, в нашем крае сохранились в письмах, мемуарах самих писателей и их современников, в автобиографических произведениях, в периодической печати и архивных документах. Эти источники дают интереснейшие сведения не только о личности самого писателя, но и о его окружении, о жизни той эпохи.

«История культуры родного края» по новому учебному плану изучается на первом курсе и на её изучение отводится всего 16 лекционных часов и 16 часов практических занятий. Поэтому в лекциях преподаватель не имеет возможности рассказать о пребывании в Татарии даже наиболее выдающихся писателей. Значит, практические занятия должны не только углублять, но и дополнять содержание лекций. С этой целью на практических занятиях широко используются такие формы работы, как вступительное слово преподавателя и заранее подготовленные студенческие сообщения по темам, не затрагивавшимся на лекциях.

И в лекциях, и на практических занятиях большое внимание уделяется художественным, мемуарным и публицистическим произведениям о нашем крае, в которых писатель своей творческой фантазией преобразует жизненные впечатления в художественные образы.

Работа по изучению курса «История культуры родного края» завершается зачётом (вопросы к зачёту даны в пособии). Готовясь к зачёту и практическим занятиям, студенты должны проделать определённую самостоятельную работу: прочитать литературные произведения, список которых имеется в пособии, подготовиться к анализу этих произведений на практических занятиях. В качестве основного учебного пособия по курсу рекомендуется книга В.А.Климентовского «Русские писатели в Татарии». Самостоятельная работа подразумевает выборочное знакомство с дополнительной литературой, списки которой даны после планов лекций и практических занятий, и с интернет источниками. Рекомендуемая в пособии литература не претендует на исчерпывающую полноту, учащиеся пополняют эти списки, самостоятельно работая в каталоге. Студенты должны также подготовить сообщение на практическом занятии или реферат по одной из предложенных тем, которые в письменном виде предоставляются преподавателю.

Курс «История культуры родного края» в перспективе может быть расширен и дополнен включением таких тем как «Зарубежные писатели в Татарии» и «Писатели советской эпохи в истории нашего края».

Данный курс поможет проведению летней музейно-краеведческой практики студентов-филологов и, по сути, является её предварительным этапом, а также, как мы надеемся, повысит интерес студентов к дальнейшему восприятию историко-литературных дисциплин. Наш краеведческий курс имеет также практический интерес: полученные сведения можно использовать в литературно-краеведческой работе учителя-словесника, а также при знакомстве с Казанью, республикой туристов, гостей нашего города, выступая в качестве экскурсовода, что становится особенно актуальным в связи с возрастающей ролью Казани, Республики Татарстан как одного из крупнейших туристических центров.

ЛЕКЦИЯ «ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ КАЗАНИ И КАЗАНСКОГО КРАЯ»

 

 

История нашего края, нашего города связана с таким народом, как булгары, пришедшим в VII веке на Среднюю Волгу с Северного Кавказа и начавшим осваивать эту территорию. В X веке в Поволжье образовалось государство Волжская Булгария (Кабардино-Балкария – Болгария /хан Аспарух/ - Волжская Булгария /Татария/). В 922 году государственной религией булгар становится ислам.

В XIII веке на Волжскую Булгарию также, как на Русь и другие земли Восточной Европы, обрушились монгольские завоеватели, подчинив их Золотой Орде. Булгарские города и столица государства были разрушены монголами. Руины города Булгар, свидетельствующие о высоком уровне древней цивилизации, сохранились до наших дней, и сейчас это место стало не только туристическим центром, но и одним из культовых мест для мусульман.

Волжская Булгария распалась на несколько княжеств, наиболее значительным из которых во второй половине XIII века стало Казанское. Главный город княжества, получивший название Казан (от названия реки) и расположенный в 45 километрах от современной Казани становится политическим центром булгарских земель. Однако ещё в XIV – XV веках его нередко называли Булгар аль Джадид (Новый Булгар). Когда же возник город на месте современной Казани, старый центр княжества стали называть Иске Казан (Старая Казань).

Булгары, не являясь народом этнически близким монголам, долго не принимали названия «татары», и лишь к XIX веку оно получило распространение, хотя и имело более широкое, чем сейчас значение: татарами называли тюркоязычные народы Поволжья и Приуралья.

В XV веке в процессе распада Золотой Орды булгарские земли объединяются вокруг Казани в самостоятельное государство. Так возникло Казанское ханство, во главе которого становится хан Али-бей. Казань превращается в крупнейший торговый центр Поволжья. Значительного развития в это время достигают культура, искусства, впитавшие традиции культуры Волжской Булгарии.

В этот же период происходит значительное усиление Московского государства. Особенно заметным этот процесс становится во второй половине XV века, с началом княжения в Москве Ивана III (с 1462 года). Вскоре Московское княжество по военному, экономическому и политическому развитию опередило Казанское ханство. Столкновения, происходившие между двумя соседними государствами, всё чаще стали заканчиваться поражением казанской армии. В 1487 году Казань была впервые взята московским войском, а Иван III – Великий князь московский – принял титул «Государя болгарского». В Казани же к власти пришел хан, угодный Ивану III. С этого времени, оставаясь самостоятельным, Казанское ханство находилось под сильным влиянием Москвы. Во внутриполитической жизни Казанского ханства было две основные линии. Одна группа аристократов ориентировалась на Крым и Турцию, другая – на Москву. Поэтому, когда у власти оказывался хан, враждебный Москве, начинались военные столкновения с русскими.

В 1550 году молодой русский царь Иван IV (Грозный) совершил второй поход на Казань, а третий поход, состоявшийся в 1552 году, закончился взятием города и присоединением Казанского ханства к Московскому государству. Стоит отметить, что во взятии Казани на стороне Ивана Грозного участвовало и татарское войско во главе с бывшим казанским ханом Шах Али (по некоторым данным третью часть 150-тысячной армии русского царя составляли татары), а в обороне города принимали участие и русские, которых к тому времени много проживало в Казани.

С присоединением Казани в состав многонациональной Руси влились многие народы Среднего Поволжья и Предуралья, а бывшая столица Казанского ханства, стала важнейшим военным, административным, экономическим и культурным центром не только средневолжского края, но и обширной территории нижней Волги, вскоре ставшей частью русского государства. Все эти земли до эпохи Петра I назывались Царством Казанским, а Иван IV принимает титул «Царя Казанского». С этого времени Казань становится частью единого государства и живёт с ним одной жизнью.

Процесс сближения русского и татарского народов, начавшийся много веков назад, с присоединением Казани становится более интенсивным. Ещё до взятия Казани между русскими и татарами были весьма тесные, часто родственные связи (см. Халиков А.Х. 500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения). Многие из среды татарской аристократии и из простых людей переселяются в Москву и другие города Руси, служат русскому царю, принимают христианство и постепенно ассимилируются. Иногда говорят: «Нет такого русского, в котором бы ни текла татарская кровь» и это действительно близко к истине: многие татарские фамилии впоследствии стали украшением и гордостью российской истории, культуры, науки. Среди них писатели, музыканты, исторические деятели, учёные, полководцы. Можно назвать лишь несколько фамилий, чтобы убедиться в этом: Державин, Радищев, Карамзин, Аксаков, Тургенев, Гаршин, Куприн, Рахманинов и другие (см. Халиков А.Х. 500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения).

В 1708 году, при Петре I, Россия делится на административные единицы – губернии, и Казань становится центром обширной Казанской губернии, продолжая оставаться важнейшим политическим, экономическим и культурным центром России. В Казань приезжали все русские императоры, что также в определённом смысле способствовало её развитию. Так в мае 1722 года Казань посетил Петр I, отметивший здесь своё пятидесятилетие. Купец Михляев, в доме которого он остановился, впоследствии в честь этого события возвёл Петропавловский собор.

В 1758 году в Казани открывается Первая гимназия – старейшая в России после московской. Преподавателями гимназии много было сделано для процветания науки. Стоит отметить, что с 1770 года здесь началось преподавание татарского языка для русских учеников, а занятия на протяжении долгого времени вели представители целой династии талантливых татарских педагогов Хальфиных: до 1785 года – Сагит Хальфин, затем, до 1800 года – его сын Исхак и до 1828 года – внук Ибрагим. Хальфины воспитали много превосходных знатоков татарского языка и тем самым способствовали культурному сближению русских и татар.

Именно в гимназии началось развитие знаменитой казанской научной востоковедческой школы, а преподавали востоковедческие дисциплины в первой половине XIX века профессора университета Френ, Казем-Бек, Фойгт и другие. В 1802 году при гимназии была открыта Восточная типография. Книги, изданные в Казани на различных восточных языках, пользовались спросом не только в России, но и за границей.

В казанской гимназии учились такие выдающиеся люди, как Г.Р.Державин (первый по времени гимназист), поэт В.И.Панаев, писатель С.Т.Аксаков, геометр Н.И.Лобачевский, химик А.М.Бутлеров, художник И.И.Шишкин и многие другие.

В гимназии начались и первые в Казани театральные представления. Спектакли, ставившиеся силами гимназистов, пользовались популярностью у жителей города. Михаил Иванович Верёвкин, первый директор гимназии, известный в то время писатель и переводчик, ещё в 1760 году отмечал: «Вот в Татарии Мольер уже известен».

До пожара 1774 года гимназия находилась на Арской улице (перекрёсток К.Маркса и Жуковского) – тогда это была окраина города. В конце XVIII века гимназии было передано здание, построенное для губернатора на Воскресенской улице (сейчас – это часть главного здания университета на улице Кремлёвской). Здесь она располагалась до 1823 года (с 1804 – совместно с университетом). Затем гимназия была переведена в здание, построенное архитектором Смирновым на Воздвиженской улице (сейчас – главное здание КГТУ /КАИ/ на улице К.Маркса).

В 1804 году по указу императора Александра I в Казани открывается университет, что стало важнейшим событием не только для нашего города, края, но и для всей России. С этого времени культурная жизнь Казани во многом связана именно с университетом.

Постепенно при университете образуются научные и учебные заведения: библиотека, различные кабинеты и музеи, анатомический театр, астрономическая обсерватория, ботанический сад, а также научные общества, первым из которых было «Общество любителей отечественной словесности». Действительными и почётными членами этого Общества, помимо представителей казанской интеллигенции, были Г.Р.Державин, С.Т.Аксаков, А.С.Пушкин, Е.А.Баратынский и другие известные писатели и поэты. В 1808 году была основана университетская типография, издававшая и книги на восточных языках. Эти книги распространялись далеко за границу, до Ост-Индии и Китая.

Возникшая ещё в Первой казанской гимназии востоковедческая школа получила развитие и достигла своего расцвета в университете. Финский лингвист М.А.Кастрен уже в 40-е годы XIX века писал: «Едва ли есть в целом мире хотя один такой университет, как в Казани. Здесь много кафедр, посвящённых языковедению Востока, как то арабскому языку, армянскому, персидскому, санскритскому, монгольскому, тюркскому, китайскому, манчжурскому, и в числе учителей этих языков есть много прекраснейших востоковедов». Действительно, работы казанских профессоров-ориенталистов часто печатались в научных журналах Европы и США, а по учебникам наших учёных-востоковедов учились студенты Германии, Австрии, Франции и других стран.

Кроме известных востоковедов в Казанском университете работали выдающиеся учёные и в других областях науки: математик Лобачевский, анатом Аристов, географ и астроном Симонов (участник первой русской антарктической экспедиции), юрист Мейер (учитель и научный руководитель Л.Н.Толстого) и многие другие.

Главное здание университета, созданное по проекту архитектора П.Г.Пятницкого, возводилось в 1820-е годы. Архитектором М.П.Коринфским были построены остальные здания университетского городка: анатомический театр, обсерватория, библиотека, клиника и т.д.

С университетом связано и развитие казанской периодической печати: в университетской типографии начала печататься газета «Казанские известия» (1811), затем – «Казанский вестник» (1820 – 1835), а с 1834 года в университете стали издаваться «Учёные записки», продолжающие выходить и в наши дни.

Представители казанской интеллигенции, многие из которых были так или иначе связаны с университетом, в 1831 году начали издавать литературно-краеведческий журнал «Заволжский муравей» (1831 – 1834). Круг его сотрудников составляли казанские писатели, поэты и учёные, среди которых К.Ф.Фукс и его жена А.А.Фукс, Ф.Рындовский, А.Наумова, М.С.Рыбушкин, В.Панаев. Они поддерживали связи и были лично знакомы со знаменитыми русскими поэтами А.С.Пушкиным, Е.А.Баратынским, Н.М.Языковым, Д.В.Давыдовым и другими.

Позднее, уже в конце XIX века профессором юридического факультета казанского университета Н.П.Загоскиным создаётся журнал, через год ставший газетой, «Волжский вестник» (1883 – 1906). Это издание вскоре стало известно не только в Казани, но и в Петербурге, Москве, в других российских городах. Сотрудниками «Волжского вестника» были известные писатели, литературные критики, публицисты: В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк, Н.К.Михайловский, А.И.Богданович, Н.Г.Гарин-Михайловский, Е.Н.Чириков, М.Горький, П.П.Перцов и другие.

Важным для Казани событием было открытие в 1846 году Городской публичной библиотеки, появившейся по инициативе Н.И.Второва, подарившего городу большую библиотеку, доставшуюся ему от отца.

Особо стоит сказать об архитектуре старой Казани. К сожалению, в последние годы многие исторические и архитектурные памятники были уничтожены, и исторически сложившийся гармоничный ансамбль был утрачен. И всё же в нашем городе ещё сохранились места, где можно ощутить прошлое Казани.

Сердцем города является кремль, или, как раньше говорили, «крепость», и здесь находится самый известный архитектурный памятник Казани, её символ – знаменитая башня Сююмбике. Простота композиции определяет её изящество и совершенство. Ряд уменьшающихся в объёме ярусов с шатровым завершением, дозорной вышкой и шпилем вызывают ощущение стремительного движения к небу.

Время постройки башни Сююмбике вызывает споры. Одни учёные утверждают, что она построена ещё до взятия Казани Иваном Грозным, другие, приводят в качестве аргумента то, что до завоевания в городе не было каменных строений, считают временем её создания XVII век. Однако существуют письма казанского хана русскому царю Василию III, в которых он просит прислать ему строителей-каменщиков.

С башней Сююмбике связаны легенды, предания:

1) Башня построена на месте захоронения трёх святых мусульман, куда местные жители ходили на поклонение.

2) Возможно, что примерно на этом месте, недалеко от ханского дворца, была могила хана Сафа-Гирея, умершего в 1549 году, над которой Сююмбике возвела мавзолей и поминальную мечеть.

3) Самой же известной является легенда, в которой рассказывается о том, что Иван IV, узнав о красоте царицы Сююмбике, направил к ней послов с предложением стать московской царицей. Отказ Сююмбике привёл к походу русской армии на Казань. Когда гордая царевна увидела, что осаждённый город обречён и, если она не согласится стать его женой, будет разрушен, поставила условие Ивану IV: она выйдет за него замуж, если его строители за неделю смогут возвести башню выше всех казанских минаретов. Это условие было выполнено. Во время свадебного пира царица Сююмбике, сказав, что хочет посмотреть последний раз на родной город с высоты построенной башни, поднялась на самый верхний ярус и бросилась вниз.

4) Согласно другому варианту предания Сююмбике бросилась с башни, когда Казань в 1552 году была осаждена русскими войсками.

Реально царица Сююмбике после взятия Казани была выдана по приказу Ивана Грозного замуж за касимовского хана Шах-Али, что служило поводом царю отказать ногайскому хану Юсуфу отдать ему дочь и внука – Сююмбике и её сына Утямыша. Про Утямыша, лишённого матери, Иван IV писал: «…внука его у себя держим за сына моего».

Эти предания связаны лишь с одним, самым известным историческим памятником Казани. Но каждое из сохранившихся зданий старого города имеет свою историю и может рассказать нам много интересного. Некоторые из них помнят живших в них знаменитых людей: писателей, поэтов, учёных, исторических и общественных деятелей. Старые дома, церкви, мечети, являясь уникальными памятниками архитектуры и украшением города, создают особый неповторимый колорит древней Казани, отличающий её от других, даже поволжских городов.

Вплоть до XIX века Казань застраивалась в основном деревянными зданиями, поэтому случавшиеся пожары наносили ей значительный ущерб. Например, в первой половине XIX века город дважды почти полностью сгорал (в 1815 и 1842 годах). Архитектор Ф.И.Петонди составляет регулярный план застройки Казани, по которому город развивается до конца XIX века. Постепенно благоустраивается центр города. Всё больше строится кирпичных зданий, как жилых, так и общественных: театр (1845), Дворянское собрание (сейчас – здание городской ратуши), губернаторский дворец в кремле (дворец президента республики Татарстан) и другие. Улицы Казани уже в первой половине XIX века принимают новый, торжественный облик: строящиеся здания украшаются колоннадами, фронтонами, лепкой. Особо праздничный вид новым зданиям придавала раскраска стен в жёлтые, зелёные, бирюзовые в сочетании с белым цвета. Вокруг дворянских особняков нередко разбиваются сады и парки. Однако в массовом строительстве, особенно на окраинах города, обычно использовалось дерево. Закладываются первые каменные мостовые. В 1829 году на центральных улицах были установлены 600 фонарей с масляными лампочками. Развитию Казани способствовало и развитие пароходного сообщения: если в 1830 году по всей Волге ходило 4 парохода, то к концу 1850-х годов их было 194.

Представление о том, как выглядела Казань в первой половине XIX века, могут дать живописные и графические работы университетского художника В.И.Турина. Большой интерес представляют также картины Э.П.Турнерелли – англичанина по происхождению, жившего в Казани в 1837 – 1844 годах, преподававшего английский язык в университете и Первой гимназии, увлекавшегося рисованием и краеведением. Художественные альбомы, созданные ими, передают особенный облик Казани, сочетающий традиции русского и татарского зодчества с принципами классической архитектуры. Русский учёный Г.П.Гельмерсен в 1841 году отмечал: «Казань, бесспорно, принадлежит к лучшим городам России. Прекрасные здания в новом вкусе, древние церкви, крепость и мечети со стройными минаретами украшают и разнообразят город». О неповторимом облике Казани писал и А.И.Герцен: «Вообще значение Казани велико: это место встречи и свидания двух миров. И поэтому в ней два начала: западное и восточное, и вы их встретите на каждом перекрёстке; здесь они от беспрерывного действия друг на друга сжились, сдружились, начали составлять нечто самобытное по характеру».

Казань славилась и своей театральной жизнью. Первые театральные представления начались ещё в гимназии в середине XVIII века, а первый постоянный театр был создан в 1791 году, но посетителями его были представители высшего городского общества.

В 1802 году помещиком П.П.Есиповым был образован новый театр, просуществовавший до 1815 года (1802 год считается годом основания Казанского театра). Есипов – человек, страстно увлечённый театром, на свои средства построил небольшое деревянное здание (на месте современного оперного театра). Артистами были его крепостные крестьяне. Театр Есипова привлёк более широкий круг зрителей. Наряду с переводными комедиями, трагедиями, водевилями ставились и пьесы русских писателей: «Недоросль» Фонвизина, «Дмитрий Самозванец» Сумарокова, «Сбитенщик» Княжнина, «Мельник» Аблесимова. Но расходы на театр превышали доходы, и в 1814 году Есипов умер разорившимся. Труппа в 1815 году распалась, здание же театра было передано женскому монастырю и приспособлено под сарай.

С 1833 по 1842 годы в Казани существовал театр, который держал антерпренёр Соколов. Он был любителем внешних театральных эффектов. Змеи, ползающие по сцене, летающие ночные птицы, угрожающе гремящий гром, двигающиеся огненные колесницы – всё это производило сильное впечатление на неискушённого зрителя. Соколов арендовал новое деревянное здание, построенное на месте театра Есипова в 1830-е годы. Но обстановка в театре была весьма скромная, даже аскетическая: сцена, например, освещалась плошками с сальными свечами.

Большим событием театральной жизни Казани стала постановка комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» в 1836 году. В это же время начинал свою артистическую карьеру выдающийся в будущем актёр В.В.Самойлов, приезжал на гастроли в Казань со своей труппой знаменитый артист М.С.Щепкин, игравший в «Горе от ума». Он же поставил пьесу В.Г.Белинского «Пятидесятилетний дядюшка».

После того, как в 1842 году здание театра сгорело, спектакли стали ставиться в частном доме, находившемся на перекрёстке нынешних улиц Гоголя и К.Маркса. Содержателем тетра был Е.Ф.Стрелков. Труппа не имела достаточных средств, и интерес казанских зрителей Стрелков поддерживал, приглашая столичных гастролёров.

В 1845 году состоялась закладка нового каменного здания театра по проекту архитектора И.П.Бессонова. Это было большое, красивое, величественное здание. В театре было 4 яруса, он был отделан позолотой и красным бархатом. На занавесе, висевшем над сценой, были изображены здания университета и памятник Г.Р.Державину, находившийся в университетском дворике. Боковые ложи над оркестром специально для мусульманских семей были закрыты ажурной решёткой. Театр освещался масляными лампами. Для того, чтобы зажечь большую центральную люстру, её в каждом антракте опускали и поднимали.

Спектакли в новом театре начали ставить в 1852 году. Н.К.Милославский, талантливый актёр, выступил тогда в качестве режиссёра. На сцене театра казанская публика могла увидеть как классические произведения европейских авторов («Гамлет» Шекспира, «Коварство и любовь» Шиллера), различные водевили, так и пьесы Гоголя («Ревизор», «Женитьба») и Островского («Доходное место», «Не в свои сани не садись», «Гроза» и другие). Многие талантливые актёры стали украшением казанского театра: А.И.Стрелкова, Е.Г.Пиунов и другие.

Иногда Милославский ставил и оперы, но постоянными оперные спектакли стали с 1854 года. Об увлечении казанской публики театром говорит такой курьёзный факт: 26 августа 1874 года ставили оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»); стремление попасть на спектакль привело к тому, что под напором желающих приобрести билет была сломана касса театра.

Большой вклад в развитие казанского театра был сделан известными антерпренёрами П.М.Медведевым (1860 – 1880 гг.), М.М.Бородаем (1890-е гг.), Н.И.Собольщиковым-Самариным (1900-е гг.). На сцене казанского театра выступали такие знаменитые русские артисты, как М.С.Щепкин, А.Е.Мартынов, Л.В.Собинов, В.Ф.Комисссаржевская и другие. Свою актёрскую карьеру здесь начинали М.Г.Савина, П.П.Стрепетова, В.Н.Давыдов, В.И.Качалов. «Казань – город в высшей степени театральный, избалованный талантливыми актёрами, которыми он всегда изобиловал», - писал выдающийся артист Ю.М.Юрьев.

Известность Казани как театрального города, возможно, стала причиной того, что начало актёрской карьеры своей героини в повести «Клара Милич» («После смерти») И.С.Тургенев связывает именно с нашим городом.

В Казани существовал и «Кружок любителей музыки», имевший свою бесплатную музыкальную школу, которой заведовал талантливый композитор В.П.Пасхалов. В 1887 году открылось Казанское отделение Русского музыкального общества. Симфонические и камерные концерты, организованные Обществом, знакомили горожан как с творчеством русских и зарубежных классиков, так и с произведениями современных композиторов.

Говоря о театральной и музыкальной жизни Казани, нельзя не сказать о том, что в нашем городе родился и начал свой творческий путь великий оперный певец с мировым именем Ф.И.Шаляпин. Ещё в детстве он увлёкся церковным песнопением: зимой 1881 года, когда семья Шаляпиных жила в Татарской слободе недалеко от Сенного базара, мальчик как-то гулял на улице, катался на деревянном коньке и, озябнув, зашёл в Варлаамовскую церковь (сейчас здесь центральный рынок), где услышал пение церковного хора. «Послушал, послушал и задумчивый пошёл домой, - вспоминал он. – Поют ровесники, такие же малыши, как я. Почему бы и мне не петь в хору?». Менее чем через год семья переехала в Суконную слободу. В доме, где они поселились, жил отставной унтер-офицер Иван Осипович Щербинин, певший в Духосошественской церкви, которая находилась рядом с домом (до последнего времени здесь находится театр кукол). Прослушав пение Фёдора, и высоко оценив его голос и слух, он рекомендовал мальчика в церковный хор. Вместе со Щербининым Фёдор пел и в Варваринской церкви на Арском поле, а также в других казанских церквях (Покровской, Московских Чудотворцев, Екатерининской в Татарской слободе, Грузинской (на панихиде по случаю 50-летия со дня смерти А.С.Пушкина), в Петропавловском соборе). Голос Фёдора Шаляпина понравился регенту архиерейского хора, и он был принят туда.

Фёдор принимал участие и в духовных концертах, устраиваемых в Дворянском собрании, на которых исполнялись произведения Бортнянского, Турчанинова, Есаулова. Иногда ему доверяли сольные партии. Известно, что Шаляпин участвовал в отпевании известного артиста В.Андреева-Бурлака, почитателем таланта которого он был. Литургия проходила в Воскресенской церкви (находилась на месте химфака КФУ), затем у Казанского университета, где учился артист, и у Панаевского театра, на сцене которого он выступал.

Пение в церковном хоре, ставшее для Фёдора Шаляпина первым шагом в музыкальном и вокальном искусстве, сыграло в его жизни важную роль. Будучи совсем ещё юным, Шаляпин тогда, по его словам, не задумывался о глубоком смысле церковных песнопений, но позже он говорил о большом значении церковной службы в нравственном очищении и духовном возвышении человека. Он с благодарностью вспоминал детские и юношеские годы, проведённые в Казани, никогда не забывал своих товарищей по хору, и, когда приезжал в наш город, всегда встречался с ними. Об одной из таких встреч в 1912 году вспоминал писатель С.Скиталец (С.Г.Петров): они гуляли по Казани и Шаляпин показывал памятные ему места, где прошли его детство и юность; посетили они и Спасский монастырь в кремле, где ещё мальчиком Фёдор был служкой.

Как и многие его товарищи по хору, Шаляпин мог стать священнослужителем, но увлечение театром определило его дальнейшую жизнь. С мечтой Шаляпина о театре связан один курьёзный случай. В середине 1880-х годов в Казани жили ровесники Фёдора Шаляпина – Алексей Пешков и Володя Ульянов. Лишь через много лет А.Пешков (Максим Горький) познакомится с Шаляпиным и Ульяновым-Лениным, и сохранится эта дружба, отчасти рожденная общими воспоминаниями молодости, проведённой в Казани, до конца их жизни. Тогда же, не знакомые друг с другом юные Шаляпин и Пешков в поисках работы участвовали в конкурсе на вакантное место театрального хориста. Принят был Пешков, а Шаляпин, у которого был переходный возраст и менялся голос, по конкурсу не прошёл.

В память о выдающемся русском певце, начинавшем свою творческую жизнь в нашем городе, уже на протяжении трёх десятилетий в казанском театре оперы и балета проводится ежегодный международный оперный фестиваль имени Ф.И.Шаляпина.

В нашей первой лекции мы затронули только самые важные факты из исторического и культурного прошлого нашего края, Казани, и они дают возможность получить лишь общее представление по данной теме. Сведения, приведённые нами, необходимы для дальнейшего изучения данного курса, и на последующих занятиях мы будем вновь обращаться к ним.

 

 

Литература:

 

 

Аристов В.В. Первое литературное общество Поволжья (К истории Казанского общества любителей отечественной словесности в 1806 – 1818 гг.). – Казань, 1992.

Аристов В.В. «Во поле берёзонька стояла…». Литературные поиски. – Казань 1993.

Девятых Л. Казань. Забытое и незнакомое. – Казань, 2002.

Загвозкина В.Г. Литературные тропы: поиски, встречи, находки / Раздел: Штрихи общественной и культурной жизни Казани XVIII - начала XIX вв. – Казань, 1991. – С. 5 – 72.

Знаменитые люди о Казани и казанском крае. Под ред.М.А.Усманова. – Казань, 1990.

Лисевич М. История Казани глазами эрудитов. – Казань, 2002.

Бикбулатов Р. Казань. Знаменитые люди. – Казань, 2003.

Айдаров С.С. Архитектурное наследие Казани. – Казань, 1978.

Гарзавина А.В. «В Казань к профессору К.Ф.Фуксу…». – Казань, 1987.

Гарзавина А.В., Новицкий А.И. Моя Казань. – Казань, 1984.

Калинин Н.Ф. Казань. – Казань, 1955.

Фехнер М.В. Великие Булгары. Казань. Свияжск. – М., 1975.

Аграновская Г.И. и др. Государственный музей Татарской АССР. – Казань, 1980.

Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. – М., 1991.

Халиков А.Х. 500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения. – Казань, 1992.

Казань в памятниках истории и культуры. Под ред.С.С.Айдарова. – Казань, 1982.

Сидорова М.М. «Вы невольно втягиваете меня в беседу о старине Казанской» / Наше наследие - № 97, 2011. – С. 74 – 95.

Спутник по Казани: Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города. / Под ред. профессора Н.П.Загоскина. – Казань, 1895 (переиздана в 2005 г.).

Казань в её прошлом и настоящем. / Сост. М.Пинегин. – СПб., 1890 (переиздана в 2005 г.).

Крути Е.А. Русский театр в казани. – М., 1958.

Девятых Л. Из истории казанского купечества. – Казань, 2005.

Фукс К. Казанские татары. – Казань, 1991.

Казань историческая. – Казань, 2003.

Хамидуллин Б. Народы казанского ханства. – Казань, 2002.

Глухов М.С. Tatarica. Энциклопедия. – Казань, 1997.

Глухов М.С. Казанский ретро-лексикон. – Казань, 2002.

Казань. Фотоальбом. – Казань, 2004.

 

Интернет-источники:

 

http://www.tatar.museum.ru – сайт, посвящённый казанским музеям, в том числе литературным (Баратынского, Толстого, Горького и др.)

gokazan.ru/page188.htm – туристический портал Казани (история города)

www.kazan-portal.com/content/view/7/34/ - информационный портал города (история Казани)

kazan.telecet.ru/ - статья об архитектуре Казани.

kazan.telecet.ru/main/arh/ - статья об архитектуре Казани.

ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Архитектура_Казани - статья об архитектуре Казани.

www.tattravel.ru/arhitektura-kazani/ - статья об архитектуре Казани.

tatar.museum.ru/univer/raspr.htm – статья о Первой казанской гимназии.

www.protas.ru/magazine/go/anonymous/main/?... - статья о Первой казанской гимназии.

gokazan.ru/webcard/view/69/250.htm - статья о Первой казанской гимназии.

ru.wikipedia.org/wiki/Казанский_университет – сайт, посвящённый Казанскому университету.

www.ksu.ru/miku/ - сайт музея истории Казанского университета.

history-kazan.ru/.../istoriya-kazanskogo-universiteta-v-faktax/ - сайт, посвящённый истории Казанского университета.

www.culture.tatar.ru/znaniya/pedagog.htm/pub/119 - статья о публичных лекциях в Казанском университете (30-60 гг.XIX в.).

www.nlr.ru/res/list/liter/liter6.htm - литературные общества Казани (библиография).

www.archive.gov.tatarstan.ru/_go/.../main/?path=/... – статья О.В.Федотова о литературных и музыкальных объединениях Казани конца XIX века.

culture.tatar.ru/nasledie/libraries.htm/pub/120 – статья Ф.Л.Литвиной «Литературно-общественная жизнь Казани в конце XVIII – начале XIX в.».

zuvashi1.narod.ru/arzibashev.htm – статья, посвящённая поэту, историку начала XIX в. Н.С.Арцыбашеву.

nsportal.ru/.../msrybushkin-vidnyi-istorik-kraeved-pervoi-poloviny-xix-veka – статья А.Бикбовой, посвящённая казанскому историку, краеведу, поэту М.С.Рыбушкину.

www.kino-teatr.ru/teatr/182/ - статья об истории казанского театра.

 

 

ЛЕКЦИЯ «А.С.ПУШКИН В КАЗАНИ»

 

 

В Казани – с 6 по 8 сентября 1833 г.

 

В 30-е годы А.С.Пушкин приступает к разработке темы Пугачёвского восстания. Интерес к ней в это время закономерен: вести о крестьянских бунтах всё чаще доходят до Петербурга. Стоит отметить, что к теме народного восстания под предводительством Емельяна Пугачёва одновременно с Пушкиным, но независимо от него обратился и М.Ю.Лермонтов в незаконченном романе «Вадим».

В феврале 1833 г. Пушкин просит военного министра Чернышёва предоставить ему архивные материалы, касающиеся Пугачёвского восстания. Необходимость изучения их поэт объясняет желанием написать биографию Суворова. Ознакомившись с документами, к наиболее важному из которых – Следственному делу – он тогда не был допущен, Пушкин приступил к написанию «Истории Пугачёва». Н.В.Гоголь 8 мая писал, что «Пушкин почти кончил историю Пугачёва». В процессе работы он обращается к мемуарам о той эпохе. Но этого ему кажется недостаточно, и он решает объехать те места Поволжья и Приуралья, которые были охвачены восстанием, и поговорить с очевидцами, участниками тех событий. В прошении об отпуске поэт пишет, что собирается в деревне (в Болдине) дописать «роман, коего большая часть действия происходит в Оренбурге и Казани», для чего он и хочет посетить эти места. Четыре месяца отпуска давали ему возможность совершить такое путешествие и закончить начатое произведение. 18 августа 1833 г. Пушкин направляется через Москву и Нижний Новгород в Казань, Оренбург и Уральск. Собрав интересующий его материал, поэт весь октябрь и половину ноября провёл в Болдине. 2 ноября «История Пугачёва» в черновом варианте была закончена. Вероятно тогда же он начал работу над романом «Капитанская дочка», который был завершён осенью 1836 г.

Получить представление о посещении А.С.Пушкиным Казани можно, основываясь на немногих, сохранившихся до наших дней документах, письмах, воспоминаниях современников, а также на его знаменитом романе «Капитанская дочка» и историческом труде «История Пугачёва» (по распоряжению императора Николая I он был переименован в «Историю Пугачёвского бунта»).

Официальным документом, свидетельствующим о пребывании Пушкина в Казани, является «Дело» канцелярии казанского военного губернатора «Об учреждении надзора за поведением известного поэта, титулярного советника Пушкина», которое включает три письма. В одном из них нижегородский военный губернатор М.П.Бутурлин просит казанского военного губернатора С.С.Стрекалова учредить «секретный полицейский надзор» «за образом жизни и поведением» поэта. Но письмо было доставлено с опозданием, и в ответном письме Стрекалов сообщает, что Пушкин, прибывший в Казань 6 сентября, 8 сентября выехал из города и направился в Оренбург. В третьем письме казанский губернатор, обращаясь к полицмейстеру, рекомендует ему в случае повторного посещения Пушкиным города «иметь за поведением его строгое наблюдение».

Сохранились и эпистолярные источники: письма поэта к его жене Наталье Николаевне, в которых он подробно рассказывает о своём путешествии, письма поволжского литератора И.А.Второва к его сыну Николаю Ивановичу, письма Д.В.Давыдова и А.А.Фукс к Н.М.Языкову, а также переписка Пушкина с казанской поэтессой, женой К.Ф.Фукса Александрой Андреевной.

В письмах И.А.Второва и поэта Дениса Давыдова лишь сообщается о посещении Пушкиным Казани. Второв: «В Симбирске у губернатора я видел Пушкина Александра Сергеевича. Он сказал мне, что был в Казани у Фукса и стоял вместе с Баратынским». Давыдов: «Кстати о Пушкине; знаете ли, что я слышал от людей, получивших письма из Казани? В Казани были Пушкин и Баратынский, отыскивающие сведения о Пугачёве».

Большой интерес представляют письма самого Пушкина его жене, с которой он делился своими впечатлениями о путешествии и о людях, встречавшихся ему. О Казани он писал Наталье Николаевне 8 и 12 сентября 1833 г. В письме, написанном перед отъездом из города, Пушкин замечает: «Я в Казани с пятого и до сих пор не имел время тебе написать слова. Сейчас еду в Симбирск… Здесь Баратынский. Вот он ко мне входит…». Рассказывая жене о своих изысканиях в Казани, он пишет: «Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал» и в другом письме: «Я таскался по окрестностям, по полям, по кабакам». Поэт с благодарностью говорит о профессоре Казанского университета Карле Фёдоровиче Фуксе («…рад, что с ним познакомился») и даёт оценку своего пребывания в Казани: «Очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону», «…я путешествую, кажется, с пользою», «Из Казани написал тебе несколько строчек – некогда было».

Сохранилась переписка Пушкина с А.А.Фукс: 4 письма Пушкина к ней и 4 письма казанской поэтессы. Первое из писем, в котором поэт благодарил Александру Андреевну за добрый приём, написано им перед самым отъездом из Казани 8 сентября: «С сердечной благодарностью посылаю Вам мой адрес и надеюсь, что обещание Ваше приехать в Петербург не есть одно любезное приветствие. Примите, милостивая государыня, изъявление моей глубокой признательности за ласковый приём путешественнику, которому долго памятно будет минутное пребывание его в Казани».

В начале 1834 г. А.А.Фукс выслала Пушкину сборник своих стихотворений. «С жадностью прочёл я прелестные Ваши стихотворения», - писал он в ответ. Два раза Пушкин посылал ей «Историю Пугачёва»: первый экземпляр, отправленный 15 августа 1835 г., не дошёл до неё. Через полгода (20 февраля 1836 г.) поэт в письме сообщает ей, что выслал ещё один экземпляр: «Не понимаю, каким образом мой бродяга Емельян Пугачёв не дошёл до Казани, место для него памятное: видно шатался по сторонам и загулялся по своей привычке. Теперь граф Апраксин снисходительно взялся доставить к Вам мою книгу».

В феврале 1837 г., ещё не зная о смерти поэта, Александра Андреевна отправляет ему свою только что изданную стихотворную повесть «Основание города Казани» с предисловием и примечаниями её мужа профессора Казанского университета К.Ф.Фукса. Она просит Пушкина передать по одному экземпляру П.А.Вяземскому и Н.В.Гоголю.

Наконец, большую ценность представляют мемуары А.А.Фукс, опубликованные в виде статьи «Александр Сергеевич Пушкин в Казани» на страницах газеты «Казанские губернские ведомости» (№ 2, 1844). В них она подробно рассказывает о том, где именно бывал Пушкин, с кем он встречался, а также делится своими впечатлениями от общения с великим поэтом. Воспоминания А.А.Фукс - наиболее содержательное из тех, которые дошли до наших дней, свидетельство о посещении Пушкиным Казани. Но это мемуары человека, преклоняющегося перед гением Пушкина, поэтому лишь в совокупности с другими источниками они могут дать более или менее объективное представление о его пребывании в нашем городе.

Путешествие из Петербурга до Казани заняло у Пушкина 19 дней. Проехав по правому берегу Волги через Чебоксары и Тюрлему, у Свияжска он переправился на левый берег Волги и ночью с 5 на 6 сентября прибыл в Казань. В первый день пребывания в городе поэт посетил Суконную слободу, осмотрел Шарную гору и зашёл в Горлов кабак (сейчас примерно на этом месте находится Дом офицеров). Здесь он познакомился с рабочим суконной фабрики В.П.Бабиным - очевидцем осады Казани пугачёвцами. Именно на его рассказе основана 7-я глава «Истории Пугачёва».

Согласно официальным данным из, документов, которые поэт изучил ранее, бунтовщики прорвались в Казань «сквозь линии суконщиков, изменою их». Но Бабин рассказал Пушкину, что никакой измены не было, и в примечании писатель восстановил справедливость: «В сентенции сказано было, что Пугачёв ворвался в город изменою суконщиков. Следствие доказало, что суконщики не изменяли; напротив, они последние бросили оружие и уступили превосходной силе».

Осмотрев Суконную слободу (здание фабрики, старое армянское (немецкое) кладбище и другие места, упоминавшиеся Бабиным), поэт всю вторую половину дня занимался обработкой собранного материала.

На следующий день Е.А.Баратынский, находившийся в это время в Казани, познакомил его с профессором Казанского университета К.Ф.Фуксом и его женой Александрой Андреевной. «7 сентября в 9 часов утра, муж мой ездил провожать Баратынского, видел там Пушкина и в полчаса успел так хорошо с ним познакомиться, как бы они уже долго жили вместе», - писала она в своих воспоминаниях.

Поговорив с профессором Фуксом об осаде пугачёвцами Казани, Пушкин решает осмотреть окрестности города и едет в близлежащую деревню Троицкая Нокса (речка Нокса – приток Казанки). 11 июля 1774 г. здесь расположилось 20-тысячное войско Пугачёва, а Троицкая мельница стала его ставкой. С этого возвышенного места хорошо была видна вся Казань и сёла, через которые отступала разбитая пугачёвская армия: Савиново, Сухая Река, Караваево.

Дорога до Троицкой Ноксы и обратно в Казань шла по Сибирскому тракту, на котором 10 июля 1774 г. пугачёвцами был разбит вступивший с ними в бой «Казанский конный легион», которым командовал полковник Николай Толстой. 12 июля армия Пугачёва от села Царицыно по Сибирскому тракту через Арское поле двинулась на штурм города. В окрестностях Царицыно, где также побывал Пушкин, 13 – 15 июля шли бои пугачёвцев с правительственными войсками под командованием подполковника Михельсона.

Возвратившись в город примерно к полудню, поэт решил осмотреть кремль и его окрестности. В седьмой главе «Истории Пугачёва» он пишет: «Пугачёв, поставя свои батареи в трактире Гостиного двора (сейчас здесь располагается Национальный музей РТ – Б,К,),… стрелял по крепости, особенно по Спасскому монастырю… С другой стороны Минеев, втащив одну пушку на врата казанского монастыря, а другую поставя на церковной паперти, стрелял по крепости в самое опасное место».

Кремль интересовал Пушкина не только в связи с осадой города пугачёвцами. В 1727 г. сюда для строительства крепости был назначен, по сути, сослан, знаменитый прадед поэта Абрам (Ибрагим) Петрович Ганибал, ставший героем его повести «Арап Петра Великого». Но в Казани он жил недолго: пробыв здесь всего 25 дней, он получил приказ ехать в Тобольск с той же целью.

Стоит вспомнить и более дальних предков поэта. Прабабушкой его по отцовской линии была Евдокия Ивановна Головина, род которой идёт от грека Степана Васильевича по прозвищу Ховря, выехавшего в 1391 году из Крыма в Москву. Его потомком в пятом колене был Пётр Петрович Головин, участвовавший в 1552 г. во взятии Казани. Правнук же его в 1665 г. был казанским воеводой.

Из рода Чичериных, начало которому дал Афанасий Чичера, приехавший из Италии в Москву в свите Софии Палеолог в 1472 г., происходила бабушка Пушкина по отцу Ольга Васильевна. Потомком его был Дмитрий Иванович Чичерин, погибший в Казани в 1552 г.

Осмотрев кремль, поэт отправился к своему старому знакомому, петербургскому приятелю, поэту и драматургу Эрасту Петровичу Перцову. Дом Перцовых находился на Малопроломной улице. В реконструированном виде дом этот сохранился до нашего времени (ул. Профсоюзная, 23).

Учёные-краеведы до сих пор не пришли к общему мнению о том, где остановился Пушкин, находясь в Казани. Существуют три версии: 1) в доме Перцова, 2) у Баратынского (в доме его тестя Энгельгардта), 3) в гостинице дворянского собрания. Согласно наиболее распространённой точке зрения поэт жил в доме Перцова.

Кроме Пушкина и самого хозяина на обеде присутствовали его жена, два брата и К.Ф.Фукс. Младший из братьев Александр, которому тогда было 14 лет, вспоминал потом, как поэт, играя в шахматы с Эрастом Петровичем, передвигал фигуры длинным ногтем на мизинце.

Вечером, около 6 часов, Пушкин направился в Татарскую слободу в гости к профессору К.Ф.Фуксу. Профессор жил в доме, находившемся на углу Сенной площади и Поперечно-Тихвинской улицы. Этот дом в полуразрушенном виде сохранился до наших дней (на пересечении улиц Московской и Г.Камала). Предполагается, что после его реставрации там будет находиться музей К.Фукса.

Александра Андреевна, увлекавшаяся поэзией, вспоминая встречу с Пушкиным, писала, что он, взяв её руку, сказал: «Нам не нужно с вами рекомендоваться; музы нас познакомили заочно, а Баратынский ещё более». Она была смущена встречей со знаменитым поэтом и некоторое время, не вступая в разговор, лишь наблюдала за ним и слушала его разговор с Карлом Фёдоровичем. Пушкина она описывает как человека невысокого роста, шатена с сильно вьющимися волосами, голубыми глазами, одухотворённым лицом. Говорил он быстро, удачно острил.

Разговор с профессором Фуксом касался интересующей Пушкина темы пугачёвского восстания. Показывая богатую домашнюю библиотеку, доктор Фукс обратил его внимание на оттиск своей статьи «Путешествие по Башкирскому Уралу», опубликованной в журнале «Казанский вестник» (август – сентябрь 1832 г.). Статья заинтересовала поэта, и Фукс подарил её Пушкину. Беседа о Пугачёве продолжилась и за вечерним чаепитием.

К.Ф.Фукс рассказал своему гостю историю, которую впоследствии он использовал в своём романе «Капитанская дочка». Примерно за год до начала крестьянского бунта Пугачёв был узником казанской тюрьмы, где ожидал наказания (порки плетьми и отправки на каторгу). Его под конвоем выводили в город, где он просил милостыню. Но с помощью своих друзей ему удалось бежать. Уже во главе своего войска Пугачёв вернулся Казань и отдал город на разграбление. Бунтовщики грабили дома, купеческие лавки, срывали золотые и серебряные оклады с иконостасов церквей и монастырей, убивали всех, кто был одет в «немецкое» платье (по-европейски). Тюрьму, из которой он не так давно бежал, Пугачёв сжёг, а заключённых выпустил на свободу. Среди них находилась и казачка Софья Пугачёва с тремя своими детьми. Увидев её, самозванец заплакал, приказал отвести их в лагерь, а своим соратникам сказал, что знает её: муж этой женщины оказал ему великую услугу.

В лагерь Пугачёва привели захваченных в плен жителей Казани, среди которых был и суконщик Бабин, и мать Гавриила Романовича Державина Фёкла Андреевна. Их поставили перед пушками, и, зная жестокий нрав самозванца, пленники уже не верили в спасение. Но им объявили государево прощение, и на радости все закричали «Ура!». Пленным предложили поступить на службу к «государю Петру Фёдоровичу», и было много желающих.

Среди пленных оказался и некий лютеранский священник (помимо православной, в Казани существовали также лютеранская и католическая христианские церкви; в лютеранской долгое время находился ДК им. Менжинского (ул. К.Маркса, 26), но сейчас эта церковь возвращена верующим; здание же бывшего католического костела, которое находится на пересечении улиц Л.Толстого и М.Горького (ул. М.Горького, 28/17), принадлежит КГТУ (КАИ)). В этом священнике Пугачёв узнал человека, подавшего ему милостыню, когда его, никому не известного тогда колодника, под конвоем выводили в город. Как и все, пастор ожидал смерти, но самозванец не только не наказал его, но и пожаловал его в полковники, посадив на башкирскую лошадь. Бедный пастор был вынужден несколько дней сопровождать Пугачёва и лишь при отступлении бунтовщиков, которые были разбиты войском под командованием подполковника Михельсона, бежал от них и возвратился в Казань.

Эта история, рассказанная Пушкину профессором Фуксом, напрямую связана с завязкой сюжета произведения – знакомством главных героев Петра Гринёва и Емельяна Пугачёва (эпизод, в котором Пугачёв спасает Гринёва и Савельича, застигнутых метелью в степи, и когда на постоялом дворе Гринёв в благодарность дарит Пугачёву заячий тулуп). С этой же историей связан и другой, играющий в романе важную композиционную роль эпизод, в котором среди казнимых офицеров Белогорской крепости Пугачёв узнаёт юношу, когда-то в благодарность за спасение пожаловавшего его заячьим тулупчиком. Но, как вы помните из романа, узнал он сначала не Гринёва, а его дядьку Савельича, увидев которого Пугачёв вспомнил об их первой встрече. Очевидно, что в истории, рассказанной доктором Фуксом, и в событиях, изображённых Пушкиным в романе, много общего.

От профессора Фукса Пушкин услышал много интересного и не случайно в примечаниях к «Истории Пугачёва» он писал о нём с большой благодарностью: «Слышано мною от К.Ф.Фукса, доктора и профессора медицины при Казанском университете, человека столь же учёного, как и любезного и снисходительного. Ему я обязан многими любопытными известиями касательно эпохи и стороны, здесь описанных».

Очевидцем и участником осады Казани пугачёвцами был дальний родственник К.Ф.Фукса, с которым он поддерживал дружеские отношения, купец первой гильдии Леонтий Филиппович Крупенников – один из самых богатых, уважаемых казанских купцов, торговавший чаем и возведённый в 1833 г. вместе со своей семьёй в почётное гражданство. В молодости он побывал в плену у Пугачёва и, по предположению профессора, его история могла заинтересовать Пушкина.

Дом Крупенникова, куда направились тем же вечером доктор Фукс и Пушкин, – большой, двухэтажный особняк с мезонином, стоявший напротив главного здания университета. Леонтий Филиппович подробно рассказал своему гостю о том, как, убегая из разграбленной и полыхавшей пожарищами Казани, он по дороге к Арскому полю был схвачен казаками и отведён в лагерь Пугачёва, как самозванец пощадил пленных, о той разрухе, которая царила в городе после бегства пугачёвцев.

Пушкин с интересом выслушал историю Крупенникова, но особое внимание его привлёк на первый взгляд совсем незначительный эпизод из рассказа Леонтия Филипповича. Как истинный купец он не мог не рассказать о том, что его семья потеряла почти всё состояние и была на грани разорения. После подавления бунта правительство Екатерины II выделило субсидию в 5000000 рублей на восстановление разрушенных городов и сёл. Отец Леонтия Филипповича не стал брать займа и сам сначала построил себе дом, затем ещё один, а потом, будучи прирожденным коммерсантом, имевшим хорошие связи в среде торговцев, вновь сколотил огромное состояние. Многие казанцы считали, что эпизод с заячьим тулупчиком в романе «Капитанская дочка» напрямую связан с историей купца Крупенникова. В своей книге “В Казань, профессору Фуксу...” (Казань, 1987) А.В.Гарзавина пишет, что Крупенников, возможно, показывал Пушкину список убытков, понесённых его семьёй, который мог сохраниться у него с тех времен, хотя это и не доказано. Некоторые исследователи ссылаются на другой документ, хранившийся у Крупенникова, копию с которого сделал Пушкин - “Реестр, что украдено у надворного советника Буткевича при хуторе в пригороде Заинске”. Но очевидно, что история казанского купца, потерявшего почти все свое состояние, и реестр убытков, которые понес надворный советник Буткевич при захвате пугачевцами Заинска, подсказали Пушкину эпизод романа “Капитанская дочка”, где с юмором описывается, как Савельич подает Пугачеву список убытков, понесенных его барином Петрушей Гринёвым, и просит возместить нанесенный ущерб. Ю.Г.Оксман в своей статье (Пушкин в работе над “Капитанской дочкой”, в сб. Литературное наследство, т. 58, М., 1952) поместил “Реестр надворного советника Буткевича”. Вот фрагменты этого документа:

 

“Кобыл больших 65 ценою на 780 рублей

.......................................................................

Коров больших нетельных 58 на 230 рублей

........................................................................

5 п. шерстяных чулок на 60 коп.

........................................................................

Два человека дворовых

Спасителев образ в ризе и серебряном окладе

Казанская Богоматерь в окладе с жемчугом на 330 рублей

........................................................................

Два тулупа, один мерлущетой, второй из беличьего меху 60 руб...”

 

Сходство этого списка с челобитной Савельича сразу бросается в глаза, а «Два тулупа, один мерлущетой, второй из беличьего меху» подсказали писателю и историю с заячьим тулупчиком, позволившим ему мотивировать отношения Пугачёва и Гринёва, что сначала вызывало у него затруднение. Прочитаем сцену из IX главы – «Разлука» романа «Капитанская дочка», в которой Савельич просит возместить ущерб, нанесенный его барину, и сопоставим два этих реестра.

 

«В это время из толпы народа, вижу, выступил мой Савельич, подходит к Пугачёву и подаёт ему лист бумаги. Я не мог придумать, что из того выйдет. «Это что?» - спросил важно Пугачёв. «Прочитай, так изволишь увидеть», - отвечал Савельич. Пугачёв принял бумагу и долго рассматривал с видом значительным. «Что ты так мудрёно пишешь?» - сказал он наконец. - «Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать. Где мой обер-секретарь?»

Молодой малый в капральском мундире проворно подбежал к Пугачёву. «Читай вслух», - сказал самозванец, отдавая ему бумагу. Я чрезвычайно любопытствовал узнать, о чём дядька мой вздумал писать Пугачёву. Обер-секретарь громогласно стал по складам читать следующее:

«Два халата, миткалевый и шёлковый полосатый на шесть рублей».

- Это что значит? – сказал, нахмурясь, Пугачёв.

- Прикажи читать далее, – отвечал спокойно Савельич.

Обер-секретарь продолжал:

«Мундир из тонкого зелёного сукна на семь рублей.

Штаны белые суконные на пять рублей.

Двенадцать рубах полотняных голландских с манжетами на десять рублей.

Погребец с чайною посудою на два рубля с полтиною…»

- Что за враньё? – прервал Пугачёв. – Какое мне дело до погребцов и до штанов с манжетами?

Савельич крякнул и стал объясняться. «Это, батюшка, изволишь видеть, реестр барскому добру, раскраденному злодеями…»

- Какими злодеями? – спросил грозно Пугачёв.

- Виноват: обмолвился, - отвечал Савельич. - Злодеи не злодеи, а твои ребята, таки пошарили, да порастаскали. Не гневись: конь и о четырёх ногах да спотыкается. Прикажи уж дочитать.

- Дочитывай, – сказал Пугачёв. Секретарь продолжал:

«Одеяло ситцевое, другое тафтяное на хлопчатой бумаге - четыре рубля.

Шуба лисья, крытая алым ратином, сорок рублей.

Ещё заячий тулупчик, пожалованный твоей милости на постоялом дворе, пятнадцать рублей».

- Это что ещё! – вскричал Пугачёв, сверкнув огненными глазами.

Признаюсь, я перепугался за бедного моего дядьку. Он хотел было пуститься опять в объяснения; но Пугачёв его прервал: «Как ты смел лезть ко мне с такими пустяками? - вскричал он, выхватя бумагу из рук секретаря и бросив её в лицо Савельичу. - Глупый старик! Их обобрали: экая беда? Да ты должен, старый хрыч, вечно бога молить за меня да за моих ребят за то, что ты и с барином-то своим не висите здесь вместе с моими ослушниками… Заячий тулуп! Я - те дам заячий тулуп! Да знаешь ли ты, что я с тебя живого кожу велю содрать на тулупы?»

- Как изволишь, - отвечал Савельич, - а я человек подневольный, и за барское добро должен отвечать.

Пугачёв был видно в припадке великодушия.

Он отворотился и отъехал, не сказав более ни слова».

(Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т. 3. Проза. – М.: Худож. лит., 1987. – С. 285 – 286.).

 

Распрощавшись с Леонтием Филипповичем Крупенниковым, доктор Фукс и Пушкин возвратились домой к профессору. Но вскоре его вызвали к больному (Фукс был ещё и практикующим врачом), и Пушкин остался с Александрой Андреевной. В своих воспоминаниях она пишет: «Я осталась с моим знаменитым гостем одна; … он тотчас заметил моё смущение и своею приветливою любезностию заставил меня с ним говорить, как с коротким знакомым. Мы сели в моём кабинете. Он просил показать ему стихи, писанные ко мне Баратынским, Языковым и Ознобишиным, читал их все сам вслух и очень хвалил стихи Языкова. Потом просил меня непременно прочитать стихи моего сочинения. Я прочла сказку «Жених», и он, слушая меня, как бы в самом деле хорошего поэта, вероятно из любезности, несколько раз останавливал моё чтение похвалами, а иные стихи заставил повторять и прочитывал сам. После чтения он начал меня расспрашивать о нашем семействе, о том, где я училась, кто были мои учителя; рассказывал мне о Петербурге, о тамошней рассеянной жизни, и несколько раз звал меня туда приехать». И далее: «Он много говорил о духе нынешнего времени, о его влиянии на литературу, о наших литераторах, о поэтах, об каждом из них сказал мне своё мнение и, наконец, прибавил: «Смотрите, сегодняшний вечер была моя исповедь; чтобы наши разговоры остались между нами». (Александра Фукс. Александр Сергеевич Пушкин в Казани. – «Казанские губернские ведомости», 1844, 10 января, № 2, с. 99 – 102). А.А.Фукс опубликовала свои мемуары через 6 лет после гибели Пушкина.

Карл Фукс вернулся домой вместе с Эрастом Перцовым около 10 часов вечера. Пришли и другие гости: преподаватели казанского университета, литераторы, составлявшие Общество любителей отечественной словесности: бывший профессор словесности, председатель Общества Григорий Николаевич Городчанинов, адъюнкт российской словесности университета, издатель журнала «Заволжский муравей» Михаил Самсонович Рыбушкин, профессор, декан словесного отделения университета Григорий Степанович Суровцев, поэтесса Анна Александровна Наумова.

О казанском Обществе любителей отечественной словесности уже упоминалось на первом занятии. Образованное при университете во многом при участии преподавателя Первой казанской гимназии и поэта Н.М.Ибрагимова, общество на протяжении многих лет играло важную роль в культурной жизни города. По инициативе членов этого общества в 1828 г. начался сбор средств на установку памятника Г.Р.Державину (он был установлен 27 августа 1847 г. во дворе университета, а в 1870 г. перенесён на Театральную площадь).

Гости Карла Фукса говорили о народном творчестве, о русских сказках и русском языке. Когда речь зашла о пугачёвском восстании, М.С.Рыбушкин посоветовал Пушкину обратиться к работам на эту тему, опубликованным в журнале «Заволжский муравей», а потом прочитал главу «Нашествие Пугачёва» из рукописи своей будущей книги по истории Казани. Через год, когда книга была издана, Рыбушкин, как и обещал, выслал её Пушкину.

Лишь около часа ночи поэт распрощался с гостеприимными хозяевами и, обняв Карла Фёдоровича Фукса, сказал: «Я никак не думал, чтобы минутное знакомство было причиною такого грустного прощания; но мы в Петербурге увидимся! Вы одолжили меня очень, и я рад, что с вами познакомился».

Перед отъездом из Казани утром 8 сентября Пушкин написал жене письмо, в котором делился своими впечатлениями: «Мой ангел, здравствуй. Я в Казани с пятого, и до сих пор не имел время тебе написать слова. Сейчас еду в Симбирск, где надеюсь найти от тебя письмо. Здесь я возился со стариками, с


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Перечень тематики занятий и домашние задания во 2 семестре (1-69) | 

Дата добавления: 2014-10-14; просмотров: 538; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.025 сек.