Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Грузинская Православная Церковь
Идет в диктихах в упоминаниях после Русской Православной Церкви. Сохранилось древнее предание о том, что апостолы бросали жребий, в какую страну кому идти с проповедью. И в этом жребии решила принять участие Сама Пресвятая Богородица. Ей выпал жребий идти в Иверию, но Господь явился и сказал, что вместо нее пойдет Апостол Андрей с ее Нерукотворным Образом, который проявился на доске. Поэтому жители Иверии (Грузии) считают свою страну одним из уделов Божией Матери. А просвещал Грузию, как уже говорилось выше, Апостол Андрей. Есть еще Симон Канонит. Приводятся сведения, что в городе Ацкури Андрей воскресил сына вдовы. Он уже посвящал здесь епископов. Были и другие миссионеры в разные века. Так, во 2 веке здесь мученически пострадал святой Сухия из Калхиды. Это небольшие сведения о разных веках. Они не дали массового обращения к Христу, и только в начале 4 века совершается массовое обращение грузин. То, что у нас случилось в 10 веке, у грузин совершилось в 4 веке. Связано это было с деятельностью Святой Равноапостольной Нины. Нина родом была из Кодопагии. С детства была благочестивой, и однажды в сонном видении ей явилась Божия Матерь и вручила ей в руки крест из виноградных лоз и сказала: “Иди в Иверскую страну просвящать этих людей”. Когда Нина очнулась от видения, этот крест пребывал у нее в руках. Ее проповедь сопровождалась различными чудесами, исцелениями. Сам царь Мириан, который первоначально отказывался покровительствовать Нине и принять христианство, однажды на охоте, когда возникла трудная ситуация, призвал христианского Бога и получил помощь. С этого времени он сам обратился к вере, и благодаря этому царю в 326 году состоялось массовое крещение грузин. При нем началось строительство храмов, из Греции были приглашении епископы и священнослужители. Сын царя Мириана царь Бокар тоже способствовал утверждению веры, и при Бокаре свершился перевод богослужебных книг с греческого на грузинский. Наибольшее могущество Грузии было достигнуто в 5 веке при царе Вахтанге I Горгослане. Он перенес столицу в Тифлис. При этом царе началось оформление автокефалей. Однако первым предстоятелем был избран Петр I (возглавлял Церковь с 467 по 474 год).
Когда автокефальная церковь независима, то самостоятельно освящается миро. Миро употребляется в таинстве миропомазания, непосредственно после крещения. Никакой священник или епископ в епархии не может освящать миро. Миро освящается во время Великого Поста, освящение возглавляет сам Патриарх. Миро составляется из множества благовонных компонентов, и на протяжении многих дней читаются молитвы, а непосредственно мироварение - на Страстной Седмице, и в Великий Четверг - чин освящения миро. В новоосвященный миро добавляется часть из старого миро, таким образом, в это новое миро добавляется преемственность веков, если можно так сказать. Освящать может только Престоятель Автокефальной церкви. Существует понятие автономии, независимости управления, но миро они освящать не могут.
Грузинская церковь получила право освящать миро только во 2 половине 9 века. Вероятно, были какие-то вопросы, как признавать Автокефалию грузинскую. Конечно, вопрос никогда не шел быстро. Например, Украина сейчас - отдельное государство, а Церковь на ее территории является частью РПЦ. Они имеют право испросить независимость, т.е. стать отдельной Автокефальной Украинской Православной Церковью. Но РПЦ не идет навстречу. Тут есть много причин, одна из них та, что РПЦ – последняя нить, соединяющая Россию и Украину.
В 6 веке в Грузию прибыли сирийские подвижники во главе с Преподобным Иоанном Зидазнийским. Эти подвижники стали основоположниками монашества в Грузии. Поскольку в это время Грузия испытывала нападки со стороны Персии, там иногда были культы огнепоклонничества. Иоанн с подвижниками боролись с огнепоклонничеством в Грузии, и достаточно успешно. Иоанну явилась Божия Матерь и велела избрать 12 учеников и идти в Грузию. Его появление стало началом духовного подъема в Грузии. Вся история Грузии представляет собой борьбу с иноверными захватчиками. Можно даже проследить некие вехи: В 4 веке святой царь Мириан, а в 5 веке святой царь Вахтанг, воевали с персами-огнепоклонниками. В 7 веке в Грузию вторглись арабы-мусульмане, на некоторое время утвердив владычество. В то время прославился мученик Або Тбилисский. В 10 веке вторглись турки. Грузия останавливала многих захватчиков, которые могли проникнуть в Россию, являясь неким заслоном. В 11 веке на престол входит Святой князь Давид 4 Строитель (правление - 1089-1125). Он изгнал турков, смог объединить государство. Он также создал регулярную армию, возвысил духовный уровень Грузинской Церкви, способствовал возведению на епископские кафедры достойных предстоятелей. Он строил храмы, монастыри. Одним из любимых храмов был Гелатский монастырь, усыпальница грузинских царей. В этом монастыре на стенах сохранилось изображение царя Давида. Это изображение сохраняет его прижизненные черты. Он также отличался необыкновенной силой, во время битв возглавлял армию. Сам таскал каменные глыбы. Царь пригласил в Гелати выдающихся грузинских ученых, создал академию, научно-просветительский центр.
После Давида мы, конечно, должны отметить его правнучку – Святую царицу Тамару (правление - 1184-1213). Ее правление рассматривается как золотой век Грузии, в то время были мир и благоденствие. Но едва царица покинула мир, наступили неприятные времена. В 1227 году на Грузию нападает Хорызмийское войско во главе с Джалал-этдином. Тбилиси был захвачен, и захватчики, будучи мусульманами, принуждали к отречению христиан. Но принуждали своеобразным способом: поскольку в исламе не признаются иконы, то 31 октября 1227 они вынесли на мост через реку Мктвари (Куру) иконы Богородицы и Спасителя. Они вывели жителей города Тбилиси и потребовали, чтобы они шли через мост, попирая иконы. Тому, кто отказывался, отрубали голову и бросали в реку. В тот день пострадало 100 тысяч христиан.
В 40-е года 13 века было нашествие монгол. Они господствовали 100 лет в Грузии. А с 1386 года Тамерлан совершил 8 опустошительных походов на Грузию.
Конец 15 века - это самое печальное время: Грузия терпит внутреннее разделение. В западной части образуется царство Имерети. Здесь был поставлен неканонически абхазский католикос Иаким, без согласия Мцехского престола.
Что касается Абхазии, она выступает за церковную независимость от Грузии. Они приводят данные о своей независимости: что при императоре Юстиниане в 6 в. здесь была народность абхазов (абазги), которая непосредственно обращалась к императору Юстиниану с просьбой прислать епископов. И император прислал – была своя иерархия у абхазов, независимая от Грузии. Опираясь на это, Абхазия сейчас пытается выйти из юрисдикции Грузии. Длительное время Абхазия включалась в Грузинскую Православную Церковь, и законный путь – это испрошение благословения у Матери-Церкви, т.е. у Грузинской Церкви.
Западногрузинская Церковь считала себя самостоятельной до начала 19 в. 300 лет Грузия находилась в сфере мусульманской Грузии и Ирана. В начале 19 в. происходит восстание, Затем Восточная и Западная Грузия обращаются к России с просьбой присоединиться к нашему государству. И в 1801 г., можно сказать, вся Грузия включается в состав Российской Империи. Прошу заметить, что они сами просились, - никто их не захватывал. Они просились и ранее: еще в 17 веке посылали прошения царю Алексею Михайловичу.
Когда Грузия была включена в состав Российской Империи, то Грузинскую Автокефалию упразднили. Это вполне естественно, т.к. единое государство, и должна быть одна глава. Предстоятель Грузинской церкви был включен в Священный Синод РПЦ. Мы организовали Грузинский Экзархат: это значит, что они были самостоятельными во внутренней жизни, но Экзарха им поставляла РПЦ. Проходит столетие, и в начале 20 в. грузин уже не удовлетворяет практика Экзархата - они ищут самостоятельности, ищут православной Автокефалии, и как только в России совершается февральская революция, в Мцхете 12 марта 1917 года была провозглашена Автокефалия, независимая от РПЦ. Католикосом стал Епископ Керион Сацагвишвили. РПЦ осудила это действие. В 90-х годах после распада СССР удалось сохранить Автокефалию на территории стран СНГ, в чем огромная заслуга РПЦ и Патриарха Алексия II. Если бы произошло отделение, то это привело бы ко многим внутренним церковным нестроениям и влекло бы к снижению духовного уровня в этих странах, потому что у них нет достаточной базы для самостоятельной духовной жизни.
Патриарх Тихон осудил действие Грузии, Мцхетского Собора; произошел разрыв. Но жизнь выстроилась так, что к ВОВ стало ясно, что нужно признавать эту Автокефалию, и в 1943 г. Патриарх Сергий Страгородский восстановил общение с Грузинской Церковью в лице Патриарха Калистрата. Интересно, что Епископ Карион, который инициировал независимость, был, в конце концов, прославлен как святой. РПЦ поставляет Грузинскую Церковь в списках предстоятелей сразу после себя - это очень высокий статус.
Дата добавления: 2014-10-28; просмотров: 466; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |