Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Вотчинная система Северо-Восточной и Северо-Западной Руси в ХП—XV вв

Читайте также:
  1. II. ОСНОВЫ СИСТЕМАТИКИ И ДИАГНОСТИКИ МИНЕРАЛОВ
  2. PR как система
  3. А) Система источников таможенного права.
  4. Автоматизированная система управления гибкой производственной системой (АСУ ГПС)
  5. Автоматическая система сигнализации
  6. Автономная нервная система.
  7. Англо-американская система права (система общего права).
  8. АСУ пассажирскими перевозками. Система «ЭКСПРЕСС»
  9. Б3.ДВ1 СИСТЕМА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ
  10. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости

Образование боярских и церковно-монастырских вотчин стало важней­шим признаком перехода от раннего к развитому феодализму на Руси, к утверждению на первом этапе этого развитого феодализма политической раздробленности. Формируются и другие признаки, показатели более зрело­го в качественном отношении феодального строя — иммунитет (привилеги­рованный характер крупного землевладения, его атрибут — неотъемлемое свойство, подробнее об этом см. гл. 3), поземельно-служилая иерархия, система сюзеренитета-вассалитета, более разветвленная структура растуще­го численно господствующего класса.

Однако на все эти процессы, особенно в Северо-Восточной Руси, самое пагубное воздействие оказали факторы иноземного нашествия и последо­вавшего затем ордынского ига. Именно боярской вотчине, находившейся в XIII в. здесь в стадии сложения, пришлось пережить сильные деформации. В учебнике Л. А. Кацвы—А. Л. Юрганова впервые в учебной литературе отмечается тот значительный демографический урон, который понесло пре­жде всего боярство в связи с отражением иноземного вторжения. Мысль эта в учебнике воспринята из монографии В. Б. Кобрина, и это удачный пример воздействия «большой науки» на самую массовую историческую литературу — учебные издания. Действительно, с массовой гибелью боярства в середи­не XIII в. был прерван нормальный процесс классообразования, заторможе­но формирование боярского вотчинного землевладения. Устойчивее всего к потрясениям XIII в., как показывают исследования археологов, оказалась крестьянская волостная община (С. 3. Чернов). Развитие боярского земле­владения как процесс объективный не могло быть остановлено совсем. Затормозившись в XIII в., процесс этот в дальнейшем (во второй половине XIV—XV в.) возобновляется.

В области изучения светской вотчинной системы XTV—XV вв. в Севе­ро-Восточной Руси до сих пор непреходящее значение сохраняют работы С. В. Рождественского, С. Б. Веселовского, Л. В. Черепнина, В. Б. Кобрина. Этими учеными были рассмотрены различные — религиозно-идеологические, демографические, денежные — факторы развития вотчин­ной системы. Сыграли свою роль и особенности русского наследственного права (статьи 91—92 Пространной Правды). Они заключались в традицион­ном равном между всеми наследниками разделе между сыновьями отцов­ского имущества. Применительно к боярскому землевладению этот порядок приводил к постепенному дроблению вотчин, измельчанию их в семейных разделах. Известный, например, в средневековой Англии институт «майората» (наследования старшим или вообще одним сыном в семье отцовского имущества) в средневековой Руси отсутствовал. В XIV—XV вв. сказывалась и общая слабость товарно-денежного развития на Руси, затруднявшая чисто денежный оборот, делавшая неизбежным непосредственно-поземельный оборот и выдел наследства. Конечно, какая-то степень денежного развития существовала, она опосредована обращение земли, мобилизацию земельной собственности (покупки, обмены, заклады). В сочетании с рядом благочес­тивых, укоренившихся в общественном сознании традиций отмеченные факторы (денежный, наследственно-правовой, демографического роста феодальных семей) приводили к тому, что С. Б. Веселовский назвал для XV в. «вотчинным обезземеливанием». Здесь важно учитывать и много­кратно возросшую по сравнению с домонгольским временем экономиче­скую мощь русских монастырей, силу их религиозно-идеологического и денежного воздействия на процесс мобилизации светских форм собственно­сти с неблагоприятными для тех последствиями.

Отмеченное «обезземеливание» заставляло в перспективе и верховную княжескую власть заботиться о землеобеспечении господствующего класса и тем самым укреплять свою социальную опору. Для этой цели могли ис­пользоваться различные формы условно-поземельных держаний на княже­ских землях (равно, как и на митрополичьих, и на монастырских). Подобная практика, в свою очередь, повышала заинтересованность служилых людей в службе князьям, мотивировала поддержку ими объединительных устремле­ний московских государей в XTV—XV вв. Укрепление светской земельной собственности с помощью и под эгидой великокняжеской власти на Руси объясняет нам и общую зависимость формирующегося господствующего класса от верховной власти. Стать ей в оппозицию боярство в массе своей не могло. Наоборот, именно с нею оно связывало свои успехи по продвиже­нию по службе, надежды на расширение земельных владений и процвета­ние. Уже в XIV в. известны случаи конфискации московскими правителями вотчин неугодных и опальных бояр, что также свидетельствует о роли госу­дарства в развитии феодальной собственности.

Для боярского землевладения в XIV—XV вв. была характерна широкая разбросанность одновременно по нескольким уездам Северо-Восточной Руси. Это объясняется распространенной практикой приобретения москов­скими боярами сел в чужих землях и княжествах. Такие «прикупы», «при-мыслы» были важным средством экспансии одного княжества на террито­рию другого. Многочисленные села московских бояр Свибловых, Голтяевых, Добрынских в районе Вологды, Великого Устюга, Пошехонья упоминаются в духовных грамотах великих князей XV в. Сыграл свою роль и интенсивно происходивший в XIV—XV вв. процесс внутренней и внеш


ней колонизации Северо-Восточной Руси. Получение кормлений-наместничеств московскими боярами в уездах Московско-Владимирского великого княжения при господстве натурального хозяйства также побужда­ло их обзаводиться селами на месте (или поблизости) службы. Здесь снова перед нами политический аспект проблемы землевладения: стремление к его расширению толкало боярство на поддержку объединительной политики московской великокняжеской власти.

С этим же кругом явлений было связано всемерное усиление служебно­го статуса княжеского и боярского землевладения в XIV—XV вв., особенно на завершающем этапе образования Русского централизованного государст­ва, при Иване III и Василии III. В духовной грамоте Ивана III 1504 г. встре­чаем весьма важное указание на этот счет: «А бояром и детем боярским ярославским с своими вотчинами и с куплями от моего сына от Насилья не отьехати никому никуде, А хто отъедет, и земли их сыну моему, а служат ему, и он у них в их земли не вступается, ни у их жен, ни у их детей». Уси­ливался контроль великокняжеской власти над земельными сделками вот­чинников (в том числе и князей, то есть титулованных землевладельцев) городов Твери, Микулина, Торжка, Оболенска, Белоозера, Суздаля, Старо-дуба. Это «уложение о княжеских вотчинах» Ивана III было затем подтвер­ждено в законодательстве Василия III и Ивана IV. Кроме того, в духовной 1504 г. подчеркивался служебный статус княжеских вотчин на Русско-Литовском рубеже — в Новосиле, Белеве, Одоеве.

Вопросы и задания

1. В чем заключалось пагубное воздействие, оказанное иноземным на­шествием на сферу вотчинного земледелия Руси?

2. В прежней историографии (С. В. Рождественский, Б. Д. Греков, от­части С. Б. Веселовский) была распространена мысль об экономической несостоятельности боярства в XIV—XV вв. вообще, экономическом кризисе этого вида вотчины. Что Вы могли бы возразить этим ученым? Как это сде­лано в монографии Ю. Г. Алексеева о землевладении Переяславского уезда в XV—XVI вв.?

3. Внимательно прочитайте духовную грамо­ту Ивана Калиты 1339 г. и найдите в нем упоми­нание об условной форме землевладения. Что такое «служебная вотчина»? (см.: Сборник документов по истории СССР. Вып. 2. С. 106—109).

 

* * *

Имеет смысл остановиться на особенностях процесса формирования феодальной собственности Северо-Западной (Новгородской) Руси в Х— XV вв. Как показали исследования В. Л. Янина, боярство здесь сформирова­лось путем трансформации местной родоплеменной знати догосударствен-ного периода в государственно-корпоративную замкнутую правящую элиту. Не позднее 70-х годов Х в. новгородская знать соучаствует в государствен­ной эксплуатации общинного крестьянства совместно с княжеской властью. На рубеже XI—XII веков происходит выделение особого вида государст­венно-корпоративной собственности на землю (носителем которой было новгородское вече) из княжеско-государственной. Тогда же в Новгороде формируется и княжеская собственность домениального типа. Особенно­стью княжеского домена здесь были не только его сравнительно небольшие размеры и географическая размещенность в южном пограничье Новгород­ской земли, смежно со Смоленскими и Владимиро-Суздальскими землями, но и то, что домен здесь не закрепился в качестве наследственной вотчины какого-то определенного княжеского рода. Домен выделялся Новгородским вечем для обеспечения всякого приглашаемого сюда на княжение лица.

В XII — середине XVI в. в Новгороде идет процесс формирования част­но-боярского землевладения, когда накопленные на предшествующем (IX— XII вв.) этапе материальные средства (прежде всего деньги) были пущены новгородской элитой на приобретение в частную собственность земель во­лостных общих. В XIII в. новгородская вотчинная система отнюдь не испы­тала разрушительных последствий татаро-монгольского нашествия, как это случилось в Северо-Восточной и Южной Руси. В XIV—XV вв. происходила активная межфеодальная мобилизация вотчинных земель в Новгороде, не имевших к тому же служебного характера, поскольку из-за неукорененности княжеско-дружинной организации здесь не могла сложиться и княжеско-вассальная поземельная иерархия условно-служебных держаний. В результате интенсивной межфеодальной мобилизации (дарения, купли, заклады, обмены) почти весь земельный фонд Новгородской республики был освоен боярством в свою собственность. По подсчетам В. Л. Янина, к боярству на конец XV в. перешло до 90 % земельного фонда республики, то есть некогда государственных земель. Сильная сконцентрированность круп­ного боярского землевладения, сильная поляризация крупного и мелкого владения, всеобщая городская оседлость новгородских землевладельцев от всех рангов, ощутимые связи землевладения и городского рынка — таковы черты вотчинной системы Новгорода. Раздробленность и многосоставность новгородских вотчин, разбросанность их по разным пятинам Новгородской земли также были характерны для отмеченной системы.


Для его западного соседа — «Господина Пскова» — не была присуща столь сильная концентрация крупного боярского землевладения в руках нескольких десятков привилегированных семей. Во Пскове получила рас­пространение по преимуществу средняя и мелкая вотчина. Экономически и политически сильное, независимое боярство, подобное новгородскому, здесь не сложилось. Студенты имеют возможность знакомиться с процессом феодализации во Пскове по такому классическому источнику, как Псков­ская Судная Грамота (Правда) XTV—XV вв. Серьезным подспорьем в ее понимании является обстоятельная монография Ю. Г. Алексеева «Псковская Судная Грамота и ее время». По группе статей об «изорниках» на семинарах изучается процесс распада волостных, общинных связей и выделения из соседской общины мелких крестьян-аллодистов (по терминологии научной литературы — «вотчинного типа»). В рамках общины на Псковщине проис­ходила поляризация: на одном полюсе образовывались безземельные экс­плуатируемые люди, на другом — их социальный антипод — некий «госу­дарь», который мог оказать первым экономическую помощь (землей, зерном, инвентарем, деньгами). Так образовывалась мелкая вотчина-аллод разбогатевшего общинника, ныне (в XTV—XV вв.) «государя».

По актовому материалу центрально-русских уездов Ю. Г. Алексеев так­же проследил процесс образования мелких вотчин (Переяславль, Кострома). Там мелкая вотчина могла образоваться другим путем — через «посажение» князем своего слуги на волостную землю. Благодаря такому «посажению» происходило «окняжение волости», освоение ее территории князем как верховным собственником.

Мелкая вотчина могла образоваться и в результате распада прежде крупных боярских латифундий в ходе семейных разделов (об этом говори­лось выше). В условиях первой половины XV в. (моровое поветрие 1420-х годов, феодальная война 1430—1450-х гг., набеги казанских татар 1430— 1450-х гг.) мелкая вотчина оказалась весьма неустойчивой. Рядовой феодал легко выбивался из привычной жизненной колеи и превращался в исходный материал для формирования, как пишет Ю. Г. Алексеев, целого ряда соци­альных типов, зависимых от более крупных и сильных феодалов — князя, боярина, монастыря. В целом же мелкая вотчина может рассматриваться и как один из факторов процесса феодализации Северо-Западной и Северо-Восточной Руси, и одновременно как одна из ее форм. О генерирующем значении мелкой вотчины много и плодотворно писали представители так называемой «ленинградской школы» русского феодализма. В процессе фео­дализации аллод — мелкая вотчина — мог стать основой для формирования крупного землевладения. На этапе же генезиса капитализма аллод — мел- кая вотчина — мог стать базой для формирования буржуазной собственно­сти на землю.

Вопросы и задания

1. Вспомните из общего курса истории России об особенностях и при­чинах происхождения оригинального государственно-политического строя Великого Новгорода. Почему здесь не мог в полной мере осуществиться княжеско-дружинный вариант феодализации?

2. По духовной грамоте Остафия Ананьевича Своеземцева 1397— 1409 гг. проанализируйте способы (государственное пожалование, купля, наследование и др.) и источники формирования крупной боярской вотчины в Новгороде (Материалы по истории СССР. Вып. 2. С. 53—56). Найдите в монографии В. Л. Янина «Новгородская феодальная вотчина» раздел, в котором на основе этого и других документов воссоздается родословие

данной боярской семьи.

3. Познакомьтесь с самой ранней грамотой, рисующей землевладение крестьянской общины и ее борьбу за свои угодья с монастырем в Пскове в середине ХШ в. (Материалы... Вып. 2. С. 33). Какой была, на ваш взгляд роль письменных актов в процессе формирования собственности на землю?

Какие виды этих актов Вы знаете?

4. В новейшей монографии Л. В. Милова утверждается, что аллод как исторически значимое явление на Руси не сложился. У нас формирование феодализма шло не через скупку аллода, а через внедрение рентных отно­шений в общину, ее подчинение в целом («in corpore») господствующему классу. Согласны ли вы с этим мнением после знакомства с Псковской Судной Грамотой ?


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Генезис земельной собственности в Древней Руси (IX—XII вв.) | Поместно-вотчинная система Московской Руси XVI—XVII вв

Дата добавления: 2014-10-14; просмотров: 453; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.