Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Противоречие развития предпринимательстваБлагоприятное время развития предпринимательства Самым благоприятным временем для развития предпринимательства в России был период с конца 50-х гг. XIX в. до Первой мировой войны (1914). Причем нарастание предпринимательской активности ощущалось в течение всего периода, вне зависимости от реформаторской деятельности царей, правительства, от кризисов или благоприятной конъюнктуры. Российское общество было подготовлено к преобразованиям всем ходом предшествующего внутреннего и международного развития. И в этом смысле реформы 60-х годов были скорее не причиной, а следствием того, что Россия постепенно теряла свою патриархальную целостность, поворачивалась лицом к европейским образцам строения общества и образа жизни. Сложность и некоторую преждевременность этих преобразований продемонстрировал период контрреформ Александра III, но в целом этот процесс был неостановим даже законодательным путем; его удалось исторически временно приостановить путем тотального насилия и фактического уничтожения самой активной части общества. Но то, что период активного предпринимательства был недостаточно длинен, свидетельствует о том, что силы традиционности и недифференцированности в российском обществе были достаточно сильны, и они не хотели нарушать свою целостность чересчур активными действиями. Итак, с одной стороны - желание новизны и стремление проявить свою предприимчивость, с другой - желание иметь дело с повторяющимися или даже неизменяемыми вещами, и это чувство усиливается на фоне неудачных реформационных попыток изменить ситуацию. Пытающийся решить это противоречие субъект - сам государь или правительство, даже при условии революционных преобразований - не может существенно изменить конечного набора наиболее важных основ, постоянно содержащихся в обществе: "какие бы революции ни происходили в обществе, какие бы реформы ни делали правительства, - все остается, но является только в иных сочетаниях сил и перевеса, больше ничего". Наиболее эффективной может стать только та форма, которая глубже других дифференцирована, поскольку расслоение является признаком активности. "Уравненная и несосредоточенная" форма социального существования оказывается самой непрочной и бесплодной: в данном случае - община, крепостничество, самодержавие. В этой связи показательной является борьба двух начал, укорененных в землевладении и в общественном сознании. "Вековое", общинное (коллективное) начало приходит в столкновение с началом индивидуалистическим. Коллективистская тенденция выразилась в установлении порядка, по которому выкупщиком земли становится община, а не отдельный крестьянский двор; только "столыпинские" преобразования закрепляют статус индивидуалистического начала, которое в тот момент противоречит состоянию большинства. Еще одно постреформенное противоречие касалось отношений имперской структуры, в рамках которой целостность воспринимается как самоцель и вступает в непримиримые противоречия с демократическими, децентралистскими тенденциями, тем более что реформы двигались "с окраин в центр". Но, самое главное, перспектив буржуазного развития не видел никто, кроме самой буржуазии, часто стремящейся отмежеваться от самой себя. Народ по-прежнему не интересовался никакими конституциями и общественными правами, а богатство немногих среди всеобщей недостаточности сильно раздражало. Дворянство, чиновничество, интеллигенция по-своему хотели перемен, но даже самые думающие из них не хотели представить буржуазную цивилизацию как будущее для России, не видя в ней никаких общечеловеческих ценностей. Многим из них была глубоко чужда мысль о замене империи буржуазным экономическим и конституционным строем: "надо бунтовать народ и не забивать ему голову материями, которые довели Запад до полного гниения". Западные социальные движения были неприемлемы для интеллигентных россиян, так как эти движения останавливались перед собственностью, боялись ее разрушения, не покушались на личные свободы людей. К. Леонтьев, возвращающийся к нам философ конца XIX века, писал об этом настроении российской общественности так:"... ибо не ужасно ли и не обидно ли было бы думать, что Моисей входил на Синай, что эллины строили свои изящные акрополи, римляне вели Пунические войны, что гениальный красавец Александр в пернатом каком-нибудь шлеме переходил Граник и бился под Арбеллами, что апостолы проповедовали, мученически страдали, поэты пели, живописцы писали и рыцари блистали на турнирах для того только, чтобы французский, немецкий или русский буржуа в безобразной своей одежде благодушествовал бы "индивидуально" и "коллективно" на развалинах всего этого прошлого величия?...". Он видел грядущий ужас потрясений, но в чем-то его предпочитал современному буржуазному ничтожеству, хуже и безнадежнее - некрасивее - которого не было для него ничего. На Западе тоже были такие настроения, но традиция частной собственности, гражданских прав и реального взгляда на вещи пересилила их. Буржуазный строй некрасив, особенно на стадии первоначального накопления, но он соответствует человеческой природе на существующей стадии развития. В России этот путь осваивался чаще инстинктивно, чем сознательно, и рыхлость российской почвы не давала ему прочного основания.
Дата добавления: 2014-02-27; просмотров: 338; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |