Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Утопический социализм в России. А.И.Герцен, Н.П.Огарев, Н.Г.Чернышевский

Читайте также:
  1. Анализ динамики и структуры безработицы в России.
  2. Банковская система России.
  3. Боевые традиции Вооруженных сил России.
  4. В 2004 году агентство Swiss Realty Group предложила свою классификацию складских помещений в России.
  5. Виды и рода войск Вооруженных сил России.
  6. Внешняя политика России. Образование российской империи
  7. Вопрос №2 Организационная структура Вооруженных Сил России. Виды и рода войск. История их создания и предназначение.
  8. Гражданская война в России.
  9. Зарождение общественного движения в России. Декабристы
  10. Историография истории России.

 

Экономические воззрения декабристов получили дальнейшее развитие в произведениях представителей утопического социализма в России. Особенностью русского утопического социализма явилось соединение критики крепостничества с идеями социалистов-утопистов Запада. Характерной чертой русского утопического социализма было представление о крестьянской общине как о «зародыше» социализма. Путь к социализму мыслился через всемерное развитие общины как готовой формы социализма, самой историей дарованной России, определившей специфику ее экономики.

Александр Иванович Герцен (1812-1870) и Николай Платонович Огарев (1813-1877) – русские революционные демократы, издатели журнала "Полярная звезда" и газеты "Колокол", печатавшихся в Лондоне и доставлявшихся в Россию. Главное содержание этих изданий составляла критика крепостничества и обоснование его неэффективности. В других работах (у Герцена – "Крещеная собственность" (1859), "К старому товарищу" (1869), у Огарева – "Частные письма об общем вопросе" (1866-1867), "Настоящее и ожидания" (1867)), Герцен и Огарев выдвинули свой вариант устройства аграрных отношений в России. Сущность его заключалась в отказе от любых форм выкупа как личности крестьян, так и их земельных наделов. По проекту Герцена и Огарева, крестьяне должны были безвозмездно получить личную свободу и землю в достаточном количестве. С этих позиций они подвергли критике содержание Манифеста 1861 года и механизм его реализации.

Характерной чертой учения Герцена и Огарева было отрицательное отношение к становлению индустриального общества в странах Западной Европы. В противоположность декабристам они считали отношения наемного труда новой формой эксплуатации, не подлежащей распространению в России. С этим тезисом была сопряжена критика ими экономических концепций современных им авторов – Т.Р.Мальтуса, Дж. и Дж.Ст.Миллей, Ж.Б.Сэя, Дж.Мак-Куллоха и др. Отсюда Герцен и Огарев приходят к обоснованию главного позитивного элемента своего учения – теории крестьянского социализма, которая получила широкое распространение среди российских экономистов.

Негативное отношение к индивидуализму как исходному началу в западной экономической науке обусловило противопоставление ему коллективизма как характерной черты крестьянской общины. Последняя рассматривалась как идеализированная "форма социализма", дающая возможность совместного пользования землей и мирского управления производственным процессом. Всемерное развитие крестьянской общины обеспечивало, по мнению Герцена и Огарева, движение непосредственно к социализму, минуя капиталистическую стадию развития общества.

Герцен и Огарев теоретически исходят из отождествления общинной и общественной собственности (от лат. socialis –общественный), лежащей в основе социализма. Однако структура этих форм собственности различна. В условиях общины индивид наделяется землей (если речь идет о земельной общине) только в качестве ее члена. Община определяет размер этого надела и порядок использования его индивидом, изменяя по мере необходимости распределение земельных наделов. Здесь кроется причина неэффективности общинной собственности: индивид не заинтересован в инвестировании в свой надел, поскольку не является его собственником, а, значит, может и не воспользоваться возросшей производительностью надела. В противоположность общинной, общественная собственность базируется на частной собственности индивидов. Не общество наделяет индивида, а индивид наделяет общество объектом своей собственности. Так формируются кооперативная, коллективная, акционерная формы общественной собственности. Таким образом, теория крестьянского социализма основана на неправомерном смешивании двух различных категорий.

Община исторически возникла как необходимая форма функционирования производства в климато-географических условиях России. Однако по мере развития производительных сил общинная собственность исчерпала свои потенции. Основой индустриального общества, соответствующей уровню развития производства, становится частная собственность. Только на определенной стадии развития индустриального общества создаются предпосылки социализации, формирования наряду с частной различных форм общественной собственности. Ни одна страна не может избежать последовательности общественного развития, которое, разумеется, имеет в различных странах свою специфику.

К середине XIX веке в России происходило активное разложение поземельной общины, формировались хозяйства фермерского типа, использующие наемный труд. Однако это расслоение не учитывалось ни Герценом, ни последующими сторонниками « крестьянского социализма».

Свою версию аграрных преобразований в России предложил русский публицист, экономист и писатель Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). В работах "О земле как элементе богатства" (1854), "О поземельной собственности" (1857), "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон" (1861), "Письма без адреса" (1861). Чернышевский выдвигает идею национализации земли при коллективном владении ею. Это процесс, по мысли Чернышевского, должен был сопрягаться с демократизацией экономической и политической жизни страны. Однако Чернышевский призывал не допустить развития капитализма в России, разделяя иллюзию Герцена и Огарева о возможности перехода к социализму через крестьянскую общину.

Чернышевский внес значительный вклад в развитие экономической науки. Абсолютизируя классовый подход, он полагает ее предметом изучение отношений распределения с позиций классового антагонизма.

Чернышевский предложил свой метод исследования экономических явлений, названный им гипотетическим. С позиций теории трудовой стоимости он дает критику реформизма Д.С.Милля ("Капитал и труд" (1860), "Примечания к "Основаниям политической экономии" Д.С.Милля" (1861)), развивает идею исторической ограниченности капитализма, построенного на противоречии интересов буржуазии и пролетариев. В будущем обществе, по Чернышевскому, продукт совокупного труда будет планомерно распределяться среди его производителей.

Теория Чернышевского, созвучная основным положениям марксизма, была высоко оценена К.Марксом и Ф.Энгельсом. Учение Чернышевского сыграло роль исторической основы движения народников.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Экономические проблемы в работах декабристов | Социально-экономические идеи народничества

Дата добавления: 2014-10-14; просмотров: 463; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.