Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Своеобразие эстетической деятельности на разных этапах развития личностиВиды эстетической деятельности и их роль в эстетическом развитии личности. Типологию видов художественной деятельности можно строить на нескольких классификационных основах. Интересно, что на практике разные типологии используются не альтернативно, а во взаимосвязи. Первая классификация опирается на характер деятельности воспитанника. В ней различают – перцептивная деятельность ( ); – когнитивная или деятельность (………………. ………………………..); – художественно-творческая деятельность (т.е. самостоятельное явлений искусства).
Другая классификация опирается на характер творческого процесса и базовые характеристики созданных образов. В ней различают – литературное творчество (создает универсальные образы); – изобразительное творчество (создает пространственные образы); – музыкальное творчество (создает временные образы); – театральное творчество (создает пространственно-временные образы); –
На основе вашего личного опыта ученика и воспитанники опишите варианты взаимодействия различных видов эстетической деятельности.
Полноценно и разносторонне развитой в эстетическом отношении личностью принято считать человека, знакомого со всеми видами искусств, причем хотя бы с одним из них – на всех уровнях деятельности, т.е. …………………………………………………………
Эстетическое развитие личности начинается еще до рождения. В пренатальный период ребенок начинает слышать и даже различать звуки: примерно с середины общего срока внутриутробного развития он улавливает голос матери, а примерно с 7-го месяца – и громкие внешние звуки. Особую роль в этих процессах играют пение …………………и…………………………………. В младенческом и преддошкольном периоде (от рождения до 3 лет) происходит развитие всех органов чувств и становление процессов восприятия. Развитие музыкальности опирается на развитие слуха и двигательной координации. Развитие зрения и игровая деятельность формируют координацию глаз-рука. Книжная иллюстрация становится важным источником эстетических впечатлений и обеспечивает интеллектуальное развитие. Игрушки и другие предметы, окружающие ребенка, формируют его цветовые привычки и пристрастия, помогают (или мешают) развитию манипулятивной деятельности. Общение взрослых с ребенком является необходимым условием развития……………... Детские стихи и сказки с их простой рифмой и четким ритмом интенсифицируют этот процесс и развивают речевой слух ребенка. Домашние мультимедийные средства в этот период скорее вредны, нежели полезны для эстетического и интеллектуального развития ребенка. Для этого возраста характерен очень короткий объем произвольного внимания (до ….. минут), а также быстрая эмоциональная утомляемость. Период детства приходится на дошкольный и младший школьный возраст. Ведущим видом деятельности в этот период является изобразительная. В области восприятия этот период дает возможность начинать приобщение к явлениям изобразительного искусства на выставках, в музеях. В познавательной сфере – ребенок осваивает названия цветов, важнейших пространственных понятий, основных жанров живописи и т.д. Самостоятельная изобразительная деятельность детей имеет ряд особенностей: эмоциональность цветовосприятия и цветопередачи, плоскостность и условность в передаче форм. Дети рисуют то, что понимают, а не то, что видят, причем рисуют по воображению, а не с натуры. Важно в этот период знакомить детей с разнообразными способами создания визуальных образов – это позволит точнее определить склонности ребенка. Период детства является сензитивным для освоения музыкальной грамоты и навыков музыкального исполнительства. У одаренных детей в этот период удается диагностировать музыкальные способности. Развитие речи обогащается за счет освоения чтения. Правильную орфоэпию и интонационное богатство помогут сформировать аудио и видеозаписи исполнения мастеров художественного слова. Знакомство с театральным искусством обычно начинается с кукольного театра. Для маленьких зрителей характерны: – восприятие цвета, света, музыкально-ритмического и пластического рисунка спектакля (но не его вербального содержания); – лекгость восприятия условности, потребность в соучастии; – боязнь фрустраций; – потребность в физической подвижности; – объем внимания от 30 до 40 минут. В самостоятельную педагогическую проблему в этом возрастном периоде превращается освоение этикетных требований при посещении театров, выставок, музеев, концертов. Очень активно воспринимаются в этот период явления художественной культуры, предъявленные при помощи домашних мультимедийных средств. Важно, чтобы это были действительно явления культуры, а не их суррогаты. Подростковый период распадается на два этапа: младший подростковый (10-13лет) и старший подростковый (14-16 лет). Объем внимания в этот и последующий период отчетливо связан с продолжительностью школьного урока –……минут. Для младших подростков характерны – чувство взрослости; – наивный реализм; – интерес к сюжету (его «физической» динамике); – «черно-белая» палитра этических и эстетических оценок; – снижение эмпатии (особенно у мальчиков); – интерес к «страшилкам» и «ужастикам»; – частая смена интересов и видов творческой деятельности; Это период начала формирования профессиональных и досуговых интересов. Поэтому особенно важно, чтобы хотя бы в одной из этих сфер искусство утвердилось в качестве обязательного компонента. В старшем подростковом периоде девочки нередко обгоняют мальчиков в темпах физиологического, а следовательно – эмоционального, а следовательно – эстетического развития. Это создает ряд проблем в организации художественного образования и эстетического воспитания. Кроме того, для этого «проблемного» периода характерны – Формирование осознанных критериев качества творческой деятельности (мастерства). Неудовлетворенность низким уровнем своего мастерства нередко приводит к отказу от творческих занятий. – Влияние педагога помогает значительной части подростков перейти от наивного реализма к полноценному эстетическому восприятию искусства. Юношеский возраст выводит учащихся к порогу самостоятельной жизни, по этой причине юность ищет в искусстве «зеркало», которое отражало бы ее интересы, манеры, слэнг. В юности принимаются решения о профессиональном выборе и месте искусства в жизни.
Дата добавления: 2014-02-27; просмотров: 328; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |