Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ЦерковьПраздники "Праздный» - «пустой", "незанятый". Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств проводилось общественно, являлось "событием", совместным заклинанием природы и проводилось не в доме или посёлке, а за пределами житейского бытового круга. В году было пять основных праздников - Корочун (начало года, зимний солнцеворот 24 декабря), Комоедицы, или Масленица (весеннее равноденствие 24 марта), Купала (летний солнцеворот 24 июня), Перунов день (21 июля) и Кузьминки (праздник урожая, осеннего равноденствия 24 сентября). Характер многих языческих празднеств был настолько связан со всей природой вокруг села (леса, рощи, реки, холмы, горы), что отыскать места древних хороводов, купальских костров, различных "игрищ" почти невозможно. Исключением являются только священнодействия на холмах, на горах, которые очень часто при археологических исследованиях дают интересный материал о древних языческих культах. "Красные горки", "красные холмы", где проводились масленичные сжигания чучел зимы, обряд заклинания весны были около каждого села. Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общим столом - "Братчины", помогающие восстановить душевные и физические силы и выполняющие функции единения. По мере развития праздники обогащались культурным содержанием (песнями, плясками, музыкой, сказаниями, играми). "Ряженье" же можно считать первым театральным действием. Из игр популярны были борьба, кулачный бой, беганье, метание копья. При княжеском же дворе устраивались пышные пиры по поводу значимых событий (победа в сражении, приезд купца). Показатель княжеской щедрости - накормить и напоить гостей допьяна. Любимой забавой высшей знати становилась звериная и птичья охота. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представление о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом, связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдалённых частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на всё развитие русской культуры раннего средневековья. При монастырях в 11-12 веках начали собираться первые библиотеки. К 13 веку появилась и "мирская" литература, книжное чтение стало одним из основных занятий образованных людей Руси. В период татаро-монгольского ига традиции народной жизни сохранялись на незанятых татарами территориях - Новгороде, Пскове, Смоленске... С 14 века Русь начала оправляться от постигших её бед, рождались ремёсла и торговля, развивалось зодчество. Увеличилось число церквей на Руси, церковная трапезная нередко становилась местом общинных сходок и праздничных церемоний. Церковь давала возможность приобщиться посредством богослужения к лучшим образцам зодчества, живописи, музыки, печатного слова.
Дата добавления: 2014-03-03; просмотров: 575; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |