Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Правила публичной речи. Оратория

Читайте также:
  1. I ФИГУРА ЕЕ ОСОБЫЕ ПРАВИЛА И МОДУСЫ
  2. Богатство речи.
  3. Виды публичной речи.
  4. Внешнеэкономические контракты.(ст.382 ХКУ) Правила ИНКОТЕРМС и расчеты при осуществлении внешнеэкономических операций.
  5. Вопрос 3. Принципы и правила обучения.
  6. Вопрос 4. Правила ведения визуальной ориентировки.
  7. Вопрос 53 - и изменение и раст по одинаковым правилам.
  8. Восстановление устной импрессивной речи.
  9. Выбор заготовки и баз при обработке заготовки. Понятие о базах. Правила базирования. Схемы базирования. Погрешность базирования. Условные обозначения базирующих элементов.
  10. Вывихи: понятие, признаки, общие правила оказания первой медицинской помощи

К трудностям делового общения, в первую очередь, следует отнести владение аудиторией, манеру и искусство публичного выступления. Речевой стресс, волнение, страх, ораторскую лихорадку, колоссальное интеллектуальное, эмоциональное, физическое напряжение испытывают, как правило, даже опытные ораторы и оппоненты.

Чтобы обрести уверенность, следует, во-первых, тщательно готовиться к каждому выступлению. По выражению А.Ф. Кони, «размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду». Во-вторых, настроиться психологически на позитив, максимальную пользу и удовольствие для собеседника. В-третьих, снять физические и психологические зажимы системой упражнений и аутотренинга. Затем, установить плотный визуальный контакт с аудиторией: держать в поле зрительного внимания всех, особенно пассивных, слушателей; настроить аудиторию юмором, маркерами-словами обращений, зацепляющими вопросами. Необходимо использовать и паравербальные средства – интонацию, темп, тембр, громкость, логические акценты, паузы, мимику, жесты, позу, дистанцию речи. Не меньшее значение имеет заинтересованность предметом речи, искренность, естественность, открытость, а также проницательность, обратная связь с аудиторией, коррекция речи по закону «отзеркаливания». Энергетика, заряженность темой в сочетании с чуткостью и уважением к собеседнику неизменно создают максимальный эффект общения, кроме того, продуманный внешний вид. Одежда, стиль, манера держаться могут в равной степени расположить к восприятию, либо создать барьеры в общении. Оптимальным для публичной речи считается деловой стиль в одежде с элементами индивидуальности, не отвлекающими от восприятия.

«Ars oratoria – красноречие сердца, стремление души, искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других» (Н.Ф.Кошанский, учитель Пушкина).

Оратор, прежде всего гражданин (aner politikos, как определяли древние греки), муж добродетельный (vir bonus, по мнению римлян), и чтобы предоставить обществу правду, добро, отделить прекрасное от постыдного, требуется четкая организация речи.

1. Продолжительность публичного выступления ограничена регламентом внимания – 45 мин (академический час) и интенсивностью восприятия – 5, 10 мин (высказывание, хрия).

2. Если регламент ограничен, выбирается основная проблема, остальное увязывается.

3.Структура речи и цель должны быть ясны и постоянно напоминаться для ориентации.

4.Каждая смысловая позиция (аргументация) закрепляется и подчеркивается отдельно.

5. Выбирается порядок дедукции или индукции в зависимости от настроя аудитории.

6. Вступление (голова речи) – не более 1/8 от целого, не должно содержать извинений, следует заявить тему, озадачить вопросом, цитатой, завлечь шуткой, парадоксом.

7. Основная часть (тело речи) не должно включать более пяти связанных положений (частые ошибки – выход за пределы, путаница в плане, усложненность конструкции).

8. Заключение (ноги речи) – это генеральный штурм: упоминание о главном, побуждение к активности, жизнеутверждающий тон и сильная точка (слоган). Прощаться только раз!

9. Речь должна быть крепко сшита переходами, словами-маркерами между частями.

10. Необходим предварительный эскиз, план с тезисами, движение идей по всей речи.

Публичная речь может быть как подготовленной заранее, так и спонтанной, импровизированной. К этапам подготовки относятся выбор темы, работа с источниками, определение намерений, целевая установка и выбор средств ее реализации. К самому выступлению рекомендуется готовиться за несколько дней, чтобы вжиться в тему. Далее, речь необходимо репетировать не по кускам, а целиком, варьируя ее частями. Запоминать следует не фразы, а мысли, идеи, тезисы речи; можно воспользоваться планом, выпиской, «шпаргалкой», ключевыми словами. Репетировать лучше всего на ходу, непроизвольно. Никогда не следует заучивать текст, репетировать перед зеркалом.

В зависимости от цели речи делятся на информационные, убеждающие, агитационные, воодушевляющие, развлекательные, и каждая имеет свои особенности, структуру.

В информационной речи ценятся актуальность темы, свежесть, новизна, сочетание общих положений с конкретикой, наглядностью, соотношение логического и эмоционального, негативного и позитивного, теоретического и фактического; обязательным является последовательность развития и структурирование частей, установка на позитив, выход.

В убеждающей речи решающим является неизменность тезиса и достоверность аргументации: она должна быть «ad rem» - к делу, а не «ad hominem» - к человеку, т.е. опора на факты, а не на предрассудки. Аргументы по их весомости определяют порядок, композицию речи, они логически вытекают из тезиса и должны быть непротиворечивыми и исчерпывающими. Убедительность такой речи зависит также от ее выразительности. Воодушевляющая (эпидейктическая – хвала, хула) речь обращена к эмоциональной сфере общения: поздравления, благодарности, напутствия, тосты, комплименты. Здесь важны индивидуализация, адресность и образность (метафоричность) высказывания. Имеют значение и построение (композиция) частей: тост и комплимент трехчастны (повод, притча-метафора, личный мотив).

Сам композиционный ход варьируется в зависимости от жанра и типа публичной речи.

В повествовании чаще применяют хронологическую или историческую модель; в информационной – сопоставительный, ступенчатый или концентрический способ раскрытия темы; в убеждающей – логический, индуктивно-дедуктивный метод. Универсальным способом является комбинированный, дающий полную картину темы.

Импровизация – особый тип речи, когда на подготовку практически нет времени. Однако, и здесь разработана довольно четкая схема действий. Недаром мастера импровизации – французы, утверждают: «Лучшая импровизация – это хорошо продуманная речь». Итак, пока вы выходите к месту выступления, за 1-2 минуты попробуйте сформулировать:

1)тему и центральную мысль; 2) позиции основной части, аргументы, факты, примеры;

3) «началку и концовку», вводные и заключительные слова; 4)логические переходы.

Импровизация претендует на краткость, яркость, образность, даже парадоксальность. Уместной является шутка, «шоковая техника», сугубо личная субъективность мнения.

Усиливайте речь мимикой и жестом, чем «нестандартней» будет импровизация, тем она эффективней. Не пытайтесь все сразу облечь в слова, это можно сделать уже по ходу выступления. Изобретайте содержание по «общим местам», топам, применяйте структуру хрии, она беспроигрышна и продуктивна. И главное, создайте оптимистический настрой, чтобы оставить аудиторию в «рабочем состоянии», в атмосфере благожелательнотсти.

Чтобы управлять вниманием аудитории, во-первых, используйте имеющиеся интересы и создавайте новые. Людям нравится необычное, загадочное, древнее. А кроме всего, они ищут выгоду. Аристотель говорил, что есть только две ведущих эмоции у слушателей – страх или радость. Чтобы возбудить и поддержать внимание, аудиторию надо либо предостеречь, либо стимулировать к выгоде. Во-вторых, учитывайте информированность, запас знаний слушателей, их интеллектуальные возможности. Новое должно умеренно перемежаться со старым, уже известным. Поток сложной новизны может просто отключить аудиторию. И учтите, чем младше и ниже по образованности аудитория, тем проще и прозрачней должна быть речь. В-третьих, контролируйте темп речи, чтобы слушатель не опережал, но и не додумывал за оратором мысли и слова. Квантуйте речь, разбивайте речевой поток на смысловые части, доли, интервалы, следите за пульсацией внимания. И наконец, экстрастимулируйте слушателей, тормошите их, выводите из состояния торможения, вызванного статичностью восприятия. Игра слов, загадка, метафора, шутка, анекдот, парадокс, намек – все это факторы гармонизации общения.

 

Искусство спора. Нейтрализация манипуляций.

Спор – особый вид речевого общения. По определению Даля: «Спор – словесное состязание, устное или письменное прение, где каждая сторона, опровергая противника, отстаивает свое».Этимология слова: спор, от древнеиндийского «пор» (схватка), отсюда – переть, прения. Дискуссия (discussio) – мирное обсуждение, полемика – воинственна (polemikos), враждебный спор. Диспут (disputare) – рассуждение на тему, однократная дискуссия. Протагор определил: «О каждом предмете есть, по крайней мере, два мнения, которые и рождают спор». Но «и не оспоривай глупца», - ответил на это Пушкин.

Искусство дискуссий и споров основано на умении ставить вопросы, избегать уловок, доказывать аргументами и фактами, сохранять выдержку и доверие.

В манере ведения дискуссий различают три вида: 1) непозволительная манера унижения противника «саботажниками» общения, 2) победа любой ценой с помощью уловок и 3) корректность и эмпатия в соблюдении интересов сторон. Только третий вид не ведет в тупик. Для этого надо уметь слушать и отвечать в контексте антитезиса, опираться на аргументы, а не на эмоции, сохранять тезис неизменным и соблюдать речевой этикет. К таким лойяльным приемам дискуссии относятся: 1)строгое определение предмета, рамок и терминов; 2) активная наступательная позиция; 3) правило Наполеона – выбрать направление удара; 4) не доказывать слишком много; 5) ставить тактические, а не стратегические цели (никто не уступит); 6) правило Цезаря – и враги изрекают истины, не унижай их; 7) правило Саади – нельзя недооценивать противника (детеныш льва). К нелойяльным приемам относятся: 1) подмена, расширение или сужение тезиса; 2) эмоциональная глухота; 3) уловка актера – выбить из равновесия; 4) негативные намеки, жесты, междометия; 5) скороговорка или крик; 6) имитация заикания, провокация на повторы аргументов оппонента (они уже как бы свои). Кроме того, необходимо опровергать нелойяльные аргументы в споре: ссылку на авторитеты, на недоступные источники информации, на материальные интересы; аргументы к тщеславию, к жалости, к неверности.

Правила опровержения: достаточно начать с самого слабого аргумента (остальные отпадут), при поражении не показывать растерянность (да – но), «запараллелить» процесс спора (перенести); если проиграл окончательно, признать правоту, чтобы сохранить лицо. Эстетические аргументы вне лойяльности, только Творец определяет меру красоты как доказательство истины. И цель любой дискуссии не победа, а установление истины.

Манипуляция в общении – это побуждение другого человека к изменению решений для достижения собственных целей. Это вид психологического воздействия, чаще скрытого характера, так чтобы адресат принимал их за свои собственные действия. Это игра на человеческих слабостях, аргументах иррациональных и нелойяльных (корысть, тщеславие, ксенофобия, связи). Помимо деструктивной роли, манипуляции могут носить и конструктивный характер: для ореола лидерства, смягчения принуждений, идей сплочения. Однако в этом случае, руководитель должен создавать иллюзию свободы самоуправления и не давать манипулировать собой.

Виды манипуляций:

1) Организационно-процедурные манипуляции (затягивание переговоров, дискуссий)

2) Психологические манипуляции (игра на самолюбии и чувстве вины)

3) Логические манипуляции (нарушение логики для непосвященных)

Манипуляции становятся негативными, когда насилие над личностью превышает уровень, диктуемый спецификой работы, поэтому так необходимо уметь распознавать их и противостоять им.

Правила нейтрализации манипуляций:

1) Отслеживание изменений ситуации (эмоциональный будильник)

- дисбаланс в распределении ответственности/ стремление к стереотипности поведения

1) Анализ механизмов воздействия (индикаторы)

- психические автоматизмы и регрессия к инфантильным реакциям / сужение сознания, цикличность высказываний /смена фоновых состояний в сторону отрицательных реакций

3) Способы нейтрализации уловок

- заведомый договор о недопустимости манипуляций /раскрытие сути уловок (назвать модель) / информационный диалог (развернутые вопросы и ответы) /конструктивная критика (этика интеллектуальной борьбы) /цивилизованная конфронтация (готовность прервать общение) /«уловка на уловку» (контригра, когда использованы все ресурсы).

Приемы создания доверительных отношений (снятие барьеров).

Устранение манипуляций в мужской и женской логике.

Следует учитывать особенности общения и генетические различия, программирующие поведение мужчин и женщин. Мужчина – искатель, первопроходец, готов рисковать и жертвовать собой; женщина – хранительница очага и традиций в этосе, передает следующим поколениям наиболее ценное из инноваций. Мужчина ориентирован на логику и обоснованные аргументы, видит картину в целом; оценивает как позитивные, так и негативные последствия общения; реагирует на результаты общения, а не на слова и эмоции. Женщина ориентирована на детали и частности (телескопическое зрение); эмоциональное восприятие, интуиция, а не логика; слабая оценка своих слов и чувствительность к чужим словам. Для мужчины дело - важнее всего, поэтому управлять мужчиной можно в аспекте восхваления его достоинств и заставить мужчину принять женскую точку зрения возможно, если выдать ее за его решение.

Ошибки в общении допускаемые женщиной в отношении с мужчиной:

излишняя опека (нянька), попытка переделать по своему образцу (забей гвоздь), преувелечение достоинств (воображаемый идеал), завышение планки (истерика по мелочам); женщине не надо хорошего или плохого, она стремится к удовольствию ( не этика, а чувство).

Мужчинам следует учитывать законы женской логики:

- закон шаровой молнии (бьет в любого, кто рядом) /закон микроскопа (мелкие проблемы в тысячекратном увеличении) /закон прошедшей бури ( эмоции требуют разрядки, поиска сочувствия) /закон Буратино (голова не знает, куда ноги понесут, случайность решений) /закон Агафьи Тихоновны (соединение несоединимого)/ закон Сюзанны ,невесты Фигаро ( не может быть неправа ) /закон новобрачной ( потребовать невозможного, а потом отказаться) /закон женщины-голубки (по Расулу Гамзатову: «если муж хороший, если муж хороший, если муж хороший… плохо все равно!»).

Рекомендации в деловом общении с мужчинами:

- формулируйте цель разговора, конкретные вопросы, избегайте эмоций

- рациональные аргументы стройте дедуктивно, не делайте сами выводов

- не используйте подтексты, намеки, поддакивайте, хвалите его ум и силу

- не опекайте его и не доминируйте, не говорите, что неправ, ждите помощи

- обозначайте временной лимит разговора, не требуйте быстрых решений

- говорите короткими фразами, медленнее, чем хотелось бы вам

- не преувеличивайте степень своего расстройства (я все брошу!), предупредите заранее, чтобы он не понимал вас буквально

- не спорьте с мужчиной, который сделал вам комплимент, примите его

- чаще цитируйте его самого, не перебивайте, вводите контактные реплики

- не упрекайте в бесчувствии, в эмоциях просите не совета его, а поддержки

- имейте приветливый внешний вид, не раздражайтесь и не «болтайте зря»

- избегайте слов и выражений: «нет, нельзя, ты ошибаешься, я же говорила, я так чувствую, давай я помогу, ты неправ», заменяя их на «я думаю, если ты считаешь, давай вместе предпримем…»; «думать» - чисто мужское слово.

Рекомендации в деловом общении с женщинами:

- выслушивайте её, не перебивая, обсуждайте с ней её проблемы

- информацию стройте индуктивно: сначала факты, потом выводы

- главное – это эмоциональный контакт, приветливый тон, дружелюбие

- женщина больше верит на слух (любит ушами), приоритет устной форме

- изобретайте комплименты, женщина ждет многословных оценок и мнений

- терпеливо относитесь к частой смене тем и комментариям ваших действий

- не спешите с советами и решениями, часто она просто ищет сочувствия

- подробные сведения и даже сплетни необходимы как доверительность

- в общении предпочтителен близкий визуальный контакт и даже такесика

- она оценит компетентность, чувство и силу взамен грубости и невнимания

Парадоксы взаимного делового общения:

- женщины ценят не красивых и уродливых, а тех, кто хочет ими заниматься

- для женщины «не знаю» - жажда учебы, а для мужчины – подрыв статуса

- общение для женщины самореализация, для мужчины – поиск решений

- слово «да» для женщины знак внимания, а для мужчины – уже согласие

- для женщины компромисс – выигрыш, а для мужчины – слабость, провал

- в отличие от мужчин, женщина не всегда знает свою цель, чего ей хочется.

Мужское «Я» пострадало от электронной революции (СМИ), представившей его некомпетентным занудой; его представляют носителем свинского мужского шовинизма, с песьими намерениями.

Но что значит мужчина без обращения с женщинами, и что значит женщина без обращения с мужчинами? Разлучите оба пола и вы оскорбите природу; соедините их только для естественной потребности, и вы унизите их до животных. Но украсьте жизнь взаимным общением, и вы сделаете то, что повелевает разум. Ни женщины, ни мужчины никогда не смогут уйти от необходимости общаться друг с другом, и конфликт всегда проще предотвратить, чем устранять потом. Сделаем это общение эффективным, гармоничным и комфортным. Это значит, что женщинам надо говорить с мужчинами на «мужском языке», а мужчинам с женщинами на «женском».

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Особенности и виды делового общения | Особенности межнационального делового общения

Дата добавления: 2014-11-01; просмотров: 445; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.