Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВАИсходная сравнительная специфика коллективных и индивидуальных методов решения творческих проблем. Две формы и направления интенсификации коллективного творчества. Проблемы специфики и оптимизации/интенсификации коллективной деятельности, творчества. Основы истории и классификации методов коллективного творчества. Мозговой штурм. Синектика. От Т. Эдисона к «фабрикам мысли», «мозговым банкам» и «магистерским универсамам мысли» Исходная сравнительная специфика коллективных и индивидуальных методов решения творческих проблем Одна из отличительных черт методов коллективного научного творчества в их сравнение с индивидуальными творческими методами достаточна очевидна. Коллективные творческие методы выступают видом социального взаимодействия или групповой работы (действия). Логичным следствием этого является требование дополнить анализ методологии коллективного творчества темами оригинальности групповой деятельности. Это обязательно будет сделано ниже. Другая отличительная особенность методов индивидуального и коллективного творчества выявляется при общем знании и сравнении их именно как методов решения творческих задач. В этом плане видно, что индивидуальные методы решения творческих задач тяготеют к тому, чтобы быть обычными методами, рациональными алгоритмами, а методы коллективного творчества больше ориентированы на создание условий для активизации бессознательного творчества. Тем самым, методы коллективного творчества можно понять как противоречивое единство рационального и иррационального, как имеющие отношение к методологии (в плане определенной рациональной организации процесса творчества), так и не имеющие (в плане согласия с тем, что творчество, в конечном счете, есть иррациональный процесс). Можно добавить, что в структурном плане, методы коллективного решения расположены между полностью рациональными индивидуальными методами решения творческих проблем и отрицанием возможности рационального решения творческих проблем. Кроме указанных выше моментов, выявить которые не так уж и сложно, дальнейший сравнительный анализ коллективных и индивидуальных творческих методов открывает другие, менее очевидные и известные отличия между ними. А именно: отношение к коллективным творческим методам будет более критичным в сравнении с отношением к индивидуальным творческим методам; можно обосновать принципиальную однородность методов индивидуального и коллективного решения проблем. Эти темы интересны сами по себе, кроме того, они диссонансно накладываются друг на друга, что может искажать общее понимание оригинальности методов коллективного творчества. Представим/разъясним их. Что касается более критичного отношения пользователей к методам коллективного творчества в сравнение с индивидуальными? В современной, модернистской, западной культуре индивидуальное творчество и больше ценится, и больше соотносится с творчеством как таковым в сравнение с коллективным творчеством. (Это можно утверждать не смотря на известную популярность мозгового штурма и всеобщий российский интерес к игре «Что? Где? Когда?» Учитывая социальную природу человека (вне общения человек не становится и не сохраняется как реальный человек, истории Маугли и Робинзона, действительно, сказки), подобное отношение к коллективному творчеству не кажется особо логичным. Все разъясняется после обращения к истории. Колоссальная зависимость человека от общества, других людей характеризует начало любой человеческой жизни и начальную историю человечества. Любое взросление предполагает определенную независимость от окружающего и окружающих. Появление общества свободных, эмансипированных людей было поставлено как цель с эпохи Возрождения и Нового времени. Сегодня идея свободного, самостоятельного человека является одним из столпов концепции общественного прогресса. Все это вело к критике этатизма, подчиненности человека обществу, к подчеркиванию всех негативных моментов, связанных с взаимодействием человека и общества (к примеру, процесс нивелирования уникальности), и к возвеличиваю отдельной, самостоятельной, свободной личности (Эпикур, анархисты, экзистенциалисты, Ф. Ницше, персонализм, сторонники индивидуализма и эгоизма и др.). Представление о творчестве, особенно, о научном творчестве (обуславливающим научный, научно-технический и, тем самым, общественный прогресс) выступает органичной частью данных воззрений. Это ведет к прославлению индивидуального творчества и следственного неприятия и скепсиса по отношению к коллективному творчеству, методам коллективного творчества, в ходе применения которых, обязательно, на Человека-Творца накладываются определенные ограничения. Нужно иметь это в виду и уметь нейтрализовать данное настроение при использовании коллективных методов решения творческих проблем. Что касается принципиальной однородности методов индивидуального и коллективного решения проблем? Основанием идеи и принципиальной однородности индивидуального и коллективного творчества могут служить следующие три феномена. Во-первых, социальная природа человека проявляется и в социальном характере сознания, души человека. Наше сознание есть «со-знание», совместное знание, которое получается путем перевода (интериоризации) внешнего общения во внутренний план, в план сознания, мышления, образа. Во-вторых, современную полемику между сторонниками модернисткой, целостной личностью и постмодернистской безграничной множественной личностью можно компромиссно понимать (избегая параноидальных и шизофренических крайностей) как свидетельство о принципиальной и здоровой множественности человеческого «Я». Стихами А. Вознесенского можно сказать, что «Я – семья, во мне живут семь Я, а весной, мне кажется, что Я – восьмой». О положительности подобного восприятия/бытия человека писал Г. Гессе в «Степном волке». В этом же плане можно понять мысли А. Камю в «Эссе об абсурде», где он считает, что абсурдный человек может быть в театре, поскольку там человеку предоставляется возможность, играя разные роли, быть множественным. В-третьих, известная в ранней философии идея тождества макро- и микрокосмоса, Вселенной и человека. На базе или в контексте указанных идей становится очевидным, что индивидуальное творчество, по сути, есть коллективное творчество, где различные части «Я» или человеческой души участвуют в коллективном решении творческой проблемы. Логичным следствие этого выступает то, что тематика ролевой структуры и эффектов принятия групповых решений становится родовой, необходимой темой и для индивидуального творчества. Известные и понятные слова – «тебе не хватает самокритичности», в данном контексте будут означать, что в структуре «Я» человека, среди его различных «Я» критическое «Я» выражено слабо, и это все влияет на качество общего решения души, сознания данного человека. В принципе, идея определенного тождества индивидуальных и коллективных методов решения творческих проблем кажется достаточно убедительной. Но можно предположить, что пока в нашей, западной культуре будет господствовать модернистская концепция личности (ориентированная на идеал целостности, иерархичной упорядоченности и единства), данные идеи, требующие господства концепций плюрализма души человека, не будут особо известны и распространены. Другое дело, что некоторые, «продвинутые» творческие личности могут попытаться быть творческими и в этом направлении возможной будущей перспективности.
Дата добавления: 2014-10-28; просмотров: 506; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |