Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Особенности межнационального делового общенияНациональные черты деловых людей обязывают к соблюдению этики и деловых подходов в общении. Важно знать также точку зрения иностранцев на русский стиль общения и наши собственные традиции в этой области. Американский стиль отличается высокой компетентностью, напористостью, пунктуальностью, демократичностью, жизнерадостностью. Они не терпят молчаливости, затяжек, ценят юмор и откровенность, последовательность. Решения принимают быстро – «по рукам» - и редко меняют мнение. Англичанеконсервативны, рассудительны, учтивы, уклончивы в оценках, не терпят вторжений в личную жизнь, любят детективы, чисто английский юмор и ориентируются на репутацию. Целесообразно заранее знать их привычки, наклонности, запастись шутками, не бояться пауз и молчания, не болтать зря, проявлять интерес к долгосрочному партнерству, соблюдать строгий этикет. Немцы расчетливы, педантичны, формализованы, но и резки. Не следует допускать юмор на переговорах, важен церемониал представлений, обмен визитками, обсуждение деталей, ответственность за исполнение решений. Французыгорды и независимы как законодатели стандартов демократии, качества жизни, дипломатии, куртуазии, изящества речи; ценят галантность, находчивость, скептицизм, расчетливость, личные связи . Они ориентируются на логику, жесткий стиль, не терпят компромиссов, но любят импровизацию. Нельзя затрагивать вопросы веры, службы, доходов, семьи, а также политики Итальянцыэкспансивны, коммуникабельны, многословны, раскованны и крайне не пунктуальны. С ними нужно откровенничать о семье, заботах, досуге, культуре, быть готовым к фамильярности, жестикуляции, интригам. Они не считают аморальным обойти закон, но чувствительны к этикету. Японцы, напротив, крайне замкнуты, церемонны, дисциплинированы. Смотреть им в глаза, значит проявлять невоспитанность, рукопожатия у них заменяют поклоны. Главное для них – «не потерять лицо», улыбка и «да» не означают согласия. Следует быть предельно вежливым, осторожным, скромным, пунктуальным, избегать шуток, соблюдать субординацию. Китайцы ориентируются на внешний вид, имидж, статус собеседника; решения склонны принимать дома после консультаций с центром, любят ловить на ошибках и требуют гарантий договоренностей. Это всегда игра. Арабыстрого соблюдают ислам, нельзя предлагать свинину и спиртное; они доверительны, но предпочитают торг, им принято расточать похвалы. Русские в глазах иностранцев предпочитают общие цели средствам их достижения, им важна концепция. Диапазон стилей общения, при этом, может быть от официозного до приятельского. На них нельзя давить, унижать их гордость, и они меньше держатся за финансовую сторону сделки; нужно им просто понравиться: обмен фотографиями, похвала старикам, достижениям страны. Исторически безопасным для них было групповое конформное поведение, коллективная ответственность; они неподатливы к изменениям и готовы пересидеть любого. Они любят поговорить, но хорошо владеют собой. У них не было демократии, и не ждите от них праведности и открытости. Но их можно пленить искренностью и участием. Русский национальный этикет и этический кодекс современного молодого человека исторически взаимообусловлены. Еще со времен язычества в русской общине главенствовали принципы соборности, взаимовыручки, свободолюбия, доброты, честности, противостояния невзгодам. Строительство государства с целью объединения племен и защиты от завоевателей привнесло в эту этику силу мужества, готовность к подвигу, верность отечеству. Русское православие, отличное от византийского, добавило такие идеалы, как страстотерпие, верность слову, скромность и незлобивость, совестливость и бескорыстие, трудолюбие и милосердие. Прорыв Петра к западной цивилизации привнес в русское общество такие черты, как любовь к просвещению, наукам, искусству, манерам поведения, политесам и потешным балам, строительству и архитектуре. Были заложены основы русской нравственности и гражданского самосознания. От «Поучения к детям» Владимира Мономаха (укрощать гнев, повиноваться старшим), через «Домострой» Ивана Грозного (не лгать, не бражничать, признавать главенство семьи и хозяина), до Петровской «Юности честного зерцала» (первого кодекса чести молодой гвардии), и далее к Екатерининским «Табелям о рангах», дворянскому благородству, женскому просветительству, аристократизму духа и бытия, к нашему золотому веку величия русской культуры, и затем уже к свободомыслию разночинцев, купеческому и промышленному меценатству, уникальной жертвенности и стойкости русской интеллигенции, вопреки жесточайшей цензуре и репрессиям двуличного социалистического строя, - весь этот крестный путь русской этики и морали, есть беспримерный подвиг становления, разрушения и упорного возрождения современных нравственных основ. Мы можем с уверенностью сказать, что стандарты и регуляторы сегодняшних правил ведения дел в России основаны на демократических и гуманистических традициях. Это равенство, уважение к человеческому достоинству и закону, целесообразность и этикетная культура, создание положительной ауры. Здесь и правила всеобщего характера: чуткость, тактичность, чувство меры, обращения к старшим, женщинам, коллегам; и правила знакомства, манеры поведения в общественных местах, на переговорах; здесь и такие всемирно признанные действия, как «54 правила Джорджа Вашингтона», демонстрирующие современные приличия манер в деловой среде, а также «23 правила всеобщего этикета» Эми Виндербальта. Кодекс чести современного молодого человека в России формирует требования, которые общество предъявляет личности как обязательные. Этот кодекс исторически восходит еще к Законам Моисеевым, десяти заповедям, записанным на скрижалях и данным нам Всевышним на все времена. В основе современного кодекса чести лежат две категории: кардинальные и теологические добродетели. К первым относятся рационально-классические платоновские идеалы мудрости, умеренности, мужества, справедливости, т. е. ветхозаветные ценности. Ко вторым же, богословским и христианским ценностям принадлежат вера, надежда на спасение и любовь к Творцу, т.е. новозаветная этика. Хотя уже в Средние века богословские ценности широко трактовались как интеллектуальные (мудрость, наука, искусство) и моральные (справедливость, умеренность, стойкость). Еще шире трактует добродетель наш современник, философ Владимир Соловьев: это стыд, жалость и благоволение. Мудрость добродетельна, если направлена на достойные дела; ловкое житейское благоразумие за чужой счет позорно. Мужество добродетельно, только если возвышает дух над инстинктом самосохранения, а справедливость, если основана на чувстве жалости. Вера не добродетельна, если обращена на недостойное; а надежда, как и любовь, проявляются только через милосердие. Вывод Соловьева: добродетели сами по себе не являются нравственно достойными, а становятся таковыми лишь в соответствии с первичными основами нравственности. В современном западном обществе система добродетелей известна как франклиновские добродетели. Автор Декларации независимости и Конституции США, Бенджамин Франклин определил критерием добродетели “self-made-men”, т.е. человек, обязанный самому себе. Это трудолюбие, бережливость и денежные обязательства. О достоинстве судят, давая кредит. В кодекс Франклина входят также воздержанность в еде-питье, искренность, немногословность, честность, решительность, справедливость, аккуратность, целомудрие, скромность, спокойствие и выдержка. Идеал американизма. Правила Штайнера для руководителей гласят: 1)не критикуй подчиненного среди его коллег; 2) повышая голос, ты понижаешь свой авторитет; 3) не бойся критики со стороны подчиненного; 4) не бойся попросить совета у подчиненного – хуже, если ты сделаешь ошибку, в которой тебе помогли бы разобраться; 5) сделав ошибку, признай ее первым, не ожидая, когда это сделают твои сотрудники; 6) помни: ты занимаешь свое место, только потому, что тебе его доверили. Однако разумный эгоизм в условиях рыночной экономики взаимно полезен, ибо позволяет признать чужие интересы, не теряя своих с помощью альтернатив. Ограничение эгоизма в экономике должно носить правовой характер: зарплата, отпуска, и т.п. В современном российском обществе остро стоит вопрос о «правильном поведении» молодых людей в сфере предпринимательства. Необходим «Новый кодекс чести». Он может включать в себя следующие нормы: - уважение к старшим как древняя всеобщая традиция - золотое правило: поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой - соблюдай национальное достоинство других, не унижай «чужаков» - уважай обряды иных религиозных конфессий, их чувство веры - имей чувство собственного достоинства и признавай его в других - толерантность к мнению инакомыслящих - совестливость и честность, трудолюбие и бережливость - милосердие и забота о природе, о братьях наших меньших - патриотизм как преданность отечеству - соблюдение норм права и этикетных норм.
Аристотель сказал: «Правда о добропорядочном еще и в том, что он многое делает ради друзей и отечества и даже умирает за них, если надо, расточая блага и почести, за которые держатся другие и оставляя за собою лишь нравственную красоту».
Дата добавления: 2014-11-01; просмотров: 311; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |